После победы над Францией в 1940 году из весьма разношерстного состава французских танков немцы выбрали лишь четыре машины, которые хоть как-то соответствовали их требованиям. Это были кавалерийский танк SOMUA S 35, «боевой» Char B1 bis, а также лёгкие Renault R 35 и Hotchkiss H 39. Char B1 bis и Renault R 35, впрочем, довольно быстро оказались вдалеке от частей первой линии из-за серьёзных проблем с надёжностью. Две оставшиеся машины, переименованные в Pz.Kpfw.35 S (f) и Pz.Kpfw.38H (f), тоже редко попадали в первый эшелон, но их активная служба продолжалась долго. Более того: военная карьера трофейных Hotchkiss H 39 продолжилась и после окончания Второй мировой войны.
Содержание:
Лучший из худших
Hotchkiss H 35 и H 39, как наиболее удачные типы французских лёгких танков, очень активно использовались в мае-июне 1940 года. Поэтому более трети этих боевых машин оказалось безвозвратно потеряно. Тем не менее по итогам французской кампании немцы получили богатые трофеи. Всего в их руках оказалось 600 танков обоих типов, а также строивший их завод Hotchkiss. У немцев даже имелись планы по продолжению производства H 39: это был единственный французский танк, который немцы всерьёз собирались продолжать производить.
Секрет столь необычного для немцев поведения кроется в характеристиках Hotchkiss H 39. В то время, как средние и тяжёлые французские танки однозначно не подходили под требования, предъявляемые к танкам вермахтом, с лёгкой машиной ситуация была иной. Немецкие лёгкие танки также имели одноместные башни, а разница в обзорности была невелика. Единственным значимым преимуществом Pz.Kpfw.II, немецкого одноклассника H 39, было наличие в экипаже радиста. При этом часть французских танков также оснащалась радиостанциями.
Существенным преимуществом H 39 по сравнению с Renault R 35 и FCM 36 была адекватная подвижность. Уступая Pz.Kpfw II Ausf.C по удельной мощности, французский танк оказался близок к нему по максимальной скорости. Да и скорость движения по просёлку, составлявшая 16 км/ч, была вполне достаточной. На этом недостатки заканчивались и начинались преимущества. Немецкий лёгкий танк однозначно проигрывал французскому по уровню защиты. Кроме того, начиная с весны 1940 года на французские танки ставились 37-мм пушки SA 38, которые могли поражать броню толщиной 38 мм. Но даже с пушкой SA 18 французский лёгкий танк явно превосходил немецкого оппонента. Тот попросту не мог пробить толстую броню H 39.
В общем, основания для продолжения выпуска были. По состоянию на 14 июля 1940 года на заводе Hotchkiss имелось 7 полусобранных танков и 25 французских рабочих. Правда, наладить сборку так и не удалось: французы собирать для немцев танки не хотели, и переубедить их не получилось.
Позже завод Hotchkiss передали в распоряжение Альфреду Беккеру, автору многочисленных переделок трофейной французской и английской техники в САУ. В Сен-Дени проводилась масса работ по ремонту и переделке H 35 и H 39 под нужды новых хозяев. По состоянию на 5 ноября 1941 года из 600 захваченных танков 200 отремонтировали и около 400 переделали. Далеко не самую удачную по конструкции смотровую башенку частично срезали. На её месте появился двухстворчатый люк, который можно было использовать и для обзора из башни, и для попадания внутрь танка. Следующим этапом стала установка радиостанций либо замена имевшихся на немецкие. Французские радиостанции были хуже, да и размещение антенны на крыше башни оказалось не лучшей идеей. Антенный порт разместили в кормовой части машины справа по ходу движения. Это позволило минимизировать риск повредить антенну собственным огнём.
В 1940 году H 35 получил название Pz.Kpfw.35 H 734 (f), а H 39 — Pz.Kpfw.38 H 735 (f). Это породило миф о наличии более ранней модификации Hotchkiss H 38, что не соответствует действительности. Упомянутые индексы прожили относительно недолго. Позже танки стали обозначать Pz.Kpfw.35 H (f) и Pz.Kpfw.38 H (f), причём последние в числе использовавшихся немцами танков этих типов составляли большинство.
