История артиллерийского тягача ГАЗ-61-416, которому 23 июля исполнилось 80 лет со дня принятия на вооружение
В отличие от танкостроения, советская автомобильная промышленность к началу Великой Отечественной войны не могла похвастаться большими достижениями. Этому была целая масса причин, причем некоторые из них связаны совсем не с низким техническим уровнем промышленности. Главная проблема, особенно в случае с военными машинами, заключалась в том, что для гражданского автомобилестроения армейские заказы являлись низким приоритетом. Для начала требовалось насытить народное хозяйство машинами, а военные… да пусть берут, что есть. В результате основу автопарка Красной Армии составляли ГАЗ-АА/ААА, ЗИС-5/ЗИС-6, а также ГАЗ-М1. Заказы на специальные машины имелись, но с их разработкой дела обстояли как-то не очень. Особенно это касалось машин с полным приводом, работы по которым начались во второй половине 30-х годов. К началу Великой Отечественной войны легковые и грузовые машины с полным приводом всё еще находились в стадии опытных образцов. И это при том, что как минимум пара из них была принята на вооружение Красной Армии еще 19 декабря 1939 года.
Одним из таких опытных автомобилей, который никак не мог попасть в серию, оказался ГАЗ-61. Этот легковой полноприводной автомобиль на базе ГАЗ-М1 был создан на ГАЗ им. Молотова под руководством Виталия Андреевича Грачева. На момент создания это был один из лучших автомобилей в своём классе, но целый ряд обстоятельств встал на его пути. Самым сложным препятствием стало то, что осенью 1940 года у ГАЗ отобрали моторный цех, где только освоили выпуск новых моторов ГАЗ-11. Цех решили перепрофилировать на выпуск авиационных моторов М-105. Решение ошибочное, оно позже очень сильно повлияло не только на выпуск ГАЗ-61, но и целого ряда других машин. Включая, кстати, и танки. Поначалу выпуск ГАЗ-61 вообще перенесли на 1942 год, но поскольку НКАП перешел дорогу «танкистам», из ГАБТУ последовал грозный окрик. Это повлияло на планы возобновления выпуска моторов ГАЗ-11. Соответственно, забрезжил свет надежды и по поводу ГАЗ-61. При этом в начале 1941 года эту машину перестали рассматривать только как командирский автомобиль.
В начале 1940 года начались работы по созданию полноприводного пикапа на базе ГАЗ-61. Эта модель, известная как ГАЗ-61-415, обычно ассоциируется с народным хозяйством. На самом деле это миф: согласно планам по опытным работам АБТУ КА (с лета 1940 года ГАБТУ КА), в ней числилась именно такая машина. То есть ГАЗ-61-415 изначально был военным заказом. Пикапы в Красной Армии имели довольно специфичную область применения, причем тягача изначально в ней не предусматривалась. Вместе с тем, осенью 1940 года в американской прессе появились снимки армейских полноприводных машин того же класса, что и ГАЗ-61. Среди них обнаружился и артиллерийский тягач с упрощенной открытой кабиной. Информация о таких машинах оказалась для Автотракторного Управления Красной Армии крайне интересной. Так на свет стала рождаться концепция машины, получившей обозначение ГАЗ-61-416. Сегодня ей исполнилось 80 лет, так что есть смысл поговорить поподробнее.
По иронии судьбы, прародителями советских полноприводных машин военного назначения часто становились либо опытные, либо малосерийные автомобили. Появившийся чуть позже ГАЗ-64 создали по мотивам публикации о Ford Pigmy, даже изначально тема именовалась «Пигмей». В случае же будущего ГАЗ-61-416 прообразом стала заметка о «пикапе General Motors грузоподъемностью 1/2 и 3/4 тонны». Даже четкого индекса в Автотракторном Управлении Красной Армии не знали. Так вот, как прародитель выступил GMC ACK-101, малоизвестный полноприводной автомобиль, созданный по той же концепции, что и Ford-Marmon-Herrington, прародитель ГАЗ-61. То есть был взят гражданский пикап и поставлена ведущая передняя ось. В американской армии GMC ACK-101 места не нашлось, поскольку конверсия несколько уступала машинам специальной разработки. Но всех тонкостей в СССР не знали. Зато на фотографиях приводилась машина, вполне подходящая на роль легкого артиллерийского тягача.
