16
Юрий Пашолок. Бронетаракан от Škoda

Юрий Пашолок. Бронетаракан от Škoda

История Škoda MU-4 (Škoda Š-I), танкетки от чехословацкого оружейного гиганта, которая так и не нашла своего клиента

После окончания Первой мировой войны имелась общемировая тенденция, при которой существовало несколько танкостроительных держав, задававший общее направление. Остальные страны находились у них в кильватере, либо просто покупали готовые боевые машины. Германия таковым центром успела побывать очень недолго, тем не менее, их LK-II успели уйти в Венгрию, а также, окольным путями, в Швецию. Англичане, на время, также выпали из обоймы, поскольку их «ромбы» очень быстро устарели. В начале 20-х они успели попасть в некоторое количество стран, но особой радости от их наличия военные не испытывали. В результате 20-е годы прошли, в основном, под знаком Франции. Именно французы являлись законодателями мод, их Renault FT являлся примером для подражания, если не в чистом виде, то уж точно концептуально. Это особенно удивляет на том фоне, что сами французские военные, к началу 20-х годов, искали способы заменить лучший танк Первой мировой войны. Слишком медленный и с недостаточно мощным вооружением, этот танк хотели заменить на то, что позже стало известно как Char B. Такая позиция нисколько не помешала Renault FT разойтись, приличным тиражом, по ряду стран, а также обзавестись клонами, включая и идейные. Среди пользователей этих танков оказалась и чехословацкая армия, впрочем, там быстро захотели что-то более быстрое.

Škoda MU-2, первая попытка оружейного гиганта из Пльзеня влезть в конкурс на танкетку

Škoda MU-2, первая попытка оружейного гиганта из Пльзеня влезть в конкурс на танкетку

Мир моды переменчив, вот и с танкостроением была ровно та же ситуация. Французы оказались неспособными развить успех Renault FT, умудрившись полезть совсем не туда. Ключевой ошибкой стала попытка допилить конструкцию, чья концепция появилась еще в 1916 году. Результатом стало то, что в самом конце 20-х годов у Renault появился смертельно опасный противник — Vickers-Armstrongs. Джон Карден, новый главный конструктор Vickers по танкостроению, на пару с Вивианом Лойдом, смог создать целую линейку танков, оказавшихся оптимальными для экспорта. Первым оказался Vickers Mk.E, легкий танк сопровождения пехоты, который отвергла английская армия, но по потомкам он существенно превосходит колесно-гусеничный танк Кристи. Вторым стал «патрульный» танк», более известный как «Виккерс 4-тонный». Выросший из танкетки, этот танк был весьма популярен. Третьим образцом стала танкетка Carden-Loyd Mk.VI, наиболее удачный образец 20-х годов, ставший прародителем подавляющего большинства последующих танкеток. Это касалось, в том числе, и Чехословакии.

Машина была очень маленькой, но при этом инженерам Škoda удалось запихнуть на нее башню

Машина была очень маленькой, но при этом инженерам Škoda удалось запихнуть на нее башню

Чехословацкое танкостроение стало формироваться ближе к середине 20-х годов. Первой и фирм, которая в Чехословакии стали заниматься этой непростой темой, оказалась Breitfeld-Daněk (Breitfeld, Daněk a spol). Реализуя проект колесно-гусеничного танка Йозефа Фольмера, там построили KH-50 (Kolohousenka 50, то есть 50-сильный колесно-гусеничный). В дальнейшем к работам присоединились автомобилестроительные фирмы Tatra и Laurin & Klement. Все три фирмы занимались танкостроением и далее. Breitfeld, Daněk a spol в 1929 году вошла в со состав ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk). Laurin & Klement потеряла независимость еще раньше. В 1925 году она вошла в состав Škoda, это стало хорошей прибавкой к активам чехословацкого оружейного гиганта. В 1929 году Škoda начала работу по среднему колесно-гусеничному танку KSÚ (Kombinovaný Střední Útočný, или комбинированная ударная машина среднего класса), но уже вскоре между ней и ČKD случилась борьба за машину совсем другого класса — танкетку. О танкетках Škoda, прежде всего MU-4 (Škoda Š-I), и пойдет речь.