На пару с SOMUA S 35
Впервые трофейные Hotchkiss H 39 использовались немцами ещё в ходе сражения за Францию, правда, такие случаи носили несистемный характер. К концу лета 1940 года было решено сформировать две танковые дивизии на трофейной технике. Также трофеи активно использовались в ходе подготовки к операции «Морской Лев». Именно в этот момент немцы начали понимать, что более массовые французские лёгкие танки Renault R 35, которых было захвачено немного больше, являются своеобразными «чемоданами без ручек». Танки Hotchkiss были и более подвижными, и, что важнее, более надёжными. В то же время оккупанты оценили и другой французский трофей — SOMUA S 35. В том числе и поэтому в немецкой армии обе трофейные боевые машины часто действовали совместно.
К весне 1941 года были подготовлены штаты для частей, вооружённых трофейными французскими танками. Согласно штатам, танковый взвод состоял из одного Pz.Kpfw.35 S (f) и четырёх Pz.Kpfw.38 H (f). Танковая рота включала в себя 5 Pz.Kpfw.35 S (f) и 12 Pz.Kpfw.38 H (f), танковый батальон — 18 Pz.Kpfw.35 S (f) и 41 Pz.Kpfw.38 H (f), танковый полк — 39 Pz.Kpfw.35 S (f) и 87 Pz.Kpfw.38 H (f).
При этом именно Pz.Kpfw.38 H (f) первыми поступали во вновь создаваемые части, вооружённые трофейной техникой. Это было связано с тем, что ремонт SOMUA S 35 затянулся. На начало марта 1941 года, например, 201-й танковый полк имел по три Pz.Kpfw.38 H (f) в каждой роте, а Pz.Kpfw.35 S (f) в полку имелось всего две штуки. Таким образом, тренировались немецкие экипажи в основном на лёгких танках.
Несмотря на небольшой вес, лёгкий французский танк имел отнюдь не маленький аппетит. На 100 километров пути он потреблял 190 литров бензина, а при движении по просёлку — 300 литров. Для сравнения, почти в 2 раза более тяжёлый SOMUA S 35 потреблял 225 литров на 100 километров при движении по шоссе и 400 литров — по просёлку.
Более существенной проблемой был снарядный голод. В то время, как со снарядами для 47-мм французских пушек проблем не было, на все французские лёгкие танки имелось всего 190 тысяч снарядов. Из-за этого на учебные цели отводилось всего по четыре снаряда на каждый танк, что усложняло ситуацию с проведением учебных стрельб.
Одним из первых подразделений, которые были укомплектованы лёгкими французскими танками и отправлены на фронт, стал 2-й батальон 201-го танкового полка. Его направили на второстепенный участок — в Норвегию — в марте 1941 года. 24 марта 1941 года подразделение переименовали в 211-й танковый батальон, по штату он должен был иметь 18 Pz.Kpfw.35 S (f) и 41 Pz.Kpfw.38 H (f). В реальности лёгких танков в батальоне было не больше 35 штук.
По штату был укомплектован сформированный в феврале 1941 года 202-й танковый батальон (правда, так он стал называться с 5 января 1943 года). На войну он отправился позже 201-го батальона — в сентябре 1941 года. В Сербии 202 батальон использовался в противопартизанских операциях. Pz.Kpfw.38 H (f) оказался весьма удачной машиной для карателей. Серьёзными противотанковыми средствами югославские партизаны на тот момент не располагали, «француза» с толстой бронёй пробить оказалось непросто. Pz.Kpfw.38 H (f) хорошо показал себя в гористой местности.
212-й танковый батальон, также вооружённый французскими танками, базировался на Крите и имел 5 Pz.Kpfw.35 S (f) и 15 Pz.Kpfw.38 H.
Совместное использование Pz.Kpfw.35 S (f) и Pz.Kpfw.38 H (f) на второстепенных участках немцы признали успешным и приступили к формированию новых танковых подразделений. В декабре 1941 года началось формирование 214-го танкового батальона. Он получил на вооружение 15 Pz.Kpfw.35 S (f) и 42 Pz.Kpfw.38 H (f). Базировался батальон в Финляндии.
К тому времени 211-й танковый батальон уже получил боевой опыт. В июне-июле 1941 года батальон записал на свой счёт 24 советских танка при безвозвратных потерях четырёх машин и двух подбитыми. Потерянных в результате механических повреждений оказалось больше — 10 штук. Это был один из немногих случаев на советско-германском фронте, когда Pz.Kpfw.38 H (f) применялся на передовой. Машина показала себя неплохо, но немцы жаловались, например, на то, что её 37-мм бронебойные снаряды представляли из себя обычные болванки, и их заброневое действие было незначительным.
