Юрий Пашолок. Из основного среднего танка в машины артиллерийских наблюдателей
История Pz.Beob.Wg.III (Panzerbeobachtungswagen III) машины артиллерийских наблюдателей на базе Pz.Kpfw.III
В межвоенный период подавляющее большинство стран, занимавшихся танкостроением, поставило перспективные разработки на паузу. Что, впрочем, не мешало заниматься экспериментами. Это касалось и спецмашин, которые действовали совместно с танками. Некоторые из них, например, командирские танки, появились еще в годы Первой мировой войны. Вместе с тем, к более-менее подходящей конфигурации подобные аппараты подошли уже к концу 20-х годов. Новый толчок к разработке спецмашин на танковой базе обозначился в первой половине 30-х годов. Не последнюю роль в этом сыграли французы, которые в начале 1931 года запустили широкую программу моторизации. Кое-что из их разработок так и осталось в виде опытных машин, но именно французы первыми создали полноценную машину артиллерийских наблюдателей. Речь идет о Renault YS 2, боевой машине на базе AMR 35, получившей стереоскопический дальномер и ряд других приборов наблюдения. Что-то похожее было и в Советском Союзе (танк-наблюдатель ТН), но и он остался опытным. Реализовали же в серии бронированную машину артиллерийских наблюдателей немцы.
Надо сказать, что поначалу бронированная машина артиллерийских наблюдателей, по мнению немецких военных, предполагалась полугусеничной. Ей стала Sd.Kfz.253, которая шла парой с подвозчиком боеприпасов Sd.Kfz.252. Создавались они специально для действий совместно со StuG, новыми штурмовыми самоходными артиллерийскими установками. Правда, без танков всё равно не обошлось. В 1940 году на роль машин артиллерийских наблюдателей пустили часть командирских танков Kleiner Panzerbefehlswagen. Вместе с тем, leichter Gepanzerter Beobachtungskraftwagen, или легкая бронированная машина наблюдателей, как именовалась Sd.Kfz.253, некоторое время была типовым средством поддержки StuG. Выпустили их внушительным тиражом в 285 штук. В дальнейшем начался выпуск очень похожих машин Sd.Kfz.250/5, которые использовались в той же роли.
До определенного момента специализированные танки для артиллерийских наблюдателей немцам были не нужны. Вполне хватало полугусеничных Sd.Kfz.253 и Sd.Kfz.250/5. Ситуация начала меняться после того, как было принято решение о формировании батарей самоходной артиллерии при танковых дивизиях. Для них понадобилась более защищенная машина, крайне желательно на танковом шасси. В результате на свет появилась боевая машина, чем-то напоминавшая командирские танки на базе Pz.Kpfw.III. Эти спецмашины получили обозначение Panzerbeobachtungswagen III, то есть машины артиллерийских наблюдателей на базе Pz.Kpfw.III.
В отличие от командирского танка Panzerbefehlswagen, который требовал достаточно серьёзной доработки, машина артиллерийских наблюдателей была проще. Фактически это передвижной наблюдательный пункт, с которого координировали огонь. Помимо средств наблюдения, требовалось также установить дополнительное радиооборудование. Оборудование это было весьма габаритным, кроме того, сменился состав расчета башни. Теперь внутри находились наблюдатель и два его помощника. Посему возникла ситуация, когда требовалось вновь изъять вооружение.
Задание на разработку Panzerbeobachtungswagen III поручили Alkett, уже в январе 1943 года был готов первый образец. Общая концепция выглядела заманчиво. Дело в том, что к началу 1943 года скопилось немалое количество Pz.Kpw.III ранних версий. С одной стороны, списать жалко, а с другой, даже после всех модернизаций их боевая эффективность была далеко не самой высокой. Поэтому основная часть таких машин стала учебными танками, причем наблюдался их переизбыток. В случае же с танком артиллерийских наблюдателей убивалось сразу два зайца. Во-первых, устаревший танк отправлялся в дело, во-вторых, экономилась масса времени и средств, ведь их не требовалось делать с нуля.
