Рассказ о легком танке Pz.Kpfw.38 H (f) из 211-го танкового батальона, ныне находящемся в экспозиции парка «Патриот»
То, что немецкая армия очень активно использовала трофейную технику, известно хорошо. Получилось так совсем не от хорошей жизни. В нормальных условиях немцы бы трофеи не применяли, поскольку они создают целую массу проблем. Это касается и обслуживания, и обучения экипажей, и тактических особенностей, отличающихся от немецкой техники. Зарубежную технику сложнее обеспечивать боеприпасами. Всё это приводило к тому, что трофейные танки, за редкими исключениями, чаще действовали во второй линии. Хотя, конечно, так было не всегда.
В бронетанковой коллекции парка «Патриот», которая досталась от бывшего танкового музея в Кубинке, хватает машин с историей. Касается это и бронетанковой техники французского производства. В давние времена ее часто красили во французские цвета. Выглядело это комично, ведь эти машины отнюдь не французы передали. В их числе и легкий кавалерийский танк Hotchkiss H 39, который несет все признаки немецкой модернизации. В отличие от стоящего рядом Renault R 35, этот танк вполне известен с точки зрения его боевого пути. На момент захвата он носил индекс Pz.Kpfw.38 H (f), танк этот имеет более-менее известную историю боевого пути. По этой причине материал посвящен не только самому танку.
По итогам боевых действий во Франции немцам досталось около 600 французских легких кавалерийских танков Hotchkiss H 35 и H 39. Надо сказать, что кавалерийским этот танк стал во многом случайно. Первоначально Генри Айнсворт, генеральный директор Hotchkiss, предлагал пехотную «танкетку» боевой массой 6 тонн. Далее «танкетка» превратилась в танк, причем Hotchkiss проиграла конкурс. Причем нельзя сказать, что это были козни Renault. Hotchkiss сама сделала так, что большой контракт ушел у нее из-под носа.
Уже дальше машина, проигравшая в конкурсе на легкий танк сопровождения пехоты, оказалась у кавалерии. Отчасти ее навязали, но дальше выяснилось, что это лучший вариант. Renault умудрилась завалить работы по кавалерийским «броневикам» AMR 35 ZT, поэтому Hotchkiss H 35 (он же Char léger Modèle 1935 H, DIT) оказался безальтернативным. Так вместо двухместного 6,5-тонного кавалерийского танка кавалерия получила 10,5-тонный пехотный танк с 40-мм броней и 37-мм пушкой.
Дальнейшим развитием танка стал Hotchkiss H 39 (он же Char léger modèle 1935 H modifié 1939). Боевая масса выросла до 12 тонн, но за счет 120-сильного двигателя удельная мощность достигла 10 л.с. на тонну. Таким образом, машина лишилась одной из главных проблем французских легких танков — низкой удельной мощности. Ирония заключалась в том, что значительная часть Hotchkiss H 39 ушла не в кавалерию, а в пехоту, которая в своё время забраковала детище Hotchkiss. К 1 апреля 1940 года в пехотных подразделениях числился 271 танк данного типа, а в кавалерии — 252. В общей сложности их успели сдать около 710 штук.
Находящийся в парке «Патриот» танк имеет регистрационный номер 41096. Исходя из него, можно говорить о том, что это один из последних выпущенных Hotchkiss H 39. Первый танк данного типа имел номер 40401, получается, что танк сдали в июне 1940 года. Успел ли он попасть в действующую армию, вопрос открытый. Скорее нет, чем да, в любом случае, к моменту, когда танк был сдан, французская армия уже находилась в критической ситуации. В июне 1940 года основная масса французских заводов, производящих танки, оказалась под немцами. В их числе был и завод Hotchkiss в Сен-Дени. Предприятие досталось целым, что позволило его использовать как ремонтную базу.
Существенным отличием Hotchkiss H 39 от аналогичных Renault R 35 и FCM 36 стали вполне адекватные характеристики. Машина была одноклассником Pz.Kpfw.II, превосходя его во всём. По большому счету, к танку было всего две претензии — недостаточная обзорность (это было равнозначно и для Pz.Kpfw.II) и отсутствие у части танков радиостанций. Первую проблему решали переделкой смотровой башенки, а вторую — постепенной установкой немецких радиостанций. Если у французов антенный порт размещался на башне, то у немцев — в правой задней части корпуса.
Первоначально бывший французский «кавалерист» именовался как Pz.Kpfw.38 H 735 (f), но позже индекс «срезали» до Pz.Kpfw.38 H (f). Он стал одним из трех типов французских танков, которые немцы использовали летом 1941 года во время нападения на Советский Союз. Впрочем, от использования Pz.Kfpw.B 2 (f) (бывший Char B1 bis) на первой линии немцы отказались очень быстро, поскольку танк попросту не выдерживал долгих маршей. В результате единственными адекватными танками оказались «кавалеристы» Pz.Kpfw.35 S (f) (бывший SOMUA S 35) и Pz.Kpfw.38 H 735 (f). Причем воевали они не только на второстепенных участках фронта, но и на первой линии.
