Юрий Пашолок. Долгожданный истребитель Су-85
История часто движется по спирали, и этот факт отлично иллюстрирует ситуация с советскими средними самоходными установками. Летом 1940 года, когда появилось задание на разработку САУ на базе Т-34, оно подразумевало создание истребителя танков. Весной 1942 года концепция изменилась, и на свет появилась штурмовая САУ СУ-122. Но в начале мая 1943 года войскам снова понадобилось подвижное средство для борьбы с танками в средней весовой категории. 8 августа 1943 года, более чем через три года после появления задания на среднюю САУ-истребитель, такую машину, СУ-85, наконец приняли на вооружение Красной армии. Как советская промышленность осваивала производство новой машины, пришедшей на смену СУ-122, и насколько хорошо новая самоходка справлялась с возложенными на неё задачами на поле боя?
Плавный переход
Постановление ГКО №3892сс «Об организации производства 85 мм самоходных артустановок на базе танка Т-34 на Уралмашзаводе», принятое 8 августа 1943 года, оставляло Уральскому заводу тяжёлого машиностроения (УЗТМ) мало времени. Уже 25 августа требовалось начать выпуск СУ-85, до конца месяца нужно было сдать 100 таких машин, а в сентябре план увеличивался до 150 штук! При этом в августе УЗТМ должен был сдать ещё 25 СУ-122, имелся и план по производству Т-34.
Для обеспечения производства СУ-85 заводу №9 предписывалось подать в августе 1943 года 110 артиллерийских систем Д-5-С-85, причём первые орудия должны были поступить на УЗМТ уже 23 числа. В сентябре ожидалось поступление уже 170 орудий.
Сроки и объёмы, указанные в постановлении, выглядят очень жёстко. Ведь УЗТМ никогда не выпускал СУ-122 в объёме более 100 штук в месяц. Кроме того, производство на заводе часто велось в авральном режиме. Причиной тому являлась нерациональная организация производства на УЗТМ и ЧКЗ (Челябинском Кировском заводе). Требование Сталина резко увеличить темп выпуска Т-34 привело к тому, что этот танк начали производить на тех заводах, которые раньше занимались совсем другими машинами.
В частности, на ЧКЗ ради Т-34 пришлось «подвинуться» тяжёлым танкам. Ещё хуже стало весной 1943 года, когда в серию пошла самоходная установка СУ-152. Выпуск сразу трёх типов машин (Т-34, КВ-1с и СУ-152) оказался очень серьёзным испытанием для завода. Здесь стоит учесть, что за 1943 год на ЧКЗ последовательно выпускали аж 4 типа тяжёлых танков (КВ-1с, КВ-85, ИС-85 и ИС-122) и 2 типа САУ (СУ-152 и ИСУ-152). Подобного производственного ужаса не переживал в своей истории ни один танковый завод мира.
Несладко пришлось и УЗТМ. Это предприятие обладало куда меньшими производственными возможностями, чем ЧКЗ, и запуск производства СУ-122 стал для него очень серьёзным испытанием. Ни один месяц 1943 года не обходился без авралов. Завод сдавал то меньше СУ-122, то меньше Т-34, то план не выполнялся сразу по обеим машинам. Было ясно, что нужно что-то менять, и постановление ГКО №3892 сняло с УЗТМ обязанность по производству Т-34. Объёмы выпуска этого танка на заводе никогда не превышали 100 машин в месяц, и превращать из-за таких относительно небольших объёмов в дополнительную производственную драму выпуск столь необходимых фронту СУ-85 не имело смысла. Не исключено, что это решение было принято в связи с возвращением на должность наркома танковой промышленности В.А. Малышева: летом 1942 года Сталин снял его с должности как раз за срыв выпуска Т-34.
В августе УЗТМ сдал последние девять Т-34.
Очень жёсткие сроки повлияли на выбор замены для СУ-122. На испытаниях все три конкурировавшие друг с другом машины по той или иной причине не устраивали военных. Помимо недостатков, обнаруженных в работе артиллерийских систем, имелись претензии и к шасси. Для ускорения работ СУ-85-I, СУ-85-II и СУ-85-IV строились на базе СУ-122, что предусматривалось постановлением ГКО №3289 от 5 мая 1943 года.
