В 1932 году на заводе в Нижнем Новгороде началось производство грузовых автомобилей, которые позже стали известны как ГАЗ-АА. Знаменитая «Полуторка» стала самым массовым советским автомобилем первой половины XX века. Только за период с 1932 по 1938 годы их построили около 400 тысяч штук. Вместе с тем, довольно быстро возникла потребность в трехосной версии. Сам Ford такие машины не производил, отдав их постройку на сторону. Фирма Timken, существующая до сих пор, наладила выпуск задних мостов, такие машины известны как Ford-Timken. Благодаря двум задним ведущим осям грузоподъёмность повышалась до 2 тонн, также возрастала проходимость. Платой за это становились более высокий расход топлива и снижение скорости. Также возрастала и стоимость машины. Именно поэтому Ford и не выпускал трехосные версии своих грузовиков.
Совсем иная ситуация была в Советском Союзе. Трехосные машины были нужны, прежде всего, для специальных кузовов. В их числе были и средние пушечные бронемашины (БАИ, БА-3). Поэтому в 1932 году НАТИ начал работу по трехосной версии ГАЗ-ААА. С 1933 года разработку НАТИ дорабатывали на ГАЗ им. Молотова. Руководил работами В.А. Грачев, в дальнейшем самый известный советский специалист по машинам повышенной проходимости. Совместная разработка НАТИ и ГАЗ была запущена в серию как ГАЗ-ААА. В период с 1934 по 1943 годы сдали всего 37 тысяч таких машин. На фоне обычной «полуторки» это немного, но и задачи у машины иные. На ее базе строились автобусы, бензовозы, мастерские и ряд других спецмашин. Укороченное шасси ГАЗ-ААА использовалось как основа для бронемашин БА-6, БА-10, а также при модернизации БА-27 (БА-27М) и БА-3 (БА-3М). Базовый бортовой грузовик также не был простой машиной. Часто на него устанавливали счетверенные зенитные пулеметные установки М-4, также в 1941 году запустили выпуск ЗСУ с 25-мм автоматической пушкой 72-К. В 1943 году выпуск таких ЗСУ возобновили. После того, как в июне 1943 года ГАЗ подвергся массированной бомбардировке, производство ГАЗ-ААА подошло к концу. Последние машины сдали осенью 1943 года.
Нане таких грузовиков сохранилось совсем немного. Один из них можно видеть на выставке «Моторы Войны». Автомобиль из коллекции «Военный Анграр» Игоря Шишкина является участником Великой Отечественной войны. В июле 1941 года машина оказалась потеряна в районе Ярцева. Спустя 70 лет после боёв за Ярцево в болотистой местности на реке Вопь в окрестностях Ярцево были обнаружены его останки. Судя по всему, грузовик был захвачен немцами в первые недели войны, дальше в него погрузили боеприпасы к 37-мм немецкой противотанковой пушке. В ходе боёв за Ярцева машина попала под наш огонь: автомобиль явно горел, по округе были раскиданы останки боеприпасов, а под кузовом лежали немецкие каски.
Ныне этот грузовик полностью восстановлен. 11 июня 2022 года проходил динамический показ, в ходе которого редкий грузовик можно было видеть на ходу. Следует отметить, что на «Моторах Войны» динамические показа проводятся каждую субботу, в 12:00. Попасть на выставку можно со вторника по воскресенье, в будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2.
Видео на дзене можно посмотреть тут — https://zen.yandex.ru/video/watch/62b1af38cbd9197865410aed?t=2
источники: