Работы по модернизации шведского танка Strv m/42, а также различные спецмашины на его базе
Содержание:
После того, как в 1937 году Landsverk покинул Отто Меркер, главный конструктор по танкостроению, шведскому производителю пришлось заниматься бронетанковой техникой самостоятельно. Надо сказать, что того запаса, который оставил после себя Меркер, хватило надолго. Кроме того, он продолжал консультировать Landsverk. В результате к 1941 году коллективу из Ландскруны удалось то, что не получалось больше десятка лет. Их экспортный средний танк Landsverk LAGO эволюционировал в Strv m/42. Официально тяжелый, этот танк стал лучшим, что производила шведская промышленность в военный период.
19 декабря 1941 года с Landsverk заключили контракт на серийный выпуск танка Landsverk LAGO II.На вооружение королевской шведской армии его приняли под индексом Strv m/42. Машина получилась вполне удачной, но, как это часто бывает, вскоре танк стал не полностью удовлетворять требованиям. К 1943 году появились более высокие требования к его вооружению. Это привело к началу работ по модернизации. Несмотря на то, что основная часть этих экспериментов так и осталась в разряде опытных, она представляет немалый интерес. Кроме того, на шасси Strv m/42 проводили разные опыты, а его база послужила основой для различных спецмашин. Об этом всём сегодня и поговорим.
Попытка малой модернизации
Происходившие вокруг Швеции боевые действия не могли не беспокоить шведских военных. Нейтральный статус — дело, конечно, хорошее, но он не обязательно гарантировал безопасность. Причем шведы боялись не столько вермахта, сколько Красной Армии. Особенно это стало заметно в 1942 году, после того, как советские войска смогли отбросить немцев и их союзников. Основная проблема заключалась в том, что большого объёма информации шведы заполучить не могли. Единственные, на кого они могли рассчитывать — это финны. Они активно закупали шведские орудия, также Финляндия приобрела партию ЗСУ Landsverk ANTI II, единственные гусеничные боевые машины шведского производства, которые принимали участие во Второй мировой войне.
От финнов шведы впервые узнали о советском среднем танке Т-34, который поначалу проходил как «30-тонный средний русский танк». Поначалу финны шведов напугали. В сводке, датированной 30 октября 1941 года, советский танк имел толщину башни 60-108 мм, а лоб корпуса достигал 63 мм. Также в сводке имелся 50-тонный танк, он же «Клим Ворошилов». По нему у финнов информация была более достоверной. Шведов заинтересовал, в первую очередь, «30-тонный танк». Впрочем, поначалу информации по нему было мало.
Более точную информацию по Т-34 удалось получить позже. В период с 19 июня по 10 июля 1942 года в Финляндии побывал шведский инженер Хельг Мюллер. Он осматривал один из трофейных Т-34, и его данные оказались точнее. Толщину и боевую массу он определил верно. Новый советский танк стал неприятным сюрпризом для KATD. Выяснилось, что его лобовая броня, установленная под рациональными углами наклона, является надежной защитой от огня 75-мм пушки strvkan L/31, которая ставилась на танках Strv m/42. Также шведы получили, из других источников, данные по эффективности огня по советским танкам. По ним получалось, что лучше всего вести огонь по ним из зенитных орудий.
Шведы вели переговоры о возможности купить у финнов Т-34. Сделка так и не состоялась, трофейные 34-ки были у финнов на вес золота. Вместе с тем, даже той информации, что от них удалось получить, хватило для определенных выводов. Главный из них состоял в том, что вооружение шведских танков морально устарело. В случае с Strv m/42 проблема не выглядела безнадежной. На вооружении шведской армии имелись 75-мм зенитные орудия 7,5 cm Lvkan m/30, которые вполне годились как танковое вооружение. Оставалась самая малость — разработать новое орудие.
Разговоры по данной теме активизировались в декабре 1942 года. Помимо орудия, разговор пошел о том, что неплохо бы улучшить и броневую защиту. Правда, в январе 1943 года выяснилось, что улучшенный танк будет весить примерно 25 тонн. Обсуждение продолжилось в апреле 1943 года, причем четко писалось, что новинка предназначена для борьбы с Т-34. Впрочем, хоть какой-то результат появился значительно позже. 17 июля 1943 года Landsverk предоставила эскизы S-455, S-456 и S-457.