Вместе с тем на УЗТМ знали о тесном боевом отделении СУ-122. В своём особом мнении конструктор Горлицкий предлагал дать УЗТМ задание к 1 сентября 1943 года разработать чертежи СУ-85 с расширенным боевым отделением. Это предложение было принято, и в конце сентября возглавляемый Горлицким Отдел главного конструктора (ОГК) УЗТМ разработал такой вариант. Но дальше эскизного проекта дело не продвинулось: СУ-85 пошла в производство, мало отличаясь от СУ-85-II.
Переделки коснулись орудийной установки, которую срочно доработали в КБ завода №9, а также подвижной и неподвижной бронировок. Также были доработаны топливная система и электрооборудование, люк панорамы расширили на 100 мм вправо и на 150 мм назад. Появилась экранировка колпака на месте командира, а панорама на ней сместилась на 30 мм вперёд и на 100 мм вправо. Амбразуру под орудие в лобовом листе доработали по типу СУ-122М, пистолетный порт в правом борту рубки сместился. Наконец, экипаж серийной СУ-85 состоял из 4 человек.
Следует отметить, что слово «серия» в отношении СУ-85 употреблялось крайне редко. Первые машины считались установочной партией, в дальнейшем доработанные машины на серии не разбивались. Кроме того, Горлицкий всё ещё полагал, что позже в серию пойдёт модернизированная машина, чего так и не произошло.
Как и предписывало постановление ГКО, сборка СУ-85 началась в конце августа 1943 года. 26 числа две машины из числа собранных поступили на испытания. Планировалось произвести по 200 выстрелов из каждого орудия, но на практике из орудия №105 выстрелили 251 раз, а из орудия №11 — 300 раз. Испытания стрельбой орудия выдержали, хотя имелись претензии к подвижной бронировке, которая цеплялась за «пояс», прикрывающий карман неподвижной бронировки. Это в свою очередь увеличивало усилие на маховиках механизмов наведения. Комиссия составила список переделок, которые нужно было внести в орудия сентябрьского выпуска.
Ходовые испытания выдержала одна машина, прошедшая 300 километров. Вторая сломалась на 235-м километре — вышла из строя водяная помпа. На обеих СУ-85 наблюдались проблемы с бандажами — этот дефект наблюдался и на Т-34, и на СУ-122.
Решение запустить производство СУ-85 без серьёзных переделок позволило сократить время. На пользу пошло и решение прекратить, наконец, параллельное изготовление Т-34. С планом завод справился — к 1 сентябрю 1943 года было сдано 100 СУ-85. Цена установки оказалась такой же, как у СУ-122 — 166500 рублей.
В сентябре на скорости производства сказывалась задержка с освоением заводом №9 выпуска систем Д-5С-85. За первые 10 дней сентября было принято пробегом 57 СУ-85, из них орудиями оказалось обеспечено всего 26 машин. Тем не менее к 20 сентября завод сдал 83 САУ, а в целом за сентябрь — 152 СУ-85, на 2 больше установленного плана. Хотя ситуация с орудиями повторилась и в октябре, при запланированных 160 СУ-85 завод снова сдал на 2 машины больше. В ноябре орудия поставлялись без рывков, вместо 165 машин в Свердловске удалось сдать 166 СУ-85. Перевыполненным оказался и декабрьский план — 176 СУ-85 при заданных 175. Из вечно отстающего предприятия УЗТМ превратился в настоящего ударника социалистического труда, стабильно перевыполняющего программу.
Улучшилась и ситуация с качеством. СУ-85 с номером У309274, построенная в сентябре 1943 года, прошла в ходе испытаний 1000 километров со средней скоростью по шоссе 29,1 км/ч, а по просёлку — 17,9 км/ч. После пробега оказалось, что моторно-трансмиссионная группа машины вполне пригодна для дальнейшей эксплуатации. Единственным слабым местом оставались опорные катки, один из которых вышел из строя из-за разрушения внешнего шарикового подшипника. У другого катка разрушился резиновый бандаж. Похожие дефекты катков наблюдались и на других заводах. В целом же СУ-85 на тот период оказалась самой надёжной советской САУ.
