Юрий Пашолок. Бронетаракан от Škoda
История Škoda MU-4 (Škoda Š-I), танкетки от чехословацкого оружейного гиганта, которая так и не нашла своего клиента
После окончания Первой мировой войны имелась общемировая тенденция, при которой существовало несколько танкостроительных держав, задававший общее направление. Остальные страны находились у них в кильватере, либо просто покупали готовые боевые машины. Германия таковым центром успела побывать очень недолго, тем не менее, их LK-II успели уйти в Венгрию, а также, окольным путями, в Швецию. Англичане, на время, также выпали из обоймы, поскольку их «ромбы» очень быстро устарели. В начале 20-х они успели попасть в некоторое количество стран, но особой радости от их наличия военные не испытывали. В результате 20-е годы прошли, в основном, под знаком Франции. Именно французы являлись законодателями мод, их Renault FT являлся примером для подражания, если не в чистом виде, то уж точно концептуально. Это особенно удивляет на том фоне, что сами французские военные, к началу 20-х годов, искали способы заменить лучший танк Первой мировой войны. Слишком медленный и с недостаточно мощным вооружением, этот танк хотели заменить на то, что позже стало известно как Char B. Такая позиция нисколько не помешала Renault FT разойтись, приличным тиражом, по ряду стран, а также обзавестись клонами, включая и идейные. Среди пользователей этих танков оказалась и чехословацкая армия, впрочем, там быстро захотели что-то более быстрое.
Мир моды переменчив, вот и с танкостроением была ровно та же ситуация. Французы оказались неспособными развить успех Renault FT, умудрившись полезть совсем не туда. Ключевой ошибкой стала попытка допилить конструкцию, чья концепция появилась еще в 1916 году. Результатом стало то, что в самом конце 20-х годов у Renault появился смертельно опасный противник — Vickers-Armstrongs. Джон Карден, новый главный конструктор Vickers по танкостроению, на пару с Вивианом Лойдом, смог создать целую линейку танков, оказавшихся оптимальными для экспорта. Первым оказался Vickers Mk.E, легкий танк сопровождения пехоты, который отвергла английская армия, но по потомкам он существенно превосходит колесно-гусеничный танк Кристи. Вторым стал «патрульный» танк», более известный как «Виккерс 4-тонный». Выросший из танкетки, этот танк был весьма популярен. Третьим образцом стала танкетка Carden-Loyd Mk.VI, наиболее удачный образец 20-х годов, ставший прародителем подавляющего большинства последующих танкеток. Это касалось, в том числе, и Чехословакии.
Чехословацкое танкостроение стало формироваться ближе к середине 20-х годов. Первой и фирм, которая в Чехословакии стали заниматься этой непростой темой, оказалась Breitfeld-Daněk (Breitfeld, Daněk a spol). Реализуя проект колесно-гусеничного танка Йозефа Фольмера, там построили KH-50 (Kolohousenka 50, то есть 50-сильный колесно-гусеничный). В дальнейшем к работам присоединились автомобилестроительные фирмы Tatra и Laurin & Klement. Все три фирмы занимались танкостроением и далее. Breitfeld, Daněk a spol в 1929 году вошла в со состав ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk). Laurin & Klement потеряла независимость еще раньше. В 1925 году она вошла в состав Škoda, это стало хорошей прибавкой к активам чехословацкого оружейного гиганта. В 1929 году Škoda начала работу по среднему колесно-гусеничному танку KSÚ (Kombinovaný Střední Útočný, или комбинированная ударная машина среднего класса), но уже вскоре между ней и ČKD случилась борьба за машину совсем другого класса — танкетку. О танкетках Škoda, прежде всего MU-4 (Škoda Š-I), и пойдет речь.