Одним из подразделений, активно применявших Pz.Kpfw.38 H (f), стал 211-й танковый батальон. Сформировали его 24 марта 1941 года, выделив из состава 201-го танкового полка (располагался во Франции). На Pz.Abt.211 пошел 2-й батальон полка, изначально он носил обозначение «Батальон Вульф» (в честь майора Вульфа, командующего батальоном). Сам 201-й полк использовал французские танки до конца 1941 года. На фронт он уехал как 23-я танковая дивизия, причем 201-й полк сохранил эмблему в виде стилизованной буквы К.
Согласно штату, батальон должен был иметь в своём составе 18 Pz.Kpfw.35 S (f) и 41 Pz.Kpfw.38 H (f). По факту легких танков было 35 штук. Все они относились к позднему варианту танка, имевшему длинноствольную 37-мм пушку SA 38, «хвост», переделанную смотровую башенку и радиостанцию. С точки зрения тактических обозначений 211-й батальон был похож на 201-й танковый полк. Танки получили трехзначные башенные номера с белой обводкой, полосу по периметру башни, а также балочные кресты по бортам корпуса. Отличительной чертой стало нанесение стилизованной буквы W в кормовой части башни.
В июне 1941 года батальон отправили в Норвегию, а уже вскоре он принял участие в операции «Полярный лис» (или «Песец», кому как больше нравится). Две роты батальона взаимодействовали со 169-й пехотной дивизией, наступая на Салла, главной целью стал Кандалакша. Здесь оппонентами немецких и финских войск была 1-я танковая дивизия. Один из участников битвы за Заполярье, колесно-гусеничный танк БТ-7, ныне можно увидеть в Музее отечественной военной истории. В ходе боя конца июня — первой половины июля 1941 года 211-й ТБ записал на свой счет 24 наших танка, безвозвратно потеряв 4 танка, 2 оказалось подбито. Тут немцы лукавят: 10 танков засчитали сломавшимися, и сами же пишут, что советская артиллерия била по ходовой части. То есть реально подбитых танков было явно больше.
В целом бывшие французские танки показали себя неплохо. Поскольку у 1-й ТД основой матчасти были БТ-7 (дивизия отчиталась о 33 безвозвратно потерянных танках), броня толщиной 40 мм вполне работала. 45-мм танковая пушка могла ее взять на дистанции 300 метров. При этом 37-мм орудия SA 38 вполне хватало для поражения брони БТ-7 на средних дистанциях. Правда, немцы жаловались на то, что бронебойный снаряд орудия представлял собой болванку, посему заброневой эффект оказался низким. В любом случае, как средство поддержки пехоты танк вполне годился. Весьма активно батальон применялся в августе 1941 года, действуя с немецкими и финскими пехотными полками. На сей раз танки немцы на свой счет не записали. На начало боёв в строю было 24 танка, к концу августа 9 оказалось потеряно, из них 2 от собственного огня. Остальные записали на свой счет расчеты советских противотанковых орудий.
Осенью 1941 года фронт стабилизировался. 211-й батальон оставался на фронте, но уже в бои почти не вступал. Постепенно танки дорабатывались, также менялся численный состав. По состоянию на 31 мая 1943 года, в составе батальона числилось 16 Pz.Kpfw.35 S (f) (15 боеспособных) и 33 Pz.Kpfw.38 H (f) (26 боеспособных). Очень похожий состав (17 Pz.Kpfw.35 S (f) и 33 Pz.Kpfw.38 H (f)) оставался в батальоне по состоянию на июнь 1944 года. К тому моменту танки получили противомагнитное покрытие, известное как циммерит. В таком виде они оказались снова на первой линии.
Следующий бой для 211-го танкового батальона состоялся 9-10 сентября 1944 года в районе Миоккалахти-Куолаярви. На сей раз их оппонентами оказались Т-34 из состава 38-й гвардейской танковой бригады. Против 34-ки эти танки, особенно Pz.Kpfw.38 H (f), не могли противопоставить практически ничего. В результате 3 Pz.Kpfw.35 S (f) оказалось уничтожены, та же судьба ждала 2 Pz.Kpfw.38 H (f), еще 1 Pz.Kpfw.35 S (f) и 6 Pz.Kpfw.38 H (f) бросили. Дальше добавили еще и финны, в результате ряды батальона поредели.
