Юрий Пашолок. Большой юбилей в маленьком деревенском музее

13

Юрий Пашолок. Большой юбилей в маленьком деревенском музее

Празднование Дня Победы в Музее отечественной военной истории, которое совпало с 10-летием музея

День Победы в нашей стране отмечается широко, и с каждым годом он проходит более масштабно. Особенно это касается участия в праздничных мероприятиях техники периода Великой Отечественной войны. Самое интересное в том, что это происходит, в том числе, за счет инициатив частных музеев и коллекционеров. То, что было безвозвратно утрачено в послевоенные годы, теперь восстанавливается за счет частников. 9 мая — это тот самый день, когда можно увидеть результаты данных работ.

На улице в этот раз была мини-экспозиция

На улице в этот раз была мини-экспозиция

9 мая 2014 года рядом с деревней Падиково Обушковского сельского поселения Истринского района Московской области открылся Музей отечественной военной истории. За те 10 лет, что прошли с открытия музея, было сделано очень многое. 9 мая в Падиково двойной праздник, так что его отметили с размахом. Даже совсем не майская погода не помешала провести праздничные мероприятия.

Утром был небольшой снег, но дальше распогодилось

Утром был небольшой снег, но дальше распогодилось

Надо сказать, что с погодой 9 мая музею сильно повезло. С одной стороны, температура была совсем не весенняя, поэтому пришлось серьёзно утепляться. С другой стороны, есть, с чем сравнивать. На репетиции 7 мая погода была такой, что возникла шутка про 7 маября. На фоне того, что творилось в Верхней Пышме, это еще ничего, но День Победы с сугробами и снегопадом — так себе перспективы. К счастью, основную часть праздника небо оказалось более-менее чистым.

В музее проходила расширенная программа посещения

В музее проходила расширенная программа посещения

День Победы в Музее отечественной военной истории — это расширенные экскурсионные программы, открытие новых экспозиций и официальные мероприятия. Обязательно проводится церемония возложения цветов к памятнику воинам 108-й стрелковой дивизии и других подразделений, которые отдали свою жизнь в боях за Падиково в ноябре-декабре 1941 года. Памятник, к слову, является инициативой руководства музея. Также в музее открылась новая выставка — «Невыученные уроки истории».

Перед парадом прошли официальные мероприятия

Перед парадом прошли официальные мероприятия

Вместе с тем, маленький деревенский музей широко известен, прежде всего, как место, как место, где находится немало образцов военной техники. Следует отметить, что концепция Музея отечественной военной истории — это не просто набор техники. Именно исторической части здесь уделено ничуть не меньше внимания. Но, будем честными, технику и оружие любят больше, чем историю. Ничего странного тут нет, люди обычно больше воспринимают «машинки».

Renault FT, главная премьера этого парада

Renault FT, главная премьера этого парада

В этот раз парад, который начался сразу после официальных мероприятий, получился крайне интересным. Помимо того, что техники прошло 18 единиц, она была непростой. Даже новинки этого года — это уникумы. Открывал парад легкий танк Renault FT, главная новинка этого года. На сегодняшний день он является самым старым ездящим танком в России. Восстановлена машина в конфигурации, когда Renault FT служили в Красной Армии.

White TAD показали в движении в первый раз

White TAD показали в движении в первый раз

Ничуть не менее интереса машина, которая шла следующей после Renault FT. Ей был грузовик White TAD, в настоящее время это самый старый в России грузовой автомобиль, находящийся в ходовом состоянии. Не менее важно то, что это еще и единственный в России армейский грузовик времен Первой мировой войны. White TAD являлись самыми массовыми машинами данного класса в Русской Императорской Армии, а с их капремонта началось строительство советских грузовиков.

Пикап ГАЗ-4. сейчас таких известно несколько штук

Пикап ГАЗ-4. сейчас таких известно несколько штук

Колесную тему продолжил ГАЗ-4, первый массовый отечественный легковой автомобиль с кузовом пикап. Машина весьма необычная. В ней соединилось шасси легкового автомобиля ГАЗ-А и кабина грузовика ГАЗ-АА. Подобные машины довольно массово использовались в Красной Армии, по состоянию на 1 января 1941 года их числилось 545 штук. ГАЗ-4 известен благодаря тому, что летом 1941 года такая машина использовалась группой военных корреспондентов, включая Константина Симонова.

