Юрий Пашолок. Гусеничные разведчики и чрезмерные амбиции

14

Юрий Пашолок. Гусеничные разведчики и чрезмерные амбиции

Поучительная история о том, как немецкая армия заказывала легкие танки-разведчики

В каждой стране, где серьёзно занимались танкостроением, обязательно бывали истории, когда хорошая идея наталкивалась на непреодолимые препятствия. Результатом становилось то, что амбициозная программа либо не выходила за рамки опытных разработок, либо итоги оказывались крайне сомнительными. Совсем не единичными подобные случаи бывали во время Второй мировой войны. Самое интересное, что результат, близкий к нулевому, получали страны, которые находились в лидерах мирового танкостроения. Без немцев, естественно, дело не обошлось.

В сентябре 1939 года внезапно выяснилось, что имеющиеся на вооружении немецкой армии броневики-разведчики имеют недостаточную проходимость. Да и броневик без радиостанции - это какой-то позор

В сентябре 1939 года внезапно выяснилось, что имеющиеся на вооружении немецкой армии броневики-разведчики имеют недостаточную проходимость. Да и броневик без радиостанции — это какой-то позор

К началу Второй мировой войны немецкая армия располагала двумя типами легких танков — Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. Первый относился к легким танкам-разведчикам, правда, получился он не таким быстрым, как одноклассники, да и масса оказалась чрезмерной. Второй, Pz.Kpfw.II, получился вполне типовым легким танком второй половины 30-х годов. Между тем, в начале Второй мировой войны немецкая армия захотела нечто иное, чем существующие легкие танки. Речь шла о танках-разведчиках, которые должны были заменить в немецкой армии бронемашины. Они даже именовались как Pz.Sp.Wg.II, то есть как броневики. По итогам амбициозная программа закончилась если не пшиком, то уж точно сомнительным результатом.

На роль полноценных броневиков-разведчиков не годились и Pz.Kpfw.II. Командир, кто бы мог подумать, должен был заниматься своими обязанностями, а не быть наводчиком/заряжающим

На роль полноценных броневиков-разведчиков не годились и Pz.Kpfw.II. Командир, кто бы мог подумать, должен был заниматься своими обязанностями, а не быть наводчиком/заряжающим

Впервые тема гусеничных броневиков-разведчиков была поднята в середине сентября 1939 года. Причиной появления такого странного аппарата стала ситуация с разведывательными бронемашинами. Вообще у немцев имелись броневики семейства Sd.Kfz.221/222/223. Но выяснилось внезапное: бронемашины быстро ехали по дороге, как только речь заходила о более-менее серьёзном бездорожье, начиналась беда. Также вылезла проблема, связанная с вооружением. Пулеметные Sd.Kfz.221 были почти бесполезными. Наконец, из упомянутой троицы только Sd.Kfz.223 оснащался радиостанцией.

Было решено создавать гусеничный "броневик" на шасси VK 9.01

Было решено создавать гусеничный «броневик» на шасси VK 9.01

Результатом стало то, что 15 сентября 1939 года была инициирована разработка разведывательной бронемашины, которая могла бы есть не только по шоссе. Причем речь шла не просто о танке. Имевшиеся на вооружении боевые машины как разведчики не устраивали. Требовался не просто танк, а быстрая боевая машина, причем с двухместной башней. То есть просто радист в корпусе не устраивал. Оказывался за бортом и La.S.138 (Pz.Kpfw.II Ausf.D), как танк-разведчик 2-ю легкую дивизию он не устроил. Надо сказать, что La.S.138 создавался таким быстрым не совсем понятно зачем. Скорость около 40 км/ч немецких военных устраивала, а зачем это было нужно данному танку, один Книпкамп понимал.

Первый и единственный образец VK 13.01

Первый и единственный образец VK 13.01

Примерно такая же ситуация была и с VK 9.01, разработка которого велась с лета 1938 года. Танк получался еще быстрее, чем La.S.138. Главный вопрос — зачем такая скорость. Как машина-разведчик VK 9.01 не устроил, хотя MAN, которому достался контракт на разработку, и использовал данный танк как базу. Он вполне подходил для создания нового танка, который получил обозначение VK 13.01. Индекс был с запасом, поскольку исходная боевая масса танка-разведчика оценивалась в 11 тонн. Скорость движения танка была вполне «автомобильной» — до 70 км/ч по шоссе. Двухместной башня делалась не просто так: радиостанций предполагалось две, одна у командира/заряжающего, вторая у радиста. С точки зрения радийного оборудования гусеничный «броневик» соответствовал Sd.Kfz.223 и Sd.Kfz.232 (8-rad).

