Рассказ о бронированном снегоболотоходе ЗЗГТ-34039Б, одной из новинок международного военно-технического форума «Армия-2023»
То, что история нередко ходит по спирали, давно не новость. Так часто получается, что появляется потребность в технике, которую разработали еще более полувека назад. Образец уже давно прекратили выпускать, большинство произведенных экземпляров ушло в утиль, а оставшиеся скорее являются музейными машинами. И внезапно выясняется, что войска имеют потребность в практически такой же машине. Подобные случаи не единичны, особенно если мы говорим о гусеничной технике.
В этом году на международном военно-техническом форуме «Армия-2023» презентовали различные новинки, как колесные, так и гусеничные. Некоторые из новинок вызвали чувство дежавю. Машина вроде новая, а на самом деле видишь старого знакомого. Именно такое можно сказать о бронированном снегоболотоходе ЗЗГТ-34039Б, который презентовали на стенде Военно-промышленной компании (ВПК). Заволжский завод гусеничных тягачей привез на выставку реинкарнацию ГТ-МУ, которого уже успели порядком подзабыть.
Кое-где новинку из Заволжья уже успели окрестить конкурентом МТ-ЛБ, что в корне неверно. «Мотолыга» создавалась совершенно по другой концепции. То, что сейчас тягач используют по-разному, совершенно ничего не означает. В первом случае речь идет о транспортере, во втором — об артиллерийском тягаче. Поэтому МТ-ЛБ и больше, и значительно мощнее, что пригодилось для других задач. А ЗЗГТ-34039Б — прямой потомок ГТ-МУ.
В чем-то гусеничный транспортер малогабаритный унифицированный, так расшифровывается ГТ-МУ, напоминал тягач АТ-П. Разница в том, что именно как тягач машина была уже не нужна. ГАЗ-73, как еще именуется машина, представляла собой бронированную версию транспортера ГАЗ-71, он же ГТ-СМ. По сравнению с небронированным прародителем ГТ-МУ был короче, а заодно и тяжелее.
Платформа ГТ-МУ была интересна не только как транспортер, применявшийся в сложной местности. Подобно АТ-П, машина разрослась различными вариантами, предназначенными для химической разведки, командно-штабными машинами и так далее. Впрочем, на фоне МТ-ЛБ всё это выглядело очень скромно. В случае с «Мотолыгой» получилась более универсальная машина, которая применяется и как транспортер. И он может больше, чем ГТ-МУ.
При наличии ГТ-СМ и МТ-ЛБ бронированный транспортер оказался, можно сказать, третьим лишним. Более тяжелый, чем ГТ-СМ, он как-то не особо нужен в народном хозяйстве. При этом есть МТ-ЛБ, который может значительно больше. В результате по северам валяется много ГТ-МУ, при этом вполне ездят видавшие виды ГТ-СМ. Выпускаются они и силами Заволжского завода гусеничных тягачей, современная модель называется ЗЗГТ-34039.
Собственно говоря, нынешняя новинка — это ничто иное, как повторение истории 50-летней давности. Из ЗЗГТ-34039 было решено сделать аналог ГТ-МУ, но с учетом нынешних требований. При этом представители завода говорят, что нет, это не ГТ-МУ. И отчасти правы. Да, действительно очень похоже, но на самом деле это другая машина. Хотя и создана на тех же агрегатах, что и ГАЗ-73. И это, разумеется, совсем не конкурент «Мотолыги».
Надо сказать, что найти чего-то дополнительно по машине сложно. В том числе «благодаря» индексу. В своё время ГТ-СМ и ГТ-МУ развели по обозначениям, чтобы не путать. Хотя там это и справедливо, всё же ГАЗ-73 короче ГАЗ-71 на один опорный каток. Тут же в чистом виде шасси ЗЗГТ-34039, траки с резинометаллическими шарнирами (РМШ). Такие траки используются и на базовой машине, отличаясь в 2 раза большим ресурсом, чем траки с открытым шарниром.
Нет никаких неожиданностей и с точки зрения силовой установки. На нынешних ЗЗГТ-34039 ставятся минские дизеля Д-245.15С мощностью 108 лошадиных сил. ЗЗГТ-34039Б получил вариант двигателя, форсированный до 136 лошадиных сил. Это стало насущной необходимостью, поскольку масса машины достигла 6,3 тонн. В максимальной загрузке масса ЗЗГТ-34039Б достигает 7,8 тонн, а такой машине нужна удельная мощность в районе 20 л.с. на тонну (а желательно повыше). Машина стала тяжелее, по сравнению с ГТ-МУ, не просто так. ЗЗГТ-34039Б длиннее предшественника на 614 мм, прежде всего за счет десантного отделения.
Спереди сходство с ГТ-МУ есть, но хорошо заметно, насколько транспортер изменился. Например, он выше на 10 см, с учетом низкого силуэта ГТ-МУ, это весьма важно. Кроме того, существенно изменился подход к смотровым приборам. От смотровых лючков впереди отказались, поставив бронированные стекла (с правой стороны появился еще и порт для стрельбы из личного оружия). Люки сверху сохранили, но при этом появились и боковые люки, также с остеклением. Так что с обзорностью тут явно получше, чем у предшественника.
Внутри машина выглядит более привычно, сходство с ГТ-МУ более очевидное. Неожиданностью это не является, поскольку прародитель один (ГАЗ-71, ныне ЗЗГТ-34039). Посему и каких-то принципиальных отличий, по крайней мере с точки зрения отделения управления, и быть не может. Собственно говоря, с небронированного прародителя и взята концепция боковых входных люков.
От ГТ-МУ тут осталось не так уж и мало. Крыша моторного отделения, с некоторыми изменениями, но вполне повторяет прародителя. Никуда не делись и бойницы по бортам десантного отделения. Сохранилось и штатное бронирование. У ГТ-МУ толщина брони была 6 мм, тут второй класс баллистической защиты. Что примерно равнозначно. В принципе, для такого транспортера хватает, у МТ-ЛБ, к слову, полноценная противопульная броня только спереди.
Главное отличие новой машины — это ее кормовая часть. ГТ-МУ вмещал внутри 8 человек, этого оказалось маловато. Поэтому теперь, за счет удлинения десантного отделения, сюда помещается ровно столько же, сколько и в ГТ-СМ. Кроме того, внутри можно разместить носилки с ранеными, как раз это показывали на выставочной машине.
Еще одним нововведением ЗЗГТ-34039Б стало появление пулеметной установки. Впрочем, как показывает практика, ставят на подобные машины далеко не одни пулеметы. Немного зная, какие эксперименты проводят с МТ-ЛБ, и эту машину также могут оснастить чем-то более солидным. При условии, конечно, что она будет серийной. Удлиненное десантное отделение тут явный плюс, не «Мотолыга», конечно, но можно поставить много чего интересного.
Главный вопрос, разумеется, связан с перспективами машины. То, что она появилась, интересная новость. Другой вопрос, что «Пластун-СН», например, появился под определенного заказчика. А ВПК уже имеет опыт инициативных разработок. Реинкарнация БРДМ-2, судя по всему, дорогу в серию не получила. Будет интересно посмотреть, что будет с реинкарнацией ГТ-МУ. Потенциально у нее область применения есть, всё остальное зависит от заказчика.
источник: https://dzen.ru/a/ZRA84BjxyBKkGh_6