Юрий Пашолок. Броневик-разведчик с авиационной турелью

13
Юрий Пашолок. Броневик-разведчик с авиационной турелью

Юрий Пашолок. Броневик-разведчик с авиационной турелью

Рассказ о разведывательном бронеавтомобиле Д-12, находящемся на выставке «Моторы Войны»

Такое явление военной мысли, как бронеавтомобиль, сформировалось в начале XX века. Первыми их создали французы, а применили итальянцы, причем еще до начала Первой мировой войны. Активно занимались бронемашинами и в Российской Империи, причем как раз с русскими заказом связано появление первого полноценного броневика. Впрочем, полноценная разработка бронемашин началась уже к началу Первой мировой войны. Собственные шасси были крайне ограничены, неудивительно, что первый серийный русский бронеавтомобиль на отечественном шасси оказался легкого класса. Речь идет о бронемашине с использованием шасси «Руссо-Балт» С-24/40. Вместе с тем, если вы начнете внимательно изучать вопрос, выяснится один любопытный факт. Несмотря на то, что легкая бронемашина вроде бы и дешевле, и потенциально более массовая, у нас самым ходовым классом броневиков был средний. С шасси от грузовиков. Это общемировая тенденция, вы в этом смысле шли в общей канве.

Бронемашина Д-12 на выставке "Моторы Войны"

Бронемашина Д-12 на выставке «Моторы Войны»

После окончания Гражданской войны так исторически сложилось, что единственным отечественным предприятием, выпускавшим автомобили, оказался АМО. Производил он доработанный вариант грузовика FIAT 15 ter, причем его полноценный выпуск организовали в 1924 году, а в товарных количествах он стал появляться еще позже. Был еще НАМИ-1, но эта машина и безо всякой брони вызывала смешанные чувства. Поэтому разработка первого советского броневика изначально предполагала использование шасси грузовика АМО-Ф-15. В принципе, с выбором шасси не ошиблись, по крайней мере БА-27 оказался вполне удачной, для своего времени, бронемашиной. За рубежом, конечно, шасси были помощнее, но в целом БА-27 получился как минимум не хуже. Вместе с тем, объемы выпуска АМО-Ф-15 не впечатляли, а планы по оснащению Красной Армии новыми образцами военной техники к 1929 году выглядели весьма обширными. Посему легкий бронеавтомобиль снова появился на повестке дня.

В минувшую субботу имелась возможно впервые увидеть ее на ходу

В минувшую субботу имелась возможно впервые увидеть ее на ходу

Легкий бронеавтомобиль появился в системе вооружения Красной Армии с 1929 года. Это стало возможным благодаря тому, что как раз в 1929 году началась отверточная сборка легковых автомобилей Ford A. То, что машина позже будет полноценно производиться в Советском Союзе, не являлось секретом, поэтому командование Красной Армии строило большие планы по ее использованию. Одним из результатом программы разработки легких броневиков на шасси Ford A стал Д-12, немного необычный аппарат, ставший собратом очень похожего на него Д-8. До нашего времени дожил всего один Д-12, он находится в коллекции «Военного Ангара» Игоря Шишкина. Сейчас бронемашину можно видеть на выставке «Моторы Войны», стоит о ней рассказать более подробно.

На экспозиции Д-12 стоит в одном ряду со своим сменщиком - ФАИ

На экспозиции Д-12 стоит в одном ряду со своим сменщиком — ФАИ

Самое интересное, что изначально предполагался отнюдь не легкий бронеавтомобиль. В системе вооружения от середины июля 1929 года имелся некий «легкий бронеавтомобиль («Форд», модель «А»)». Предполагалось, что это будет подвижное огневое средство в составе разведывательных частей. Вооружение состояло из 2 пулеметов, из них 1 с приспособлением для воздушной стрельбы, а броня состояла из пулеметного щитка. То есть классическая дырка для ружья. Нет, это Красная Армия не повредилась рассудком, а вполне себе модная тогда концепция. У нас явно видели Light Armored Car T1, по сути легковая машина без дверей, с защитой радиатора и лобового стекла, и теми самыми двумя пулеметами. Один ставился спереди, для ведения огня в лобовой проекции, а второй сзади, на зенитной тумбе. В дальнейшем эта концепция эволюционировала в Scout Car M3A1, самый массовый броневик в истории.

