Тягачи и другие гусеничные машины на международном военно-патриотическом слете «Моторы Войны-2021» в селе Ивановское
Лето 2021 года перешло экватор и постепенно начинает приближаться к завершению. Вместе с тем, август весьма богат на различные события, имеющие отношение к военной технике и военной истории. С точки зрения современной военной техники явно стоит ждать международный военно-технический форум «Армия-2021». Каких-то прорывных новинок явно не будет, но все же сюрпризы вполне возможны. Впрочем, в нашем случае более интересны другие мероприятия — военно-исторические. Естественно, обычно все ждут чего-то по Великой Отечественной войне, но и по другим эпохам различных мероприятий вполне хватает. И даже сложная ситуация с коронавирусной инфекцией не оставила без различных слётов и фестивалей. Это касается и военно-исторических реконструкций, и слётов любителей военной техники.
В этом году исполнилось 10 лет со дня проведения первого международного военно-патриотического слёта «Моторы Войны». Зародился слёт 9 июля 2011 года, когда на фестивале «Автоэкзотика» сформировали колонну военной техники. Это была самая большая такая колонна за всё время проведения фестиваля. Далее колонну не пустили за территорию фестиваля, хотя «гражданские» машины выпускали. Это стало катализатором дальнейших событий. На следующее утро у Вячеслава Лен, реставратора военной техники, родилась идея провести чисто военных слёт. Спустя менее чем через месяц, 4 августа 2011 года, состоялось открытие первых «Моторов Войны». Первый слет прошел в районе деревни Андрейково Рузского городского округа Московской области. Сменив локацию в 2012 году, с 2013 года «Моторы Войны» проводятся в районе Государственного Военно-Технического Музея, что у села Ивановское, городской округ Черноголовка. С небольшими перерывами слёт продолжается, с 2018 года вернувшись к своему исходному формату.
Юбилейный международный военно-патриотический слёт «Моторы Войны» прошел на минувшей неделе, по традиции, на поле рядом с селом Ивановское. Само по себе то, что слёт состоялся, большое достижение. Все знают, какая сейчас ходит зараза, увы, она проредила и ряды участников. Слёт прошел без гостей, в минимальном составе, но это не помешало провести, без сомнения, самое крупное в России мероприятие, посвященное исторической военной технике. Вопреки опасениям, участников «Моторов Войны» оказалось достаточно много, касалось это и техники. В этом году на поле появились и новые машины-участники, причем их оказалось столько, что про все сразу рассказать будет сложно. Так что рассказ про «Моторы Войны» будет разбит на несколько частей. Первая из них посвящена гусеничным и полугусеничным тягачам, а также гусеничным транспортерам.
Сама по себе тракторная тема еще более специфичная, нежели танки. Тягачи на различных мероприятиях, особенно у нас, нечасто можно видеть на ходу. Особенно если речь заходит про советские тягачи. Так сложилось, что артиллерийских тягачей советского производства сохранилось совсем немного. Обычно речь касается «Сталинцев С-65», их чуть-чуть, но осталось, да и то, ходовые экземпляры совсем штучные. Что же касается специализированных артиллерийских тягачей, построенных с нуля, то их до недавнего времени почти и не было. Система залпового огня М-13 на базе СТЗ-5, так «Комсомолец» на Поклонке — вот и всё, что можно было увидеть в России. Увы, к истории отечественных тягачей у нас относились наплевательски, впрочем, за рубежом ситуация ничуть не лучше. Что у них, что у нас многие тягачи, которые можно увидеть в настоящее время — это не заслуга государства или военных, а работа частников. На людях, которым не наплевать, всё и держится. Одним из таких людей является Евгений Шаманский, чья мастерская восстановила немалое количество отечественных машин, включая и тягачи.
В прошлом году звездой «Моторов Войны» стал артиллерийский тягач «Коминтерн», а в этом на поле впервые появился СТЗ-5. Это был самый массовый советский гусеничный артиллерийский тягач специальной разработки. Увы, время их почти не пощадило, тем не менее, мастерская Шаманского в марте 2017 года показала на «Одтаймер Галерее Ильи Сорокина» такой тягач. Минусом мероприятий вроде ОГИС является то, что на них техника просто стоит. На «Моторах Войны» эти машины ездят, нынешний слёт исключением не стал. В полях под Черноголовкой СТЗ-5 оказался в своей стихии. Машина эта создавалась как быстроходный трактор для использования в качестве тягача дивизионной артиллерии. К началу войны он немного устарел, тем не менее, позже немцы срисовали с его концепции тягач RSO. А он, соответственно, стал базой для нашего трелевочника КТ-12, позже эволюционировавшего в ТДТ-55. Такой вот круговорот тракторов в природе.
