Юрий Пашолок. Бывший французский легкий кавалерист из Карелии

16

Рассказ о легком танке Pz.Kpfw.38 H (f) из 211-го танкового батальона, ныне находящемся в экспозиции парка «Патриот»

То, что немецкая армия очень активно использовала трофейную технику, известно хорошо. Получилось так совсем не от хорошей жизни. В нормальных условиях немцы бы трофеи не применяли, поскольку они создают целую массу проблем. Это касается и обслуживания, и обучения экипажей, и тактических особенностей, отличающихся от немецкой техники. Зарубежную технику сложнее обеспечивать боеприпасами. Всё это приводило к тому, что трофейные танки, за редкими исключениями, чаще действовали во второй линии. Хотя, конечно, так было не всегда.

Так Pz.Kpfw.38 H (f) из 211-го танкового батальона выглядели в 1941 году

Так Pz.Kpfw.38 H (f) из 211-го танкового батальона выглядели в 1941 году

В бронетанковой коллекции парка «Патриот», которая досталась от бывшего танкового музея в Кубинке, хватает машин с историей. Касается это и бронетанковой техники французского производства. В давние времена ее часто красили во французские цвета. Выглядело это комично, ведь эти машины отнюдь не французы передали. В их числе и легкий кавалерийский танк Hotchkiss H 39, который несет все признаки немецкой модернизации. В отличие от стоящего рядом Renault R 35, этот танк вполне известен с точки зрения его боевого пути. На момент захвата он носил индекс Pz.Kpfw.38 H (f), танк этот имеет более-менее известную историю боевого пути. По этой причине материал посвящен не только самому танку.

Трехзначный номер с белой обводкой и полоса вокруг башни - характерные признаки 211-го танкового батальона

Трехзначный номер с белой обводкой и полоса вокруг башни — характерные признаки 211-го танкового батальона

По итогам боевых действий во Франции немцам досталось около 600 французских легких кавалерийских танков Hotchkiss H 35 и H 39. Надо сказать, что кавалерийским этот танк стал во многом случайно. Первоначально Генри Айнсворт, генеральный директор Hotchkiss, предлагал пехотную «танкетку» боевой массой 6 тонн. Далее «танкетка» превратилась в танк, причем Hotchkiss проиграла конкурс. Причем нельзя сказать, что это были козни Renault. Hotchkiss сама сделала так, что большой контракт ушел у нее из-под носа.

Еще один характерный признак - стилизованная буква W на заднем левом борт башни. В честь майора Вульфа, командира батальона

Еще один характерный признак — стилизованная буква W на заднем левом борт башни. В честь майора Вульфа, командира батальона

Уже дальше машина, проигравшая в конкурсе на легкий танк сопровождения пехоты, оказалась у кавалерии. Отчасти ее навязали, но дальше выяснилось, что это лучший вариант. Renault умудрилась завалить работы по кавалерийским «броневикам» AMR 35 ZT, поэтому Hotchkiss H 35 (он же Char léger Modèle 1935 H, DIT) оказался безальтернативным. Так вместо двухместного 6,5-тонного кавалерийского танка кавалерия получила 10,5-тонный пехотный танк с 40-мм броней и 37-мм пушкой.

Зимой 1941-42 гг полоса вокруг башни сохранялась

Зимой 1941-42 гг полоса вокруг башни сохранялась

Дальнейшим развитием танка стал Hotchkiss H 39 (он же Char léger modèle 1935 H modifié 1939). Боевая масса выросла до 12 тонн, но за счет 120-сильного двигателя удельная мощность достигла 10 л.с. на тонну. Таким образом, машина лишилась одной из главных проблем французских легких танков — низкой удельной мощности. Ирония заключалась в том, что значительная часть Hotchkiss H 39 ушла не в кавалерию, а в пехоту, которая в своё время забраковала детище Hotchkiss. К 1 апреля 1940 года в пехотных подразделениях числился 271 танк данного типа, а в кавалерии — 252. В общей сложности их успели сдать около 710 штук.