Впрочем, это не значит, что у СУ-85 не было проблем. О дефектах рассказывают как результаты контрольных испытаний, так и отчёты военных представителей. Из 100 СУ-85 августовской сборки инженер-подполковник Г.З. Зухер не нашёл дефектов только у 54 машин. Аналогичная ситуация сложилась и в сентябре. Часть дефектов была обусловлена некачественной сборкой, но имелись и проблемы, заложенные в конструкции САУ. Одним из таких проблемных мест стало крепление массивной подвижной бронировки всего на четырёх болтах. Этого было явно недостаточно: после интенсивной стрельбы бронировка провисала.
На заводе с дефектом пробовали бороться путём замены одного из амортизаторов двумя металлическими прокладками. Но было очевидно, что деталь требует замены. Чертёж новой бронировки, которая крепилась на 6 болтах, утвердили 16 сентября 1943 года. На серийных машинах она устанавливалась начиная с 95-й машины октябрьского выпуска.
Ещё раньше, в сентябре 1943 года, изменился спусковой механизм, на который также имелись нарекания. 28 августа 1943 года была утверждена новая версия колпака командира с утолщёнными до 45 мм стенками — это позволило избавиться от экранировки. Новый колпак пошёл в серию 20 сентября 1943 года. С 1 сентября 1943 года изменилось расположение ящиков ЗИП, в этом же месяце была переделана боеукладка с левой стороны. С 1 октября рядом с колпаком командира появилась ручка для большего удобства работы командира.
Кроме того, примерно в сентябре-октябре изменились рымы неподвижной бронировки системы. Первое время они изготовлялись в виде приварных клыков, как на СУ-85-II. В дальнейшем они изготовлялись виде своеобразных петель, отливавшихся вместе с неподвижной бронировкой. С самого начала производства исчез вентилятор на крыше рубки. Для вентиляции использовался новый двухстворчатый люк. Интересно, что как минимум на одной серийной машине вентилятор есть, но когда он появился и сколько было таких машин сделано, остаётся загадкой. В сводной таблице изменений конструкции данное нововведение отсутствует.
С 8 октября СУ-85 получали торсионы компенсатора люка механика-водителя улучшенной конструкции. Кстати, с самого начала этот люк отличался от люка Т-34 буквой «С».
Наиболее заметным изменением ноября 1943 года стало крепление запасных траков на верхнем лобовом листе корпуса. Впервые их получили машины, выпущенные 20 ноября. В тот же день на люке для панорамного прицела появились торсионы, что упростило его открывание. Также были улучшены уплотнители этого люка. В ноябре переделке подверглась и система воздушного пуска двигателя, а в кармане неподвижной бронировки появилось отверстие для слива скопившейся воды. Наконец, где-то в ноябре изменилась форма носовой балки. Вместо округлой формы она получила конфигурацию, близкую к треугольной. Данное изменение также не проходит в заводской таблице переделок.
В декабре 1943 года заметно упростилась конструкция поручней на бортах и корме рубки, а также на надмоторной плите. Более простыми стали пистолетные порты, лишившиеся козырьков. Больше существенных изменений во внешнем виде СУ-85 не было, хотя развитие конструкции продолжалось.
Подстраиваясь под производство
В январе 1944 года УЗТМ снова перевыполнил план, сдав 176 СУ-85. В этом месяце смежникам удалось выполнить программу по производству орудий Д-5С-85 — к утру 1 февраля завод №9 сдал 165 орудий. Впрочем, к этим орудиям имелся ряд претензий. Например, в январе с НИБТ Полигона поступила рекламация, связанная с большой качкой ствола. Это приводило к большому рассеиванию снарядов при стрельбе.
К слову, в 20-х числах декабря 1943 года задание на выпуск Д-5С-85 получил завод №8, и с января 1944 года пушки для СУ-85 делали два завода. К 1 февраля завод №8 собрал 36 орудий, из которых заказчик принял 12 штук. Посильную помощь в организации производства оказывал завод №9. Завод №8 разработал собственную версию орудия, получившую обозначение Д-5С85А. Первое такое орудие завод №8 построил в конце января.
