Юрий Пашолок. Истребитель танков на бесполезной французской базе

17
Юрий Пашолок. Истребитель танков на бесполезной французской базе

Юрий Пашолок. Истребитель танков на бесполезной французской базе

Немецкие истребители танков 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на базе трофейного французского легкого танка Renault R 35

Французская бронетанковая армада, как показали события мая-июня 1940 года, оказалась во многом бесполезной тратой времени и ресурсов. Проблемы выявились по всем фронтам. По большому счету, хороших образцов танков и бронемашин у французов оказалось всего несколько типов. Это, прежде всего, кавалерийские танки Hotchkiss H 39 и SOMUA S 35, а также бронемашины Panhard 178. При этом кавалерийские танки унаследовали ряд проблем и недочетов с пехотных моделей. Это касалось и одноместной башни, и неважных приборов наблюдения, включая смотровые башенки, почти не пригодных к нормальному использованию. Но, по крайней мере, у этих машин имелась подвижность, а у Hotchkiss H 39 выпуска 1940 года вооружение не выглядело как ходячий анекдот. Поэтому три упомянутые образца французской бронетанковой техники весьма активно использовались немцами в исходном, либо в частично переделанном виде. А вот с остальными трофеями дела обстояли уже не так хорошо. Их даже пытались применять на советско-германском фронте, но ничего особо хорошего из этого не получилось.

Линейка 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на заводе Alkett, 1941 год

Линейка 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на заводе Alkett, 1941 год

В полной мере это касалось и Renault R 35, самого массового из современных французских танков. Немцам досталось от 800 до 840 танков данного типа, в состоянии той или иной степени пригодности для дальнейшего использования. Цифра это весьма лукавая, поскольку отражает только общее число танков, вскоре получивших обозначение Panzerkampfwagen 35R 731(f). На самом деле из них часть требовала серьёзного ремонта, причем он касался далеко не всегда боевых повреждений. Машина получилась весьма своеобразная, неспроста вскоре после того, как эти танки начали поступать в части, возник вопрос о необходимости модернизации ходовой части. К тому же танк имел полный букет недостатков, присущих французским танкам. Из плюсов у него была только толстая броня, да и та, в общем-то, защищала на определенных дистанциях. А вот со всем остальным была беда. Renault R 35 вооружался 37-мм пушкой SA 18, которая появилась еще в годы Первой мировой войны. Обзорность была так себе, подвижность низкая, боевое отделение тесное и неудобное. Всё это привело к тому, что немцы довольно быстро осознали перспективы боевого применения Panzerkampfwagen 35R 731(f). Вместе с тем, как раз с этим танком связана первая попытка рационального использования немцами трофейного шасси.

Одна из машин данного типа, захваченная англичанами и позже изучавшаяся

Одна из машин данного типа, захваченная англичанами и позже изучавшаяся

О необходимости иметь специализированные истребители танков немцы задумались едва ли не первыми. Другой вопрос, что предвоенные годы прошли фактически впустую. Ни одного серийного истребителя танков, к началу войны, немецкая армия так и не получила. Поэтому в этой цели использовались либо крайне немногочисленные истребители ДОТ-ов. Первый же серийный истребитель танков получился во многом случайно. После оккупации Чехословакии у немцев образовались 47-мм противотанковые пушки PUV vz.36. Возникла мысль повысить их мобильность, поскольку скорость перевозки орудий оказалась крайне ограниченной. Так и появился первый истребитель танков. Изначально он именовался как 4,7 cm Pak (t) (Sfl) auf Pz.Kpfw.I (Sd.Kfz.101) ohne Turm, то есть «47-мм самоходная противотанковая пушка на Pz.Kpfw.I Ausf.B без башни». Впрочем, в феврале 1940 года появилось обозначение, которое и стало основным — Panzerjäger I. Эти машины неплохо себя показали в ходе боев во Франции, возникла вполне логичная мысль продолжить их выпуск. Как раз для этих целей и решили использовать трофейные Renault FT. Получившаяся машина известна как 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f).