Основным являлся эскиз S-355, он же Alt A. Корпус получал верхний лобовой лист с рациональным углом наклона, правда, при этом сохранялись воздуховоды трансмиссии, что совсем не улучшало его стойкость. Главным отличием, впрочем, было вооружение. 75-мм орудие с длиной ствола 50 калибров (на самом деле длина ствола составляла 54 калибра) ставилось в увеличенную башню, которая лишилась боковых люков. Также появлялась установка зенитного пулемета, его крепили в створке башенного люка.
Более экзотично выглядели запасные варианты. Эскиз S-356, он же Alt B, предполагал другую башню, в которой находилась спаренная установка двух зениток — калибра 75 и 40 мм. Предполагалось, что спаренная установка будет иметь максимальный угол возвышения до 60 градусов. Чтобы обеспечить такой угол, часть крыши башни была подъемной. Третий вариант, S-357, он же Alt C, предполагал такое же вооружение, но 75-мм орудие размещалось в корпусе.
Все три варианта, впрочем, забраковали, поскольку чуть позже появилась идея другой башни, с механизмом заряжания. Известна она как Delat torn, ей посвящен отдельный материал. Данную разработку довели до опытного образца, но далее работы встали колом. Самое интересное, что к идее 75-мм зенитки в башне Strv m/42 снова вернулись. Случилось это в начале 50-х годов, результатом стало появление Strv 74. Но это немного другая история.
Инженерные вариации
В отличие от модернизации базового танка, которая как-то не задалась, существовали и другие направления, продвинувшиеся куда дальше «бумаги». Одним из них стали бронированные эвакуационные машины. Впервые разговор о необходимости средств эвакуации танков KATD поднял еще в начале 1940 года. Впрочем, что-то более осознанное стали обсуждать в ноябре 1941 года, когда разработка Landsverk LAGO вышла на финишную прямую.
1 апреля 1942 года состоялось совещание с участием руководства отдела MB3 KATD и Landsverk. На нем обсудили концепцию эвакуационной машины, которую решили создавать на базе Strv m/42. Боевая масса оценивалась в 22 тонны, средняя скорость передвижения предполагалась в районе 20-25 км/ч. Одним из требований стала установка кранового оборудования, которое имело круговое вращение. Оно было необходимо для демонтажа силовой установки, а также башни танка. В идеале максимальная грузоподъемность кранового оборудования оценивалась в 12 тонн. Это позволяло поднимать легкие танки, а также машины на их базе.
Снова бронированные эвакуационные машины объявились в январе 1943 года. Согласно плану работ по Landsverk, предполагалось сдать 2 таких машины. Сроком сдачи указывался промежуток август-сентябрь 1943 года. С нуля машины не строились, их переделывали из Strv m/42 TH. Бюджет на переделку оказался немаленьким — по 250000 крон за штуку. Сроки, впрочем, оказались явно оптимистичными, поскольку Landverk зашивалась с основными заказами.
Окончательно контракт на изготовление двух образцов БРЭМ, получивших обозначение BBV m/42 (Broläggningsbandvagn 42), был заключен 5 апреля 1943 года. Сдали их в мае 1944 года, машины получили регистрационные номера 498 и 499. На этом выпуск прекратился, поскольку бюджет у шведской армии был не резиновым, а к маю 1944 года всё очевиднее становился простой факт — большой войны в Швеции не будет.
С точки зрения шасси машина BBV m/42 повторяла Strv m/42 TH. Разница оказалась в деталях. В кормовой части появилась лебедка, которая использовалась для вытягивания застрявших танков. Для того, чтобы машину не потащило в сторону вытягиваемого танка, опускались сошники, расположенные в кормовой части корпуса. Также у БРЭМ имелось подобие кабины, благодаря чему обзор с места механика-водителя был заметно лучше.
Самым заметным отличием стала «башня» с краном. Как и требовало задание, его максимальная грузоподъемность составила 12 тонн, что удалось получить во время испытаний. Правда, чтобы поднять такую массу, объект должен был находиться вплотную к танку. Реально кран использовался для чего полегче. Можно сказать, что грузоподъемность 12 тонн была желаемой.