При этом производство «обычной» пушки Д-5С-85 на заводе №9 не прекращалось. Причины появления модификации были производственные: завод №8 выпускал 85-мм зенитные орудия 52-К. От них взяли затвор и ствол. Орудие Д-5С85А получило также ограждение, отличное от ограждения Д-5С85. Военный представитель Зухер был против такого решения, поскольку оно порождало проблемы с ЗИП и деталями. Тем не менее 28 января Д-5С85А прошла успешные испытания в СУ-85, и её производство получило зелёный свет.
В январе 1944 года был испытан электроспуск орудия, которым планировать оснащать машины с февраля 1944 года. Ещё одним экспериментом стала установка двух вентиляторов в крыше боевого отделения. В серию это решение не пошло. До 185 000 рублей выросла цена СУ-85.
План по выпуску СУ-85 в феврале 1944 года был таким же, как и в январе — 175 машин. За первые 10 дней февраля были сданы 54, а к 20 февраля — 112 машин. Но из 200 орудий, которые завод должен был получить в феврале, к этому моменту пришло всего 37 штук. Только к концу месяца завод получил недостающие орудия, и план снова удалось перевыполнить: было сдано 176 машин. Завод №9 в этом месяце сдал 139 пушек, а завод №8 — 42, часть из которых была Д-5С85А. Самоходные установки с системами Д-5С85А получили название СУ-85А. В марте УЗТМ получил 102 Д-5С85 и 89 Д-5С85А. При этом из 191 машины, сданной в марте 1944 года, 112 являлись СУ-85, а 79 — СУ-85А.
Ситуацию с выпуском двух орудий с одинаковым назначением, но с разными и не подходящими друг другу для замены стволами, затворами и ограждениями, сложно назвать нормальной. Не удивительно, что было решено выпуск Д-5С85 на заводе №9 прекратить. Этому поспособствовал и переход Т-34-85 с пушки Д-5Т на С-53 разработки Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ). Из 200 сданных в апреле СУ-85 175 штук относились к версии СУ-85А. А в мае все 205 сданных машин были СУ-85А. В июне УЗТМ вышел на пиковый показатель, построив 210 машин в месяц. Всё лето 1944 года завод выдерживал такой темп производства. Решение освободить УЗТМ от производства Т-34 было весьма здравым.
Конструкция СУ-85 дорабатывалась на протяжении всего первого квартала 1944 года. Наиболее заметным изменением стали укороченные поручни на бортах рубки, которые машина получила не позднее февраля 1944 года. По крайней мере, СУ-85 с серийным номером 402221, хранящаяся в Варшаве, уже имеет такие поручни. Еще одним видимым изменением стало соединение кормового листа рубки с бортами в шип, его внедрили в 1-м квартале 1944 года. Тогда же произошло смещение пистолетного порта в правом борту. 20 февраля 1944 года появились новые петли люка под панораму. В марте 1944 года кромки под амбразуру орудийной установки стали подрезать, а в отверстиях под пистолетные порты появились фаски.
С января 1944 года изменилась конструкция подпятника орудийной установки, а в феврале был переделан кронштейн поворотного механизма. Также в 1-м квартале 1944 года сиденье наводчика стало регулироваться по высоте — из войск поступало много нареканий на отсутствие такой возможности. Ближе к концу лета 1944 года бандажи опорных катков лишились перфорации — это было последнее изменение в конструкции СУ-85. Официально с перфорацией распрощались в конце апреля 1944 года, но ставить опорные катки без отверстий начали только после выработки имевшегося задела. Завод №713, который обеспечивал УЗТМ бандажами, перешел на новую конструкцию с июня 1944 года.
Примерно этим же временем датировано последнее изменение конструкции САУ. После многочисленных жалоб с фронтов на крышу рубки вернулся вытяжной вентилятор. Точное время, когда он стал устанавливаться на серийные машины, неизвестно. Но на фотографиях, сделанных летом 1944 года, уже встречаются СУ-85А с вентиляторами на крыше рубки. По сравнению с вентилятором у СУ-85-II эта конструкция увеличилась в размерах. Судя по всему, использовался большой вентилятор, такой, как на ИС-2.