Поскольку в корпусе места уже не осталось, снарядную укладку разместили в забашенной нише

Поскольку в корпусе места уже не осталось, снарядную укладку разместили в забашенной нише

С теоретической точки зрения, переделка Panzerkampfwagen 35R 731(f) в истребитель танков выглядела вполне логичной и рациональной. Подобно Pz.Kpfw.I Ausf.B, какой-то особой боевой ценности именно как танк трофейный француз не представлял. В новом же качестве от него, теоретически, был прок. Правда, с некоторыми нюансами. Во-первых, боевое отделение у французской машины было еще меньше, чем у Pz.Kpfw.I Ausf.B, посему просто так боеукладку, а также расчет из 2 человек, разместить не получалось. Требовалось какое-то нестандартное решение данного вопроса. Во-вторых, немцы явно не принимали во внимание ситуацию с трофейным шасси. Если кто не в курсе, то причиной появления Pz.Kpfw.I Ausf.B стали откровенно неважные характеристики его предшественника. 60-сильный мотор обеспечивал удельную мощность немногим больше 10 л.с. на тонну, да еще и перегревался. Так вот, Pz.Kpfw.I Ausf.B, в данному плане, был гораздо более удачной машиной. 100 лошадиных сил на 5,8 тонн — это вполне прилично. Поэтому лишние 800 кг, которые танк получил при переделке в Panzerjäger I, не сильно сказались на подвижности и тепловом режиме мотора. А Panzerkampfwagen 35R 731(f), он же Pz.Kpfw.35 R, изначально был так себе платформой. На 9,8 тонн (сами французы указывали массу 11 тонн) приходился мотор мощностью 82 лошадиные силы. При этом переделка явно поднимала боевую массу. Да и о том, что у машины имеются определенные проблемы с ходовой частью, особенно на мягких грунтах, немцы не знали. Одним словом, исходные позиции у заготовки для истребителя танков выглядели не очень. Впрочем, деваться всё равно было некуда. Количество шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B оказалось ограниченным, а тут хоть как-то трудоустраивали базу танка сомнительной боевой пригодности.

Конструкция рубки обеспечивала расчету 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) более надежную защиту, чем у Panzerjäger I

Конструкция рубки обеспечивала расчету 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) более надежную защиту, чем у Panzerjäger I

23 декабря 1940 года In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция Моторизованных Войск) дала команду 6-му отделу Департамента Вооружений на разработку проекта установки 47-мм противотанковой пушки в Pz.Kpfw.35 R. Причины появления этого проекта прозаичны — повышение мобильности противотанковых дивизионов, имевших буксируемые системы. Далее контракт ушел на Rheinmetall Borsig, точнее на его филиал — Alkett в берлинском пригороде Шпандау. На тот момент это был основной разработчик немецкой самоходной артиллерии. Работали на Alkett быстро: уже 8 февраля был готов опытный образец 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) с рубкой из конструкционной стали.

Больше половины от заказа на данные истребители танков Alkett успел выполнить за май-июнь 1941 года

Больше половины от заказа на данные истребители танков Alkett успел выполнить за май-июнь 1941 года

Изначально непростая база заставила конструкторов из Alkett изрядно попотеть. Откровенно небольшое боевое отделение не давало возможности просто взять и повторить решения, ранее использованные при создании Panzerjäger I. Кроме того, после французской кампании появилось требование защиты с флангов. Одним словом, получилась весьма нестандартная конструкция. Помимо демонтажа башни, на крыше подбашенной коробки сделали большой вырез, а также приварили бонки для крепления рубки. Получилась полноценная рубка, а не гипертрофированный орудийный щит, как у Panzerjäger I. Она защищала расчет по периметру, открытым остался только верх. Для того, чтобы внутри смог поместиться расчет, орудийную установку сместили максимально вперед. Кроме того, внутри корпуса места для боезапаса не нашлось, поэтому сделали большую снарядную укладку в кормовой части рубки. Что было, когда туда прилетал шальной снаряд, несложно догадаться, но иных вариантов решения проблемы всё равно не имелось. Следует отметить, что на Alkett учли броневую защиту шасси: лоб рубки имел толщину 25 мм, а бортов 20 мм. То есть получилась защита от крупнокалиберных пулеметов и легких автоматических пушек.