Несмотря на то, что серия у BBV m/42 оказалась крошечной, машины вполне себе послужили. По одному экземпляру отправили в танковые полки P 3 и P 4. Впрочем, первые испытания Broläggningsbandvagn 42 проходили в ноябре 1944 года в полку P 2. В ходе них машина успешно использовалась для эвакуации перевернувшегося Strv m/40. Для этого даже не понадобилась лебедка, удалось справиться одной только стрелой.
Еще до того, как начались поставки Strv m/42 в войска, появились соображения насчет зимнего оборудования. Существовали опасения, что танк будет тонуть в глубоком снегу. Чтобы облегчить его эксплуатацию, предполагалось установить съемные отвалы для очистки от снега. Впрочем, на снимках с зимних учений Strv m/42 никаких отвалов не просматривается.
На свет появилась машина, которую обозначают как Brobv m/42 (Broläggningsbandvagn m/42). В нее переоборудовали один из Strv m/42 EH. При этом шведские военные решили следовать поговорке «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться». То есть танк сохранял башню, после сброса моста он должен был иметь возможность вести огонь. Вот только получилось «ни рыба, ни мясо». Мостовой танк продольно раскачивался, да и как мостоукладчик он получился не очень.
Другие работы по инженерному оборудованию продвинулись дальше. Еще в 1944 году шведские военные столкнулись с необходимостью иметь специализированные мостоукладчики. На учениях что-то подобное испытывали, но тогда эксперименты на шасси Strv m/42 быстро затихли. Снова шведские военные «проснулись» в 50-е годы, когда карьера Strv m/42 постепенно подходила к концу.
Уже во второй половине 50-х годов, когда началась переделка Strv m/42 EH в Ikv 73, к вопросу вернулись. Предполагалось, что с танка снимут башню. В теории это позволяло улучшить ситуацию. Но реализовывать такую конверсию не стали. Причина предельно простая: шведская армия перевооружалась на Strv 81 (Centurion Mk.3), более разумным оказалось делать такую машину из более тяжелого танка. Так появились мостовые танки Bgbv 81.
Хождение вброд
Напоследок следует упомянуть одну конверсию Strv m/42, которая также оказалась в разряде экспериментальных разработок. Речь идет о водоходном оборудовании, которым шведские военные занимались одновременно и по линии Strv m/40, и по линии Strv m/42. При этом и сама концепция водоходного оборудования оказалась похожей.
При разработке водоходного оборудования для своих танков шведские инженеры опирались на немецкий опыт. Впрочем, учитывали и негативный опыт, поэтому концепция всё же не являлась копиркой. Имелись различия и между двумя типами шведских танков. Если оборудование Strv m/40 предназначалось для полноценного движения по дну, то у Strv m/42 получилось чего попроще. Оно применялось для преодоления глубокого брода. С одной стороны, минус, поскольку преодолеваемая глубина меньше. С другой стороны, основная часть водных преград как раз преодолевалась вброд.
Летом 1950 года оборудование для преодоления брода глубиной 2 метра проходило войсковые испытания. В отличие от Strv m/40, никаких заплывов с командиром, щеголяющим в уставных трусах, не было. Танк вполне успешно преодолел серию тестов, при этом не зачерпнув воды. Впрочем, водоходное оборудование также забраковали. Strv m/42 TH с системой преодоления брода остался опытным.
От идеи преодоления танками водных преград не отказались. Другой вопрос, что теперь ставка делалась на другую систему. Ее позаимствовали у Николауса Штраусслера. Как показали дальнейшие события, система Duplex Drive была более удачной. Использовали ее, впрочем, уже на других танках.
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.
Список источников*
- Архив Карла Бломстера
- http://tanks.mod16.org
- http://www.ointres.se/strv_m_42.htm
- www.ointres.se/bbv_m42.htm
- Broläggningsbandvagn 42, Christer Baadstöe, PANSAR 3-2006
источник: https://dzen.ru/a/ZGEIyiSNKm08E73P