История Pz.Kpfw.B2 (Flamm), огнеметного варианта трофейного французского танка Char B1 Bis
Несмотря на то, что первыми на ниве танкостроения отметились англичане, в годы Первой мировой войны отнюдь не они находились в авангарде передовых технических решений. Тут пальма первенства безоговорочно принадлежит французам. Помимо того, что они создали первый в мире танк с классической компоновкой, именно французы оказались первенцами с точки зрения специальных боевых машин. Это касалось и командирских танков, и специальных инженерных машин. Важным моментом стало то, что эти машины оказались серийными. После окончания Первой мировой войны разработка французских инженерных машин затихла, снова они вернулись к этой теме в 30-е годы. Правда, на сей раз дело окончилось опытными экземплярами. Касалось это и огнеметных танков. У французской армии имелись планы о переоборудовании Char D2 в огнеметные танки, ставился огнемет в лобовом листе корпуса. Дело даже дошло до переоборудования опытного образца, но тут внезапно для французов война для них закончилась Вторым Компьенским Перемирием.
У немецкой армии с инженерными машинами дела обстояли чуть лучше, по крайней мере, они мостоукладчики даже применяли, причем как раз во Франции. С огнеметными танками дела обстояли похуже, тем не менее, в мае 1940 года были сданы первые 12 Pz.Kpfw.II (F). Как и французы, немцы не строили огнеметные танки с нуля. В дело пошли ранее выпущенные Pz.Kpfw.II Ausf.D и Ausf.E, включая и шасси, которые не успели доделать. Правда, в случае с немецкими огнеметными машинами возникали некоторые вопросы. Концепция немецкого огнеметного танка подразумевала быстроходную боевую машины с противопульной броней и высокой маневренностью огнеметных установок. В этом смысле французская концепция выглядела более здравой, поскольку огнеметание производилось в упор. Вероятно, немцы об этом тоже задумались, поскольку далее история немецких огнеметных танков получила развитие с французским акцентом.
По результатам французской кампании мая-июня 1940 года немецкая армия заполучила богатые трофеи. Касалось это и бронетанковой техники. Французские танки стали оперативно принимать на вооружение, впрочем, особых иллюзий на их счет немецкие военные не питали. Касалось это и Char B1 bis, который в немецкой армии получил обозначение Pz.Kpfw.B2 (f). Часть танков данного типа банально сломалось, их ремонт организовали на заводе Renault в Булонь-Бийанкуре. Это был самый тяжелый и защищенный танк, имевшийся на вооружении немецкой армии. Неспешность машины компенсировалась солидной броневой защитой. Поначалу была мысль использовать эти танки как есть, то есть со своим штатным вооружением. Но в марте 1941 года начались работы по огнеметной версии, известной как Pz.Kpfw. B2 (Flamm). Он оказался самым тяжелым немецким огнеметным танком, который еще и прослужил дольше всех остальных.
История огнеметного Char B1 bis началась 11 марта 1941 года, когда Гитлер посетил завод Daimler-Benz werk 40. Он дал задание на разработку огнеметного танка, проект предполагал два варианта исполнения. Первый подразумевал замену на огнемет 47-мм башенного орудия SA 35, а французская 75-мм пушка SA 35 заменялась на немецкую 7,5 cm KwK L/24. Такое перевооружение обеспечивало большой сектор обстрела, но с точки зрения вооружения идея была плохая. Более удачным был второй вариант. Башенное вооружение сохранялось, а огнемет ставился вместо 75-мм орудия SA 35. Такая концепция оказалась гораздо ближе к огнеметному Char D2. Потеря 75-мм орудия не выглядела существенной, зато плюсов у такого размещения оказалась масса. Кроме того, второй вариант подразумевал использование той же огнеметной установки Wegmann, что и на Pz.Kpfw.II (F). Она обеспечивала вполне приличные углы наводки.
Первый вариант Pz.Kpfw. B2 (Flamm) даже не стали строить, ограничившись эскизным проектом. В 6-м отделе Департамента Вооружений, который курировал разработку, его перспективы сразу оценили как низкие. Совсем иная ситуация оказалась со вторым вариантом. Уже 6 апреля 1941 года был изготовлен макет установки огнемета в лобовую часть французского танка. Гитлер одобрил данную разработку, а 9 апреля головным разработчиком утвердили Wegmann. С учетом того, что именно в Касселе находился центр разработки и выпуска огнеметных танков, неудивительно. Одновременно начались подготовительные работы по изготовлению комплектов броневых листов для переоборудования трофейных французских танков. Велись они с участием Daimler-Benz werk 40, на долю Wegmann приходилась доработка огнеметной установки и переделка танков с использованием готовых комплектов броневых листов.
