К 118-летию со дня рождения В.А. Малышева, наркома танковой промышленности и первого министра транспортного машиностроения.
Меньше недели назад случился юбилей у Исаака Моисеевича Зальцмана, личности значимой, но при этом весьма неоднозначной в истории отечественного танкостроения. Известен он как директор Кировского завода, с перерывами он занимал эту должность в период с осени 1938 года по июль 1949 года. При этом с осени 1941 года он руководил заводом после его эвакуации в Челябинск. Запомнился Зальцман больше не своими достижениями как директор завода и как второй нарком танковой промышленности (в этой должности он пробыл с начала июля 1942 года по конец июня 1943 года), а различными негативными воспоминаниями. Во многом они вполне соответствуют действительности. Зальцман был человеком резким, причем оставался таковым и после войны, что, отчасти, и послужило причиной его снятия с должности директора завода, а позже исключением из партии. Не все его решения были верными. В частности, запуск в серию самоходной артиллерийской установки СУ-12 (СУ-76), имевшей неустранимый дефект конструкции, привел к снятию Зальцмана с должности наркома танковой промышленности. Тем не менее, именно такой человек был нужен Сталину в наиболее критичный период войны. Важным было не то, какой ты, а результат. А как раз с результатами у Зальцмана было всё очень неплохо. Именно при нём был поставлен абсолютный рекорд выпуска тяжелых танков за месяц (325 КВ-1, май 1942 года) и абсолютный рекорд выпуска средних танков за месяц (1568 Т-34, декабрь 1942 года).
Между тем, сегодня исполнилось 118 лет со дня рождения человека, на фоне которого обычно Зальцман уходит на второй план. Речь идет о Вячеславе Александровиче Малышеве, наркоме среднего машиностроения, первом и последнем наркоме танковой промышленности, первом министре транспортного машиностроения и одного из ключевых людей в советской атомной программе. Его заслуги в советской танковой промышленности действительно более велики, чем у Зальцмана, да и как человек Вячеслав Александрович был куда лучше. Оставил он о себе хорошие воспоминания, кроме того, сохранился его дневник, большая часть записей в котором легко «пробивается» и соответствует действительности. Есть в дневнике и записи, посвященные Зальцману, причем в негативном ключе. Это вполне нормально, поскольку именно он сменил Малышева на посту наркома танковой промышленности. На этом фоне как-то ускользает момент, что Малышев с Зальцманом достаточно долгое время работали в одной связке. Да и в целом высказывается мнение о «плохом Зальцмане» и «хорошем Малышеве». Такая фигура, как Вячеслав Александрович, достойна большого материала (ничуть не меньшего, чем про Зальцмана), но сегодня стоит поднять немного другую тему. А именно то, что зачастую эти двое были связкой «плохой полицейский и хороший полицейский». Естественно, срывов покровов не будет, тем более такое в день рождения не делают, но всё же неплохо наглядно объяснить, что мир делится не на черное и белое. Да и сам Малышев порой действовал методами, не сильно отличающимися от Зальцмана.
Надо сказать, что путь Малышева к креслу наркома был вполне рядовым. Начинал он работать на железной дороге, впрочем, уже в юные годы отличался хорошими организаторскими способностями. В 1926 году он стал членом ВКП(б), успел отслужить в армии, причем как политрук. Как раз из таких кадров потом появлялись сильные управленцы. После окончания МВТУ им. Баумана Малышев стал инженером-конструктором, постепенно дойдя по карьерной лестницы до директора Коломенского завода им. Куйбышева. Целый ряд проявивших себя директоров потом становились наркомами. 5 февраля 1939 года Малышев сменил на должности наркома машиностроения В.В. Львова (до этой должности Львов был директором Кировского завода, где его как раз сменил Зальцман), при этом произошло разделение наркомата на несколько частей. Малышев стал первым наркомом тяжелого машиностроения, а 2 октября 1940 года стал вторым наркомом среднего машиностроения (он сменил на этой должности И.А.Лихачева, который вновь вернулся на должность директора ЗИС). Должность Малышеву досталась непростая: автомобильную промышленность Советского Союза лихорадило, еще хуже дела обстояли с артиллерийскими тягачами. Ну а начало войны и вовсе заставило идти на крайние решения. Имели они прямое отношение и к танкостроению. Например, в НКСМ входил завод №37, который выпускал танки-разведчики Т-40, а также легкие артиллерийские тягачи Т-20 Комсомолец.