Из тех танков, что захватила 38-я гвардейская танковая бригада, 2 (возможно 3) Pz.Kpfw.38 H (f) и 1 Pz.Kpfw.35 S (f) направили на НИБТ Полигон. В Кубинке оказались танки с башенными номерами 123 и 134. На полигоне составили краткую характеристику машины, на этом и успокоились. Какого-то интереса этот танк в конце 1944 года не представлял. Согласно данным на конец 1945 года, на НИБТ Полигоне числилось 3 «Гочкиса», из которых остался башенный 123. Далее он оказался на музейной площадке при полигоне, которая в 1972 году стала полноценным музеем. Там бывших «французов» определили в павильон №7.
Как уже говорилось выше, танк постоянно красили во «француза». Ну как, раз танк французский, значит и должен быть во французских цветах. То, что он был «французом» считанные недели, если не дни, это тогда не волновало. Уже после того, как музей оказался в составе парка «Патриот», Pz.Kpfw.38 H (f) впервые стал «немцем». Сначала камуфляжным, с башенным номером 123, а затем серым. Маркировки временные (но нет ничего постоянного), сейчас он символизирует 211-й ТБ по состоянию на начало июля 1941 года.
Откровенно говоря, сама по себе концепция легких французских танков 30-х выглядела весьма ущербной. По сути это тот же Renault FT, но на новом техническом уровне. Можно сказать, что Hotchkiss H 39 — это лучшее, что можно было сделать. По крайней мере, этот танк мог ехать, а также более-менее-стрелять. Хотя надо сказать, что даже для 1940 года пушка SA 38 выглядела уже слабовато. Но это хоть что-то: основная масса французских легких танков имела ту же 37-мм пушку SA 18, что и Renault FT.
С технологической точки зрения танк оставляет иное впечатление. Именно сама концепция танка оказалась вполне вменяемой. Машина собиралась из крупных литых элементов, которые прикручивались друг к другу на болтах. Это очень удобно с производственной точки зрения, кроме того, машина отличалась высокой ремонтопригодностью. Вполне удачной оказалась и ходовая часть, а также компоновка моторно-трансмиссионной группы. Больше вопросов именно к заказчику.
Вполне грамотно выполнено и место механика-водителя. По левому борту находится мотор и вал от него к трансмиссии, поэтому место мехвода смещено вправо. Внутри, конечно, тесновато, но работать более-менее удобно. Кроме того, налицо неплохая обзорность. А заодно весьма примитивные смотровые приборы, причем как у механика-водителя, так и у наводчика/командира/заряжающего/радиста. Тут французы весьма так отстали от всего мира. Впрочем, в походном положении открывался люк, так что на обзорность механик-водитель не жаловался.
Еще более плотным оказалось боевое отделение машины. Конечно, это не Renault FT, но тот же Т-26 на его фоне автобус. Причем человеку-оркестру в башне Pz.Kpfw.38 H (f) явно неудобнее, поскольку он, по-старинке, сидит на ремне. Иначе никак — внутри реально мало места. Конечно, инженеры, создавшие как сам танк, так и башню, пытались как-то решить вопрос удобства. Но страдающим клаустрофобией в этом танке точно делать нечего.
Как и в случае с местом механика-водителя, смотровые приборы башни откровенно отсталые. Наиболее бесполезной оказалась смотровая башенка. Смотровой прибор там был один, идея с ее вращением была реализована очень слабо. Неудивительно, что немцы это безобразие срезали, делая двухстворчатый люк. В результате получилось более удобное для залезания в башню место. Тесновато, конечно, и не для крупных специалистов. Но автор пролезал.
Надо сказать, что ругать французский танк надо с рядом оговорок. Да, концепция так себе, но его ближайшим аналогом был Pz.Kpfw.II. При этом боевая ценность у Hotchkiss H 39 была несравнимо выше. У немцев, если кто забыл, в башне такой же человек-оркестр, разве что в Pz.Kpfw.II имеется отдельный радист. Кроме того, обычно встреча французских легких танков и немецких одноклассников заканчивалась избиением последних. Тут скорее вопрос в том, что сама идея танка такого класса выглядела ущербной. Французы это даже поняли, их AMX 38 постепенно эволюционировал во что-то, больше напоминающее Valentine. Но по итогу всё равно ерунда получилась, ибо каша в головах заказчиков мешала.
Напоследок стоит сказать, что Pz.Kpfw.38 H (f) из «Патриота» повезло. В отличие от Renault R 35, который полностью «вычистили», этот танк сохранился более-менее комплектным. Главное, чтобы в него не лезли очумелые руки. Когда надо, тогда и приведут в порядок. Пусть себе стоит в музейном секторе, тем более сейчас он на своём месте.
источник: https://dzen.ru/a/ZWcPe_ZoSk5aXzoX