Между тем, ситуация вокруг Pz.Kpfw. B2 (Flamm) оказалась не столь и простой. Видимо, уже имелись некоторые соображения насчет недостатков огнеметной установки Wegmann. Помимо того, что она не отличалась дальнобойностью, создавалась она для танка с лобовой броней толщиной 30 мм. Посему задание на разработку огнеметной установки спустили на еще 2 фирмы. Первой стала Feuerwehrgerätefabrik Hermann Köbe из Луккенвальде, а второй — фабрика по производству вооружения и боеприпасов в Борзигвальде, что на северо-западе Берлина. И если в Борзигвальде ничего особо не сделали, то производитель пожарной техники из Луккенвальде сработал оперативно.
Принцип действия огнеметной установки Köbe существенно отличался от Wegmann. В Касселе ставили на привычную схему с газовыми баллонами, которые создавали необходимое давление. Проблемой становилась перезарядка этих самых баллонов, да и давление они давали небольшое. Фактически единственным плюсом огнеметной установки Wegmann стал большой сектор обстрела — до 90 градусов влево и вправо. У Köbe она могла наводиться только вверх-вниз, зато бронировка оказалась равноценной с Char B1 bis. Кроме того, вместо баллонов использовалась вспомогательная силовая установка. По сути Köbe воспользовалась опытом изготовления пожарной техники и при помощи водяной помпы смогла получить необходимое давление для огнесмеси. Дистанция огнеметания выросла до 40-45 метров, что уже было чуть получше.
Необходимость срочного изготовления огнеметных танков привела к тому, что Wegmann запустила в работу оба варианта огнеметных установок. Всего к началу операции «Барбаросса» было переделано 24 танка, которые поступили в 102-й огнеметный батальон. Переделывались они в спешке, так что имели ряд недостатков. У огнеметной установки Köbe, помимо отсутствия наведения влево-вправо, не имелось никаких смотровых приборов. У огнеметной установки Wegmann имелся перископ, но и его оказалось маловато. Огнесмеси имелось всего 160 литров, для длительного ведения огня маловато, не говоря уже о дистанции пуска и том, что бак находился внутри.
Боевой дебют Pz.Kpfw. B2 (Flamm) оказался весьма специфичным. Если 100-й и 101-й танковые огнеметные батальоны придавались танковым дивизиям, то Pz.Abt.(F) 102 воевал совместно с пехотными дивизиями. Окончательно его сформировали 20 июня 1941 года согласно штату K.St.N. 1176 (позже этот штат, в доработанном виде, использовался для формирования тяжелых танковых рот тяжелых танковых батальонов). Формирование началось 31 мая во Франции, батальон пополняли за счет переделываемых Wegmann танков, плюс туда включили 6 Pz.Kpfw. B2 (f). Переделка танков шла так быстро, что часть из них не получили радиостанции, а несколько машин и вовсе были Char B1 (включая бывший Char B1 No.103 с именем собственным Lorraine, третий прототип, ранее воевавший в 347-й танковой роте). Минимум известно 3 Char B1, переделанных в Pz.Kpfw. B2 (Flamm). Спешка далее сыграла свою роль.
На фронт 102-й танковый огнеметный батальон прибыл 23 июня, на следующий день его придали 24-й пехотной дивизии. К тому моменту батальон состоял из 2 рот, в каждой из которых имелось по 3 Pz.Kpfw. B2 (f), выполнявших роль командирских машин, и по 12 огнеметных танков (4 взвода по 3 танка в каждом). В каком виде Pz.Abt.(F) 102 штурмовал Рава-Русский УР. В отличие от широко известной Брестской крепости, которую немцы по сути обошли, Рава-Русский УР оказался для них крепким орешком. Сработал он именно так, как и задумывался. И это при том, что штурмовали 6-й укрепрайон по полной программе, по нему даже сделала 4 выстрела 600-мм самоходная мортира Gerät 040 Adam. Тем не менее, долбились в 6-й УР немцы неделю, и помогли им огнеметные танки лишь отчасти. Бой 24 июня в районе Дахани прошел для Pz.Kpfw. B2 (Flamm) удачно, ДОТ быстро вывели из строя. Совсем иначе развивались события в районе Велки Дзял, где Pz.Abt.(F) 102 воевал, переподчиненный 296-й пехотной дивизии. В течение 26-28 июня ДОТ-ы взять никак не удавалось. Наконец, 29 июня подтянули 88-зенитные орудия Flak 18, которые вполне штатно применяли как противобункерные и противотанковые. Немецкий огнеметный батальон двинулся в атаку, по итогам которой 2 танка, включая и бывший Char B1 № 103, сгорели.