Т-37А, в России всего 2 таких танка в оригинальной конфигурации

Т-37А, в России всего 2 таких танка в оригинальной конфигурации

Мотор, который использовался на ГАЗ-4, применялся и на бронетанковой технике. В том числе и на разведывательных танках-амфибиях Т-37А. Машин данного с оригинальными агрегатами сохранилось три штуки — одна в музее Arsenalen, Швеция, вторая в парке «Патриот», а третью не так давно восстановили для Музея отечественной военной истории. Из них наиболее комплектный танк находится в Падиково.

ХТ-26, единственный в своём роде

ХТ-26, единственный в своём роде

Были на параде и настоящие уникумы, которых больше нигде не встретить. Одним из них оказался химический танк ХТ-26. Это был самый массовый огнеметный танк межвоенного периода. Увы, почти все они погибли в первый год Великой Отечественной войны. Сохранился только танк, ныне находящийся в маленьком деревенском музее. Не менее ценно то, что данный танк ездит на родных агрегатах, включая и двигатель.

Таким же уникумом является и СУ-26

Таким же уникумом является и СУ-26

Таким же уникумом является и самоходная артиллерийская установка СУ-26. Выпуск ее начался осенью 1941 года, базой служили ремонтные танки Т-26. Из примерно 30 САУ данного типа выжила всего одна. Воевала она в составе 122-й танковой бригады, погибла эта СУ-26 в районе Погостья. Благодаря работе реставраторов машину удалось восстанавливать буквально по частям.

БА-20М, пока что это единственный такой броневик в оригинальной конфигурации

БА-20М, пока что это единственный такой броневик в оригинальной конфигурации

Далее на параде шла бронемашина, которая ныне тоже известна только в одном экземпляре. На начало Великой Отечественной войны БА-20М являлись самыми массовыми советскими легкими броневикам. Но так сложилось, что до недавнего времени ни одного из БА-20М не было известно в целом виде. Благодаря большому объему работы, включая архивные изыскания, удалось восстановить такую бронемашину, почти в заводской комплектации.

БА-6, единственный образец на ходу

БА-6, единственный образец на ходу

Тема бронеавтомобилей продолжилась проходом среднего пушечного броневика БА-6. Это была первая серийная бронемашина данного класса на шасси грузового автомобиля ГАЗ-ААА. В настоящее время известно минимум три таких броневика, но из них только один экземпляр находится в ходовом состоянии. Восстановили БА-6 в радийном варианте, с установкой поручневой антенны.

БТ-7 показали вместе с процессом перехода на колесный ход

БТ-7 показали вместе с процессом перехода на колесный ход

Самым зрелищным оказался показ следующей боевой машины — колесно-гусеничного танка БТ-7. Этот танк воевал в составе 1-й танковой дивизии, погиб он в июле 1941 года. От машины сохранилась носовая и кормовая часть, тем не менее, удалось восстановить ее до максимально комплектного состояния (но с мотором В-2 вместо М-17). В ходе парада зрители смогли увидеть редкое зрелище — перевод танка с гусеничного на колесный ход. За счет привлечения дополнительных помощников весь процесс занял всего 5 минут.

Т-34 в конфигурации осени 1941 года

Т-34 в конфигурации осени 1941 года

Логичным продолжением темы БТ стал его прямой наследник — средний танк Т-34. Впервые данную машину показали 9 мая 2023 года, сейчас же ее показали в финальном виде. Вообще Т-34 сложно назвать очень редким танком, но всё относительно. Данный экземпляр — единственный ходовой Т-34 конфигурации 1941 года, а всего их сохранилось несколько штук. В таком состоянии нет ни одной другой ранней 34-ки.

СУ-85, бывший железнодорожный тягач

СУ-85, бывший железнодорожный тягач

Следующей на площадь вышла самоходная артиллерийская установка СУ-85. До наших дней дожило всего несколько САУ данного типа, из них ходовая, и в оригинальной конфигурации, только одна. После окончания Великой Отечественной войны эту СУ-85 переделали в железнодорожный тягач, который использовался в составе ремонтно-восстановительного поезда. Машина успела поучаствовать в ряде мероприятий, включая и торжественный марш на Красной площади 7 ноября.