Незаконнорожденный отпрыск танкетки Carden-Loyd оказался неудачником. Испытания MU-2 закончились разочарованием

Незаконнорожденный отпрыск танкетки Carden-Loyd оказался неудачником. Испытания MU-2 закончились разочарованием

Тема танкеток для чехословацкой армии всплыла в мае 1930 года. Не то, чтобы MNO к ним стремилась. Неспроста в 1934 году чехословацкое министерство обороны вычеркнула танкетки из необходимых армии боевых машин. Но в 1930 году деваться оказалось особо некуда. Эксперименты по теме Kolohousenka зашли в тупик, а когда производители что-то построят по теме KSÚ, большой вопрос. Так и появилась идея закупки танкеток, причем во многом это случилось благодаря инициативе ČKD. Объединение имело деловые отношения с Vickers-Armstorngs, что способствовало договоренности. Всего договорились о постройке трех танкеток CL-P (Carden-Loyd-Praga), за каждую ČKD платило по 75 фунтов стерлингов роялти. Освоение танкеток шло тяжело, чем решила воспользоваться Škoda. Причем оружейный гигант из Пльзени пошел на откровенный плагиат. Общую концепцию шасси Škoda утащила с танкетки Carden-Loyd Mk.VI, особенно что касается ходовой части.

MU-4/I, вариант с 3,7/7 cm pěchotní kanón BA1/AB1, декабрь 1931 года

MU-4/I, вариант с 3,7/7 cm pěchotní kanón BA1/AB1, декабрь 1931 года

В 1931 году появилась танкетка Škoda MU-2 (Malý Útočný Vůz 2, малая ударная машина, второй тип). Кардинальным отличием от танкетки Carden-Loyd стало наличие вращающейся башни, а также перенос мотора в кормовую часть машины. Теоретически это было больше на танк, причем боевая масса оставила всего 2 тонны. Получилось это за счет того, что высота корпуса составила всего 962 мм. Ради этого механику-водителю, сидевшему слева, пришлось делать рубку. Она ограничила сектор обстрела башни, в которой находился станковой пулемет vz.24 (Schwarzlose-Janeček vz.07/24, чехословацкая версия пулемета Schwarzlose). В кормовой части машины разместился 33-сильный мотор Škoda, а коробку передач пришлось выносить вперед. В принципе, неплохая машина, но за несколькими «но». Во-первых, масса в 2 тонны была обеспечена бронёй толщиной всего 5 мм, так что Škoda MU-2 не пробивалась разве что чем-нибудь вроде револьвера. Во-вторых, удельная мощность в 15 л.с. на тонну оказалась скорее теорией, поскольку испытания 1931-32 годов принесли разочарование. В том числе и по ходовым возможностям машины. Можно сказать, карма догнала Škoda.

Škoda MU-4, она же Škoda Š-I, незадолго до отправки на тесты в Югославию

Škoda MU-4, она же Škoda Š-I, незадолго до отправки на тесты в Югославию

То, что MU-2 не получилась, на Škoda поняли очень быстро. Уже в декабре 1931 года появились эскизные наброски другой танкетки — Škoda MU-4. Эта машина стала результатом уточнения требований MNO по малым танкам. В частности, чехословацкие военные захотели вооружение в виде двух ручных пулеметов ZB 26 (Lehký kulomet vz. 26). Результатом стало то, что Škoda MU-4 получилась совсем другой боевой машиной, мало похожей на MU-2. Силовая установка осталась той же, но всё остальное изготовили заново. Боевая масса изначально предполагалась в 1,5 тонны, что крайне оптимистично. При том же моторе ожидалась скорость в 40 км/ч (у MU-2 даже в теории скорость предполагалась 30 км/ч), правда, про броню Škoda как-то не упоминала. Зато упоминала, что на танкетку можно ставить орудие 3,7/7 cm pěchotní kanón BA1/AB1. Вообще это была 70-мм пехотная пушка, но, в случае чего, можно было ставить ствол калибра 37 мм, орудие превращалось в противотанковое. MNO эта идея мало заинтересовала, а по броне явно имелись иные требования. Естественно, это повлияло на массу машины.

На конструкцию боевого отделения явно повлияли новые требования MNO по вооружению

На конструкцию боевого отделения явно повлияли новые требования MNO по вооружению

Работы по Škoda MU-4 продолжились, в результате на свет появился проект MU-4/IV, родился он в начале 1933 года. Он предполагался с более мощным, 40-сильным мотором Škoda. Вот только с военным заказом в Пльзени опоздали. 17 октября 1933 года MNO сделало выбор в пользу P-I, дальнейшего развития танкетки CL-P. К тому моменту MU-4 только проходила испытания, причем на них явно имелись определенные проблемы. Теоретически MU-4 выглядела более удачной, с компоновочной точки зрения, нежели P-I. Мотор находился в корме, отделенный перегородкой, да и боевое отделение (оно же отделение управления) выглядело более просторным. Но чудес не бывает, просто так MNO от детища Škoda не отказалось бы. На самом деле масса машины составила 2,2 тонны, а не 1,5 как по проекту, да и скорость была ниже проектной. В Пльзени явно знали о происходящим, поэтому еще осенью 1933 года стали рассматривать MU-4 как машину для экспорта.