Pz.Kpfw.T-15, конкурент от Škodawerke

Pz.Kpfw.T-15, конкурент от Škodawerke

Периодически можно читать всякие занятные утверждения, что, мол, танк с радиостанцией — это уже хороший разведчик. Немцы так не думали. Понятное дело, что на безрыбье можно пустить чего угодно. Но спецификация на Panzerspähwagen für mot. Aufklärung довольно четко говорила, чего реально требовалось. И тут немцы выдали очень грамотное ТЗ. Им требовался быстроходный гусеничный «броневик», который имел среднюю скорость как у легкой колесной бронемашины, а также оснащался хорошими средствами связи. Для голосовой связи командир использовал радиостанцию Fu.Spr.Ger.A (дальность голосовой связи 1 км), со штырьевой антенной на башне. Радист же получал 80-ваттную радиостанцию Fu 12, которая имела дальность уверенной голосовой связи 25 километров. Чтобы было понятно, типичная немецкая танковая радиостанция, Fu 5, имела дальность голосовой связи 3-4 километра. Неудивительно, что «гоночные тараканы» Крипкампа с одноместной башней не подходили как адекватные средства разведки.

Более удачным оказался Pz.Kpfw.38(t) n.A., если не считать башню

Более удачным оказался Pz.Kpfw.38(t) n.A., если не считать башню

Собственно говоря, главной проблемой на пути гусеничного «броневика» стали те самые «гоночные тараканы» Крипкампа. Со второй половины 30-х годов он подмял под себя разработку гусеничных шасси, используя на боевых машинах разного класса схожие технические решения. Это вызвало недовольство у некоторых производителей, например, Daimler-Benz и Krupp. Не стоит удивляться, что «любимыми женами» Книпкампа были Henschel, MAN и Krauss-Maffei. Там вполне спокойно ставили рекомендованные агрегаты, да и в целом было хорошо заметно, что общая концепция принадлежит одному человеку. Так вот, этот самый человек слишком любил эксперименты, что привело к закономерным результатам. Поскольку VK 13.01 зависел от VK 9.01, разработка затягивалась.

Pz.Sp.Wg.II, победитель конкурса

Pz.Sp.Wg.II, победитель конкурса

Итогом стало то, что в июле 1940 года In 6 выдал аналогичное задание BMM (бывшая ČKD) и Škodawerke. Требования оказались очень похожими на VK 13.01, причем заводам из протектората Богемия и Моравия было проще. У них уже имелся опыт создания 4-местных легких танков, оставалось его только реализовать в необходимом немцам виде. Но BMM и Škodawerke сделали свои танки по-своему. Если это считать саботажем, можно сказать, что чехам подобные действия удались. Шасси у Pz.Kpfw.T-15 и Pz.Kpfw.38(t) n.A. были неплохие, чего нельзя сказать о боевом отделении. Дело даже не в том, что вместо 20-мм автоматической пушки поставили 37-мм орудие. Главной проблемой являлась башня. Она получилась тесной, а главное, не подходила под требуемое радийное оборудование.

А могло быть и так. Что именно не дало поставить башню Pz.Sp.Wg.II на чешское шасси, вопрос открытый

А могло быть и так. Что именно не дало поставить башню Pz.Sp.Wg.II на чешское шасси, вопрос открытый

Результатом всего происходящего стало то, что вместо одного танка-разведчика получилось три. Pz.Kpfw.T-15 выглядел однозначным аутсайдером, причем по всем параметрам. Чтобы организовать его выпуск, требовалось время. Pz.Kpfw.38(t) n.A. запустить в серию было проще, но башня явно не годилась. Наконец, VK 13.03, в который вырос VK 13.01, казался наилучшим кандидатом. Правда, были некоторые вопросы к ходовой части и поведению на дороге, но общее понимание, кто будет победителем, имелось. Правда, не имелось понимания, как VK 13.03 производить. Во-первых, MAN являлся одним из главных производителей Pz.Kpfw.III, в общей сложности на нем в 1942-43 годах «висело» контрактов на 675 танков. Во-вторых, уже летом 1942 года было понятно, кто станет победителем в конкурсе на новый средний танк, которому предстояло заменить Pz.Kpfw.III. Естественно, речь шла о MAN.