ИСУ-122, самая тяжелая машина на параде

ИСУ-122, самая тяжелая машина на параде

Обычно на музейных мероприятиях не используется тяжелая бронетехника, исключение сделали для юбилейного парада. На нем впервые показали самоходную артиллерийскую установку ИСУ-122. На сегодняшний день в России известно всего две ИСУ-122 в ходовом состоянии. Данная САУ изготовлена в ноябре 1944 года, после войны ее переделали в тягач БТТ-1. Аналогично СУ-85, машина использовалась как тягач на ремонтно-восстановительном поезде.

Еще одна новинка парада - санитарный автомобиль ГАЗ-55

Еще одна новинка парада — санитарный автомобиль ГАЗ-55

Вслед за гусеничными машинами вышла колесная техника. Одной из новинок нынешнего парада стала машина, которая когда-то была массовой. Речь идет о ГАЗ-55, санитарном фургоне, который создавался специально для Красной Армии. К началу 1941 года в армии было 3200 таких машин, еще около 4850 штук сдали в годы войны. Увы, до недавнего времени ни одного ГАЗ-55 в аутентичной комплектации не было известно. Теперь этот пробел исправлен.

Демонстрация работы прожекторной станции на базе ЗИС-12

Демонстрация работы прожекторной станции на базе ЗИС-12

Похожая ситуация сложилась с еще одной колесной машиной — прожекторной установкой З-15-4, базой для которой послужил грузовой автомобиль ЗИС-12. Они, в теории, есть, но состояние далеко от идеального. Исключением является экземпляр, сохранившийся в коллекции Музея отечественной военной истории. В ходе парада сотрудники музея показали, как эта установка работает.

АЗП-39 на базе ЗИС-6, известна всего одна такая машина

АЗП-39 на базе ЗИС-6, известна всего одна такая машина

Еще одна машина, также на ЗИС-овском шасси, является настоящим уникумом. Это самоходная зенитная установка АЗП-39 за базе грузовика ЗИС-6. Их выпускали в 1941 году силами завода №4 (г. Коломна). Сколько именно сделали таких ЗСУ, неизвестно, но общий объем оказался невелик. Чудо, что удалось найти останки такой машины, теперь она является одним из ударных экспонатов музея. Его также показали в работе.

Тягач "Комсомолец", вместе с 45-мм пушкой и передком

Тягач «Комсомолец», вместе с 45-мм пушкой и передком

Тягач «Комсомолец», который шел за колесной техникой, уже перестал быть совсем уж огромной редкостью. За это спасибо реставраторам, которые восстановили под десяток таких тягачей. Но есть нюанс: из них только две машины могут претендовать на высокую степень аутентичных деталей. Музейная машина приехала из Финляндии, где она долго использовалась в качестве трактора. По возвращении в Россию «Комсомолец» серьёзно доработали.

Основной танк Т-90

Основной танк Т-90

Завершали парад современные боевые машины. В коллекции музея находится основной танк Т-90, единственная такая машина музейного статуса в ходовом состоянии. Танк очень раннего выпуска, изготовлен он в 1992 году. Он прошел демилитаризацию, но при этом сохранились макеты бортовых систем, включая «Штору». С ней танк выглядит немного «глазастым».

Санитарная машина на базе шасси 502ТБ, после парада она отправилась на фронт

Санитарная машина на базе шасси 502ТБ, после парада она отправилась на фронт

Последний участник парада — это не музейный экспонат. Некоторое время назад появилась информация о сдаче в металлолом опытных образцов машин РЭБ на базе шасси 502ТБ (база БМП-3). Их выкупили и переделали в санитарные машины, благо внутренние объемы боевого отделения позволили сделать подобную конверсию. После парада машина пойдет на фронт как средство эвакуации раненых с поля боя.

Танки для самых маленьких

Танки для самых маленьких

Юбилей у музея получился насыщенным. И это только промежуточный этап в его жизни. Уже сейчас запущено несколько новых проектов реставрации, некоторые из которых по-настоящему уникальные. Увидеть их можно будет, по традиции, 9 мая.

источник: https://dzen.ru/a/Zj4iP8n1BmLjHde6

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account