Юрий Пашолок. Дырявый исходник под реставрацию в качестве музейного экспоната
Medium Tank M4A1(76)W из коллекции Национального военного музея в Сустерберге, Нидерланды
Историческая бронетанковая техника является проблемой статьёй не только для отечественных музеев. За рубежом их поиск является ничуть не менее проблемным, поскольку основной объем бронетанковой техники времен Второй мировой войны давно пустили на металлолом. Поэтому, в 70-е и 80-е годы, когда в очередной раз шло пополнение ряда зарубежных бронетанковых и прочих военных музеев, пришлось шуровать везде, начиная от постаментов при воинских частях и заканчивая свалками при различных оборонных предприятиях. В том же Сомюре с таких свалок ныне есть немалое количество уникальных экспонатов. Они потому и в таком диком состоянии, что пришли туда со свалок.
Одним из источников пополнения музейных фондов, а также источником для реставрации бронетанковой техники частными коллекционерами, являются полигоны и стрельбища. Понятное дело, что хранятся здесь образцы совсем не в тепличных условиях. Но даже те ошметки, которые часто оказываются на месте, где раньше стоял танк, часто становятся полезными исходниками для реставрации. Какими порой бывают те танки и САУ, которые приходят со стрельбищ, можно понять по среднему танку M4A1(76)W из коллекции Национального военного музея в Сустерберге, Нидерланды.
У Королевской армии Нидерландов с танками были крайне противоречивые отношения. Дело в том, что в метрополии танков было аж целых два. Ими оказались два образца Renault FT, которые армия Нидерландов приобрела на пробу. На этом опыт использования танков в метрополии закончился. Зато в войсках KNIL (королевская голландская ост-индская армия) танки использовались довольно массово. Они могли быть как английскими, так и американскими, причем речь шла о коммерческой продукции. Танки эти оказались, мягко говоря, специфичными, на их фоне и японская бронетехника выглядела ничего так.
Финал такой политики комплектации армии бронетанковой техникой оказался немного предсказуемым. Когда в мае 1940 года немцы атаковали Нидерланды, максимум, что имелось в метрополии — это бронемашины, которые, кстати, были более адекватной боевой единицей, чем танки KNIL. По иронии судьбы, броневики из метрополии и колониальные танки KNIL встретились. В составе немецкой армии (колониальные «Виккерсы» захватили в Греции у англичан). В конце 1941 года бывшие голландские бронеединицы погибли в ходе боёв за Войбокало.
Опыт Второй мировой войны заставил командование Королевской армии Нидерландов серьёзно задуматься о том, как комплектовать войска. Результатом стало то, что голландские военные стали закупать танки и САУ и англичан и американцев. Благо что после окончания войны брони у англичан и американцев был переизбыток, они сами не знали, чего им с ними делать. Первым делом, правда, армия Нидерландов приобрела канадские Ram II, которые получили 75-мм пушки QF Mk.V. Но было очевидно, что лучше брать «Шерманы», благо постепенно от них избавлялись прежние хозяева.
Одновременно с Ram II появились первые «Шерманы». Причем речь идет именно про английские танки: в 1947 году Нидерланды приобрели Sherman III (M4A2) и Sherman V (M4A4), плюс Shetrman VC, которые более известны по появившемуся после войны индексу Sherman Firefly. Плюс некоторое количество Sherman I Hybrid (так именовали M4 Composite Hull) и Sherman IС Hybrid (тот же Sherman Firefly, но с использованием Sherman I Hybrid). Эти танки служили где-то до середины 50-х годов, В 1952 году их стали потихоньку списывать, используя, в том числе, и как неподвижные огневые точки.