Škoda MU-4/IV, окончательно машина сформировалась в 1934 году

Škoda MU-4/IV, окончательно машина сформировалась в 1934 году

В октябре 1933 года, прервав тесты в Миловице, Škoda отправила машину в Белград. Тогда же появился и более известный индекс — Škoda Š-I. Поначалу испытания в Югославии шли очень хорошо, но дальше случилась поломка. Испытания продолжились, Škoda явно рассчитывала на югославский контракт. Тогда же появилось несколько вариантов машины, включая и проект «malého útočného vozu Š-I», или малой штурмовой машины Š-I. В лобовом листе корпуса ставилась 37-мм пушка Škoda, а справа находился ручной пулемет ZB vz.26. Задачей этой машины была борьба с вражескими танками и поддержка обычных танкеток. Тогда же, в июне 1934 года, появились командирская машина, машина снабжения и другие вариации. Все они базировались на более совершенной версии MU-4/IV, с мотором воздушного охлаждения мощностью 40 лошадиных сил. Этот вариант легко можно отличить по новому воздухозаборнику, появившемуся на крыше моторного отделения. Также переделке подверглось и боевое отделение, включая и люки.

Финальная версия танкетки

Финальная версия танкетки

Модифицированная в 1934 году MU-4 продолжила испытания. По итогам переделок скорость выросла до 40,5 км/ч, а масса до 2,4 тонн. Машину испытали силами VTLÚ, будь это за год до описываемых событий, еще неизвестно, какую танкетку MNO приняла бы на вооружение. Но время шло неумолимо, а еще весной 1934 года прошли маневры с участием Tč vz. 33, так официально именовалась танкетка P-I. По их итогам чехословацкие военные явно разочаровались в танкетках. В октябре 1934 года MNO выдвинула новые тактико-технические требования. Толщина брони составляла уже 15 мм, вооружение состояло из двух пулеметов, из них один станковой и в башне кругового вращения. Фактически это означало новый танк, причем MNO и с этой спецификацией просидело недолго. Ее же получили и на ČKD, причем там очень быстро проработали такую танкетку. Речь идет о Praga AH-IV, она не пригодилась чехословацкой армии, зато стала одним из экспортных активов ČKD. Ей они смогли подвинуть Vickers с ее 4-тонным танком, а также танкетки Carden-Loyd.

40-сильный мотор воздушного охлаждения добавил прыти, но нужна она была за год до того

40-сильный мотор воздушного охлаждения добавил прыти, но нужна она была за год до того

Поняв, что больше с MNO дел не будет, Škoda стала продвигать Š-I везде, где только могла. Но в Пльзене явно ничего не поняли. Praga AH-IV умудрилась обскакать их и в персидском (иранском), и в румынском конкурсе. Детище ČKD явно получилось лучше. Единственным успехом стала Š-I-D, фактически другая машина, ставшая наследником проекта «malého útočného vozu Š-I». Даже в предложениях для Советского Союза, в 1938 году, можно было найти Škoda Š-I, такое впечатление, что в Пльзени поленились поменять проспекты. Естественно, разработанная еще в конце 1931 года танкетка была никому не нужна. Дальше наступил март 1939 года, Чехословакию оккупировали немцы. Танкетку перекрасили, но особого интереса она не вызывала.

MU-4 в компании со Škoda 952

MU-4 в компании со Škoda 952

И всё же судьба сжалилась над неудачей Škoda. Опытная танкетка пережила войну, оказавшись единственной боевой машиной чехословацкой армии первого поколения, дожившей до наших дней. Ныне танкетка находится в экспозиции военно-технического музея в Лешанах, ее восстановили до ходового состояния. Хоть в чем-то Škoda смогла обойти ČKD, поскольку ее танкетки Tč vz. 33 не сохранились.

Список источников:

      1. Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
      2. Československá obrněná vozidla 1918-1948, Vladimír Francev, Charles K. Kliment, Ares, 2004
      3. РГВА
      4. rotanazdar.cz
      5. www.valka.cz
      6. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bronetarakan-ot-koda-610926ec07551a0ac5db1a2f

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account