Более поздний белый камуфляж и иное нанесение цифр. Возможно, это тот же танк, что сейчас в "Патриоте", тоже башенный 123

Более поздний белый камуфляж и иное нанесение цифр. Возможно, это тот же танк, что сейчас в «Патриоте», тоже башенный 123

Находящийся в парке «Патриот» танк имеет регистрационный номер 41096. Исходя из него, можно говорить о том, что это один из последних выпущенных Hotchkiss H 39. Первый танк данного типа имел номер 40401, получается, что танк сдали в июне 1940 года. Успел ли он попасть в действующую армию, вопрос открытый. Скорее нет, чем да, в любом случае, к моменту, когда танк был сдан, французская армия уже находилась в критической ситуации. В июне 1940 года основная масса французских заводов, производящих танки, оказалась под немцами. В их числе был и завод Hotchkiss в Сен-Дени. Предприятие досталось целым, что позволило его использовать как ремонтную базу.

Башенный 134, до наших дней он не дожил

Башенный 134, до наших дней он не дожил

Существенным отличием Hotchkiss H 39 от аналогичных Renault R 35 и FCM 36 стали вполне адекватные характеристики. Машина была одноклассником Pz.Kpfw.II, превосходя его во всём. По большому счету, к танку было всего две претензии — недостаточная обзорность (это было равнозначно и для Pz.Kpfw.II) и отсутствие у части танков радиостанций. Первую проблему решали переделкой смотровой башенки, а вторую — постепенной установкой немецких радиостанций. Если у французов антенный порт размещался на башне, то у немцев — в правой задней части корпуса.

Как и другие танки 211-го батальона, он был покрыт циммеритом

Как и другие танки 211-го батальона, он был покрыт циммеритом

Первоначально бывший французский «кавалерист» именовался как Pz.Kpfw.38 H 735 (f), но позже индекс «срезали» до Pz.Kpfw.38 H (f). Он стал одним из трех типов французских танков, которые немцы использовали летом 1941 года во время нападения на Советский Союз. Впрочем, от использования Pz.Kfpw.B 2 (f) (бывший Char B1 bis) на первой линии немцы отказались очень быстро, поскольку танк попросту не выдерживал долгих маршей. В результате единственными адекватными танками оказались «кавалеристы» Pz.Kpfw.35 S (f) (бывший SOMUA S 35) и Pz.Kpfw.38 H 735 (f). Причем воевали они не только на второстепенных участках фронта, но и на первой линии.

А это танк, который сохранился

А это танк, который сохранился

Одним из подразделений, активно применявших Pz.Kpfw.38 H (f), стал 211-й танковый батальон. Сформировали его 24 марта 1941 года, выделив из состава 201-го танкового полка (располагался во Франции). На Pz.Abt.211 пошел 2-й батальон полка, изначально он носил обозначение «Батальон Вульф» (в честь майора Вульфа, командующего батальоном). Сам 201-й полк использовал французские танки до конца 1941 года. На фронт он уехал как 23-я танковая дивизия, причем 201-й полк сохранил эмблему в виде стилизованной буквы К.

Машина имела башенный номер 123

Машина имела башенный номер 123

Согласно штату, батальон должен был иметь в своём составе 18 Pz.Kpfw.35 S (f) и 41 Pz.Kpfw.38 H (f). По факту легких танков было 35 штук. Все они относились к позднему варианту танка, имевшему длинноствольную 37-мм пушку SA 38, «хвост», переделанную смотровую башенку и радиостанцию. С точки зрения тактических обозначений 211-й батальон был похож на 201-й танковый полк. Танки получили трехзначные башенные номера с белой обводкой, полосу по периметру башни, а также балочные кресты по бортам корпуса. Отличительной чертой стало нанесение стилизованной буквы W в кормовой части башни.

Таким этот танк был в 2000-е, красили его как "француза"

Таким этот танк был в 2000-е, красили его как «француза»

В июне 1941 года батальон отправили в Норвегию, а уже вскоре он принял участие в операции «Полярный лис» (или «Песец», кому как больше нравится). Две роты батальона взаимодействовали со 169-й пехотной дивизией, наступая на Салла, главной целью стал Кандалакша. Здесь оппонентами немецких и финских войск была 1-я танковая дивизия. Один из участников битвы за Заполярье, колесно-гусеничный танк БТ-7, ныне можно увидеть в Музее отечественной военной истории. В ходе боя конца июня — первой половины июля 1941 года 211-й ТБ записал на свой счет 24 наших танка, безвозвратно потеряв 4 танка, 2 оказалось подбито. Тут немцы лукавят: 10 танков засчитали сломавшимися, и сами же пишут, что советская артиллерия била по ходовой части. То есть реально подбитых танков было явно больше.