Для 30-х годов СТЗ-5, или же СТЗ-НАТИ 2ТВ, был весьма продвинутой машиной. Компоновка «кабина над двигателем», скорость чуть больше 20 км/ч вроде маленькая, но его одноклассники выжимали обычно меньше 10 км/ч. Машина очень небольшая, длина всего чуть больше 4 метров, при этом она тащила орудия массой до 4,5 тонн (152-мм гаубица М-10), боезапас и расчет. Военным СТЗ-5 не очень нравился, они хотели что-то «носатое», подлиннее и побыстрее, но до начала войны ничего нового не появилось. Уже после войны появился АТ-Л, но при этом, как уже говорилось выше, те же немцы СТЗ-5 вполне оценили. Ну и автор этого материала оценил. Спасибо Евгению Шаманскому и его мастерской, сделал на СТЗ-5 круг по полю, на котором проходил слёт. СУ-85 уже водил, теперь еще и немного тракторист.
Вторым по массовости советским артиллерийским тягачом специальной разработки был Т-20 «Комсомолец». Создавался он для перевозки самого легкого типа артиллерии — противотанковой. Первоначально УММ КА, а затем и АБТУ КА предполагала на роль такого тягача что-то вроде Vickers Utility Tractor, в результате появился тягач «Пионер». Но далее он эволюционировал в «Комсомольца», более серьёзную машину, для своего времени это была весьма удачный образец. Особенно если учесть, что с агрегатной базой у нас дела обстояли не особо хорошо. Машина имела бронированную кабину, сдвоенное управление, пулеметную установку в лобовом листе корпуса, могла тащить не только расчет, но и орудие вместе с передком. Главным минусом «Комсомольца» был мотор от «полуторки», но ничего лучше на тот момент промышленность дать не могла. Выпустили 7780 таких тягачей, до наших дней их сохранилось совсем немного. До недавних пор был известен всего один в России, ныне их стало больше.
В прошлом году на «Моторах Войны» состоялась полевая презентация «Комсомольца», который восстановила мастерская Евгения Шаманского. На нынешних «Моторах» свой тягач показал военно-исторический клуб «Капонир». В данном случае был немного другой подход к вопросу восстановления. Использованы современные агрегаты, причем это связано совсем не с тем, что старые найти невозможно. Во главу угла поставлена возможность уверенно передвигаться, очень похожим образом восстановлены «Комсомольцы» Музея Техники Вадима Задорожного. У такого подхода своя правда и своё право на существование. Машина еще в работе, ее показали в состоянии «как есть». Восстановили из кусков, в дальнейшем планируется доработка.
Без немецких тягачей «Моторы Войны» не обошлись. Генрих Книпкамп, создавший линейку полугусеничных тягачей, задал целое направление в истории этих машин. Вместо грузовиков с задней гусеничной тележкой его полугусы были гусеничными машинами с парой колес, которые помогали на скоростных поворотах. Подобно чисто гусеничным машинам, его тягачи поворачивали при помощи бортовых фрикционов, при условии, что руль повернут на большие углы. Получилась сложная конструкция, но при этом тягачи оказались удачными и обладали высокой скоростью передвижения. По такой же схеме создавался и самый маленький полугус Книпкампа — NSU HK-101, он же Kleines Kettenkraftrad, он же Kettenkrad. Иногда его именуют мотоциклом, но он тягач, просто маленький. Самый маленький в семействе.
Присутствовал Kettenkrad и на юбилейных «Моторах Войны». Это тягач позднего выпуска, изготовленный на заводе Stoewer. Его восстановлением занималась мастерская Вячеслава Лен, ныне тягач находится в коллекции Музея Внедорожных Машин, Самара. Есть, впрочем, один маленький, но очень важный для слёта нюанс. Этот Kettenkrad принимал участие в том самом пробеге колонной по «Автоэкзотике», с которого и началась история слёта. Можно сказать, один из столпов.
