Юрий Пашолок. Как сделать непонятно что и ничего не понять
Немцы, в отличие от военных других стран, достаточно быстро смекнули, что «самоходный лафет» — это хорошо. Подобными штуковинами они занимались еще в Первую мировую войну, но дальше единичных машин дело не пошло. Совсем иначе обстояли дела во Вторую мировую войну. Самоходки, главной задачей которых была механизация тяжелой артиллерии, разрабатывали многие, но именно в серию первыми смогли запустить именно немцы. Это же касалось и легких САУ, которые предназначались для установки противотанковой артиллерии. И то, и другое с успехом применили во Франции, а дальше работы пошли по накатаной.
За первые два года применения самоходных лафетов появилось некоторое понимание, что необходимо для механизации тяжелой артиллерии. Весной 1942 года стартовала программа создания «самоходных лафетов», более известных под обозначением Grille (не путать с другой самоходкой). Согласно имеющимся данным, изначально планировались Grille 10 (105-мм гаубица L/35), Grille 12 (128-мм орудие L/50) и Grille 15 (149-мм габица-пушка L/35). В качестве базы рассматривалось, прежде всего, шасси машины VK 30.02 (M), позже превратившейся в Pz.Kpfw.Panther. Grille предполагались как достаточно подвижные боевые машины, имевшие общую особенность конструкции. Дело в том, что задание предполагало применение на них буксируемых орудий, которые затаскивались на самоходную платформу, а при необходимости снималось обратно. Зачем это было надо, не совсем понятно, но такая система у немцев дальше мусолилась до самого конца войны.
То же самое касалось и самого тяжелого проекта, который появился в переписке 6 мая 1942 года. Данная машина изначально обозначалась как 17 Kanone L/50 in Sfl. База для нее поначалу не прописывалась, указывалась лишь боевая масса — 37 т. Ожидалась довольно высокая максимальная скорость — 40-50 км/ч. Согласно спецификации, обеспечивался круговой обстрел, а скорострельность составляла 2 выстрела в минуту. Если в случае с базой пока было много неизвестных, то орудие выбрали вполне серийное — 17 cm Kanone 18. Орудие, имевшее реальный калибр 173 мм, было относительно массовым (всего изготовили 338 штук), но очень тяжёлым (17,5 т в боевом положении), а приведение его в боевое положение являлось довольно долгим процессом. Ну а дальше получился проект, более известный как Grille 17. Единственный из Grille, который построили, только непонятно, зачем.
На пути к тому, что мы знаем как Grille 17, машина весьма так неслабо изменилась. Считается, что машина базировалась на шасси VK 45.02 (H), но на самом деле та ещё находилась на зачаточной стадии разработки. Скорее, стоит говорить о том, что Krupp плотно сотрудничал с 6-м отделом Департамента вооружений, а оттуда шли указания по шасси. Курировал вопрос непосредственно Книпкамп, при этом 17 cm K Sfl. получал некоторые элементы даже раньше, чем VK 45.02 (H). Надо сказать, что «самоходный лафет» ожидался очень резвым. Судя по переписке, Книпкамп ожидал получить максимальную скорость 60 км/ч, по крайней мере, шасси должно было обеспечивать именно такой показатель. Окончательно облик машины, вскоре получившей более известное обозначение Grille 17/21, сформировался в начале 1943 года. Она уже была не столь быстрая, но всё равно слегка так не от мира сего. Можно сказать, самая упоротая из Grille.
Несмотря на то, что машина потяжелела до 55 тонн, а ее подвижность упала, общая идея осталась на месте. Как и принципиальная концепция Grille. На машину ставилась либо 17 cm Kanone 18, либо 21 cm Mörser 18, благо орудия были дуплексом. Ставились они прямо со штатным лафетом, поскольку концепция Grille подразумевала (в случае необходимости) оперативную выгрузку орудия из шасси, после чего на него надевались колёса, такие же, как на обычном лафете — орудие становилось буксируемым. Особенностью лафета 17 cm Kanone 18/ 21 cm Mörser 18было то, что в боевом положении он ставился на большую центральную опору, при этом обеспечивалось круговое вращение. Так вот, то же самое подразумевалось и для Geulle 17/21. Машина заезжала на опору, приподнималась, после чего могла поворачиваться на 360 градусов. Откровенно говоря, идея специфичная и очень смелая, но заказчик требовал именно такого с самого начала проектирования. В чем глубинный смысл сей радости, в упор не понятно.
Вся дурь этой концепции становится понятной, когда видишь машину внутри. Идея «универсальной» системы привела к тому, что машина получилась огромной, при этом внутри нельзя сказать, что было сильно просторно. А как там может быть просторно, если внутри находится штатный буксируемый лафет? Артиллеристы, конечно, народ консервативный, но тут упоролись на пять баллов. Особенно это заметно по боекомплекту, с которым наблюдалась явная беда. Для 17 cm Kan 18 предусматривалось лишь 5 выстрелов, а для 21 cm Mrs 18 — всего 3. Таким образом, машина должна была действовать совместно с подвозчиками боеприпасов.
По итогам построили всего одну такую самоходку, да и то, до конца не достроили. Впрочем, даже если бы случилась серия, вряд ли бы ее любили расчеты. Ибо заказчики были либо «особенными», либо засланными казачками. Ибо ЭТО откровенное вредитиельство.
Статья по Grille 17/21:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/13020602.html