Юрий Пашолок. Горьковские танки с подольскими башнями
Малые танки Т-60 с башнями от танков Т-30, редкая версия, которая стала одним из участников парада 7 ноября 1941 года.
Сегодня исполнилось 103 года Великой Октябрьской социалистической революции, событию, которое изменило ход истории нашей страны, да и всего мира. С этого момента 7-е ноября, наряду с 1-м маем, являлись у нас одними из главных праздников. В эти дни на Красной Площади в Москве проводились парады, на которых демонстрировалась мощь сначала Красной Армии, а затем уже и Советской Армии. Советского Союза уже нет 28 лет, а праздничные даты изменились. Ныне военные парады проводятся 9-го мая, в День Победы (при этом стыдливо драпируется Мавзолей, решение крайне спорное), 1-е мая официально именуется Праздником Весны и Труда, а 7-е ноября в России ныне рабочий день, если выпадает на будние. Тем не менее, в ряде городов, прежде всего в Москве и Самаре, 7 ноября парады проходят. Только уже немного по другому поводу. В этот день, 7 ноября 1941 года, прошли военные парады в Москве, Куйбышеве (Самаре, резервной столице СССР) и Воронеже. Они имели огромный психологический эффект, особенно для москвичей, в городе, который уже находился на осадном положении. Столица готовилась к обороне от наступающих немецких войск, так что парад на Красной площади, да еще со Сталиным на трибуне Мавзолея, который открыл его речью (чего он до того не делал), имел огромное значение. Части, которые шли на параде, прямо с него ушли на фронт. С недавних пор, в память об этом параде, стали проводить так называемый торжественный марш. Организовало его правительство Москвы, впервые он прошел 7 ноября 2003 года. В 2009 году, впервые за долгое время, по брусчатке Красной Площади 7 ноября вновь прошли танки. Вскоре военная техника, прежде всего частная, стала визитной карточкой марша. В дальнейшем реконструкцию парада, тоже с частной военной техникой, стали проводить и в Самаре. В этом году марша не состоялось, но частная техника на Красной площади присутствует. Хоть так, но ту славную дату отметили.
Парад 7 ноября 1941 года был крайне примечательным событием. В том числе и с точки зрения техники, которая в нем участвовала. Здесь в кадры кино и фотокамер попало немало образцов, которые впервые участвовали в парадах. А порой только на этом параде и засветились. Одним из таких уникумов стал малый танк Т-60. Его производство спешно организовывалось на ХТЗ и ГАЗ им. Молотова. Первые машины данного типа ожидались еще в августе 1941 года, но ХТЗ успел сдать всего 7 танков, после чего началась его эвакуация в Сталинград (на самом деле танковое производство уехало на завод №264 в Красноармейск, бывший поселок Сарепта, ныне Красноармейский район Волгограда). Сложное положение было на ГАЗ им. Молотова. На завод свалилась большая программа по выпуску грузовых и командирских автомобилей, кроме того, подводили смежники. Например, завод «Двигатель Революции» за сентябрь 1941 года сдал только 3 комплекта бортовых передач, в результате завод сдал всего 3 танка. За первые 5 дней октября еще 5 штук (вместо 15), а за 20 — всего 69. 20 октября на завод пришла телеграмма лично от Сталина, в которой он потребовал увеличить производство Т-60 до 10 машин в сутки. Для изучения ситуации в Горький прибыл нарком танковой промышленности В.А. Малышев, его энергичные действия в немалой степени способствовали выправлению ситуации. Несмотря на имевшиеся проблемы, уже в октябре ГАЗ смог не только выполнить месячный план по выпуску танков, но и даже его слегка перевыполнить. Ради этого пришлось зарубить большинство программ по выпуску колесной техники, танки оказались нужнее. При этом в середине октября имелось еще узкое место по корпусам (и особенно башням), которое разрешили весьма необычным способом.
