Юрий Пашолок. Допечатка рессорной трешки

14
Юрий Пашолок. Допечатка рессорной трешки

Юрий Пашолок. Допечатка рессорной трешки

История Pz.Kpfw.III Ausf.D, последней промежуточной версии немецкого среднего танка

После окончания Первой мировой войны сложилось два направления развития средних танков — английское и французское. Французы, а именно генерал Эстьен, продвигал идею «штурмовой» машины с 75-мм короткоствольным орудием в лобовой части корпуса и парой пулеметов в развитой командирской башенке (позже она превратилась в башню). Этот танк обладал невысокой подвижностью, зато получал легкое противоснарядное бронирование. По этой концепции создали Char B, позже ставший тяжелым. Более популярной стала английская идея — быстрой боевой машины с противопульной броней. Прародителей «маневренных» танков стал Medium Mark D, концепцию которого взяло на вооружение несколько стран — США (Medium Tank M1921), СССР (Т-24) и Германия (Großtraktor). При этом немцы еще и реализовали возможность плавать, которая у Medium Mark D была так себе, а у его последователя ничуть не лучше.

Pz.Kpfw.III Ausf.D, незапланированная половинка 3-й серии Z.W.

Pz.Kpfw.III Ausf.D, незапланированная половинка 3-й серии Z.W.

После неудачи с Großtraktor немцы стали разрабатывать то, что позже будет известно как Nb.Fz. Параллельно начались работы над сменщиком такого же неудачного легкого танка Leichttraktor. Новый танк, получивший обозначение Z.W. (Zugführerwagen, машина командира взвода), уже было сложно назвать легким. При массе 10 тонн он находился на стыке классов. И чем дальше шла разработка, тем тяжелее он становился. Уже к лету 1934 года Z.W. имел примерно 12 тонн боевой массы, как показали дальнейшие события, это еще была оптимистичная цифра. Изначально танк создавали со свечной подвеской, которую срисовали с танка Кристи. Но сделали это немцы весьма топорно, поэтому их свечная подвеска не получилась. Попытка сделать ее более компактной потерпела неудачу, а тут еще и явный перегруз. Опытный образец Z.W., вышедший на испытания в августе 1935 года, оказался явно проблемным. По этой причине вскоре последовал заказ на шасси Z.W.3 и Z.W.4 с новой ходовой частью, имевшей блокированную подвеску с листовыми рессорами.

Сильнее всего от предшественников танк отличался сзади

Сильнее всего от предшественников танк отличался сзади

В январе 1936 года In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция моторизованных войск) предполагала, что к 1 апреля 1937 года будет готово 25 средних танков Z.W. нулевой серии. Из них 10 относилось к варианту со свечной подвеской, получившему позже индекс Pz.Kpfw.III Ausf.A. Еще 15 танков строилось по варианту с блокированной подвеской и 8 опорными катками на борт. Этот танк далее получил обозначение Pz.Kpfw.III Ausf.B. Планам In 6 не было суждено исполниться ни по срокам, ни по объёмам. В сентябре 1936 года заказ расширили до 65 танков — 25 танков нулевой серии и 40 танков первой серии. Как показали дальнейшие события, словосочетание «первая серия» было крайне оптимистичным. В реальности те самые 40 «серийных» танков разбили еще на два варианта. Из них 15 относилось к версии Z.W.4, она же Pz.Kpfw.III Ausf.C. Наконец, самой массовой среди промежуточных модификаций стала Pz.Kpfw.III Ausf.D. Она же стала последней из промежуточных «трешек».

Более разумный вариант блокированной подвески, если это вообще можно назвать разумом

Более разумный вариант блокированной подвески, если это вообще можно назвать разумом

Разделение 3-й серии танка (3./Z.W. Serie) произошло явно после того, как прошли первые испытания танков второй серии. Более известные как Pz.Kpfw.III Ausf.B, они получали по 2 тележки на сторону с 2 блоками по 2 катка в каждой. Такая система подвески оказалась чересчур мудреной, поэтому на третьей серии ходовую часть изменили. В результате на Pz.Kpfw.III Ausf.C использовалась центральная тележка, плюс две «половинки». Впрочем, и эти «половинки» оказались чересчур мудреными, поэтому началось дальнейшее развитие темы. Третью серию разделили на две части: теперь 15 танков 3a./Z.W. Serie выпускались как Pz.Kpfw.III Ausf.C, а еще 25 уже как 3b./Z.W. Serie. Им присвоили серийные номера шасси 60316-30340. Теперь рессоры половинчатых тележек спереди и сзади располагались с некоторым наклоном. Да и сами рессоры стали полноценными. На самом деле ходовая часть изменилась куда сильнее: ранее болтавшиеся на одних только рессорах блоки катков крепились на балансирах. Это делало подвеску более надежной.

Спереди разница была невелика

Спереди разница была невелика

Подвеской, впрочем, дело совсем не ограничилось. Корпус стал длиннее на 7 сантиметров, случилось это за счет переделки кормовой части машины. Она существенно отличалась от Pz.Kpfw.III Ausf.C. Глушители переместили вниз, а от далеко не самой лучшей идеи с жалюзи на надмоторной плите отказались. Теперь там имелись глухие люки, более защищенные от бутылок с зажигательной смесью. Соответственно, перекомпоновке подверглось и моторное отделение. Вместо механический топливных насосов стали ставить электрические. Переделке подверглась система охлаждения. Наконец, стали ставить 6-скоростную коробку передач ZF S.S.G.76, которую также вводили и на Pz.Kpfw.IV Ausf.B. Немного изменилось и днище танка.