Планировалось, что Luchs 2 cm изготовят всего 100 штук

Планировалось, что Luchs 2 cm изготовят всего 100 штук

На этом фоне контракт на выпуск 250 VK 13.03, заключенный 1 августа 1941 года, выглядел забавно. В июле 1942 года Pz.Sp.Wg.II, он же Luchs, захотели в объеме аж 800 штук, из которых с исходной башней выпускалось всего 100 танков. Остальные получали двухместные башни от более крупного танка-разведчика Gefechtsaufklärer Leopard, с 50-мм пушкой KwK L/60. То, что эта башня для такого танка была крупновата, как-то не задумывались. Не говоря о том, что подвижность танка снижалась. Про то, как производить Pz.Sp.Wg.II, и говорить не приходится. За 1942 год сдали аж 16 танков данного типа, за 1943 год 77 и последние 7 в январе 1944 года.

Основная масса Pz.Sp.Wg.II планировалась в варианте Luchs 5 cm, вот с такой башней

Основная масса Pz.Sp.Wg.II планировалась в варианте Luchs 5 cm, вот с такой башней

Самое смешное в этой ситуации то, что проблему можно было решить очень просто. Контракт на башни уходил Daimler-Benz werk 40, и было без разницы, куда их отправят. В Праге выпускался отработанный танк Pz.Kpfw.38(t), который было несложно превратить в танк-разведчик малой кровью. Либо взять всё тот же Pz.Kpfw.38(t) n.A., потратить несколько месяцев и запустить в серию его, нахлобучив нужную башню. Вместо этого немцы полтора года ломали комедию, пытаясь наладить выпуск танков-разведчиков на перегруженном заказами заводе.

Другой вопрос, что Pz.Sp.Wg.II выпустили всего 100 штук

Другой вопрос, что Pz.Sp.Wg.II выпустили всего 100 штук

Для понимания сути происходящего, автор даже не занимается альтернативной историей. Это всего лишь описание, что в итоге произошло. Летом 1943 года BMM получил задание на выпуск танков-разведчиков Aufklärungspanzer 38(t). Их даже не строили заново, а модернизировали ранее выпущенные 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H). Они получали более мощный мотор, а также башню 2 cm Hängelafette 38. С тем же радийным оборудованием, что и у Pz.Sp.Wg.II. Самое же главное, что за 2 месяца BMM сдала 70 Aufklärungspanzer 38(t), то есть почти столько же, сколько MAN сдал Pz.Sp.Wg.II за весь 1943 год. Но весной 1944 года стало не до танков-разведчиков.

Aufklärungspanzer 38(t), частичное признание того, что совершили ошибку. Но было уже поздно

Aufklärungspanzer 38(t), частичное признание того, что совершили ошибку. Но было уже поздно

Вся эта история вызывает оторопь и смех. Сам танк у MAN вполне получился, это была удачная разведывательная машина, которая отлично вписывалась в разведывательные подразделения. Pz.Sp.Wg.II отличался не по-немецки хорошей обзорностью (единственный немецкий крупносерийный танк, где расчет башни получал адекватные перископические приборы наблюдения). Но при этом те же самые немцы умудрились сами себе создать массу проблем производственного характера. При том, что сам по себе скоростной танк-разведчик не потерял актуальности ни до конца войны, ни после нее. Та же BMM могла выпекать схожие танки-разведчики в необходимых объемах, причем это вполне реальность, история Aufklärungspanzer 38(t) тому пример. Но что-то пошло не так с немецким орднунгом.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Panzer Tracts No. 2–2 — Panzerkampwagen II Ausf.G, H, J, L, and M development and production from 1938 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
      3. Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 201
      4. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZYqfHGfx0XBDNWlp

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account