С другой стороны стоят Д-8 и ГАЗ-А

С другой стороны стоят Д-8 и ГАЗ-А

Эти требования отнюдь не остались на бумаге. Опыты по шайтан-арбе на базе Ford A проводились осенью 1929 года. По их итогам было решено тему развивать дальше, но уже в трех вариантах бронирования. По факту их далее было два: открытый сверху броневик, очень похожий на будущий «Скаут», а также полностью закрытая бронемашина. Второй вариант делился на две категории — либо всё вооружение в корпусе, либо с вращающейся башней. Ставший позже классическим для Красной Армии легкий броневик-разведчик в вращающейся башней поначалу вообще шел как инициативная разработка. Тем не менее, разработанный А. Рожковым бронеавтомобиль позже превратился в ФАИ, первый по-настоящему массовый советский легкий броневик-разведчик.

В бортах предполагались шаровые установки ДТ, но по факту их обычно "зашивали"

В бортах предполагались шаровые установки ДТ, но по факту их обычно «зашивали»

Пока, впрочем, приоритет оказался за разработками Дыренкова. В сентябре 1930 года началась работа над «бронированным Форд А», причем речь шла отнюдь не о инициативном проекте. Задание выдал И.А. Халепский, начальник УММ КА. В декабре 1930 года было подготовлено два проекта бронемашины. Фактически машина одна, разница в вооружении, в связи с чем также несколько дорабатывалась кормовая часть. Как не странно, вместо выбора одного варианта Халепский дал указание строить оба. Сначала изготовили по одной машине с корпусами из котельного железа. Корпуса сформировали из фанерных листов, которые далее послужили лекалами для деталей, изготовленных из металла.

Еще одна установка стояла сзади

Еще одна установка стояла сзади

Базовый вариант бронемашины изначально именовался как Д8Р, он получал вооружение из 1 пулемета ДТ, которые могли ставить в 4 шаровые установки по периметру корпуса. Второй же вариант машины, о котором и пойдет речь, изначально обозначался как Д12Р. Вооружение было тем же, но в дополнение к 4 шаровым установкам по периметру корпуса поставили авиационную турель ТУР-6. Она была универсальной, то есть позволяла ставить различные типы вооружения. Экипаж остался тот же — 2 человека. В боевом положении командир, он же стрелок, занимал место в турели и вел огонь.

Как можно заметить, корма у Д-8 и Д-12 отличались

Как можно заметить, корма у Д-8 и Д-12 отличались

Несмотря на то, что Д8Р и Д12Р подверглись критике, УММ КА дало отмашку на выпуск первой пробной серии. Причем бронемашин выпускалось одинаковое количество — по 25 штук. При этом, судя по снимкам, вооружение увеличили до 2 пулеметов. В случае с Д12Р, далее переименованном в Д-12, нередко второй ДТ заменяли на станковой пулемет системы Максим. Также фотографии указывают на то, что Д-12, как и Д-8, получали только переднюю и заднюю шаровые установки ДТ. Боковыми установками оказалось попросту невозможно пользоваться, их просто «зашили».

Характерные для машин Дыренкова воздуховоды

Характерные для машин Дыренкова воздуховоды

Для своего времени Д-12 была весьма прогрессивной по конструкции бронемашиной. При ее изготовлении применялась сварка, что тогда являлось крайне редким явлением. Со сваркой, впрочем, явно имелись проблемы, поскольку далее конструкция корпуса претерпела некоторые изменения. На последовавших броневиках второй серии сварные швы стали прикрывать планками. Таких броневиков, впрочем, было совсем немного. Вся вторая серия насчитывала всего 10 броневиков, причем на Д-8, судя по всему, приходился основной объем. Кстати говоря, как выглядел броневик второй серии, до недавних пор не имелось никаких данных. Только после нахождения корпуса Д-8, который позже превратился в полноценный броневик, информация прояснилась.

Спереди Д-8 и Д-12 были одинаковыми

Спереди Д-8 и Д-12 были одинаковыми

Большой любовью что Д-8, что Д-12 не пользовались. Правда, поначалу их приходилось терпеть, поскольку массовый выпуск куда более удачного ФАИ начался в 1935 году (первые бронемашины сдали в 1934 году, но основная серия была изготовлена год спустя). Даже Д-12, имевший чуть более просторное боевое отделение, оказался очень тесным, а работа экипажа неудобной. Впрочем, это не помешало Д-12 прослужить аж до самого начала Великой Отечественной войны. Подавляющее большинство Д-12 погибло еще в 1941 году. В отличие от Д-8, по 1942 году они в боевых частях не проходят. Какое-то то число таких броневиков имелось в тыловых частях. Так или иначе, до недавнего времени считалось, что Д-12 до наших дней не сохранилось.