Переделанная подвеска во всех красе

Переделанная подвеска во всех красе

По результатам доработки Pz.Kpfw.III Ausf.D стал самым надежным из «промежуточных» Z.W.. Вместе с тем, блокированная подвеска явно была совсем не лучшей идеей. Тем более что к 1938 году вовсю шли работы по Z.W.38, оснащенному торсионной подвеской. При этом, впрочем, успехи с 3b./Z.W. Serie убедили Daimler-Benz, что рессоры — это не так уж и плохо. Тем более что дела у Z.W.38 шли далеко не лучшим образом, машину долго доводили. В том числе и по подвеске. Драма вокруг этого танка, который всё же в серию пошел, но далеко не без проблем, стало причиной дальнейших действий Daimler-Benz. Будущий VK 20.01 (D) получил подвеску с рессорами отнюдь не на пустом месте.

В Польшу по дрова

В Польшу по дрова

С Pz.Kpfw.III Ausf.D, впрочем, тоже хватало своих проблем. К выпуску этих танков Daimler-Benz смгогла приступить только весной 1938 года. Смежником по выпуску башен с подбашенными коробками был уже Alkett, а не Krupp. По ряду причин выпуск танков задержался: до конца июня 1938 года сдали 18 таких танков, а дальше их сдавали поштучно. В итоге окончательно контракт на выпуск 3b./Z.W. Serie был закрыт в октябре 1938 года. На всякий случай, речь идет о танке, имеющем защиту от пуль винтовочного калибра. За примерно это же время Krupp сдал 42 Pz.Kpfw.IV Ausf.B. У того во лбу было 30 мм брони, что уже слегка так получше. 6-й отдел Департамента Вооружений продолжал делать вид, что всё нормально…

Итог езды по Польше. Польские орудия брони не обнаружили

Итог езды по Польше. Польские орудия брони не обнаружили

То, что ничего нормального не происходило, отлично показали боевые действия в Польше. Поскольку из «пробных» Pz.Kpfw.III вариант Ausf.D был самым массовым, он отхватил больше всех. И встречается тоже чаще всех. 37-мм противотанковые пушки польской армии брони у этих танков вообще не замечали. А вот жалобы на надежность машины вполне себе шли. Конечно, дела обстояли получше, чем у более ранних версий, но особо обольщаться не стоит. Из 60 танков пробных серий до февраля 1940 года дожило 34. Далее последовала команда убрать их с первой линии. Позднее их использовали только в учебных частях.

Оставшиеся машины использовались как учебные

Оставшиеся машины использовались как учебные

Тем не менее, у «рессорных» Pz.Kpfw.III боевая служба всё же продолжилась. Во-первых, имелись Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, командирские танки, которые служили не то, что в 1940, а иные до 1943 года. Во-вторых, в 1940 году возникла гениальная идея допечатать Pz.Kpfw.III Ausf.D. Дело в том, что 5 танков версии Ausf.B переделали в штурмовые САУ Pz.Sfl.III (s.Pak). При этом 5 комплектов башен с подбашенными погонами «зависли» на Daimler-Benz werk 40. Одним словом, возникла идея построить 5 танков, причем им дали номера шасси 60221-60225, как у Pz.Kpfw.III Ausf.B. Окончательно их сдали в октябре 1940 года.

Одно из 5 шасси Pz.Kpfw.III Ausf.D под башню Ausf.B

Одно из 5 шасси Pz.Kpfw.III Ausf.D под башню Ausf.B

В результате на свет появился крайне забавный хомячок-мутант. Для начала, шасси Pz.Kpfw.III Ausf.D с башней Ausf.B было отчасти близко к Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 (а командирский танк и его линейный прародитель — нет одно и то же). Например, ленивец был взят от более поздней машины. Башни и подбашенные коробки брали от Pz.Kpfw.III Ausf.B, но установка курсового пулемета ставилась уже поздняя — с толщиной брони до 30 мм. В результате именно эта деталь стала самой защищенной в танке. Если Pz.Kpfw.III Ausf.C и Ausf.D «танковали» командирскими башенками, то этот мутант «танковал» курсовым пулеметом. Искать логику в этих действиях бесполезно.

Финал езды в Карелию. Машина сломалась, пока она еще целая. На более поздних снимках ее куда сильнее "раздели"

Финал езды в Карелию. Машина сломалась, пока она еще целая. На более поздних снимках ее куда сильнее «раздели»

Самое же смешное в том, что сданные, не без драмы, Pz.Kpfw.III Ausf.D с башнями от Ausf.B уехали воевать. Отправили его в 40-й танковый батальон особого назначения, тот самый, который в 1940 года воевал на Nb.Fz.. Создается впечатление, что технику туда кидали из принципа «с глаз долой». В июне 1941 года батальон перебросили из Осло в Финляндию, откуда он и начал свой боевой путь на советско-германском фронте. Воюя в составе 36-го армейского корпуса, он действовал в Заполярье. Целью наступления был Мурманск, но что-то явно пошло не так. Символом этого «не так» стал сломавшийся и брошенный «мутант», который постепенно разбирали на запчасти. Ничего особо не добившись, годом спустя батальон вернули в Норвегию. Pz.Kpfw.III Ausf.D с башнями от Ausf.B в его составе к тому моменту уже давно не имелось.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2006
      3. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/dopechatka-ressornoi-treshki-6199854bbc2e532a0a23078d?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account