История самоходной артиллерийской установки ИСУ-122с, ставшей дополнением к выпускавшейся параллельно ИСУ-122
Случаев, когда одновременно выпускалось несколько типов танков или самоходных артиллерийских установок, более чем достаточно. Связано это было, как правило, с производственными особенностями. Иногда не хватало моторов, иногда разным могло быть шасси в целом. Особенно на этом поприще отметились немцы, у которых одновременно выпускалось аж три истребителя танков — StuG 40, Jagdpanzer IV и StuG IV. По ТТХ очень близкие, почти с той же самой пушкой, но при этом три разных шасси. Они были не одиноки, причем у Красной Армии была ситуация поинтереснее. Шасси одно, а орудия два. А 80 лет назад добавилось еще и третье.
22 августа 1944 года И.В. Сталин подписал постановление ГКО №6430сс «О принятии на вооружение и о поставке на производство артиллерийских самоходных установок ИСУ-122С со 122-мм пушкой Д-25С». Таким образом, в дополнение к уже имевшимся ИСУ-152 и ИСУ-122 добавилась третья самоходная артиллерийская установка. Самое интересное заключается в том, что ИСУ-122с (Объекта 249) отнюдь не заменяла находившуюся в серийном производстве ИСУ-122. Ситуация была такова, что по производственным возможностям этого сделать было невозможно.
История появления ИСУ-122 весьма специфична. Несмотря на то, что опытный образец САУ был готов еще в конце 1943 года, принимать его на вооружение не торопились. Связано это оказалось с тем, что А-19 была для товарищей военных слабовата. Требовалось орудие с начальной скоростью 1000 м/с, а также клиновым затвором. В конце-концов, было решено дальше не испытывать судьбу и принять Объект 242 на вооружение. Тем не менее, вопрос более длинного «хобота» оставался, также никуда не делся вопрос скорострельности. Она была выше, чем у МЛ-20с, но всё равно недостаточной.
В этом смысле 122-мм орудие Д-25Т, изначально созданное для тяжелого танка ИС-2, выглядело оптимальным вариантом. Как раз в феврале 1944 года началось производство данной системы с клиновым затвором. На танке скорострельность выросла до 2,5 выстрелов в минуту, немного, но надо понимать, что в танковой башне места меньше, чем в рубке. Существовала идея адаптировать клиновой затвор от Д-25 к орудию А-19, но данная идея довольно быстро была вычеркнута. Более разумной идеей стала адаптация орудийной установки для Д-25Т под рубку ИСУ-122.
Впервые информация по Объекту 249 появилась в сводке по опытным работам завода №100 за период с 1 по 15 апреля 1944 года. Продвигались работы по новой САУ очень медленно. Связано это было, прежде всего, с установкой вооружения, а также орудием. Первоначально ожидалось прибытие подвижной и неподвижной бронировок с завода №200 где-то 9 апреля, но постепенно эта дата сдвигалась. Между тем, к 1 мая шасси Объекта 249 преодолело 480 километров. На тот момент ожидалось, что монтаж системы закончат к с мая, но и эта дата оказалась промежуточной. Связано это оказалось, в том числе, с прицелом и поворотным механизмом. Исходная конструкция потребовала усилий 20 кг, а завод №9 поставку задержал. Кроме того, теперь предполагалась установка телескопического шарнирного (ломающегося) прицела ТШ-17, это также отняло время.
По факту окончательная сборка Объекта 249 (проходило он также под индексом ИСУ-122-2) закончилась в июне 1944 года. К тому моменту орудие получила новый клиновой затвор, измененную полуавтоматику и новый тормоз отката. Переработанный механизм наводки орудия в горизонтальной и вертикальной плоскостях позволил снизить нагрузку до 4-7 кг. В ходе первых заводских испытаний было произведено 8 выстрелов, при этом не производилась экстракция гильз. После доработки полуавтоматики повторные испытания не выявили аналогичную проблему. В общей сложности было произведено 25 выстрелов, а также преодолено 733 километра.
Установка Д-25с не только имела меньшую массу (3200 кг), но и получила более надежную броневую защиту. Для 1944 года 80-100 мм брони, конечно, маловато, но на фоне 60 мм установки ИСУ-152/ИСУ-122 разница налицо. Снижение габаритов бронировки положительно сказалась на обзорности с места механика-водителя. Также увеличился объём боевого отделения, особенно это положительно сказалось на местах командира и заряжающих. За счёт снижения массы орудия и переноса цапф артсистемы назад улучшились характеристики проходимости и езды. Максимальная скорость выросла с 32-35 до 34-37 км/ч, также чуть снизилось удельное давление на грунт. Одним словом, самоходная версия танкового орудия оказалась очень кстати.
Еще одним существенным отличием Объекта 249 стала установка зенитной турели с пулеметом ДШК. Она существенно отличалась от той турели, которую завод №100 разработал для Объекта 242. Новая разработка, также созданная силами опытного завода №100, получилась куда более удачной. С 27 по 29 мая 1944 года зенитную установку испытывали на полигоне 13-го учебного танкового полка в Челябинске. Она успешно прошла испытания, позже её приняли на вооружение бронетанковые и механизированные войска РККА. Процесс этот, впрочем, затянулся.