19 октября 1941 года было подписано постановление ГКО №811сс «Об эвакуации заводов № 37 и Подольского». Оба завода эвакуировались, вместе с заводом КИМ, в Свердловск. Следует отметить, что вопреки слухам, в Москве Т-60 не выпускались. Дело в том, что под этим обозначением подразумевался также танк Т-30, неплавающая версия разведывательного танка-амфибии Т-40. Правда, неплавающим Т-30 стал лишь к началу октября 1941 года, когда в Коломне, а затем и в Подольске, начали выпуск утолщенных корпусов без ниши под водоходное оборудование. При этом даже «классическое» вооружение в виде 20-мм автоматических пушек ТНШ на Т-30 стали ставить только к 10-м числам октября. А до того ставились крупнокалиберные пулеметы ДШК. Так вот, и Т-30, и Т-60 были разработаны на базе танка Т-40, посему имели унифицированные по погону башни. Еще до начала эвакуации на заводе №37 руководство завода предложило идею, которая отчасти решала проблему ГАЗ. Производственные возможности завода №37 не позволяли использовать корпуса, поступающие на завод, в полной мере. Поэтому было предложено часть корпусов Т-30 направить на ГАЗ.
В ГАБТУ КА с такой идеей согласились. 18 октября 1941 года последовал запрос о выделении платформ для переброски из Москвы в Горький 120 комплектов «корпусов Т-60». Лишний раз следует подчеркнуть — речь шла именно о Т-30. В Подольске и Коломне корпуса 060 не выпускались. Больше того, того запаса, что имелся у заводов, хватило для того, чтобы позже выпускать Т-30 в Свердловске (завод №37) и в Кирове (там организовали завод №38). На ГАЗ сами корпуса были не нужны, а вот башни пригодились. Уже с 20-х чисел октября 1941 года башни стали ставить на Т-60, такие «гибриды» уже с 24-25 октября пошли в войска. Сколько именно было использовано башен, сам завод не упоминает. Но в 1942 году на ГАЗ имелось 47 комплектов корпусов и башен Т-40. Под ними, на самом деле, подразумевались Т-30, но эти машины постоянно путали, так что не будем придираться к горьковской военной приемке. Исходя из этого, получается 73 использованные башни. Естественно, данная цифра является скорее предположением, тем не менее, вполне себе серия, тем более что данные танки попадаются не только на параде 7-го ноября 1941 года в Москве.
Поскольку не совсем понятно, когда именно стали ставить данные башни, точно нельзя сказать, какая часть первой получила данные башни. Также башни явно «растеклись» и по танкам выпуска начала ноября 1941 года. С определенной долей вероятности первой такие танки получила 146-я танковая бригада (16 танков получено 24 октября). Точно их получили 31-я (14 штук, 25 октября) и 33-я (16 штук, 27 октября) танковые бригады, как раз их 60-ки шли на параде. Большинство Т-60 этих бригад имели «обычные» башни, так что Т-60 с башнями Т-30 разошлись по нескольким частям. Если исходить из отправок, то среди получателей всё равно фигурирует 146-я танковая бригада (получили еще 16 танков), 145-я танковая бригада (32 штуки) и 129-я танковая бригада (16 танков). Еще 60 танков данного типа прибыло в начале ноября 1941 года на станцию Пресня, то есть еще пара танковых бригад также получила данные машины.
Напоследок стоит также упомянуть еще один «презент» от завода №37. В августе 1941 года на заводе началась разработка литых опорных катков. Базой для них служили катки артиллерийского тягача «Комсомолец». Причиной появления данной конструкции было желание упростить конструкцию опорных катков, с поставкой которых имелись перебои. В октябре производство катков данного типа началось, но на Т-30 их поставить уже не успели. Данные катки стали ставить на Т-30 уже в эвакуации. Вместе с тем, небольшую партию литых опорных катков передали на ГАЗ им. Молотова. Автор данной статьи располагает одной фотографией подбитого под Москвой танка с такими катками, кроме того, их можно увидеть на Т-60 с 37-мм пушкой ЗИС-19.
Источники:
- ЦАМО РФ
- РГАКФД
- Фотоархив автора