Pz.Kpfw.38H (f) сыграли важную роль в качестве учебной парты для немецких танкистов. В таком качестве они использовались, например, в 100-й танковой бригаде, сформированной в марте 1941 года. С завидной периодичностью бригада передавала танки для новых подразделений, но даже в августе 1942 года в этом соединении насчитывалось больше всего этих танков — 100, из них 80 в рабочем состоянии. В конце мая 1943 года на вооружении 100-й танковой бригады числилось 77 Pz.Kpfw.38H (f). Всего же во Франции на тот момент имелось 147 таких машин. Французские танки использовались при тренировке танковых частей дивизий, которые позже пересаживались на немецкие машины. Наиболее известным таким соединением была 23-я танковая дивизия, которая неслучайно использовала в качестве символа Эйфелеву башню. Тренировочной техникой Pz.Kpfw.38 H (f) оставались и к лету 1943 года. На этих машинах, например, тренировались экипажи 14-й и 24-й танковых дивизий.
К июню 1943 года вторая по численности группировка Pz.Kpfw.38 H (f) находилась на севере Европы. Помимо 33 танков, находившихся на тот момент в 211-м танковом батальоне, ещё 68 машин имелось на территории Норвегии. Больше всего французских танков было в составе 25-й танковой дивизии: 15 Pz.Kpfw.35 S (f) и 42 Pz.Kpfw.38 H (f). Это были машины из состава 214-го танкового батальона, вошедшие в состав дивизии. Остальные танки были распределены между пехотными дивизиями.
Представление, согласно которому большинство Pz.Kpfw.38 H (f) попало на вооружение полицейских частей, не верно. Даже на пике карателями использовалось не более трети таких машин. На советско-германском фронте по состоянию на конец мая 1943 года было всего 15 таких танков, которые состояли на вооружении венгерской охранной дивизии (Ung.Sich.div), действовавшей против партизан. Больше французских лёгких танков использовалось немцами в противопартизанских подразделениях на Балканах. Помимо 202-го танкового батальона (41 танк), 36 Pz.Kpfw.38 H (f) имелось в составе 12-й танковой роты особого назначения. Летом 1944 года роту перевооружили итальянскими средними танками Carro Armato M 42, при этом в ноябре 1944 года там всё ещё имелось восемь Pz.Kpfw.38 H (f). Осенью 1943 года девять танков отправилось в дивизию СС «Принц Ойген», также действовавшую на Балканах. Кроме того, небольшое число Pz.Kpfw.38 H (f) немцы передавали усташам.
В отличие от Renault R 35, которыми немцы довольно охотно делились с союзниками, с Hotchkiss H 39 они расставались куда менее охотно. Помимо уже упоминавшихся венгров и хорватов, 19 танков в 1943 году получили болгары.
К тому времени боевая эффективность машины была довольно низкой. Это привело к появлению различных переделок, которые достойны отдельного рассказа. Тем не менее к моменту высадки союзных войск приличное количество Pz.Kpfw.38 H (f) находилось в Нормандии. В 205-м танковом батальоне имелось 19 машин данного типа, еще 16 было в 206-м танковом батальоне, от 8 до 13 машин числилось в 100-м запасном танковом батальоне. Немногие из этих танков пережили сражение в Нормандии. К концу 1944 года на западном фронте оставалось всего семь таких машин. Впрочем, часть использовавшихся немцами французских танков была не уничтожена, а захвачена.
Дольше всех Pz.Kpfw.38 H (f) «прожили» в Скандинавии и на Балканах. В конце 1944 года эти машины всё ещё применялись в Норвегии, где их использовали для усиления частей, оборонявших побережье. Повоевали они (прежде всего машины из состава 21-го танкового батальона) и в Финляндии. В 1944 году эти танки, как и Pz.Kpfw.35 S (f), покрыли циммеритом. С какими именно советскими частями они столкнулись, неизвестно, но по итогам боёв августа-сентября 1944 года несколько Pz.Kpfw.38 H (f) было захвачено Красной армией.
