Юрий Пашолок. Бронемашина, почти успевшая на войну
История бронеавтомобиля ЛБ-62, который имел все шансы стал единым броневиком-разведчиком Красной Армии, но война смешала все карты
Бронемашины в межвоенный период во многом являлись прозябающим типом военной техники. Это выглядело несколько странно на том фоне, что в годы Первой мировой войны бронеавтомобили выпускались массово, в том числе и русскими заводами. В отличие от танков, российская промышленность выпускала броневики относительно массово, и они выглядели вполне неплохо на фоне зарубежных аналогов. После окончания войны ситуация изменилась. Доходило до нелепых ситуаций, когда вместо новых броневиков просто брали старые корпуса и ставили на новые шасси. По итогам к середине 30-х годов наилучшая ситуация по бронемашинам оказалась у Красной Армии. Это выглядит весьма забавно, особенно на том фоне, что в ряде стран с шасси для броневиков дела обстояли куда лучше. Тем не менее, самым массовым легким броневиком в мире тогда являлся ФАИ, а самым массовым пушечным бронеавтомобилем стал БА-6, позже его сменил БА-10. Вполне удачные боевые машины, не лучшие по проходимости и удельной мощности, но зато массовые и вполне успешно повоевавшие. Не менее важно то, что этих броневиков оказалось много. Вместо десятков, как в других странах, в Советском Союзе выпускали бронемашины тысячами штук.
Еще одним важным моментом являлось то, что командование Красной Армии склонялось не к легким броневикам, имеющим пулеметное вооружение, а к средним пушечным бронемашинам. Это вполне логично, поскольку их боевая эффективность была несравнимо выше. Что такое БА-6 и БА-10, ощутили на себе японские танкисты. В ходе сражения у реки Халхин-Гол эти бронемашины хорошо показали себя, отражая атаку японских танков. Не стоит удивляться, что советские военные ждали БА-11, бронемашины, которая шла на смену БА-10. Правда, вместо 5 тонн, которые изначально прописывались в тактико-технических требованиях, получилось 8,18, то есть удельная мощность всё равно не превосходила БА-10. Конечно, БА-11 приняли на вооружение Красной Армии и даже изготовили установочную партию, но делали это как-то не очень уверенно. Спустя некоторое время у БА-11 еще и образовался конкурент, причем крайне опасный.
К концу 30-х годов основным типом легкого бронеавтомобиля, который выпускался в Советском Союзе, был БА-20. Машина не самая плохая, но уже не отвечающая современным требованиям. Выпускался БА-20 в Выксе, на заводе ДРО, базой ему служило шасси МС, выпускавшееся ГАЗ им. Молотова. Между тем, в конце 30-х годов начались работы над полноприводными шасси. В качестве силовой установки на них использовался 6-цилиндровый мотор Dodge, который осваивался на ГАЗ под индексом ГАЗ-11. Мощность этого мотора была более чем в 1,5 раза выше, чем у мотора «Эмки». С таким мотором появилась возможность построить бронемашину, которая могла существенно превзойти БА-20 по характеристикам. Первым таким броневиком стал ЛБ-НАТИ, но довольно быстро первенство захватила другая разработка. Речь идет об ЛБ-62, первом детище СКБ КЭО ГАЗ им. Молотова под руководством В.А. Дедкова. Об этой неординарной машине, которая, в иных условиях, могла стать единым советским бронеавтомобилем-разведчиком, и пойдет сегодня речь.
Отправной точкой для создания ЛБ-62, безусловно, являлся ЛБ-НАТИ. Эта бронемашина стала важным событием в истории отечественных броневиков. Во-первых, это первый отечественный полноприводной бронеавтомобиль, во-вторых, броневая защита ЛБ-НАТИ существенно превышала БА-20. В-третьих, на ЛБ-НАТИ ставилась башня разведывательного танка-амфибии Т-40, в которой находился крупнокалиберный пулемет ДШК, спаренный с пулеметом ДТ. В результате получалась заведомо более защищенная, чем БА-20, бронемашина, обладающая более мощным вооружением и превосходящая предшественника по проходимости. Правда, имелся и ряд нюансов. Для начала, ЛБ-НАТИ на 750 кг превысил требования по массе (4580 кг против 3800 кг по ТТТ). Неважно обстояли дела с распределением нагрузки на оси, по этой причине ЛБ-НАТИ зарывался носом при преодолении сложных участков местности. Корпус, являвшийся прямым развитием идей ФАИ и БА-20, обладал слишком сложной конструкцией. Впрочем, главной проблемой было шасси бронемашины. В НАТИ не утруждали себя с точки зрения деталей, поэтому получился франкенштейн с использованием деталей от машин разных марок и типов, включая, например, ЗИС-101. Для НАТИ это вполне выглядело нормой, поскольку как это потом выпускать серийно, у разработчиков ЛБ-НАТИ голова не болела. Во многом это и стало причиной, почему за работу по теме «ЛБ-НАТИ здорового человека» взялся СКБ КЭО ГАЗ им. Молотова.