Порой можно слышать, что «плохой нарком» Зальцман принимал неправильные, либо рискованные решения, а также периодически вспоминал про наградной пистолет. Так вот, рискованные решения в первые годы войны приходилось принимать всем. В том числе и Малышеву, еще до того, как он стал наркомом танковой промышленности. Например, во второй половине июля 1941 года были приняты на вооружение сразу две боевые машины, еще не существовавшие в металле. Речь идет о бронетракторе ХТЗ-16 и малом танке Т-60. Решение о них принималось с той точки зрения, что имелись аналогичные шасси в серии, это и ставилось во главу угла. Но для Т-60, например, поначалу даже не было вооружения. То, что на танк будут ставить вариант авиационной пушки ШВАК, решение было принято спустя 6 дней после принятия танка на вооружение (причем опытного образца будущей пушки ТНШ еще не существовало). Заводы, при этом, довольно инертно отнеслись к словам наркома. Тот же ХТЗ по сути тихо саботировал запуск Т-60, в результате наркому пришлось лично приехать на завод и устроить нагоняй. Махал ли он при этом пистолетом, история умалчивает, а вот про разбирательства на месте переписка сохранилась. Позже, уже в октябре 1941 года, когда Малышев стал наркомом танковой промышленности, похожая история была на ГАЗ. Именно Малышев, исполняя приказ Сталина, так сказать, нажал на стоп-кран ряду горьковских машин, чтобы обеспечить хотя бы на одном заводе из трех выпуск столь нужного танка. Так что если «секта свидетелей БТР-ов» (есть группа людей, всерьёз считающих, что вместо Т-60 надо было выпускать бронетранспортеры) ищет «виновника», то это к Вячеславу Александровичу.
Следует отметить, что «махать шашками» Малышев и Зальцман могли одновременно, о чем, например, сохранились документы военной приёмки УЗТМ. Да и в дальнейшем Вячеслав Александрович часто шел на риск. Именно он представлял Сталину проекты Т-34М 1942 года и КВ-13. Сталин их отклонил, а спустя менее месяца Малышева понизили в должности за срыв выпуска Т-34. Кстати, после этого Вячеслав Александрович стал противником развития Т-34М 1942 года — среднего танка Т-43. Нередко можно слышать, что при Малышеве наладили выпуск СУ-122, но на самом деле средние и тяжелые самоходы довели до серийных машин при Зальцмане, причем именно он инициировал создание специальных конструкторских групп, которые довели машину до серии. По сути оба наркома шли на большой риск, просто меньше повезло Зальцману. Именно при нем случилась «осечка» в виде СУ-12. И как раз после этого практика запуска в серию машины до завершения ее испытаний прекратилась. На время.
29 марта 1945 года на вооружение Красной Армии был принят тяжелый танк ИС-3. На его принятии настаивал Малышев, и это было действительно верным решением. На фоне того, что ГБТУ КА хотело пустить в серию Объект 701, решение разумное. Но танк запустили в серию еще до завершения полигонных испытаний. А они показали массу недочетов. Масла в огонь подлили и испытания обстрелом опытных корпусов и башен. Именно эти корпуса и башни раскалывались. Поэтому на заводах срочно принялись доводить танк до ума. Тем не менее, за апрель-май 1945 года марка стали, из которой отливали башни, менялась три раза. При приёмке первой серийной машины выявилось 35 различных дефектов. В машину вносились десятки исправлений каждый месяц, только в июле 1945 года она перестала страдать от перегрева системы охлаждения. А во второй половине 40-х годов ИС-3 своими дефектами наделал ничуть не меньше шума, нежели СУ-12. Тем не менее, никто никого снимать не стал. Следует также отметить, что 1946 год стал для танкостроения провальным. Ни Т-54, ни ИС-4 в серию не пошли. В 1947 году ситуация стала немного лучше, но тоже крайне сложной. Но первого министра транспортного машиностроения (Минтрасмаш образовался в марте 1946 года путем объединения нескольких наркоматов) по этому поводу не вспоминают. У него на тот момент была не менее важная задача — атомная программа. И с ней он успешно справился. К сожалению, именно работа по атомной программе стала причиной, почему Вячеслав Александрович так рано ушел. Его не стало 20 февраля 1957 года.
Вячеслав Александрович Малышев сделал очень много для отечественного танкостроения. Его имя вписано золотыми буквами в историю советского танкопрома. Именно при нем советское танкостроение достигло апогея. Вместе с тем, я бы на месте исследователей поостерегся делать однозначные выводы по персоналиям. У каждого были и свои достоинства, и свои ошибки. А в наиболее сложные моменты такие люди действовали как кризисные менеджеры. Как тут не вспомнить товарища Гаугеля, который тоже любил помахать пистолетом. Но при этом именно он в 1920 году оказался на «Красным Сормово» главной движущей силой, благодаря чему всё же родился «Рено-русский», первый отечественный танк, ставший серийным.
Источники:
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
- Фотоархив автора
- Архив ЧТЗ
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/horoshii-narkom-5fd648e233ed420c3f9bbec9