Результат применения огнеметных танков против Рава-Русского УР оказался крайне неоднозначным. Казематные установки Л-17 были хорошо защищены от огнесмеси, а толстая броня французских танков оказалась недостаточной для защиты от казематных орудий. Битва за укрепрайон закончилась к 30 июня, свою задачу он выполнил. Далее 102-й танковый огнеметный батальон оказался переподчинен непосредственно командованию 17-го армейского корпуса, он выдвинулся на марш… и вот тут французские танки стали проявлять свой нрав. Один за другим они стали ломаться, повторяя «подвиги» мая-июня 1940 года. Официально батальон был отозван с фронта 27 июля 1941 года, по факту он перестал быть боеспособной единицей гораздо раньше. Оставшиеся танки отправили на ремонт, что, впрочем, совсем не означало завершение боевой карьеры Pz.Kpfw. B2 (Flamm).
Опыт боевого применения огнеметных танков показал, что обе конструкции огнеметных установок имеют недостатки. В результате появился переработанный проект Pz.Kpfw. B2 (Flamm), где соединились разработки трех участников. Wegmann отвечала за боевое отделение и общую сборку, Köbe за огнеметную установку, а Daimler-Benz werk 40 — за броневые детали. В результате на свет появился то самый Pz.Kpfw. B2 (Flamm), который наиболее известен с точки зрения фотографий и боевого применения.
Финальная версия огнемета Köbe получила шаровую установку, позволявшую наводить его как по вертикали, так и по горизонтали. Не менее заметным отличием стало появление рубки огнеметчика, которую разместили справа от рубки механика-водителя. Она получила характерный для немецких танков смотровой прибор, напоминающий прибор механика-водителя Pz.Kpfw.III/Pz.Kpfw.IV. Использовался он для прицеливания во время огнеметания. С правой стороны от рубки разместили антенный порт (он же имелся на части танков раннего выпуска). Наконец, сзади установили бронированный резервуар для огнесмеси. Таким образом, теперь эксплуатация танка стала более безопасной, в боевом отделении остался только огнемет и насос, при помощи которого нагнеталась огнесмесь.
Несмотря на то, что доработанный Pz.Kpfw. B2 (Flamm) существенно отличался от предыдущей конструкции, никаких отличий по индексам не вносили. Первые танки второй производственной серии были изготовлены (точнее, переделаны из Char B1 bis) в ноябре 1941 года, поставщиком броневых элементов стала Deutsche Edelstahlwerke AG (DEW), собиралось всё это в Касселе. Когда именно закончилось производство, неизвестно, но в общей сложности изготовили 60 таких машин. Следует отметить, что часть из них сохранило смотровую башенку в исходной конфигурации. То есть далеко не все Pz.Kpfw.B2 имели смотровую башенку со срезанным верхом и двухстворчатым люком.
Из 60 выпущенных танков 12 ушло в состав 223-й танковой роты, сформированной 6 февраля 1942 года, но изначально в ее составе находилось 5 Pz.Kpfw.35 S и 25 Pz.Kpfw.38 H. Огнеметные танки появились в роте ближе к концу года. Помимо Pz.Kpfw. B2 (Flamm), 223-я рота трофейных танков получила 4 Pz.Kpfw. B2 (f), как командирские машины. находилась рота в Крыму, она стала вторым и последним подразделением на Pz.Kpfw. B2 (Flamm), которое воевало на советско-германском фронте. Впрочем, воевало — это довольно громко сказано. К сожалению, данных о том, сколько именно дополнительной массы добавило огнеметное оборудование и броневые листы, но легче машина явно не стала. Мелькает цифра в 3 тонны, что вполне похоже на правду. Это привело к тому, что надежность танков, и так не выдающаяся, снизилась еще больше. Выезд на учения в марте 1943 года закончился тем, что 6 из 16 машин сломалось. Командование 13-й танковой дивизии, которой досталась рота, с большим сомнением смотрела на их матчасть. Весной 1943 года вооружение французских танков было уже не идеальным, про подвижность и говорить не приходилось. По итогам в бой Pz.Kpfw. B2 (Flamm) больше не пошли, а 13-я ТД дождалась 15 Pz.Kpfw.IV Ausf.G.