Параллельно с серийным выпуском полным ходом велись опытные работы по модернизации как самой машины, так и её вооружения. Их результатом стала СУ-100, лучшая из средних советских САУ военного периода. 3 июля 1944 года Сталин подписал постановление ГКО №6131сс «Об организации производства самоходных артиллерийских установок СУ-100 на Уралмашзаводе Наркомата танковой промышленности и 100-мм пушек Д-10с на заводах № 8 и 9 Наркомата вооружения». Согласно этому документу, производство СУ-100 должно было начаться в сентябре 1944 года. Вопрос в том, что на освоение производства новой машины и орудия для него требовалось время. По этой причине СУ-85А строились вплоть до ноября 1944 года.
С 1 сентября 1944 года началось производство своеобразного гибрида, получившего обозначение СУ-85М. Это была СУ-100 с орудием Д-5С85А. Установка орудия на новое шасси вызвала некоторые проблемы, но план в 135 машин удалось выполнить. В октябре в соответствии с планом было сдано 120 машин, последние 60 СУ-85М были собраны в ноябре 1944 года. После этого завод полностью переключился на производство СУ-100.
Всего с августа 1943 по ноябрь 1944 года УЗТМ сдал 2650 СУ-85, в том числе 315 СУ-85М.
С переменными успехами
Первые СУ-85 попали в войска в сентябре 1943 года. Как это часто бывает с новыми машинами, из частей стали поступать сигналы о различных дефектах. Прежде всего они были связаны с орудием Д-5С-85, но хватало и других проблем. Часто ломался торсион люка механика-водителя, который пришлось неоднократно переделывать. Приходили жалобы и на трещины в листах — правда, такие дефекты не были массовыми, как в своё время у СУ-122. Отмечались дефекты и в моторно-трансмиссионной группе. Поступали жалобы на недостаточную вентиляцию боевого отделения, что и стало причиной экспериментов с установкой двух вентиляторов. Правда, внедрено это решение было только при переходе на производство СУ-85М и СУ-100.
Официально СУ-85 предназначалась для выполнения широкого спектра задач. Но в основном она воевала против вражеских танков. Первые самоходные артиллерийские полки, получавшие СУ-85, формировались по штату №010/483. Согласно ему, полк состоял из 4 батарей по 4 СУ-85 в каждой. Также по штату полку полагался один танк Т-34 в роли командирской машины.
В таком составе был сформирован, например, 1435-й самоходно-артиллерийский полк, тот самый, который поначалу воевал на СГ-122. Именно этот полк одним из первых получил на вооружение СУ-85. 2 октября 1943 года он находился в составе 68-й армии. К 14:00 2 октября 1-я батарея 1435-го полка занимала оборону в районе Клементьево, находясь в распоряжении командира 159-й стрелковой дивизии. На следующий день в 11:30 советские войска приступили к форсированию реки Мерея. Наступление поддерживали две СУ-85. Немцы открыли по ним огонь, 1 машина вышла из строя, два члена её экипажа погибли, двое были ранены. Оставшиеся в засаде советские машины открыли огонь по обнаружившим себя танкам и артиллерии противника. На свой счёт самоходчики записали «Тигр», но скорее всего это был танк другого типа.
Для изучения опыта боевого применения новой машины на фронт была отправлена специальная комиссия. В неё вошли представитель Управления самоходной артиллерии Главного бронетанкового управления (УСА ГБТУ) инженер-майор П.Н. Кузин, инженер-конструктор УЗТМ Б.Б. Попков и начальник танкового производства завода Л.М. Яровинский. Объектами изучения стали 69-й танковый полк 8-го механизированного корпуса и 1440-й самоходно-артиллерийский полк 7-го механизированного корпуса. Танковый полк, несмотря на название, тоже был укомплектован СУ-85 по штату №010/483. К моменту прибытия комиссии он совершил 300-километровый марш и в бой ещё не вступал.