В декабре 1940 года на НИБТ Полигоне провели зимние испытания второго опытного образца ГАЗ-61, который соответствующим образом доработали. Изначально фаркопа у машины не имелось, поэтому его пришлось ставить дополнительно. В ходе зимних испытаний ГАЗ-61-40 успешно использовался как тягач 45-мм противотанковой пушки. Этот факт отдельно отметили специалисты полигона, посетовав на то, что пикап ГАЗ-61-415 буксирными приборами не оснащается. Не менее важным моментом декабрьских испытаний стало то, что полигон признал ГАЗ-61 многоцелевой машиной. Он настаивал на необходимости расширения модельного ряда, в том числе и за счет специализированного тягача 45-мм противотанковой пушки. Также предлагалось выпускать и «пулеметную тачанку». Все это стало причинами происходивших весной 1941 года метаморфоз с машиной, тем более что как раз тогда вопрос нового арттягача встал очень остро.
Летом 1940 года командование ГАУ КА инициировало работы по созданию новой противотанковой пушки калибра 50-60 мм. Это стало результатом изучения вопроса соответствия 45-мм противотанковой пушки, на тот момент типового противотанкового средства Красной Армии, реалиям современной войны. Выяснилось, что увеличение толщины брони привело к резкому снижению противотанковых возможностей пушки. Броня толщиной 40 мм могла пробиваться на дистанции не более 200-300 метров, дальнейшее увеличение толщины делало пушку бесполезной. Результатом запущенной программы противотанковой артиллерии стало создание 57-мм противотанкового орудия Ф-31, в марте 1941 года переименованного в ЗИС-2. Первые же полигонные испытания, которые провели в конце апреля-начале мая 1941 года, показали увеличение пробития брони до 80-85 мм при угле наклона листа 30 градусов. Естественно, были найдены некоторые недостатки, которые затянули время начала выпуска. Но уже в мае 1941 года выявилась одна существенная проблема, которую было не решить доводкой самого орудия. Боевая масса ЗИС-2 составляла 1050 кг, что более чем в 2 раза превышало показатели 45-мм пушки. Вместе с передком масса возрастала до 1612 кг. Это делало невозможным использовать артиллерийский тягач «Комсомолец», штатное средство мехтяги 45-ки, для использования в паре с ЗИС-2. Нет, если очень надо, тянуть будет, только при этом мотор станет перегреваться, а ресурс машины резко снизится.
Вплоть до мая 1941 года вопрос с артиллерийским тягачом на базе ГАЗ-61 висел в воздухе. Ситуация сдвинулась с мертвой точки после испытаний ЗИС-2, где выяснилось, что орудию нужен более мощный тягач. Вопрос о необходимости срочной разработки такой машины был поднят 10 мая 1941 года. Спустя 2 недели, 26 мая 1941 года, на ГАЗ им. Молотова стартовали работы по такой машине. Вопреки публикациям Евгения Прочко, машина эта называлась отнюдь не ГАЗ-61-417. Такого индекса не упоминается нигде, зато ГАЗ-61-416 можно видеть повсеместно. Собственно говоря, 416 — это не порядковый номер, а тип кузова. 416 означало открытый упрощенный кузов и грузоподъемность 500 кг. Проектировала кузов машины та же группа под руководством Савочкина, что и ГАЗ-М415. Изначально ГАЗ-61-416 был чем-то похож на смесь ГАЗ-61-40 и ГАЗ-61-415, но с упрощенным бампером и упрощенным, открытым сверху кузовом. Даже лобовое стекло изначально было не откидным. Фактически изначально получался многоцелевой полноприводной пикап с упрощенным кузовом, а не то, чем машина стала немного позже.
Поскольку первый опытный образец ГАЗ-61-416 был готов в июле 1941 года, на первом этапе сравнительных испытаний, которые состоялись 17 июня 1941 года, отдувался чуть переделанный ГАЗ-61-415. Впрочем, и даже в таком виде машина выглядела явно интереснее своего прямого конкурента — АР-НАТИ. Вообще борьба была явно не равна, поскольку А.Ф. Андронов, реальный автор АР-НАТИ, создавал машину-разведчик, которая, в случае необходимости, могла использоваться как тягач 45-мм противотанковой пушки. Но для военных слова «тягач» было достаточно. Они так чуть не угробили ГАЗ-64, и вот теперь под раздачу попал АР-НАТИ. В несчастную машину впрягли, помимо ЗИС-2, еще и 37-мм зенитную пушку 61-К массой под 2 тонны. Понятное дело, что тянул АР-НАТИ эти системы с большим напряжением. Что же касается ГАЗ-61-415, то для него такая ноша была куда легче. Особенно это касалось ЗИС-2, что привлекло особое внимание военных.