Промежуточный результат, уже не француз, и ладно

Промежуточный результат, уже не француз, и ладно

В целом бывшие французские танки показали себя неплохо. Поскольку у 1-й ТД основой матчасти были БТ-7 (дивизия отчиталась о 33 безвозвратно потерянных танках), броня толщиной 40 мм вполне работала. 45-мм танковая пушка могла ее взять на дистанции 300 метров. При этом 37-мм орудия SA 38 вполне хватало для поражения брони БТ-7 на средних дистанциях. Правда, немцы жаловались на то, что бронебойный снаряд орудия представлял собой болванку, посему заброневой эффект оказался низким. В любом случае, как средство поддержки пехоты танк вполне годился. Весьма активно батальон применялся в августе 1941 года, действуя с немецкими и финскими пехотными полками. На сей раз танки немцы на свой счет не записали. На начало боёв в строю было 24 танка, к концу августа 9 оказалось потеряно, из них 2 от собственного огня. Остальные записали на свой счет расчеты советских противотанковых орудий.

Таким танк стал в конце 2019 года. Не 100% аутентичность, но уже ближе

Таким танк стал в конце 2019 года. Не 100% аутентичность, но уже ближе

Осенью 1941 года фронт стабилизировался. 211-й батальон оставался на фронте, но уже в бои почти не вступал. Постепенно танки дорабатывались, также менялся численный состав. По состоянию на 31 мая 1943 года, в составе батальона числилось 16 Pz.Kpfw.35 S (f) (15 боеспособных) и 33 Pz.Kpfw.38 H (f) (26 боеспособных). Очень похожий состав (17 Pz.Kpfw.35 S (f) и 33 Pz.Kpfw.38 H (f)) оставался в батальоне по состоянию на июнь 1944 года. К тому моменту танки получили противомагнитное покрытие, известное как циммерит. В таком виде они оказались снова на первой линии.

Такой он сейчас

Такой он сейчас

Следующий бой для 211-го танкового батальона состоялся 9-10 сентября 1944 года в районе Миоккалахти-Куолаярви. На сей раз их оппонентами оказались Т-34 из состава 38-й гвардейской танковой бригады. Против 34-ки эти танки, особенно Pz.Kpfw.38 H (f), не могли противопоставить практически ничего. В результате 3 Pz.Kpfw.35 S (f) оказалось уничтожены, та же судьба ждала 2 Pz.Kpfw.38 H (f), еще 1 Pz.Kpfw.35 S (f) и 6 Pz.Kpfw.38 H (f) бросили. Дальше добавили еще и финны, в результате ряды батальона поредели.

Без циммерита, но его наносить - еще тот номер

Без циммерита, но его наносить — еще тот номер

Из тех танков, что захватила 38-я гвардейская танковая бригада, 2 (возможно 3) Pz.Kpfw.38 H (f) и 1 Pz.Kpfw.35 S (f) направили на НИБТ Полигон. В Кубинке оказались танки с башенными номерами 123 и 134. На полигоне составили краткую характеристику машины, на этом и успокоились. Какого-то интереса этот танк в конце 1944 года не представлял. Согласно данным на конец 1945 года, на НИБТ Полигоне числилось 3 «Гочкиса», из которых остался башенный 123. Далее он оказался на музейной площадке при полигоне, которая в 1972 году стала полноценным музеем. Там бывших «французов» определили в павильон №7.

41098 - регистрационный номер. Выше виден набитый номер 123, башенный, это нанесли уже в Кубинке

41098 — регистрационный номер. Выше виден набитый номер 123, башенный, это нанесли уже в Кубинке

Как уже говорилось выше, танк постоянно красили во «француза». Ну как, раз танк французский, значит и должен быть во французских цветах. То, что он был «французом» считанные недели, если не дни, это тогда не волновало. Уже после того, как музей оказался в составе парка «Патриот», Pz.Kpfw.38 H (f) впервые стал «немцем». Сначала камуфляжным, с башенным номером 123, а затем серым. Маркировки временные (но нет ничего постоянного), сейчас он символизирует 211-й ТБ по состоянию на начало июля 1941 года.