С «большими» немецкими полугусеничными тягачами в России пока дела обстоят не очень хорошо. Точнее, плохо. Помимо нескольких Kettenkrad, ходовой тягач такого типа в России пока всего один. Это Sd.Kfz.10, который в прошлом году закончила мастерская Государственного Военно-Технического Музея. Премьера тягача состоялась на прошлогодних «Моторах Войны», а в этот раз на ходу показали машину, которая является шведской вариацией на ту же тему.
Началась история этой машины с того, что шведы закупили у немцев 105-мм гаубицы leFH 18. Возник вопрос, чем же их таскать. Выход нашелся оригинальный — создать полугусеничный тягач, базой которому послужил немецкий Demag D7, или же Sd.Kfz.10. Но шведы не были бы шведами, запусти они Demag D7 в неизменном виде. Получилась машина немного другого класса, которая похожа на прародителя, но не более того. От Volvo HBT, такое обозначение получила модель, к «демагу» почти ничего не подходит. Причем машина на метр длиннее прародителя, а масса осталась той же, как и максимальная скорость. Вот только грузоподъемность стала не 1 тонна, а 2.
Шведа безошибочно можно определить по характерному капоту, который достался от грузовой модели Volvo FC. Внутри скрывается Volvo TFC, вариация грузового мотора Volvo FC. 90 лошадиных сил машине вполне хватало для достижения необходимых характеристик. От прародителя сохранилась концепция кузова с откидными панелями вместо дверей, впрочем, руль размещается справа. Получился вполне добротный артиллерийский тягач, такой же подвижный, как прародитель (участники «Моторов Войны» могли в этом убедиться), но вполне оригинальный. Это примерно как со шведскими легкими танками Strv m/41, вроде бы LT vz.38, а на самом деле не совсем.
Основной объем выпуска Artilleritraktor m/43, так обозначался Volvo HBT в шведской армии, пришелся на 1944 год. Последние машины сдали уже после войны, всего изготовили 107 штук, плюс прототип. Служили Artilleritraktor m/43 долго, до середины 50-х. Дальше они расползлись по миру, оказавшись даже в Боливии. А этот экземпляр долгое время был в Англии. Будете смеяться — играл в кино Sd.Kfz.10. Очень похоже на судьбу чехословацких БТР OT-810, которые часто играют Sd.Kfz.251. Незадолго до начала слёта в мастерской Вячеслава Лен провели реставрацию мотора, что позволило показать машину во всей красе.
Последняя машина, о которой пойдет речь, создавалась как транспортер, хотя она теоретически могла применяться и как тягач. Тягач этот, впрочем, получился весьма специфичным, поскольку таскал он санные прицепы. И вообще это изначально снегоход. Создавался он по заданию англичан как средство доставки диверсантов для спецоперации в Норвегии. Спецоперации не состоялось, а двухместный транспортер M28 эволюционировал в Carrier, Cargo, M29. Более известный как M29 Weasel.
Вряд ли авторы машины из компании Studebaker, когда создавали M29, могли предположить, чем всё закончится. Нет, поначалу M28 и M29 использовались как снегоходы и шли в соответствующие части. Но дальше что-то пошло явно не так. Выяснилось, что он не только снегоход, но и снегоболотоход, да и по проселку прет со страшной силой. В результате его боевая карьера началась с лета 1944 года в Нормандии. Со снегом тут так себе, но это не особо мешало. А дальше были Арденны, где машина показала себя во всей красе. Позже появилась версия M29C, которая могла оборудоваться поплавками. И да, снегоход превращался в амфибию. Последней крупной войной M29C стал Вьетнам. Снегоход. Во Вьетнаме. Плавающий. Где-то засмеялся Франц Кафка.
Секрет успеха машины оказался в высокой удельной мощности, а также ходовой части, вполне подходящей не только для езды по снегу, но и для мягких грунтов. Что такое высокая удельная мощность, участники «Моторов Войны» сами могли видеть. Носился M29C как угорелый, даже не ожидаешь такой прыти от неказистой коробочки. После этого становится понятно, почему детище Studebaker пользовалось уважением и долго прослужило в разных армиях мира.
Это только первый материал из цикла, посвященного слету, прошедшему на минувшей неделе. Здесь было на что посмотреть, «Моторы Войны» каждый год удивляют новинками. Есть они и среди героев последующих материалов.