Полноценные испытания прошли в период 5 по 11 июля 1941 года на НИБТ Полигоне, инициатором испытаний стал маршал Кулик. К тому моменту на ГАЗ, в спешном порядке, закончили изготовление опытного образца ГАЗ-61-416. Самое интересное, что ЗИС-2, на сей раз, не таскали, вместо нее была всё та же зенитка 61-К. Нет, это военные не сошли с ума. Они решили проверить предельную нагрузку на потенциальные тягачи, в условиях острого дефицита имел место поиск резервов. Так вот, по шоссе ГАЗ-61 с явно запредельной нагрузкой прошел со средней скоростью 52,2 км/ч, а АР-НАТИ — 41,8 км/ч. При этом расход топлива у ГАЗ-61-416 составил 189 литров на 100 километров, а у АР-НАТИ — 181 литр на 100 километров. Впрочем, более показательными стали испытания по разбитому проселку, залитому водой. У ГАЗ-61-416 средняя скорость составила 17,6 км/ч, а у АР-НАТИ — 15,6 км/ч. Вроде бы разница небольшая, но это если не знать про расход топлива. У ГАЗ-61-416 он составил 289 литров на 100 километров, а у АР-НАТИ — 433 литра на 100 километров. При этом АР-НАТИ двигался с постоянно работающем на пределе моторе. Некоторый перегрев наблюдался и у ГАЗ-61-416, но это потому, что в него впрягли явно не его ношу. В любом случае, АР-НАТИ годился разве что для таскания 45-ки, причем с неполным расчетом и без боезапаса. Во многом это стало причиной, почему работы по этой машине вскоре затихли. По иронии судьбы, ГАЗ-64, который за весну-лето 1941 года доработали, смог «пересидеть» конкурента», в серию он пошел с конца августа 1941 года.
Естественно, к ГАЗ-61-416 нашлись претензии, всего их набралось 10 пунктов. Требовалось ставить более мощный радиатор, улучшить крепление мотора, усилить заднюю подвеску, а буксирный крюк перенести назад. Вместе с тем, было очевидно, что машина получилась оптимальным тягачом для ЗИС-2. Альтернатив этой машине не осталось, тем более что «Комсомолец», с 1 августа 1941 года, прекращали выпускать. С другой стороны, как раз в июле 1941 года КБ завода №92 разработало на базе «Комсомольца» истребитель танков ЗИС-30. За счет того, что масса орудия, без лафета, оказалась ниже, ЗИС-30 получился вполне жизнеспособным изделием. Так вот, судьбе было угодно сделать так, чтобы ЗИС-30 и ГАЗ-61-416 приняли на вооружение Красной Армии одним и тем же постановлением. Постановление ГКО №252сс «О противотанковых пушках» от 23 июля 1941 года Сталин написал собственноручно. Согласно ему, выпуск ГАЗ-61-416 ожидался к 10 августа 1941 года. При этом Сталин был в курсе ситуации с выпуском «Комсомольца». Получалось так, что сначала выпускались в серию ЗИС-30, а далее ЗИС-2 выпускались со штатным тягачом в виде ГАЗ-61-416. Такому решению способствовали и дополнительные испытания ГАЗ-61-416, проведенные 19-20 июля 1941 года. Машина прошла 475 километров по маршруту Горький – подмосковный поселок Бабушкин. Испытания прошли успешно, но буксирный крюк забраковали. Его требовалось переделать.