В 1939 году на испытания вышел опытный образец полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63, разработанного на база ГАЗ-АА. Созданный под руководством В.А. Грачева автомобиль стал потенциальным сменщиком «полуторки», а заодно его стали рассматривать как базу для бронемашины. Специально для этого было создано укороченное шасси ГАЗ-62. На его базе и стали создавать новую бронемашину. Тактико-технические требования на бронемашину подписали 19 ноября 1939 года. Боевая масса оценивалась в 4000-4200 кг, броневая защита и вооружение такие же, как на ЛБ-НАТИ, также желательным было наличие заднего поста управления. ЛБ-62 создавался совместно с заводом ДРО в Выксе, на который легла задача изготовления корпуса. Разработка технического проекта силами СКБ КЭО завершилась к 15 февраля 1940 года. Месяц спустя была создана макетная комиссия, которая рассмотрела полноразмерный макет бронемашины, а 5 мая вышло постановление Комитета Обороны № 191сс. Согласно ему, ГАЗ им.Молотова изготавливал к 1 ноября два опытных образца бронемашины. Корпуса выпускались силами завода ДРО в Выксе, а башни, полностью идентичные Т-40, поставлял завод им. Орджоникидзе (г. Подольск).
Помимо этих двух машин, построили еще один, третий образец, который на самом деле являлся первым. Строили его силами самого ГАЗ, причем корпус изготовили из неброневой стали. Аналогично шасси ГАЗ-62, первый опытный образец бронемашины имел двухскатную ошиновку задней оси. В боевую массу не смог вписаться и ГАЗ: вместо 4200 кг боевая масса ЛБ-62 составила 4800 кг. Вместе с тем, даже опытный образец смотрелся крайне интересно. С точки зрения габаритов ЛБ-62 и ЛБ-НАТИ оказались похожими, но горьковская машина оказалась более проработанной. В отличие от ЛБ-НАТИ, где башня находилась четко над задней осью, у ЛБ-62 боевое отделение сдвинули немного вперед. Более коротким получилось моторное отделение, а корпус получился более технологичным. Как и требовало техническое задание, корпус получил рациональные углы наклона, но на сей раз обошлись без гнутых листов.
Первый опытный образец, окончательно завершенный ближе к концу 1940 года, несколько отличался от тех ЛБ-62, что построили позже. Главным отличительным моментом стало наличие специальных колпаков, которые прикрывали фары. Эта машина скорее являлась демонстратором, на ней обкатали решения, которые позже реализовали на образцах, которые изготавливали по постановлению Комитета Обороны № 191сс. С ними имелась масса проблем, которые привели к срыву сроков изготовления. Проблемы имели чисто производственный характер, например, завод ДРО задержал поставку корпусов. Имелись проблемы и по деталям шасси. Часть из них имело зарубежное происхождение. Еще одним тонким моментом было то, что во многом работы по шасси ГАЗ-62 зависели от базового шасси ГАЗ-63. А вот с ним была беда. Помимо того, что осенью 1940 года моторный цех ГАЗ, где выпускались моторы ГАЗ-11, перепрофилировали в завод по выпуску авиамоторов, существовали проблемы с поставкой ШРУС-ов. Без налаженного производства базового шасси, естественно, приходилось использовать обходные технологии. Что же касается образца с «железным корпусом», то он позже оказался на территории ВАММ, где являлся учебным пособием.
