Юрий Пашолок. Быстрый истребитель танков, но непонятно зачем
История создания американского легкого истребителя танков GMC T57 на шасси Light Tank M3A3.
Американская танковая школа развивалась своим путем, достаточно сильно отличавшимся от других стран. Многие ставят американцам «в вину» то, что те отвергли колесно-гусеничные танки Кристи, но если внимательно посмотреть, то можно заметить очевидную вещь. Они пытались сделать удовлетворяющий их требованиям танк данного типа, но выяснилось, что можно сделать почти то же самое, но легче, дешевле и без колесного хода. Так получилось шасси, развитие которого привело к созданию не только легких, но и средних танков. Причем это самое шасси имело впечатляющий запас по модернизации, а также позволило полностью изменить ходовую часть, не прибегая к полной переделке корпуса.
Нестандартным путем развивались и американские истребители танков. Изначально американцы хотели башенный истребитель танков на танковом же шасси, даже была построена такая машина. Но поначалу дело не задалось, поэтому в 1940 году пришлось срочно начинать работы по колесным и полугусеничным шасси. Тем не менее уже в 1941 году запустили целую серию проектов, которые использовали шасси танков. Это было связано с запуском в производство сначала Light Tank M3, а затем Medium Tank M3. Эти шасси уже позволяли делать из них вполне приличные машины требуемых типов. Но тут возникла дополнительная проблема. Ее можно назвать «проблемой роста». Уже в 1940 году впервые был поднят вопрос об установке на истребитель танков 76-мм зенитного орудия, которое считалось оптимальным вооружением для подобного класса машин. Несмотря на то, что орудие это было не новым, на практике его противотанковые возможности оказались очень близки к немецкой 88-мм зенитной системе Flak 18. Поскольку других вариантов шасси для данного орудия не было, в сентябре 1940 года Комитет по Вооружениям утвердил разработку 3-inch Gun Motor Carriage T1 на шасси быстроходного трактора Cletrac. Эту разработку в январе 1942 года стандартизировали как Gun Motor Carriage M5, но в серию она так и не попала. Тем не менее, концепция быстроходного истребителя танков с кормовым расположением боевого отделения была признана удачной. По крайней мере, она позволяла разместить столь крупное орудие на небольшом шасси.
В дальнейшем работы шли по линии создания истребителя танков на базе Light Tank M3. В идеале требовалось получить машину с 76-мм орудием во вращающейся башне, но прорабатывались и альтернативные варианты. Собственно говоря, первая машина, Gun Motor Carriage T20, должна была чем-то напоминать GMC T1, но на базе танка, ради снижения силуэта даже хотели ставить менее габаритные моторы Cadillac. Но жизнь у GMC T20 оказалась недолгой: работы начались 15 сентября 1941 года, а 30 октября их прекратили в виду отсутствия перспектив. По иронии судьбы, спустя чуть менее года после запуска работ по GMC T20, а именно 3 сентября 1942 года, Комитет по Вооружениям санкционировал разработку двух машин — GMC T56 и GMC T57. Решение слегка так странное, поскольку на вооружении уже поступила Gun Motor Carriage M10. Данная машина получила 76-мм орудие M7, созданное на базе той самой зенитки, и занимавшее куда меньше места. Не менее важно то, что размещалось орудие во вращающейся башне. Здесь же предполагалось размещение орудия в кормовой части шасси, это сразу же ограничивало маневренность огня. Тем не менее, заказ на быстроходный самоходный лафет (иначе эту конструкцию не назвать) поступил. Базой для машины стал Light Tank M3A3, первый образец которого сдали в сентябре 1942 года на заводе American Car & Foundry Company в Беруике.
Разница между GMC T56 и T57 заключалась исключительно в силовой установке. На T57 поставили более мощный и крупный радиальный мотор воздушного охлаждения Continental R-975-C1, который применялся на Medium Tank M4. Более крупная силовая установка не только подняла боевую массу до 14969 кг, но и заставила вынести воздушный фильтр наружу. Зато удельная мощность выросла до впечатляющих 26,7 л.с. на тонну. Вероятнее всего, на данной версии настояло командование Истребительного командования, где хотели получить максимально подвижные истребители танков. Но по факту рост мощности усложнил жизнь экипажу, особенно в отделении управления. Там и так стало тесно, а в случае с GMC T57 пришлось двигать рычаги управления вперед. При этом машина, прибывшая на Абердинский полигон 8 декабря 1942 года, обладала абсолютно теми же недостатками, которые были присущи GMC T56. Особенно это касалось боевого отделения. Не знаю, о чем думал генерал Эндрю Брюс, главный идеолог быстрых самоходов в Истребительном командовании, но подобное быстрое шасси могло реализовывать свои преимущества в крайне ограниченных случаях. Просто для понимания, перед тем, как открыть огонь, требовалось остановиться, повернуть машину к врагу, откинуть задний борт, он же пол боевого отделения, открыть укладку под орудием, вынуть выстрел, зарядить, и вот только после этого стрелять. А в это время враг, конечно же, будет сидеть и курить. Про то, что условия расчета в боевом отделении GMC T56/T57 были адовыми, и говорить не приходится. Разрабатывал боевое отделение садист и враг самоходчиков.
Поскольку огневые испытания были уже проведены на GMC T56, и они уже показали всю полноту ада, в случае с GMC T57 сконцентрировались на ходовых испытаниях. Правда, их начало пришлось задержать, поскольку машина прибыла с рядом неисправностей, связанных с мотором и механизмами управления. Поэтому сначала Абердинский полигон принялся данный самоход чинить. По итогам первого этапа, проходившего с 5 по 11 января 1943 года, машина показала хотя бы одно положительное свойство. Ездила она очень быстро. На шоссе была развита максимальная скорость 80 км/ч, что сделало GMC T57 одной из быстрейших боевых машин. Правда, вместо 800 километров удалось пройти 442, дальше начались проблемы с механизмами поворота. Официально Комитет по Вооружениям дал указание о прекращении работ по данной теме 24 февраля 1943 года. На самом деле испытания продолжались и дальше. До 13 апреля 1943 года GMC T57 прошла 1419 километров, вероятнее всего, продолжили их в связи с тем, что имелось еще некоторое число проектов САУ с похожей компоновочной схемой. Так или иначе, как истребитель танков данная машина перестала интересовать еще в самом конце 1942 года. Какой смысл в таком издевательстве над самоходчиками, если 26 декабря 1942 года была санкционирована разработка GMC T70? У этой машины тоже была 76-мм система, но во вращающейся башне. По итогам Истребительное командование получило необходимый ему легкий истребитель танков, но выглядел он совсем иначе. Ну а парочка GMC T56/T57 стали тупиковым звеном. Им повезло хотя бы тем, что данные машины хотя бы построили в металле.
Источники:
- US NARA
- Stuart: History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992