Юрий Пашолок. Главная берлинская звезда

19
Юрий Пашолок. Главная берлинская звезда

Юрий Пашолок. Главная берлинская звезда

7 сентября 1945 года в Берлине состоялся Парад Победы. Он должен был показать сплоченность стран Антигитлеровской коалиции, хотя уже тогда начались различные нестыковки. Атмосфера недоверия, которая отчасти и спровоцировала самую кровавую войну в истории, возвращалась. До речи Черчилля в Фултоне оставалось уже немного времени, она стала отправной точкой в начале Холодной войны, которая продолжалась долгие десятилетия. Но пока еще ничего этого не началось, а союзники шли по улицам поверженного Берлина парадным строем.

Сохранившаяся до наших дней хроника этого парада донесла прохождение сначала пеших колонн, а затем и бронетехники. Все стороны постарались показать на параде свои бронетанковые силы в лучшем свете. Те же англичане из 7-й бронетанковой дивизии, например, ехали на бронетанковой технике своего и канадского производства. Тоже достижение, ибо бОльшая часть английских танков на тот момент была американского производства. Союзные силы шли первыми, а колонны замыкали советские танки, но именно они стали главными звездами этого парада. Дело в том, что замыкали парад 52 тяжелых танка ИС-3 из состава 2-й гвардейской танковой армии. Для данных танков это был дебют, до того их союзники не видели, так что для союзников появление ИС-3 стало подобно эффекту разорвавшейся бомбы. Колонны приземистых танков, которые шли мимо трибуны с союзным командованием, произвели должное впечатление.

Жуков, один из тех, кто принимал парад, едва сдерживал ухмылку. А вот на его коллег было интересно посмотреть. Они сразу поняли, что идет перед ними. Красная Армия и так была единственной, кто применял против немцев полноценные тяжелые танки, ИС-2 союзники оценили. А тут десятками шли танки, на фоне которых ИС-2 выглядел устаревшим. Некоторые считают проход ИС-3 предшественником того железного занавеса, что вскоре опустился над Европой. А ИС-3 стал не более чем 5 лет образцом современного танка. Откуда союзникам было знать, что ИС-3 уже считался в СССР не самым современным танком?

Надо сказать, что ситуация с ИС-3 была весьма далекой от идеальной. Дело в том, что танк разрабатывали в спешке, то же самое касалось и организации его серийного производства. В результате получилась весьма сырая машина, которую пришлось буквально допиливать в процессе производства. Посему танки самых первых выпусков и то, что производилось летом 1945 даже внешне несколько отличаются друг от друга. А уж про внутренне содержание и говорить не приходится. Достаточно сказать, что еще с первого серийного экземпляра в машину внесли более десятка различных улучшений. При этом в мае 1945 году начался выпуск башен из другой стали. Общий же список изменений, который планировался внести в ИС-3, просто огромен — 177 пунктов. Поэтому и менялась машина весьма бурными темпами. Например, проблему с перегревом решили только в июле 1945 года. Кстати, этот месяц стал временем наибольшего числа метаморфоз, связанных с ИС-3.

ИС-3 на параде в Берлине, 7 сентября 1945 года

ИС-3 на параде в Берлине, 7 сентября 1945 года

Было ли такое решение ошибкой? Если проанализировать ситуацию, то выяснится, что скорее нет. Замена ИС-2 назрела уже давно, а продолжать выпускать эти танки, пока не допилят 70-3-й объект — это выпустить еще несколько сотен машин, которые по броневой защите перестали удовлетворять требованиям ГБТУ КА еще весной 1944 года. Потом, разумеется, была «расплата» в виде массовых дефектов, в связи с чем в 50-е годы прошла программа УКН. Тем не менее, уже в июне 1945 года ЧКЗ сдал 250 танков данного типа. Не без проблем, но машины осваивались в войсках. И да, у тех же американцев ситуация с Heavy Tank T26E3 вряд ли была сильно лучше. Как оказали бои в Корее, аварийность этих машин составила чудовищные 60% от общих потерь. Их, собственно говоря, так же гнали в серию, ибо дальше ждать было нельзя.

Стальная лавина входит на прямую. Завораживающее зрелище

Стальная лавина входит на прямую. Завораживающее зрелище

Подобная производственная ситуация привела к тому, что в войска ИС-3 стали поступать с июня 1945 года. При этом на заводе продолжали лихорадочно бороться с перегревом системы охлаждения (преодолеть его удалось только в июле). По этой причине новые танки на первых порах были, скорее, учебными машинами. Ввиду перегрева системы охлаждения максимальную скорость развить не получалось. Лишь ближе к концу лета стали поступать боевые машины, имевшие 100% боеспособность. Несмотря на все «болячки», именно этому танку было доверено «нести флаг» советского танкопрома на Параде Победы 7 сентября 1945 года. И, что характерно, ни одной поломки в ходе марша не последовало. Зато, судя по всему, были слышны звуки падающих челюстей.

Одним словом, свою роль ИС-3 всё же сыграли. Полсотни новейших танков привели союзников в состояние некоторой задумчивости. А после войны ИС-3 не раз вызывал в разных странах началот гонки вооружений. Даже у шведов, которые заметили ИС-3 только в 1950 году.

Статья по ИС-3:

Юрий Пашолок. ИС-3 — эволюция с революцией

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12990843.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account