В случае с первым опытным образцом в дело пошел Pz.Kpfw.III Ausf.F, получивший полный комплект дополнительной защиты. Курсовой пулемет изымался, а на его месте размещали пистолетный порт. В кормовой части корпуса появлялся порт для штырьевой антенны с «зонтиком», такую же конструкцию можно было видеть на Pz.Bef.Wg. Ausf.J/Ausf.K. Из башни изымалось орудие, на его месте ставилась установка курсового пулемета, который становился единственным средством самообороны. Вместо орудия ставился муляж, причем сделанный весьма топорно. Самое интересное, что башня сохранила функцию кругового вращения. С правой стороны крыши башни появился перископический прибор наблюдения T.B.F.2, который являлся главным средством наблюдения артиллерийских наблюдателей. Также в командирской башенке могла монтироваться стереотруба, либо аналогичные приборы наблюдения. Состав оборудования был тот же, что и у Sd.Kfz.250/5 — радиостанции Fu 4 для ближней связи и Fu 8 для связи на дистанции до 20 километров.
Еще до старта производства Pz.Beob.Wg.III (Sd.Kfz.143) прописали в штат подразделений самоходной артиллерии. По 2 такие машины штатно входили в состав батареи самоходных артиллерийских установок Hummel, либо Wespe. Действовали они в составе танковых дивизий. Далее танки артиллерийских наблюдателей стали вписывать и в другие артиллерийские подразделения танковых дивизий. Это означало, что понадобится их много. Alkett было не до них, поэтому работу свалили на завод Deutsche Eisenwerke в Дуйсбурге. Там же строили и Hummel. Работа была несложной, ведь машину не требовалось делать с нуля. В общей сложности на конверсию в Pz.Beob.Wg.III выделили 270 танков, переделали 262 штуки. Первые танки артиллерийских наблюдателей изготовили в феврале 1943 года, 10 штук. Дальше дело пошло по нарастающей — 32 в марте, 16 в апреле и 76 в мае. В дальнейшем конверсии шли в куда меньших объемах, в результате чего выполнение заказа растянулось до апреля 1944 года. Это также привело к тому, что и состав шасси оказался весьма разношерстным. Часть Pz.Beob.Wg.III изготовили из Pz.Kpfw.III Ausf.J-M.
Как и Hummel с Wespe, дебют Pz.Beob.Wg.III состоялся в июле 1943 года на Курской дуге. Сама идея танка артиллерийских наблюдателей оказалась удачной, неспроста позже захотели еще похожих машин. С другой стороны, из частей шли жалобы, аналогичные командирским танкам. То, что это не простой Pz.Kpfw.III, противник догадывался довольно быстро, тем более что на Deutsche Eisenwerke с имитацией ствола не мучились. Пулемета для самообороны было маловато. Не в последнюю очередь этот факт привел к смерти танка артиллерийских наблюдателей на базе Pz.Kpfw.Panther. Позже появился Pz.Beob.Wg.IV, который пушку сохранил.
В отличие от командирских танков поздних выпусков, которые до наших дней совсем не сохранились, Pz.Beob.Wg.III частично повезло. Одна башня, вместе с прибором наблюдения T.B.F.2, ныне хранится в Меппене. Правда, статус военного объекта не позволяет туда попасть простым смертным, что приводит к анекдотичным ситуациям. Часть немецкой брони попросту недоступна большинству посетителей. И если в некоторых военных музеях Европы, расположенных при воинских частях, есть какие-то послабления, то в Меппен попасть сложно. Самое печальное, что там есть много интересного. Одним словом, далеко не только у нас бывают сложности в музеях.
Список источников:
- Panzer Tracts No.3-5 Panzerkampfwagen III Umbau, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2011
- US NARA
- Архив автора
- www.vffwts.de
- eBay