По результатам всего происходящего вокруг шасси и производства корпусов два опытных образца ЛБ-62 изготовили во второй половине января 1941 года. По большому счету, не такая уж и большая проблема, учитывая тот факт, что на сроки внедрения машины в серию это не сильно влияло. Зато к тому моменту уже обкатали некоторые технические решения, а заодно и несколько пересмотрели концепцию шасси. В результате шасси с двухсккатной ошиновкой получил опытный образец №714, который стал длиннее образца с неброневым корпусом на примерно 10 см. При этом масса достигла 5000 кг, причем речь идет о машине с пневматичекскими шинами. С шинами ГК масса оценивалась в 5250 кг. Опытный образец №713 получил шасси с односкатными задними колесами, оснащенными шинами по типу Firestone Ground Grip. Шины образца №174 указывались как «Шур гип», но как-то на рисунок Sure Grip фирмы Goodyear это не похоже. Образец №713 получился еще длиннее (на 20 см), но боевая масса оказалась те же 4800 кг (5150 кг на шинах ГК).
Приказ на испытания бронемашины был подписан 29 января 1941 года, а 11 февраля состоялся первый этап полигонных испытаний. К тому моменту машина №713 пошла 1600 км заводских испытаний, а машина №714 — 600 километров. Ездить пришлось в экстремальных условиях, с глубиной снежного покрова до 600-700 мм, и температуре от -5 до -25 градусов. В период с 11 по 26 февраля машина №713 прошла еще 2324 километра, а машина №714 — 2962 километра. При этом средняя скорость по заснеженному шоссе у обеих машин составила 40 км/ч, а по сложной местности машина №713 оказалась чуть быстрее. Максимальная скорость на заснеженном шоссе также оказалась одинаковой — 70 км/ч. Машина с односкатной ошиновкой хуже держала дорогу, ее больше заносило на заснеженном шоссе. В ходе испытаний по заснеженной целине бронемашины спокойно шли по снегу глубиной 400 мм, и с трудом по снегу глубиной до 500 мм. На всякий случай, это равнозначно проходимости Т-26 и лучше, чем у Т-40.
В ходе испытаний отмечался ряд технических неисправностей вроде поломки передней рессоры, имелись и дефекты, связанные с мотором. Вместе с тем, бронемашины удостоились похвалы. В том числе и за то, что могли ехать по заснеженной целине только на тяге переднего моста. Возможность доковылять на одной ведущей оси было важным параметром в боевых условиях, по крайней мере, так посчитал полигон. Также на полигоне отметили, что расход топлива у машины №713 ниже, чем у машины №714. Особенно это касалось езды по заснеженной целине — 160 кг горючего на 100 км против 230 кг.
Размещение экипажа в боевом отделении, а также отделении управления признали удовлетворительным. Это весьма сдержанная оценка, тут скорее надо сравнивать с БА-20. Вот там натуральная банка людей, на этом фоне ЛБ-62 явно выглядел более выигрышно. Расположение рулевого колеса признали не совсем удачным, но при этом общая проработка места механика-водителя получилась удобной. Сильной утомляемости в ходе испытаний не отмечалось. Удобной оказалась и работа с радиостанцией. На стоянке дистанция связи составляла 27 километров, а на ходу — до 18,5 км. Что же касается испытаний вооружения, то оно оказалось равнозначной по кучности танку Т-40.
По результатам испытаний комиссия оказалась, скажем так, в некотором замешательстве. Дело в том, что на НИБТ Полигоне в Кубинке ждали потенциального сменщика БА-20, а на самом деле получили «два в одном». ЛБ-62 по боевой массе догнал БА-10, а по броневой защите его еще и обогнал. Да, вместо 45-мм пушки стоял ДШК, да и башня одноместная, но тут есть один тонкий момент. Бронемашина предназначалась, прежде всего, для разведки, для таких задач вполне хватало и ДШК. Кроме того, не стоит забывать, что как раз в этот момент происходила драма с установкой 23-мм автоматической пушки МП-6 (ПТ-23ТБ) ОКБ-16. Характеристики бронепробития у нее были значительно выше ДШК, а ставилась в ту же башню Т-40. Впрочем, и с ДШК бронемашина выглядела крайне интересно. По большому счету, получился Т-40, но с экипажем из 3 человек и без возможности плавать. Причем по проходимости ЛБ-62 даже превосходил Т-40.