Увы, маркировки неверные. Башенному 123 места не нашлось

Увы, маркировки неверные. Башенному 123 места не нашлось

Откровенно говоря, сама по себе концепция легких французских танков 30-х выглядела весьма ущербной. По сути это тот же Renault FT, но на новом техническом уровне. Можно сказать, что Hotchkiss H 39 — это лучшее, что можно было сделать. По крайней мере, этот танк мог ехать, а также более-менее-стрелять. Хотя надо сказать, что даже для 1940 года пушка SA 38 выглядела уже слабовато. Но это хоть что-то: основная масса французских легких танков имела ту же 37-мм пушку SA 18, что и Renault FT.

Не сохранился и хвост

Не сохранился и хвост

С технологической точки зрения танк оставляет иное впечатление. Именно сама концепция танка оказалась вполне вменяемой. Машина собиралась из крупных литых элементов, которые прикручивались друг к другу на болтах. Это очень удобно с производственной точки зрения, кроме того, машина отличалась высокой ремонтопригодностью. Вполне удачной оказалась и ходовая часть, а также компоновка моторно-трансмиссионной группы. Больше вопросов именно к заказчику.

Внутри отделения управления, состояние 2007 года

Внутри отделения управления, состояние 2007 года

Вполне грамотно выполнено и место механика-водителя. По левому борту находится мотор и вал от него к трансмиссии, поэтому место мехвода смещено вправо. Внутри, конечно, тесновато, но работать более-менее удобно. Кроме того, налицо неплохая обзорность. А заодно весьма примитивные смотровые приборы, причем как у механика-водителя, так и у наводчика/командира/заряжающего/радиста. Тут французы весьма так отстали от всего мира. Впрочем, в походном положении открывался люк, так что на обзорность механик-водитель не жаловался.

Все танки батальона имели длинноствольные орудия SA 38

Все танки батальона имели длинноствольные орудия SA 38

Еще более плотным оказалось боевое отделение машины. Конечно, это не Renault FT, но тот же Т-26 на его фоне автобус. Причем человеку-оркестру в башне Pz.Kpfw.38 H (f) явно неудобнее, поскольку он, по-старинке, сидит на ремне. Иначе никак — внутри реально мало места. Конечно, инженеры, создавшие как сам танк, так и башню, пытались как-то решить вопрос удобства. Но страдающим клаустрофобией в этом танке точно делать нечего.

Смотровая башенка переделана в командирскую башенку

Смотровая башенка переделана в командирскую башенку

Как и в случае с местом механика-водителя, смотровые приборы башни откровенно отсталые. Наиболее бесполезной оказалась смотровая башенка. Смотровой прибор там был один, идея с ее вращением была реализована очень слабо. Неудивительно, что немцы это безобразие срезали, делая двухстворчатый люк. В результате получилось более удобное для залезания в башню место. Тесновато, конечно, и не для крупных специалистов. Но автор пролезал.

Проём небольшой, но автор пролез

Проём небольшой, но автор пролез

Надо сказать, что ругать французский танк надо с рядом оговорок. Да, концепция так себе, но его ближайшим аналогом был Pz.Kpfw.II. При этом боевая ценность у Hotchkiss H 39 была несравнимо выше. У немцев, если кто забыл, в башне такой же человек-оркестр, разве что в Pz.Kpfw.II имеется отдельный радист. Кроме того, обычно встреча французских легких танков и немецких одноклассников заканчивалась избиением последних. Тут скорее вопрос в том, что сама идея танка такого класса выглядела ущербной. Французы это даже поняли, их AMX 38 постепенно эволюционировал во что-то, больше напоминающее Valentine. Но по итогу всё равно ерунда получилась, ибо каша в головах заказчиков мешала.

Внутри боевого отделения

Внутри боевого отделения

Напоследок стоит сказать, что Pz.Kpfw.38 H (f) из «Патриота» повезло. В отличие от Renault R 35, который полностью «вычистили», этот танк сохранился более-менее комплектным. Главное, чтобы в него не лезли очумелые руки. Когда надо, тогда и приведут в порядок. Пусть себе стоит в музейном секторе, тем более сейчас он на своём месте.

источник: https://dzen.ru/a/ZWcPe_ZoSk5aXzoX

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account