Носовая пулеметная установка, как и на Д-8, могла прикрываться крышкой

Носовая пулеметная установка, как и на Д-8, могла прикрываться крышкой

Представленный на экспозиции Д-12 погиб в ходе боев за Карелию, когда именно это произошло, неизвестно. По крайней мере, в ЛВО на июнь 1941 года числилось 3 Д-8, все требовали капитального ремонта. Из них 2 всё еще числились в 42-й армии на 1942 год. Так сложилось, что на выставке есть Д-8 второй серии, и Д-12 первой серии. На реставрацию Д-12 понадобилось 1,5 года, естественно, возникали определенные вопросы, поскольку информации по броневикам почти нет. Зато теперь есть живой образец, причем родных листов было достаточно, чтобы полностью выстроить корпус. Плюс появились некоторые нюансы, которые ранее не были известны.

Крыша у Д-12 сильно отличалась. Причина прозаичная - авиационная турель ТУР-6

Крыша у Д-12 сильно отличалась. Причина прозаичная — авиационная турель ТУР-6

Лишний раз повторять то, что уже было в предыдущем материале, посвященном Д-8, особого смысла нет. С точки зрения общей конфигурации, а также особенностей эксплуатации, Д-8 и Д-12 были очень похожи. Обслуживать мотор на бронемашине было крайне неудобно, поскольку люка сверху не имелось. Так что если вы хотите демонтировать мотор, придется снимать весь бронекорпус. Отдельный цирковой номер — это заправка топливом. Не для слабонервных.

Угол возвышения был всего 45 градусов, негусто

Угол возвышения был всего 45 градусов, негусто

Основных отличий у броневиков первой и второй серии два. Первое — это уже упомянутые планки, которые закрывали сварные швы. У более ранних броневиков, которые выпускались в 1931 году, таких планок не было. Второе, куда более заметное отличие — жалюзи в лобовой части моторного отделения. С каждой стороны лобового листа имелись по 3 узкие створки, их форма характерна для детищ Дыренкова. То же самое можно видеть на средних броневиках Д-9/Д-13, а также бронетракторах вроде Д-14. Открывались жалюзи изнутри, при помощи специальной рукоятки. Позже такое решение использовалось на всех советских броневиках. Кстати, 2 широкие створки — это тоже Дыренков, появились они в 1932 году на машинах второй серии.

В походном положении турель закрывалась крышкой

В походном положении турель закрывалась крышкой

Внутри броневики также практически идентичны. Увы, пока что никакой информации о том, что находилось внутри, с точки зрения укладок пулеметных дисков, нет. Поэтому восстановлено то, о чем информация присутствовала. По причине иной конфигурации вооружения чуть просторнее сзади, но особо обольщаться не стоит. Кормовой пулеметной точной всё равно пользоваться неудобно. То же самое касается и процесса перехода назад с места командира/пулеметчика.

Внутри Д-12 так же тесно, как и в Д-8

Внутри Д-12 так же тесно, как и в Д-8

Главное отличие Д-12, естественно, находится сверху. Зовется оно «турель». Никто не стал мучиться, поэтому на Д-12 поставили обычную авиационную турель ТУР-6. В принципе, пользоваться ей несложно, хотя как раз к турели у комиссии имелись претензии. Дело в том, что турель имела ограниченные углы наводки, в воздухе это проблемой не являлось. Тут же огонь велся с земли, причем иным, нежели авиационные пулеметы, оружием. Это создавало определенные неудобства.

Добираться до заливной горловины тут тоже неудобно

Добираться до заливной горловины тут тоже неудобно

Еще одним минусом турели являлось то, что ее проем сверху частично находился прямо над местами экипажа. В бою это не столь важно, а в походе, особенно под дождем, так себе вентиляция. Поэтому в походном положении проём под турель закрывался двухстворчатым люком. Его редко, но всё же видно на фотографиях.

Кормовая пулеметная установка

Кормовая пулеметная установка

Этот самый люк создаёт дополнительные проблемы. Чтобы его снять, надо повернуть стопоры, чуток приподнять, а дальше… дальше главное, чтобы им не пришибло. Тем, кто не имеет опыта, повторять не советую. Процесс установки люка тоже не самый безопасный. Впрочем, создателям Д-12 оказалось некуда деваться. Наличие авиационной турели предполагало либо плохой вариант решения вопроса, либо еще хуже. Хотя имелся еще один — поставить башню.

Открывать люк не особо удобно

Открывать люк не особо удобно

При некоторой несуразности Д-12 всё же стоит относиться к нему менее пристрастно. Тот же ФАИ появился далеко не сразу, больше того, часть технических решений Ижорский завод взял с детища Дыренкова. Кроме того, большинство легких броневиков 1931-32 годов, выпущенных в остальном мире, было как минимум не лучше. В любом случае, Д-12 является памятником технической мысли своего времени. Спасибо тем, кто смог вернуть эту машину из небытия. Увидеть ее можно на выставке со вторника по воскресенье, в будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2.

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bronevikrazvedchik-s-aviacionnoi-tureliu-6239cefccf80136a4a12e0e7?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account