2 августа 1941 года с ГАЗ им. Молотова было подписано дополнительное соглашение А2-645. «Обычных» ГАЗ-61 теперь сдавалось всего 200 штук, то есть машина становилась «генеральской», по крайней мере в 1941 году. А вот ГАЗ-61-416 ожидалось уже 500 штук. 4 числа на испытания вышел второй опытный образец машины, причем с ним связана одна интересная история. Так получилось, что именно эта машина чаще всего мелькала на фотографиях. В результате ее облик стал «каноничным». При разработке второго образца учитывался опыт доработки ГАЗ-64. Например, по его образу сделали откидное лобовое стекло. Также появился съемный верх. И вот тут своё веское мнение высказали артиллеристы. Они потребовали машину доработать. 6 августа появились технические условия приемки пикапов заводом №92. Согласно техусловиям, в машине размещался комплект боеприпасов, шанцевый инструмент (2 лопаты, 1 кирка и 1 лом), 2 ящика с орудийным и батарейным ЗИП, а также ящик с насосом двойного действия (1 насос на 6 машин). Боекомплект требовалось разместить так, чтобы его можно было легко вынимать, а снаружи он защищался броневой крышкой. В идеале боекомплект клался в специальных лотках на 5 унитарных патронов. Всё это привело к бурной переписке с утряской финальных технических условий. За всем этим как-то терялся фактор времени. А оно неумолимо тикало.
Итогом всего происходящего стало то, что третий, эталонный образец ГАЗ-61-416, появился 5 сентября 1941 года. На всякий пожарный, с момента предполагавшихся поставок тягачей заводу №92 прошел почти месяц. Этот самый эталонный образец хорошо известен, но — только его фото спереди и сбоку. Снаружи машина отличалась от предшественников наличием шанцевого инструмента: на бортах кузова крепилось 2 лопаты, крика, топор и канистра. На самом же деле главные отличия машины скрывались внутри кузова, и они принципиально отличали третий образец от первых двух. Теперь это был не просто пикап, а полноценный артиллерийский тягач. Вместо откидных лавок внутри появилась центральная укладка на 30 унитарных патронов, в лотках по 5 штук в каждом. Одновременно укладка являлась и сиденьем для расчета. Также в кузове разместили артиллерийский ЗИП. На совещании в августе 1941 года предлагалось также сделать укладки для 6 винтовок, но места для них уже не осталось. Наконец, сиденья заменили на конструкцию, аналогичную сиденьям ГАЗ-64.
Казалось бы, самое время запускать машину в серию. Но артиллеристы, похоже, полностью потеряли связь с реальностью. Иначе не объяснить тот факт, что вместо немедленного запуска машины в серию ей устроили испытания, проводившиеся в период с 22 по 25 сентября 1941 года. Такое впечатление, что нашу артиллерию покусали французы, да и то, после 10 мая 1940 года они себе такой роскоши не позволяли. Машина прошла 645 километров, также провели испытания укладок. По результатам испытаний машину утвердили окончательно, после чего одобрили запуск ГАЗ-61-416 в серию. МО-ЛОД-ЦЫ.
Итого граждане артиллеристы фактически оставили ЗИС-2 без штатного тягача. Завод вполне мог запустить производство ГАЗ-61-416 еще в августе, но товарищам военным захотелось, вместо снарядных ящиков, красивых укладок. Иначе, как ненормальными, принимавших такое решение назвать нельзя. Потому что к началу октября, когда ГАЗ, наконец, получил отмашку по выпуску ГАЗ-61-416, время вышло. ГАБТУ КА и лично товарищу Сталину было уже глубоко плевать, какая там красивая боеукладка получилась. Красной Армии были нужны танки, срочно, любые. В случае с ГАЗ таковым танком являлся Т-60, который использовал те же самые моторы ГАЗ-11 модель 202. С начала октября 1941 года в сторону Горького летели тяжелые предметы в виде писем Сталина срочно, нет, СРОЧНО, увеличить объемы выпуска танков. В какую сторону отправили бы любителей теории «надо было выпускать тягачи вместо Т-60», очевидно. Вопрос исключительно в формулировках.
Завод честно попытался любыми правдами и неправдами наладить выпуск артиллерийских тягачей. Ради них 10 октября руководство ГАЗ им. Молотова приостановило выпуск ГАЗ-61-73. Только это решение позволило хоть как-то наладить выпуск тягачей. И даже это решение позволило лишь 13 октября сдать первые ГАЗ-61-416. С момента планового запуска машины в серию прошло больше двух месяцев. Как раз к моменту поступления первых ГАЗ-61-416 на заводе №92 прекращался выпуск ЗИС-30. Поскольку тягачи относились к матчасти артиллерии, их поголовно камуфлировали. За октябрь 1941 году ГАЗ смог сдать всего 33 машины, ибо время вышло. Теперь главной продукцией завода стал Т-60. В ноябре завод покинул эталонный образец, который посчитали серийной машиной. Также оттуда уехал и первый опытный образец. Вторая же машина так и осталась на заводе.
