Празднование Дня Победы в Музее отечественной военной истории, которое совпало с 10-летием музея
День Победы в нашей стране отмечается широко, и с каждым годом он проходит более масштабно. Особенно это касается участия в праздничных мероприятиях техники периода Великой Отечественной войны. Самое интересное в том, что это происходит, в том числе, за счет инициатив частных музеев и коллекционеров. То, что было безвозвратно утрачено в послевоенные годы, теперь восстанавливается за счет частников. 9 мая — это тот самый день, когда можно увидеть результаты данных работ.
9 мая 2014 года рядом с деревней Падиково Обушковского сельского поселения Истринского района Московской области открылся Музей отечественной военной истории. За те 10 лет, что прошли с открытия музея, было сделано очень многое. 9 мая в Падиково двойной праздник, так что его отметили с размахом. Даже совсем не майская погода не помешала провести праздничные мероприятия.
Надо сказать, что с погодой 9 мая музею сильно повезло. С одной стороны, температура была совсем не весенняя, поэтому пришлось серьёзно утепляться. С другой стороны, есть, с чем сравнивать. На репетиции 7 мая погода была такой, что возникла шутка про 7 маября. На фоне того, что творилось в Верхней Пышме, это еще ничего, но День Победы с сугробами и снегопадом — так себе перспективы. К счастью, основную часть праздника небо оказалось более-менее чистым.
День Победы в Музее отечественной военной истории — это расширенные экскурсионные программы, открытие новых экспозиций и официальные мероприятия. Обязательно проводится церемония возложения цветов к памятнику воинам 108-й стрелковой дивизии и других подразделений, которые отдали свою жизнь в боях за Падиково в ноябре-декабре 1941 года. Памятник, к слову, является инициативой руководства музея. Также в музее открылась новая выставка — «Невыученные уроки истории».
Вместе с тем, маленький деревенский музей широко известен, прежде всего, как место, как место, где находится немало образцов военной техники. Следует отметить, что концепция Музея отечественной военной истории — это не просто набор техники. Именно исторической части здесь уделено ничуть не меньше внимания. Но, будем честными, технику и оружие любят больше, чем историю. Ничего странного тут нет, люди обычно больше воспринимают «машинки».
В этот раз парад, который начался сразу после официальных мероприятий, получился крайне интересным. Помимо того, что техники прошло 18 единиц, она была непростой. Даже новинки этого года — это уникумы. Открывал парад легкий танк Renault FT, главная новинка этого года. На сегодняшний день он является самым старым ездящим танком в России. Восстановлена машина в конфигурации, когда Renault FT служили в Красной Армии.
Ничуть не менее интереса машина, которая шла следующей после Renault FT. Ей был грузовик White TAD, в настоящее время это самый старый в России грузовой автомобиль, находящийся в ходовом состоянии. Не менее важно то, что это еще и единственный в России армейский грузовик времен Первой мировой войны. White TAD являлись самыми массовыми машинами данного класса в Русской Императорской Армии, а с их капремонта началось строительство советских грузовиков.
Колесную тему продолжил ГАЗ-4, первый массовый отечественный легковой автомобиль с кузовом пикап. Машина весьма необычная. В ней соединилось шасси легкового автомобиля ГАЗ-А и кабина грузовика ГАЗ-АА. Подобные машины довольно массово использовались в Красной Армии, по состоянию на 1 января 1941 года их числилось 545 штук. ГАЗ-4 известен благодаря тому, что летом 1941 года такая машина использовалась группой военных корреспондентов, включая Константина Симонова.
Мотор, который использовался на ГАЗ-4, применялся и на бронетанковой технике. В том числе и на разведывательных танках-амфибиях Т-37А. Машин данного с оригинальными агрегатами сохранилось три штуки — одна в музее Arsenalen, Швеция, вторая в парке «Патриот», а третью не так давно восстановили для Музея отечественной военной истории. Из них наиболее комплектный танк находится в Падиково.
Были на параде и настоящие уникумы, которых больше нигде не встретить. Одним из них оказался химический танк ХТ-26. Это был самый массовый огнеметный танк межвоенного периода. Увы, почти все они погибли в первый год Великой Отечественной войны. Сохранился только танк, ныне находящийся в маленьком деревенском музее. Не менее ценно то, что данный танк ездит на родных агрегатах, включая и двигатель.
Таким же уникумом является и самоходная артиллерийская установка СУ-26. Выпуск ее начался осенью 1941 года, базой служили ремонтные танки Т-26. Из примерно 30 САУ данного типа выжила всего одна. Воевала она в составе 122-й танковой бригады, погибла эта СУ-26 в районе Погостья. Благодаря работе реставраторов машину удалось восстанавливать буквально по частям.
Далее на параде шла бронемашина, которая ныне тоже известна только в одном экземпляре. На начало Великой Отечественной войны БА-20М являлись самыми массовыми советскими легкими броневикам. Но так сложилось, что до недавнего времени ни одного из БА-20М не было известно в целом виде. Благодаря большому объему работы, включая архивные изыскания, удалось восстановить такую бронемашину, почти в заводской комплектации.
