Юрий Пашолок. Большой трофейный американец из Кореи

16
Юрий Пашолок. Большой трофейный американец из Кореи

Юрий Пашолок. Большой трофейный американец из Кореи

История Medium Tank M46, он же 90 mm Gun Tank M46, один из образцов которого ныне находится в парке «Патриот»

Американская танковая промышленность в начале Второй мировой войны приятно удивила низким стартом, с точки зрения разработки новых образцов. Особенно это касалось средних танков. После долгого топтания на месте и крайне спорных разработок, которые сопровождали американские танки в межвоенный период, к началу войны появилась оптимальная платформа. Речь идет о Medium Tank M2, который за очень короткий период превратился сначала в Medium Tank M3, а затем в Medium Tank M4. Отработанная платформа здесь сыграла ключевую роль. В результате к концу 1942 года, когда американские танкисты вступили в сражения против равноценного противника, у них уже имелись очень неплохие танки. Да и сам Medium Tank M4 приятно удивил возможностями по развитию. Кто бы мог подумать в 1941 году, что на это шасси удастся поставить длинноствольную 105-мм пушку, а боевая масса способна дорасти с 30 до 37 тонн (речь идет про израильский M51). 1942 год стал для американского танкопрома пиком развития, а вот дальше начались проблемы, напрямую связанные с совершенно новой платформой.

Medium Tank M26E1, июль 1948 года. На этом танке отрабатывалась новая силовая установка

Medium Tank M26E1, июль 1948 года. На этом танке отрабатывалась новая силовая установка

Еще в мае 1942 года была утверждена разработка Medium Tank T20, который должен был заменить в производстве Medium Tank M4. Поначалу всё развивалось так, что T20 получится удачной боевой машиной. Но ни T20, ни «отпочковавшиеся» от него T22 и T23, так и не стали сменщиками M4. В случае с T20 и T22 существовали большие проблемы с трансмиссией и системой охлаждения, а T23 погубила его электромеханическая трансмиссия и слишком слабая ходовая часть. И если ходовую часть еще можно было «победить», то эксплуатация электромеханической трансмиссии показала — для первой линии фронта такое решение не годится. Дальнейшим развитием темы T20 стали T25 и T26, причем последний быстро стал тяжелым танком. На самом-то деле тяжелым он был только по массе. Путем развития конструкции Heavy Tank T26E1 всё же удалось частично привести в чувство. Под индексом Heavy Tank T26E3 он пошел в серию, и даже повоевал. А в марте 1945 года его стандартизировали как Heavy Tank M26. Вместе с тем, не стоит строить иллюзий. Да, хоть как-то ездить он научился, но до надежности Medium Tank M4 было явно далеко. К тому же M26 обладал «синдромом Пантеры», то есть танк вполне удачный, но без без ресурсов для модернизации. Попытки усилить вооружение или броневую защиту натыкались на перегруженную ходовую часть.

Переделанный танк легко отличить по наличию глушителей и лючкам в кормовой плите

Переделанный танк легко отличить по наличию глушителей и лючкам в кормовой плите

Одним из сдерживающих факторов развития Medium Tank M26 являлась его силовая установка. Мотор Ford GAF был вполне удачным, но когда у вас удельная мощность танка снижается с почти 15 л.с. на тонну до 10,7, с развитием дела обстоят не очень. Силовая установка на замену существовала: еще в июле 1943 года Continental получила задание на V-образный 12-цилиндровый мотор воздушного охлаждения для установки в танк. Мотор получил индекс Continental AV-1790 (A — воздушного охлаждения, V — V-образный, 1790 — объем, 1791,7 кубических дюймов, или 29,36 литров), впервые его использовали на опытных тяжелых танков T30. Также на тяжелых танках семейства T29/T30/T34 обкатали гидромеханический трансмиссионный блок CD-850-1 разработки Alisson. Работы по моторно-трансмиссионной группе шли тяжело, лишь в 1948 году удалось создать более-менее рабочую систему. Тогда же и родилась идея поставить комбинацию AV-1790+CD-850 в Medium Tank M26. Так родился Medium Tank T40, позже стандартизированный как Medium Tank M46. Машина серийная и повоевавшая, и даже оставившая свой след в советском танкостроении.

Третий пилотный экземпляр Medium Tank T40, октябрь 1949 года. Всего было выпущено 10 таких машин, с них и пошла нумерация Medium Tank M46

Третий пилотный экземпляр Medium Tank T40, октябрь 1949 года. Всего было выпущено 10 таких машин, с них и пошла нумерация Medium Tank M46

Первым экспериментом с новой моторно-трансмиссионной группы стал Medium Tank M26E2, вышедший на испытания в мае 1948 года. Его появлению предшествовало два расширенных совещания в Детройтском Арсенале, первое из которых состоялось 10-11 марта, а второе 6 апреля 1948 года. Посвящены они оказались развитию M26, соответственно, автором M26E2 оказался тот же Детройтский Арсенал. Опытный танк представлял тот же M26, но с мотором Continental AV-1790-1 и трансмиссионным блоком CD-850-1. В связи с тем, что новый мотор имел воздушное охлаждение, надмоторную плиту существенно переделали. Также появились массивные глушители, а также переделали кормовую плиту корпуса. Естественно, «прокачанный» M26 стал ездить быстрее: максимальная скорость с ограничителем стала равна той, что у обычного M26 являлась максимально возможной. Правда, происходили испытания не без проблем, поскольку и мотор, и трансмиссионный блок еще требовали доводки. Забегая вперед, следует отметить, что эти два ключевых элемента танка стали одними из главных источников головной боли. Особенно трансмиссионный блок.