Относительно боевой эксплуатации ГАЗ-61-416 информации почти нет. Можно более-менее понять, куда именно шли эти машины. Аналогично ЗИС-30, поступали они в батареи противотанковой артиллерии, придававшиеся танковым бригадам. Прежде всего это касалось танковых бригад, которые формировались в Горьковском АБТ Центре. Батареи формировались в объеме 4, либо 8 орудий в каждой. Самое печальное во всё этом происходящем то, что ЗИС-30 хотя бы иногда упоминали, поскольку это всё же самоходка. А вот с ГАЗ-61-416 всё плохо. Колесная техника и так была бедным родственником, а в суматохе осени 1941 года дела с ней обстояли еще хуже. Так что достоверно можно говорить о наличии таких машин в 26-й танковой бригаде.
Подобно ЗИС-30, основная часть ГАЗ-61-416 погибла осенью-зимой 1941 года. Почти нулевая информация по машинам нет позволяет даже минимально оценить их оценку в войсках. Отчасти можно что-то понять по тем претензиям, которые поступали в адрес ГАЗ-61-73. Прежде всего это касалось ШРУС-ов, одного из двух главных тормозящих факторов при освоении ГАЗ-61. Полноценный выпуск ШРУС-ов освоили только в 1941 году, причем поначалу их качество было весьма низкое. Ресурс их составлял около 1000 километров, после чего требовался серьёзный ремонт. Также имелись претензии к прочности рессор и тормозам, это повторяло претензии в ходе испытаний опытных ГАЗ-61-416. Насколько это относится к серийному пикапу, вопрос открытый, поскольку его, по итогам испытаний, дорабатывали. Но надо помнить, что в октябре 1941 года на выпуск тягачей могли пустить и задел по «легковым» шасси. Дорабатывали ли их, неизвестно.
Второй опытный образец ГАЗ-61-416 продолжал эксплуатироваться на ГАЗ как минимум до начала 50-х годов. Далее машину, увы, сдали в металлолом. До недавнего времени ни одного сохранившегося экземпляра ГАЗ-61-416 не было известно. Больше того, даже достоверного внешнего облика не было известно. Наконец, в 2000-х годах были найдены обломки одной такой машины. С некоторым участием автора данного материала машину удалось восстановить. Ныне она находится в коллекции Музея Внедорожных Машин, Самара. Дебютировала она на военно-историческом слете «Моторы Войны» летом 2012 года. Есть информация об останках еще одной машины. Также было изготовлено несколько реплик тягача.
ГАЗ-61-416 отчасти повторил судьбу целого ряда машин 1941 года. Именно как тягач машина получилась удачной, причем всё то, что творилось в августе-сентябре 1941 года, явно было лишним. Создается впечатление, что у некоторых военачальников в головах не включился режим «турбо». Залезая в мелочи, они умудрялись, на пустом месте, создавать задержку внедрения военной техники, которая была нужна сейчас, а не когда-то потом. Что ХТЗ-16, что ГАЗ-61-416, что ряд других образцов. Там, куда все эти ведомства дотянуться не могли, а вопрос решался военным советом фронта, сроки оказывались совсем другими. И это не вредительство или саботаж, а некоторое непонимание — время для раскачки кончилось. ГАЗ-61-416 стал во многом жертвой такой раскачки. Пару-тройку сотен таких тягачей, на тот момент одних из лучших в классе, завод вполне мог сдать. А так получилась крайне редкая коллекционная машина с мизерным тиражом. В дальнейшем у ГАЗ попросту не имелось никаких возможностей возобновить ее выпуск, а с 1943 года начались поставки Dodge WC-51/WC-52. Они заняли ровно ту же нишу, что и ГАЗ-61-416.
Автор благодарит Дмитрия Дашко и Ивана Падерина за помощь и предоставленные материалы.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- РГВА
- РГАСПИ
- РГАЭ
- Архив Ивана Падерина
- Архив Дмитрия Дашко