20
Юрий Пашолок. Бронесарай против ДОТ-ов

Юрий Пашолок. Бронесарай против ДОТ-ов

Советско-финская война 1939-40 годов стала весьма специфичным военным конфликтом. Во-первых, это была первая война с массовым применением танков, которая шла в зимний период, что внесло свою специфику. Во-вторых, это была первая война, в которой механизированным частям пришлось штурмовать хорошо укрепленную линию обороны. Линия Маннергейма оказалась по-настоящему крепким орешком. В ходе ее штурма очень быстро выяснилось, что требуется самоходная артиллерийская установка, способная поражать финские долговременные огневые точки.

Первой такой САУ стал КВ-2, по сути гипертрофированный «артиллерийский танк». Он вполне справлялся с разрушением надолбов, причем боевое применение случилось еще в советско-финскую войну. Но сразу было понятно, что это полумера. Характеристики борьбы с бетонными сооружениями у М-10 были не особо выдающимися. Бронепробитие в 90 мм на дистанции в километр – это совсем не то, чем можно эффективно бороться с ДОТами вроде финского «миллионника». Таким образом, КВ-2 оказывался не заменой, а лишь дополнением к полноценным «истребителям ДОТ-ов», которые разрабатывались силами опытного завода №185. Речь идет о СУ-100Y и СУ-14-БР-2, обе машины построили в металле, но на войну они опоздали. Что не менее важно, дальше опытных машин ничего всё равно бы не получилось. Т-35 окончательно умер еще в 1938 году, а шансы Т-100 на серийный выпуск близились к нулю. Вместе с тем, потребность в специализированном истребителе ДОТ-ов имелась. В предложениях по уточнению системы танкового вооружения, датированных июнем 1940 года, пунктом 3 шло создание «самоходной бронированной тяжёлой артиллерии с задачей разрушения ДОТов». В качестве базы предлагалось использовать тяжёлый танк СМК. Вооружать систему предлагалось пушками калибра 122, 130, 152 или 180 мм. Впрочем, основным вариантом указывалась конкретная 152-мм пушка обр.1935 г, она же БР-2. Также в качестве временной меры предлагалось немедленно запустить в серию Т-100Y, проработав вопрос установки на ту же базу 152-мм пушки БР-2.

Никаких работ по созданию установок на базе СМК и Т-100 провести не успели: от самих этих машин отказались уже в июле. Но свято место пусто не бывает. Вчера исполнилось 80 лет одному событию в истории отечественного танкостроения. 17 июля 1940 года вышло постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) №1288–495сс, согласно которому Кировский завод к 1 декабря 1940 года должен был изготовить 4 образца модернизированных танков КВ. Так начиналась история двух танков — Т-150 и Т-220. По хорошему счёту, в ГАБТУ КА «убили» СМК и Т-100 лишь для того, чтобы начать всё сначала. Но была еще и пытая машина — опытный образец самоходной установки с вооружением 152 мм пушкой БР-2. Более известна она как САУ 212, иногда ее также называют Объект 212А, но такого обозначения не использовалось.

Поручили разработку машины СКБ-4 Кировского завода, которое занималось вооружением, оно же занималось и САУ. Собственно говоря, индекс 212 — это СКБ-2, а какой индекс был у СКБ-4, пока неизвестно, можно лишь говорить о том, что он точно начинался с цифры 4. Например, орудийная установка КВ-2 именовалась 402. Ведущим инженером машины являлся конструктор Ц.Н. Гольбурт. С самого начала данная самоходная артиллерийская установка находилась в низшем приоритете. Надо понимать, что «истребитель ДОТ-ов» совсем не являлся чем-то срочно необходимым Красной Армии. С самоходными артиллерийскими установками и так была беда, а тут машина, для которой целей раз-два и обчелся. Кроме того, для начала требовалось шасси, а оно начало формироваться далеко не сразу. Так что 212 с самого начала сильно зависела от Т-220. Посему реальные работы по проектированию САУ началось только в августе 1940 года, а изготовление чертежей в октябре. Как раз к тому моменту сформировался облик агрегатной базы Т-220. В частности, появился мотор, получивший индекс В-2СН. От штатного В-2 он отличался тем, что на него установили механический нагнетатель от авиационного двигателя АМ-38. Благодаря нагнетателю мощность В-2СН выросла до 850 лошадиных сил. С учетом того, что обе машины имели массу более 60 тонн, такая силовая установка являлась насущной необходимостью.

Так должна была выглядеть САУ 212

Так должна была выглядеть САУ 212

Специфичность требований, в том числе и необходимость иметь минимальный вылет ствола за пределы габаритов, предопределили облик 212. Данная машина получила боевое отделение в кормовой части корпуса, соответственно, моторное отделение переместилось вперед. Так что теперь в отделении управления было место только для механика-водителя. Машина выглядела довольно крупной, но на самом деле она была менее чем на полметра длиннее и незначительно выше Т-220. Толщина брони составляла 60 мм по периметру, для защиты от орудий калибра 37-47 мм вполне достаточно. Надо сказать, что по поводу броневой защиты были весьма бурные дебаты. Дело в том, что в ГАУ КА требования по броневой защите ужесточили, подняв толщину брони до 75 мм. Это вызывало очень бурную реакцию со стороны Кировского завода. В декабре 1940 года началась очень бурная переписка. Наивные люди из ГАУ хотели при этом 55 тонн массы, а при их хотелках получалось на 10 тонн больше. Как говорит одна ведущая, «это норма». После дебатов, длившихся до конца декабря, артиллеристы были вынуждены сдаться. Но судьба у 212 легче от этого не стала.

Продольный разрез машины

Продольный разрез машины

По состоянию на 14 декабря 1940 года проектов было уже 2. Помимо 212, предполагалась еще одна машина, также разрабатывавшаяся СКБ-4. Отличалась она тем, что вместо БР-2 ставилась 130-мм морская пушка Б-13, та самая, что была на СУ-100Y. В апреле-мае 1941 года ГАУ ожидало по одному образцу каждой машины, а в ноябре-декабре серию по 12 машин каждого типа. Да, именно такой объём «истребителей ДОТ-ов» и планировался. Первой, естественно, шла 212, но и с ней дела пошли совсем не так, как планировалось.

Собственно, реальный показатель предполагавшегося объема выпуска 212 и варианта с орудием Б-13. РГВА, фонд 20, опись 38, дело №2908, л.121

Собственно, реальный показатель предполагавшегося объема выпуска 212 и варианта с орудием Б-13. РГВА, фонд 20, опись 38, дело №2908, л.121

Поначалу дело шло неплохо. Согласно отчёту ГАБТУ КА по опытным работам, к январю 1941 года Кировский завод изготовил ряд агрегатов для САУ 212. Также был завершён технологический проект, а чертежи переданы на Ижорский завод для изготовления бронекорпуса. 5 марта 1941 года с Ижорского завода на Кировский завод прибыл комплект корпусных деталей, в принцтипе, можно было начинать изготовлять машину. И на этом, собственно, всё. Дальше началась эпопея с тяжелыми танками нового поколения, так что работы встали, как имеющие наименьший приоритет. Дальше началась война, эвакуация, корпус так и застрял, никому не нужный. Уже после начала войны работы по аналогу 212 передали на УЗТМ, но там даже особо не напрягались по данной теме. И правильно делали: нет базового танка, нет мотора — нет и САУ.

Статья по 212:

Охотник на ДОТы. Проект тяжелой САУ Объект 212. СССР

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12895188.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account