Führungs-Fahrzeuge auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), командирская версия машины

Führungs-Fahrzeuge auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), командирская версия машины

Особого комфорта, разумеется, внутри ожидать не приходилось. С другой стороны, и в Panzerjäger I расчет не имел вообще никаких сидений. Также нашлось место для УКВ-радиостанции Fu.Spr.Ger.“a”, имевшей штыревую антенну. Ее разместили на левом борту рубки. Машина изначально была менее подвижной, нежели Panzerjäger I. Боевая масса выросла до 11 тонн (если учитывать французские данные по базовому шасси, то и вовсе 12 тонн), что, разумеется, только усугубило ситуацию с ходовой частью и тепловым режимом мотора. Впрочем, на фоне кучи самодельных конверсий, которые части самостоятельно ваяли из любых шасси, 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) выглядела весьма бодро.

Командирская САУ с нестандартной пулеметной установкой

Командирская САУ с нестандартной пулеметной установкой

Решение о том, что 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) будет серийной, было принято еще до того, как машину показали Гитлеру. Ему демонстрацию провели 31 марта 1941 года, а с Alkett заключили контракт на выпуск 200 машин данного типа еще в феврале. Больше того, изначальный контракт предполагал, что первые 30 машин будут сданы еще в марте 1941 года. Поскольку случилась задержка, Alkett пришлось отдуваться за план. За май официально сдали 93 машины, еще 33 в июне. Дальше случилась просадка выпуска, в том числе по причине большего приоритета по производству других боевых машин. Поэтому в июле сдали только 5 машин, 22 в августе, 28 в сентябре и оставшиеся 19 в октябре. С учетом объемов выпуска немецкой техники того периода, вполне себе себе бодрая серия.

Ноу-хау 561-го дивизиона истребителей танков. Это был для данного подразделения типовой "обвес"

Ноу-хау 561-го дивизиона истребителей танков. Это был для данного подразделения типовой «обвес»

Стоит также отметить, что непосредственно истребителями танков было 176 машин данного типа. В ходе организации производства было принято решение о выпуске 26 командирских машин, получивших обозначение Führungs-Fahrzeuge auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). Фактически то же самое, но без орудия. Вместо него в лобовом листе рубки поставили шаровую установку пулемета MG 34. Данные машины предназначались для командиров батарей.

Всего началу операции "Барбаросса" 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) поступили на вооружение трех дивизионов истребителей танков

Всего началу операции «Барбаросса» 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) поступили на вооружение трех дивизионов истребителей танков

Уже в конце февраля 1941 года было решено о переводе на 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) двух дивизионов истребителей танков. Первыми из них выбрали 559-й и 561-й дивизионы, до того вооруженные 3,7 cm Pak. По причине задержки выпуска реально матчасть они начали получать только в июне 1941 года. К тому времени число самоходных дивизионов истребителей танков выросло до трех. Третьим стал 611-й дивизион. Каждый из указанных дивизионов получил по 27 истребителей танков и по 4 командирские машины. Распределили их в 3 батареи по 9 линейных машин и 1 командирской в каждой, плюс машина командира дивизиона. Соответственно, каждая батарея состояла из 3 взводов по 3 машины в каждом.

Первые дни дела развивались неплохо

Первые дни дела развивались неплохо

К 22 июня 1941 года 559-й дивизион истребителей танков находился в группе армий «Север», остальные в группе армий «Центр». Эти машины приняли самое активное участие в первых боях, по крайней мере на фотографиях они встречаются довольно часто. Но… уже в начале июля появляется приказ о перевооружении дивизионов на 3,7 cm Pak. Позже все эти дивизионы получили самоходные артиллерийские установки, но случилось это уже в 1942 году.

А вот так дела обстояли немного позже. Выяснилось, что данные САУ очень быстро ломаются

А вот так дела обстояли немного позже. Выяснилось, что данные САУ очень быстро ломаются

Причины столь поспешного перевооружения прозаичны. Как уже говорилось выше, исходный танк и так не блистал подвижностью и надежностью, а тут ему нагрузили лишнюю с гаком тонну. В результате… правильно, 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) стал ломаться гораздо охотнее, тем более что местность способствовала. Из дивизионов стали поступать панические донесения о том, что матчасть ломается чуть менее, чем полностью. К 5 июля 2 батареи 611-го дивизиона уже перевооружили либо на 3,7 cm Pak, либо вообще на трофейные советские пушки.