А вот 1440-й сап уже имел опыт боёв на СУ-122, потеряв 6 машин безвозвратно и записав на свой счёт 19 подбитых и 15 сожжённых танков и 3 подбитых САУ противника. Воюя на СУ-85, полк безвозвратно потерял 5 машин, записав на свой счёт 18 танков, из которых 6 были опознаны как «Тигры». Все уцелевшие СУ-85 этого полка имели по несколько попаданий в лобовую броню. Снаряды оставляли лунки глубиной до 25 мм, которые заваривались электросваркой. Все потери пришлись на начальный период применения, когда САУ пытались применять в качестве танков. После того, как СУ-85 стали использовать по назначению, ситуация тут же поменялась. Как правило, эти машины шли за танками на дистанции от 200 до 300 метров. По словам экипажей, лобовая броня «Тигра» пробивалась их оружием на дистанции 600–800 метров, а борт — на дистанции 1200–1300 метров. Машина оказалась и достаточно эффективным средством поддержки пехоты.
СУ-85 получили высокую оценку от своих экипажей. Её ценили за точную пушку, манёвренность, не уступающую манёвренности Т-34, высокую надёжность. Вместе с тем уже осенью 1943 года отмечалось, что мощности орудия всё же не хватает. Дистанцию гарантированного пробития немецких танков самоходчики просили увеличить до 1500–2000 метров. Справедливость этих требований подтвердилась в конце 1943 года, когда выяснилось, что лоб корпуса «Пантер» Д-5С-85 пробить не может. Также экипажи просили усилить лобовую броню СУ-85. Было предложено пересмотреть штат САП, увеличив количество самоходных установок с 16 до 22 штук. Использование Т-34 в качестве командирской машины оказалось плохой идеей: противник быстро понимал, что в танке находится командир, и старался уничтожить его в первую очередь.
Несмотря на ограниченные возможности своей пушки, СУ-85 были одними из самых результативных САУ Красной армии. 22 ноября 1943 года, находясь в засаде южнее Ястребня, машины лейтенанта В.С. Крысова и младшего лейтенанта Макарова из 1454-го сап во взаимодействии с артиллерией умудрились отбить атаку примерно 60 немецких танков, в том числе 11 «Тигров». Экипаж Крысова подбил три танка, ещё один был уничтожен совместно с самоходчиками Макарова. Через месяц, 29 декабря 1943 года, произошёл бой за Антополь-Боярку, в котором отличился лейтенант В.А. Курочкин. Сражаясь с оппонентами Крысова из дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», экипаж Курочкина умудрился переиграть двух «Тигров» и уничтожить один из них. Позже этот эпизод Курочкин опишет в повести «На войне как на войне». Ставший знаменитым по одноимённому фильму Малешкин — это и есть тот самый Курочкин.
Подобных эпизодов в боевой карьере СУ-85 было немало. Да, её пушка не всегда могла пробить «Тигры» и особенно «Пантеры», но это не мешало советской самоходке эффективно бороться с другими вражескими танками и САУ. Красная армия получила, наконец, эффективную противотанковую машину среднего класса, наиболее близким аналогом которой была немецкая StuG 40 Ausf.G. При этом СУ-85 превосходила немецкий аналог почти во всём. Разве что броня немецкой САУ была чуть лучше, но располагалась она под вертикальными углами наклона.
Интересно, что во время войскового ремонта некоторые СУ-85 получали опорные катки от немецких средних танков «Пантера».
С учётом опыта первых боёв командирские Т-34 в составе самоходно-артиллерийских полков постепенно заменили на СУ-85. А позже появился штат №010/462, согласно которому количество САУ в батареях увеличилось до 5. Соответственно, в полку теперь была 21 такая машина.
В начале 1945 года в бой пошли СУ-100, имевшие лучшую защиту лобовой части и куда более мощные орудия, но СУ-85 оставались основными советскими САУ до самого конца войны. Эти машины, в том числе некоторое количество СУ-85М, оказались и на вооружении Войска Польского. После войны эти машины состояли на вооружении польской армии вместе с СУ-100. Именно в Польше до наших дней сохранилось больше всего комплектных машин этого типа. Кроме двух уцелевших СУ-85, в военном музее города Познань имеется единственная сохранившаяся СУ-85М. Всего же до наших дней в том или ином виде дожило 11 СУ-85. Наиболее интересный экземпляр находится в Тбилиси. Это единственная сохранившаяся СУ-85 выпуска 1943 года. В Москве в Центральном музее Вооруженных Сил тоже есть своя СУ-85, детальный фотообзор которой можно посмотреть, пройдя по ссылке.
Источник – https://warspot.ru/11413-dolgozhdannyy-istrebitel