Затянулись и испытания Объекта 249. Программу испытаний опытной САУ подписали еще 16 мая 1944 года, но по ряду причин работы по машине затянулись. Заводские испытания закончились 20 июня, далее САУ отправили на Гороховецкий АНИОП, где машина, в период с 2 по 7 июля, прошла полигонные испытания. На сей раз основной задачей были огневые испытания, а также проверка условий работы экипажа. Всего было произведено 446 выстрелов, из них 252 — усиленным зарядом. В целом испытания проходили успешно, но на 370-м выстреле произошёл самоспуск. Прицельная скорострельность, а также скорострельность с хода, достигла 3-4 выстрелов в минуту, а максимальная — 5-6 выстрелов в минуту.
Несмотря на то, что у Гороховецкого АНИОП имелись некоторые вопросы по обзорности, общий вердикт оказался положительным. При устранении недостатков Объект 249 можно было запускать в серию. Перед этим САУ отправили на НИБТ Полигон, где прошли дополнительные испытания. 8 августа, в ходе испытаний, ранения получили наводчик и заряжающий, но это происшествие не повлияло на общие планы по САУ. Подписание постановления ГКО №6430сс было ожидаемым решением. Процесс освоения САУ, получившей обозначение ИСУ-122с, был постепенным. За август 1944 года ожидалось 25 САУ, а от завода №9 требовалось выпускать ежемесячно не менее 50 орудий Д-25с.
Пункты 7 и 8 постановления ГКО №6430сс, связанные с производством орудий для ИСУ-122с. Оно прямо говорило о том, что новая САУ является дополнением, но никак не заменой ИСУ-122. Дело, прежде всего, в производственных возможностях завода №9. Производить 400 орудий семейства Д-25 в месяц завод не мог, тем более что планировался выпуск еще и 100-мм систем Д-10с. Поэтому вместо двух САУ ЧКЗ стал выпускать три — ИСУ-152, ИСУ-122 и ИСУ-122с. При этом темпы выпуска ИСУ-122с оставались неизменными почти всё время производства. Ежемесячно производилось по 50 САУ данного типа. Лишь в августе 1945 года сдали 70 САУ, а в сентябре 30 штук, после чего выпуск прекратился. Всего их сдали 675 штук, на фоне 1735 ИСУ-122 немного, но всё равно, объемы немалые.
Следует отметить, что между ИСУ-122 и ИСУ-122с отличий практически не было. Объект 249 первой получила зенитную установку ДШК, случилось это в ноябре 1944 года. Остальные САУ, а также ИС-2, стали получать их с декабря 1944 года. Поскольку выпуск ИСУ-122с начался довольно поздно, то дальнейшие изменения внешнего вида оказались минимальными. С февраля 1945 года ввели крепление дымовых шашек МДШ на верхнем кормовом листе корпуса. Где-то к марту 1945 года ИСУ стали получать корпуса со сварной носовой деталью (выпускали их на УЗТМ). С июля 1945 года ввели волноотбойник. Вот и все изменения.
Интересным моментом является то, что ИСУ-122с в сводках по выпуску разделяли только на уровне ЧКЗ. В основной сводке, которую отправляли на самый верх, никакой ИСУ-122с не было. Вот и в войсках никак не разделяли две машины. Это очень сильно осложняет изучения вопроса боевого применения САУ. На фронте они появились осенью 1944 года. Аналогично ИСУ-122, данные машины шли на комплектацию тяжелых самоходных артиллерийских полков прорыва. Фактически ИСУ-122/ИСУ-122с выполняли роль тяжелых истребителей танков, с ней они справлялись вполне успешно.
Вместе с тем, в случае с ИСУ-122с судьба машины сложилась наиболее драматично. После окончания Великой Отечественной войны первой под списание попала именно эта САУ. Причины те же, почему ИСУ-122 так долго принимали на вооружение. С точки зрения орудия машина была равнозначна танку, при этом проигрывала ему по маневренности огня. И если ИСУ-152 плюс-минус еще оправдывала своё существование, то ИСУ-122/ИСУ-122с нет. Поскольку САУ с орудиями Д-25с было выпущено меньше, кончились они раньше.
На сегодняшний день известна всего одна ИСУ-122с, дожившая до наших дней как САУ. Данная машина находится в Польше. Если же смотреть глубже, то есть на сохранившиеся шасси, всё гораздо интереснее. Минимум с десяток таких машин точно наберется. Дело в том, что ИСУ-122с активно переделывали в тягачи БТТ-1, некоторые из них дожили до наших дней. Другой вопрос, что шансы переделать их в ИСУ-122с минимальные. Банально нет ни орудий, ни орудийных установок. И если танковую пушку еще можно переделать, то заново делать установку — это пока чересчур. Возможно, доживем и до такого.
Автор выражает признательность Кириллу Кокшарову (г. Челябинск) за помощь в подготовке данного материала
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
- Документы Советской Эпохи
- РГАКФД
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/ZtBVbST9sTvjxSfP