На этом фоне не стоит удивляться, что 1 апреля 1941 года маршал С.К. Тимошенко, народный комиссар обороны, выступил с предложением принять ЛБ-62 на вооружение Красной Армии как сменщика БА-20 и БА-10. Первоначально бронемашину предлагали принять на вооружение как ЛБ-30 (ЛБ, если кто не в курсе — Лаврентий Берия). В проекте постановления Комитета Обороны при СНК Союза ССР указывалась и установка 23-мм автоматической пушки ПТ-23ТБ. То, что ЛБ-62 явно стали метить на роль единой бронемашины-разведчика, говорит и еще один факт. Производство БА-11 приостановили, поскольку машина получилась чересчур тяжелой, а основную часть ее функций вполне выполнял горьковский броневик.
Пока шла переписка, испытания продолжались. В период с 11 марта по 12 мая 1941 года машина №713 прошла 6400 км, а машина №714 — 6470 километров. Результаты этих испытаний мало чем отличались от первого, зимнего этапа. Машина №713 чуть хуже управлялась на заснеженной дороге, но была чуть быстрее, а расход топлива ниже. Между тем, в Горьком постепенно готовились к тому, что спешно организованный моторный цех вновь запустят, а заодно шла подготовка к выпуску ШРУС-ов. Одновременно шла «локализация» тех агрегатов, которые ранее были импортные. Это стало вселять надежду на то, что во второй половине 1941 года ГАЗ им. Молотова вполне может запустить ЛБ-62 в серию.
26 июня 1941 года состоялась вторая попытка принять на вооружение ЛБ-62. На сей раз он носил индекс БА-30. Предполагалось, что в 1941 году сдадут 500 таких броневиков, а годом спустя их ожидалось 2500 штук. Далее объем выпуска увеличился до 5000 штук. Как раз в тот же день было принято решение о том, что на заводе №37 прекращается выпуск Т-40. Правда, против решения о принятии на вооружение БА-30 выступил С.А. Акопов, заместитель наркома среднего машиностроения. Это вызвало некоторое удивление, особенно на фоне того, что 24 июня 1941 года приняли решение о запуске, с 1 января 1942 года, серийного производства ГАЗ-63. То есть вопрос базы для ЛБ-62/БА-30 решался сам собой. 18 июля состоялась третья попытка принять ЛБ-62 на вооружение.
Параллельно с разработкой ЛБ-62, с июня 1941 года СКБ КЭО ГАЗ им. Молотова получило задание на разработку нескольких машин с шасси ГАЗ-62. Первым из них был бронетранспортер на 11 человек, который мог использоваться и как подвозчик боеприпасов. Дальше ТТТ эта разработка не продвинулась, но общая концепция явно напоминала то, что позже станет БТР-40. Второй машиной стала зенитная самоходная артиллерийская установка. Предполагалось использовать автоматическую пушку калибра либо 23, либо 25 мм. С учетом происходящего, оптимальным кандидатом являлась 25-мм зенитная автоматическая пушка 72-К. Как и бронетранспортер, эта машина также дальше проектов не продвинулась.
Дату смерти ЛБ-62 можно назвать точно — 20 июля 1941 года. В этот день было подписано постановление ГКО №222 «Об изготовлении 10 тысяч легких танков». На вооружение Красной Армии приняли малый танк Т-60, одним из изготовителей которого стал ГАЗ им. Молотова. Конечно, некоторое время работы по ЛБ-62 еще велись, но то, что машина в серию уже не пойдет, стало очевидно. Позже оба броневика перевооружили на 20-мм автоматические пушки ШВАК, далее их следы теряются. В любом случае, ГАЗ стало совсем не до броневиков. Как бы не был хорош ЛБ-62, но танк, даже такой, как Т-60, был армии важнее.
На самом деле летом 1941 года в истории ЛБ-62 была поставлена не точка, а скорее троеточие. Во-первых, опыт разработки ЛБ-62 был использован при разработке легкого броневика ЛБ-64 (БА-64). Во-вторых, после войны к теме бронемашины вернулись. Под руководством Дедкова спроектировали ГАЗ-62А с кормовым расположением мотора и спаркой 14,5-мм пулеметов КПВ в башне, напоминавшей конструкцию легкого танка Т-80. Правда, этот вариант дальше макета не пошел. Зато одобрили то, что изначально создавали как бронетранспортер. ГАЗ-40, он же БТР-40, имел к ЛБ-62 прямое отношение. Разрабатывали его те же люди. И даже боевая масса ГАЗ-40 оказалась очень близкой к ЛБ-62.
Автор благодарит Дмитрия Дашко и Ивана Падерина за помощь и предоставленные материалы.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- РГВА
- Архив Дмитрия Дашко
- Архив Ивана Падерина
-