Тема танкеток для чехословацкой армии всплыла в мае 1930 года. Не то, чтобы MNO к ним стремилась. Неспроста в 1934 году чехословацкое министерство обороны вычеркнула танкетки из необходимых армии боевых машин. Но в 1930 году деваться оказалось особо некуда. Эксперименты по теме Kolohousenka зашли в тупик, а когда производители что-то построят по теме KSÚ, большой вопрос. Так и появилась идея закупки танкеток, причем во многом это случилось благодаря инициативе ČKD. Объединение имело деловые отношения с Vickers-Armstorngs, что способствовало договоренности. Всего договорились о постройке трех танкеток CL-P (Carden-Loyd-Praga), за каждую ČKD платило по 75 фунтов стерлингов роялти. Освоение танкеток шло тяжело, чем решила воспользоваться Škoda. Причем оружейный гигант из Пльзени пошел на откровенный плагиат. Общую концепцию шасси Škoda утащила с танкетки Carden-Loyd Mk.VI, особенно что касается ходовой части.
В 1931 году появилась танкетка Škoda MU-2 (Malý Útočný Vůz 2, малая ударная машина, второй тип). Кардинальным отличием от танкетки Carden-Loyd стало наличие вращающейся башни, а также перенос мотора в кормовую часть машины. Теоретически это было больше на танк, причем боевая масса оставила всего 2 тонны. Получилось это за счет того, что высота корпуса составила всего 962 мм. Ради этого механику-водителю, сидевшему слева, пришлось делать рубку. Она ограничила сектор обстрела башни, в которой находился станковой пулемет vz.24 (Schwarzlose-Janeček vz.07/24, чехословацкая версия пулемета Schwarzlose). В кормовой части машины разместился 33-сильный мотор Škoda, а коробку передач пришлось выносить вперед. В принципе, неплохая машина, но за несколькими «но». Во-первых, масса в 2 тонны была обеспечена бронёй толщиной всего 5 мм, так что Škoda MU-2 не пробивалась разве что чем-нибудь вроде револьвера. Во-вторых, удельная мощность в 15 л.с. на тонну оказалась скорее теорией, поскольку испытания 1931-32 годов принесли разочарование. В том числе и по ходовым возможностям машины. Можно сказать, карма догнала Škoda.
То, что MU-2 не получилась, на Škoda поняли очень быстро. Уже в декабре 1931 года появились эскизные наброски другой танкетки — Škoda MU-4. Эта машина стала результатом уточнения требований MNO по малым танкам. В частности, чехословацкие военные захотели вооружение в виде двух ручных пулеметов ZB 26 (Lehký kulomet vz. 26). Результатом стало то, что Škoda MU-4 получилась совсем другой боевой машиной, мало похожей на MU-2. Силовая установка осталась той же, но всё остальное изготовили заново. Боевая масса изначально предполагалась в 1,5 тонны, что крайне оптимистично. При том же моторе ожидалась скорость в 40 км/ч (у MU-2 даже в теории скорость предполагалась 30 км/ч), правда, про броню Škoda как-то не упоминала. Зато упоминала, что на танкетку можно ставить орудие 3,7/7 cm pěchotní kanón BA1/AB1. Вообще это была 70-мм пехотная пушка, но, в случае чего, можно было ставить ствол калибра 37 мм, орудие превращалось в противотанковое. MNO эта идея мало заинтересовала, а по броне явно имелись иные требования. Естественно, это повлияло на массу машины.
Работы по Škoda MU-4 продолжились, в результате на свет появился проект MU-4/IV, родился он в начале 1933 года. Он предполагался с более мощным, 40-сильным мотором Škoda. Вот только с военным заказом в Пльзени опоздали. 17 октября 1933 года MNO сделало выбор в пользу P-I, дальнейшего развития танкетки CL-P. К тому моменту MU-4 только проходила испытания, причем на них явно имелись определенные проблемы. Теоретически MU-4 выглядела более удачной, с компоновочной точки зрения, нежели P-I. Мотор находился в корме, отделенный перегородкой, да и боевое отделение (оно же отделение управления) выглядело более просторным. Но чудес не бывает, просто так MNO от детища Škoda не отказалось бы. На самом деле масса машины составила 2,2 тонны, а не 1,5 как по проекту, да и скорость была ниже проектной. В Пльзени явно знали о происходящим, поэтому еще осенью 1933 года стали рассматривать MU-4 как машину для экспорта.