Насчет боевых возможностей Pz.Kpfw. B2 (Flamm) наверху догадывались, посему основная часть этих танков уехала на запад — во Францию, либо Нидерланды. Основная часть оказалась в группе «Запад», на территории Франции. Танки использовались как учебная матчасть. Например, 10 Pz.Kpfw. B2 (Flamm) имелось в составе 1-й танковой дивизии, находившейся на переформировании. В мае 1943 года 24 танка передали в 100-ю танковую бригаду. Долгое время эти танки не воевали, но к 31 мая 1943 года 17 Pz.Kpfw. B2, линейных и огнеметных, передали карателям из дивизии СС «Принц Ойген». Впрочем, Балканы оказались совсем не тем местом, которые подходили для «боевых» танков. Уже в августе 1943 года 16 танков передали в 12-й танковый батальон особого назначения. Следует отметить, что танки из дивизии СС «Принц Ойген» также не имели срезанных верхушек у командирских башенок.
«Классический» облик со срезанными верхушками командирских башенок был присущ всего нескольким подразделениям. Такие точно присутствовали в 213-м и 223-м танковых батальонах. В январе 1943 года 223-й ТБ влили в 100-й танковый полк. К 1 апреля 1944 года 17 Pz.Kpfw. B2 (и линейные, и огнеметные) попади в состав 224-й танковой роты. Отличительной особенностью этих танков стало то, что у них смотровые башенки вообще отсутствовали. Танки этой роты повоевали в Нидерландах, причем к концу 1944 года у 244-й ТР все еще имелось 9 Pz.Kpfw. B2 обоих типов.
Воевали Pz.Kpfw. B2 (Flamm) и в Нормандии. К тому моменту танки разбросало по разным частям, поскольку 21-й танковая дивизия, в которую переформировали 100-й танковый полк, в мае 1944 года получил Pz.Kpfw.IV Ausf.J. Какие-то машины были на складах, какие-то перебросили в другие подразделения. В любом случае, огнеметники вполне попадаются на снимках. Имелись они и в составе гарнизона Парижа. Несколько танков было захвачено французами и введено в состав FFL. Правда, «Сражающаяся Франция» обычно применяла линейные танки.
Дольше всех прослужили Pz.Kpfw. B2 (Flamm) из состава 213-го танкового батальона. Всего там имелось 10 огнеметных танков, которые они получили в марте 1942 года. Часть из них имело срезанные комбашенки, часть осталась как есть. Войны у них как таковой и не было. Танки спокойно проторчали на острове Джерси (Нормандские острова), который стал единственной английской территорией, которую оккупировали немцы. 8 мая 1945 года гарнизон сказал дружное «Хенде хох», война для них закончилась. Пару танков утащили в Бовинтон, из них до наших дней сохранился пушечный экземпляр. Кстати говоря, с нетронутой комбашенкой.
Откровенно говоря, Pz.Kpfw. B2 (Flamm) оказался крайне спорной боевой машиной. Но тут скорее вопросы не к немцам, а к французам. Базовое шасси изначально получилось не ахти, посему машина страдала от механических проблем. Кроме того, и воспользоваться толстой бронёй машина не смогла, что показали боевые действия июня 1941 года. Вместе с тем, имелась и польза от программы Pz.Kpfw. B2 (Flamm). Позже доработанная огнеметная установка Köbe была использована на Pz.Kpfw.III (F), лучшем из немецких огнеметных танков.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Panzer Tracts No.19–1 Beute-Panzerkampfwagen Czech, Polish and French Tanks Captured from 1939 to 1940, Thomas L. Jentz, Werner Regenberg, 2007
- Beute-Kraftfahrzeuge und Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J. Spielberger, Motor Buch Verlag, 1989
- nemirov41.forum24.ru
- eBay
- Фотоархив автора
-