5 cm Pak 38 (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), строить ее так и не стали

5 cm Pak 38 (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), строить ее так и не стали

Надо сказать, что поначалу столь «позитивный» дебют данных боевых машин не смутил. Немецкая военная машина была довольно неторопливой в данном плане, больше того, 30 июля 1941 года Alkett получил задание на такую же САУ, но с 50-мм противотанковой пушкой Pak 38. Боевая масса машины при этом возрастала до 11,5 тонн. Впрочем, далее машину, которая должна была именоваться как 5 cm Pak 38 (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), отменили. Было очевидно, что ломаться она будет еще сильнее.

Машины из состава 318-й танковой роты, находившейся в районе Кременчуга. Воевали они, в основном, со своими машинами

Машины из состава 318-й танковой роты, находившейся в районе Кременчуга. Воевали они, в основном, со своими машинами

Несмотря на столь неоднозначный дебют, боевое применение 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) продолжилось. конце ноября 1941 года 10 самоходных установок и 2 командирские машины оказались в составе 318-й танковой роты, находившейся в районе Кременчуга и прикомандированной к 213-й охранной дивизии. Воевать немецким самоходчикам пришлось больше со своей матчастью. В условиях зимы машины вели себя еще хуже. Донесения 318-й танковой роты больше похожи на сводки боевых действий. Французские танки, не рассчитанные на зимние условия эксплуатации, дополнительно страдали от холодов. А заодно страдали и экипажи. В конце концов, данные самоходки убрали с советско-германского фронта, от греха подальше.

В Нормандии эти машины задержались гораздо дольше

В Нормандии эти машины задержались гораздо дольше

Это совсем не означало, что эксплуатация 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) закончилась. Как и другие французские машины, которые явно не состоялись как матчасть на других фронтах, их направили во Францию. Там находились учебные и резервные подразделения, по которым самоходы и «размазали». В основном 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) попали в пехотные дивизии, включая и 24 машины, находившиеся в составе 319-й пехотной дивизии. Примечательна она тем, что размещалась на острове Джерси, английской территории, оккупированной немцами. Надо сказать, что даже к концу 1943 года процент боеготовности у машин оставался высоким. Из 92 самоходки в строю находилось 88 штук.

Находясь вблизи ремонтных баз, эти машины оставались в высокой степени боеготовности

Находясь вблизи ремонтных баз, эти машины оставались в высокой степени боеготовности

По ходу эксплуатации машины перекрасили в темно-песочный цвет, утвержденный с февраля 1943 года. Часть самоходок также получила камуфляж. В таком виде 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) встретили высадку Союзников в Нормандии. Теоретически они еще могли воевать с американскими и английскими танками, но по факту уровень полезности был крайне низким. Машины терялись не только в боях, но и просто бросались. Последние случаи применения 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) зафиксированы осенью 1944 года.

4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), подбитая в 1944 году

4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), подбитая в 1944 году

Ныне единственная машина данного типа хранится швейцарском танковом музее, что в Туне. Она внутри полностью пустая, но лучше так, чем вообще ничего. Кроме того, одна самоходка была переделана обратно в Renault R 35. Такая судьба была у машины, ныне находящейся в танковом музее города Сомюр. О том, что у танка немецкое прошлое, прямо говорят бонки на крыше подбашенной коробки. В заключении стоит сказать, что 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) стала едва ли не самой бесполезной самоходной артиллерийской установкой на трофейной базе. Причины прозаичны. Шасси слишком перетяжелили, даже не задумавшись о последствиях. Причем немцы делали это с завидной регулярностью.

Список источников:

      1. Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 cm Tak to Pz.Sfl.Ic) Development and Employment from 1927 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004
      2. Captured from 1939 to 1940, Thomas L. Jentz, Werner Regenberg, 2007
      3. Beute-Kraftfahrzeuge und Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J. Spielberger, Motor Buch Verlag, 1989
      4. Фотоархив автора
      5. eBay

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/istrebitel-tankov-na-bespoleznoi-francuzskoi-baze-60a40a3230d592451f8ead43

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account