Вторая волна поступления Medium Tank M4, теперь уже американских, случилась в начале 50-х годов. Случилась она на фоне войны в Корее и возможного обострения ситуации в Европе. Американцы открыли программу помощи союзникам, сбрасывая, в том числе, и устаревшую бронетанковую технику. Это очень хорошо видно по тому, что за танки получала армия Нидерландов. Основной объем пришелся на семейство M4A1, с литыми корпусами и радиальными моторами воздушного охлаждения. Основная масса (168 танков) относилась к этому семейству. Исключением стали танки моделей M4 и M4A3, вооруженные 105-мм гаубицами. При этом M4A3E8 американцы придержали себе, ибо на них воевали в Корее.
Наиболее ценными среди полученных от американцев танков оказались M4A1(76)W и M4A1E8. Это были первые серийные танки с башнями по типу Medium Tank T23, с орудиями калибра 76 мм. По эффективности на поле боя они оказались примерно на уровне Т-34-85 (кстати, в Корее чаще всего воевали друг с другом M4A3E8 и Т-34-85). Англичане, конечно, имели другое мнение, но почему-то их Firefly в 50-е годы окончательно ушел в тень, а вот M4A1E8 вполне себе послужили и повоевали. Как раз они обозначались в ЦАХАЛ как Super Sherman. Главной проблемой был радиальный мотор с невысоким ресурсом. Но зато их имелось в достатке.
Всего в 1951 было получено 50 M4A1 с 76-мм орудиями, из которых львиная доля (40 штук) приходилось на M4A1E8. В отличие от танков, которые закупались у англичан и канадцев, «американцы» не использовались в боевых действиях (в колониях). Они спокойно прослужили до 1958 года, постепенно их заменяли на Centurion. Непосредственно из армии их окончательно списали в 1958 году, инженерные машины прослужили до 1964 года. Основную массу танков банально порезали, что-то пустили на строительство неподвижных огневых точек.
Пострадала и ходовая часть
Ныне известно минимум 4 M4A1E8, ранее служивших в армии Нидерландов, все находятся на территории данной страны. Что же касается M4A1(76)W, то тут ситуация сложнее. Есть два танка, которые прибыли в другие коллекции из Нидерландов, но не факт, что они ранее там служили. А вот тот танк, что является героем данной статьи, без вариантов «местный». Машина с серийным номером 67850 и регистрационным номером U.S.A. 30125829 была изготовлена в декабре 1944 года за заводе Pressed Steel. Она относилась к ранним танкам по контракту 14608. Кстати, M4A1E8 изготовлялись по тому же контракту, с января 1945 года. То есть данный танк является одним из последних выпущенных M4A1(76)W.
Впрочем, всё это вполне достается
Находится данная «дырка от Шермана» в Национальном военном музее, Сустерберг. Музей, надо сказать, очень хороший, прямо образец того, каким должен быть современный военно-технический музей. Это касается и самого здания, и размещения экспонатов. При том, что это бывшая авиабаза, «летуны» сделали образцовый музей по наземной технике. Вот и данный танк очень хорошо показан. Залезть на него не получится, а вот со всех сторон посмотреть можно. Дыры в корпусе и башне — это результаты многочисленных поражений из ручных противотанковых гранатометов.
Подобные дырки от Шермана ныне весьма востребованы
Если кто-то думает, что данное решето более никакой ценности не представляет, очень сильно ошибается. Сейчас частники очень активно вытаскивают однотипные танки со стрельбищ, причем порой в еще худшем состоянии. Потом проводится длительный процесс, заваривания пробоин, ну а дальше… Medium Tank M4, как известно, еще тот конструктор Лего. Запчастей для него хватает, хорошая мастерская из подобной «дырки» сделает ходовой танк года за два. Из них половина уйдет на заделывание пробоин. Во Франции и вовсе сделали ходовым танк, у которого частыми обстрелами полностью разнесли один борт корпуса. Ничего, поехал. Так что, возможно, когда-нибудь и этот танк будет ездящим. Но пока его решили сохранить, как капсулу времени.
Список источников:
-
-
- www.shermantank.nl
- www.mapleleafup.nl
-
источник: https://dzen.ru/a/Zw0JKdUm1Htxt-ba