В октябре 1933 года, прервав тесты в Миловице, Škoda отправила машину в Белград. Тогда же появился и более известный индекс — Škoda Š-I. Поначалу испытания в Югославии шли очень хорошо, но дальше случилась поломка. Испытания продолжились, Škoda явно рассчитывала на югославский контракт. Тогда же появилось несколько вариантов машины, включая и проект «malého útočného vozu Š-I», или малой штурмовой машины Š-I. В лобовом листе корпуса ставилась 37-мм пушка Škoda, а справа находился ручной пулемет ZB vz.26. Задачей этой машины была борьба с вражескими танками и поддержка обычных танкеток. Тогда же, в июне 1934 года, появились командирская машина, машина снабжения и другие вариации. Все они базировались на более совершенной версии MU-4/IV, с мотором воздушного охлаждения мощностью 40 лошадиных сил. Этот вариант легко можно отличить по новому воздухозаборнику, появившемуся на крыше моторного отделения. Также переделке подверглось и боевое отделение, включая и люки.
Модифицированная в 1934 году MU-4 продолжила испытания. По итогам переделок скорость выросла до 40,5 км/ч, а масса до 2,4 тонн. Машину испытали силами VTLÚ, будь это за год до описываемых событий, еще неизвестно, какую танкетку MNO приняла бы на вооружение. Но время шло неумолимо, а еще весной 1934 года прошли маневры с участием Tč vz. 33, так официально именовалась танкетка P-I. По их итогам чехословацкие военные явно разочаровались в танкетках. В октябре 1934 года MNO выдвинула новые тактико-технические требования. Толщина брони составляла уже 15 мм, вооружение состояло из двух пулеметов, из них один станковой и в башне кругового вращения. Фактически это означало новый танк, причем MNO и с этой спецификацией просидело недолго. Ее же получили и на ČKD, причем там очень быстро проработали такую танкетку. Речь идет о Praga AH-IV, она не пригодилась чехословацкой армии, зато стала одним из экспортных активов ČKD. Ей они смогли подвинуть Vickers с ее 4-тонным танком, а также танкетки Carden-Loyd.
Поняв, что больше с MNO дел не будет, Škoda стала продвигать Š-I везде, где только могла. Но в Пльзене явно ничего не поняли. Praga AH-IV умудрилась обскакать их и в персидском (иранском), и в румынском конкурсе. Детище ČKD явно получилось лучше. Единственным успехом стала Š-I-D, фактически другая машина, ставшая наследником проекта «malého útočného vozu Š-I». Даже в предложениях для Советского Союза, в 1938 году, можно было найти Škoda Š-I, такое впечатление, что в Пльзени поленились поменять проспекты. Естественно, разработанная еще в конце 1931 года танкетка была никому не нужна. Дальше наступил март 1939 года, Чехословакию оккупировали немцы. Танкетку перекрасили, но особого интереса она не вызывала.
И всё же судьба сжалилась над неудачей Škoda. Опытная танкетка пережила войну, оказавшись единственной боевой машиной чехословацкой армии первого поколения, дожившей до наших дней. Ныне танкетка находится в экспозиции военно-технического музея в Лешанах, ее восстановили до ходового состояния. Хоть в чем-то Škoda смогла обойти ČKD, поскольку ее танкетки Tč vz. 33 не сохранились.
Список источников:
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- Československá obrněná vozidla 1918-1948, Vladimír Francev, Charles K. Kliment, Ares, 2004
- РГВА
- rotanazdar.cz
- www.valka.cz
- Фотоархив автора
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bronetarakan-ot-koda-610926ec07551a0ac5db1a2f