Тема бронеавтомобилей продолжилась проходом среднего пушечного броневика БА-6. Это была первая серийная бронемашина данного класса на шасси грузового автомобиля ГАЗ-ААА. В настоящее время известно минимум три таких броневика, но из них только один экземпляр находится в ходовом состоянии. Восстановили БА-6 в радийном варианте, с установкой поручневой антенны.
Самым зрелищным оказался показ следующей боевой машины — колесно-гусеничного танка БТ-7. Этот танк воевал в составе 1-й танковой дивизии, погиб он в июле 1941 года. От машины сохранилась носовая и кормовая часть, тем не менее, удалось восстановить ее до максимально комплектного состояния (но с мотором В-2 вместо М-17). В ходе парада зрители смогли увидеть редкое зрелище — перевод танка с гусеничного на колесный ход. За счет привлечения дополнительных помощников весь процесс занял всего 5 минут.
Логичным продолжением темы БТ стал его прямой наследник — средний танк Т-34. Впервые данную машину показали 9 мая 2023 года, сейчас же ее показали в финальном виде. Вообще Т-34 сложно назвать очень редким танком, но всё относительно. Данный экземпляр — единственный ходовой Т-34 конфигурации 1941 года, а всего их сохранилось несколько штук. В таком состоянии нет ни одной другой ранней 34-ки.
Следующей на площадь вышла самоходная артиллерийская установка СУ-85. До наших дней дожило всего несколько САУ данного типа, из них ходовая, и в оригинальной конфигурации, только одна. После окончания Великой Отечественной войны эту СУ-85 переделали в железнодорожный тягач, который использовался в составе ремонтно-восстановительного поезда. Машина успела поучаствовать в ряде мероприятий, включая и торжественный марш на Красной площади 7 ноября.
Обычно на музейных мероприятиях не используется тяжелая бронетехника, исключение сделали для юбилейного парада. На нем впервые показали самоходную артиллерийскую установку ИСУ-122. На сегодняшний день в России известно всего две ИСУ-122 в ходовом состоянии. Данная САУ изготовлена в ноябре 1944 года, после войны ее переделали в тягач БТТ-1. Аналогично СУ-85, машина использовалась как тягач на ремонтно-восстановительном поезде.
Вслед за гусеничными машинами вышла колесная техника. Одной из новинок нынешнего парада стала машина, которая когда-то была массовой. Речь идет о ГАЗ-55, санитарном фургоне, который создавался специально для Красной Армии. К началу 1941 года в армии было 3200 таких машин, еще около 4850 штук сдали в годы войны. Увы, до недавнего времени ни одного ГАЗ-55 в аутентичной комплектации не было известно. Теперь этот пробел исправлен.
Похожая ситуация сложилась с еще одной колесной машиной — прожекторной установкой З-15-4, базой для которой послужил грузовой автомобиль ЗИС-12. Они, в теории, есть, но состояние далеко от идеального. Исключением является экземпляр, сохранившийся в коллекции Музея отечественной военной истории. В ходе парада сотрудники музея показали, как эта установка работает.
Еще одна машина, также на ЗИС-овском шасси, является настоящим уникумом. Это самоходная зенитная установка АЗП-39 за базе грузовика ЗИС-6. Их выпускали в 1941 году силами завода №4 (г. Коломна). Сколько именно сделали таких ЗСУ, неизвестно, но общий объем оказался невелик. Чудо, что удалось найти останки такой машины, теперь она является одним из ударных экспонатов музея. Его также показали в работе.
Тягач «Комсомолец», который шел за колесной техникой, уже перестал быть совсем уж огромной редкостью. За это спасибо реставраторам, которые восстановили под десяток таких тягачей. Но есть нюанс: из них только две машины могут претендовать на высокую степень аутентичных деталей. Музейная машина приехала из Финляндии, где она долго использовалась в качестве трактора. По возвращении в Россию «Комсомолец» серьёзно доработали.
Завершали парад современные боевые машины. В коллекции музея находится основной танк Т-90, единственная такая машина музейного статуса в ходовом состоянии. Танк очень раннего выпуска, изготовлен он в 1992 году. Он прошел демилитаризацию, но при этом сохранились макеты бортовых систем, включая «Штору». С ней танк выглядит немного «глазастым».
Последний участник парада — это не музейный экспонат. Некоторое время назад появилась информация о сдаче в металлолом опытных образцов машин РЭБ на базе шасси 502ТБ (база БМП-3). Их выкупили и переделали в санитарные машины, благо внутренние объемы боевого отделения позволили сделать подобную конверсию. После парада машина пойдет на фронт как средство эвакуации раненых с поля боя.
Юбилей у музея получился насыщенным. И это только промежуточный этап в его жизни. Уже сейчас запущено несколько новых проектов реставрации, некоторые из которых по-настоящему уникальные. Увидеть их можно будет, по традиции, 9 мая.
источник: https://dzen.ru/a/Zj4iP8n1BmLjHde6