Танк из состава первой роты с башенным номером 123 доставили осенью 1944 года на НИБТ Полигон в подмосковную Кубинку. Это был первый Pz.Kpfw.38 H (f), захваченный на советско-германском фронте. Не было даже известно, как он точно называется, в документах он проходил как «лёгкий танк «Гочкис». Изучение машины ограничилось составлением краткой характеристики, в которой ряд пунктов (скоростные данные, мощность двигателя и т.д.) остался с прочерками. Большого интереса устаревший танк уже не представлял. Его оставили на музейной площадке при полигоне. Ныне машина находится в экспозиции парка «Патриот», правда, циммерит на ней не сохранился.
Pz.Kpfw.38 H (f) оказался единственным трофейным французским лёгким танком, который немцы использовали по прямому назначению на Восточном фронте летом 1941 года. Французская машина оказалась вполне удачным танком второй линии, благодаря чему надолго задержалась в войсках. В том числе и после окончания Второй мировой войны.
От Габона до Израиля
Hotchkiss H 39 и Pz.Kpfw.38 H (f) после разгрома Франции в 1940 году использовали не только немцы и их союзники. Именно Hotchkiss H 39 стал первым танком «Сражающейся Франции». Машины из 342-й отдельной танковой роты после сражения за Норвегию оказались на территории Англии, где личный состав подразделения присоединился к де Голлю. В октябре 1940 года танки оказались в Габоне, с которого началось освобождение колониальных территорий Франции от режима Виши. Здесь пришлись кстати и высокая надёжность танков, и их хорошая проходимость. Hotchkiss H 39 прошли почти 800 километров, из которых 330 по джунглям. Позже, в апреле 1941 года, эти танки применялись в другом французском владении — Сирии. Переименованная в 1-ю роту боевых танков, бывшая 342-я отдельная танковая рота принимала участие в сражении за Дамаск.
Поучаствовали кавалерийские танки Hotchkiss и в боях на стороне вишистов. На территории Туниса был сформирован 1-й полк африканских охотников (1 RTA), в котором имелось 13 H 35 и 14 H 39. После поражения Франции полк остался на вооружении вишистов, на его вооружении оказались и Renault R 35. 1 RTA в начале ноября 1942 года столкнулся с американскими танками, причём на свой счёт французские экипажи записали четыре Light Tank M3A1. 11 ноября объявили о прекращении огня. Больше этим танкам не довелось воевать: на вооружение перешедших на сторону Союзников французских частей поступили американские танки.
Как уже упоминалось, в ходе боёв во Франции не все Pz.Kpfw.38 H (f) оказались уничтожены. Некоторые машины захватили во вполне исправном состоянии. Они тут же оказались в составе войск Свободной Франции. Правда, из-за изношенности и низкой боевой эффективности применение старых французских танков было, скорее, вопросом престижа. Но некоторым машинам довелось повоевать. На заводе Hotchkiss членами Сопротивления было захвачено несколько машин, которые приняли посильное участие в освобождении Парижа. Эти машины были включены в 12-й драгунский полк, но в его составе особо не отличились.
После окончания войны эти машины оказались в составе оккупационных сил в Германии. Часть H 39 попала в Индокитай, где некоторое время использовалась полицейскими частями. По злой иронии судьбы машины, ранее использовавшиеся немецкими карателями, теперь использовались в аналогичных целях французами. Результаты оказались схожими: в середине 50-х годов французов из Индокитая попросили.
Судьба десятка Pz.Kpfw.38 H (f) оказалась ещё более необычной. Они стали первыми танками, официально приобретёнными Израилем, причём первоначально речь шла о покупке 15 танков. Сделку совершили в марте 1948 года, в Израиль танки прибыли 15 июня. Теперь у них были уже четвёртые по счёту хозяева. Машины имели чисто «немецкую» комплектацию, для новых владельцев их перекрасили. Как минимум пара танков имела не срезанные командирские башенки. Машины свели в так называемую «русскую роту», укомплектованную русскоязычными танкистами. Действуя в составе 8-й бронетанковой бригады, французские танки с немецким «тюнингом» участвовали в захвате аэродрома Лода (ныне аэропорт Бен Гурион). Официально Hotchkiss H 39 сняли с вооружения в 1952 году, но ещё в декабре 1948 года их отправили на хранение. К марту 1949 года боеспособной оставалась всего одна машина.
Информация о том, что израильские танки получили более мощное орудие, не верна. Она появилась из-за макета орудия, установленного на памятнике и изредка «участвовавшего» в разных мероприятиях. До наших дней сохранился всего один израильский H 39, который можно увидеть в танковом музее в Латруне.