Двигатель Continental AV-1790-3 и трансмиссионный блок CD-850-2, главное отличие T40 от M26. В дальнейшем часть M26 переделали в M46

Двигатель Continental AV-1790-3 и трансмиссионный блок CD-850-2, главное отличие T40 от M26. В дальнейшем часть M26 переделали в M46

Результаты испытаний M26E2 дали основание для дальнейших действий. 5 августа 1948 года Комитет по Вооружениям запустил программу по выпуску 10 образцов Medium Tank T40, которые, в дальнейшем, стандартизировались как Medium Tank M46. То есть индекс T40 сразу же предполагалось использовать как временный индекс. Казалось бы, при таком решении первый опытный образец Medium Tank T40 должен появиться очень быстро, но нет. Между принятием решения по выпуском и непосредственно выпуском прошел почти год. Первый T40 был сдан Детройтским Арсеналом летом 1949 года. Наиболее вероятной причиной такой задержки стали те самые мотор с трансмиссионным блоком. На танк ставился двигатель Continental AV-1790-3 и трансмиссионный блок CD-850-2. По опыту эксплуатации M26 чуть модернизировали ходовую часть, в связи с чем появился небольшой каток между крайним задним опорным катком и ведущим колесом. На кормовом листе появился короб под полевой телефон, а орудие M3 заменили на M3A1, которое легко отличить по наличию эжектора и однокамерного дульного тормоза. Надо сказать, что появлению орудия M3A1 предшествовали попытки поставить что-то более мощное, но с вооружением чего-то пошло не так.

В кормовой части корпуса появился полевой телефон, характерная деталь американских послевоенных боевых машин

В кормовой части корпуса появился полевой телефон, характерная деталь американских послевоенных боевых машин

По большому счету, стандартизация T40 авансом, как и присвоение имени Patton, являлись вынужденной мерой. Во-первых, американский танкопром уже третий год топтался на месте, даже у французов «бумажные» работы выглядели куда более бурными. Не говоря уже об англичанах, у которых Centurion плюс-минус получился. Во-вторых, в июне 1948 года началась блокада Западного Берлина, которая привела к обострению отношений между бывшими союзниками. И вот тут американские военные обнаружили, что самой совершенной разработкой является попытка модернизации M26, который еще в конце войны уже не очень соответствовал требованиям по броневой защите, подвижности и отчасти вооружения. 16 декабря 1948 года Комитет по Вооружениям утвердил разработку нового среднего танка, который получил обозначение Medium Tank T42. Но когда эта машина пойдет в серию, вопрос открытый, так что иного пути, как запустить в серию модернизированный M26, не осталось.

Танк с серийным номером 16, фактически 6-й серийный M46

Танк с серийным номером 16, фактически 6-й серийный M46

Согласно первоначальному плану, предполагалось изготовить 800 новых танков. Первый из них был готов к ноябрю 1949 года, выпускались они Детройстким Арсеналом. При этом регистрационные и серийные номера являлись продолжением T40. Предсерийные машины имели номера 1-10 и регистрационные номера U.S.A.30162856-30162865, а первый «официальный» M46 имел серийный номер 11 и регистрационный номер U.S.A.30162866. Внешние отличия шасси от T40 оказались минимальными: вместо квадратных лючков в кормовой части корпуса теперь стояли круглые. Больше отличий оказалось по башням, причем часть из них заложилась еще на стадии T40. Речь шла о появлении над перископическим прицелом наводчика ограждения, на котором также имелось крепление вертлюга для пулемёта. На подвижной бронировке системы появились кожухи трубчатой формы, прикрывавшие от осадков амбразуры под телескопический прицел и спаренный пулемет. Серийный танк также получил измененную крышку лючка выброса гильз, переделанное крепление запасных траков, также убрали крепление тюков с личными вещами с правого борта башни (да и то, не сразу). Все эти изменения, впрочем, не являлись глобальными. Более важным изменением стала установка моторов Continental AV-1790-5 и трансмиссионных блоков CD-850-3. Последний, к слову, продолжали дорабатывать, поэтому позже появился блок CD-850-4. Также имелось отличие в массе. Танк «дорос» до 44 тонн, что явно не понравилось ходовой части.

Один из последних M46, скорее всего, уже M46A1

Один из последних M46, скорее всего, уже M46A1

Поскольку существенных различий по корпусу и башням между M26 и M46 не наблюдалось, появилась идея модернизировать «Першинги» до уровня новинки. Объем модернизации оказался впечатляющим — 1215 штук. Но это, как и планы по выпуску базовой машины, немного не пересекались с реальностью. Во многом изменение планов оказалось связано с начавшейся 25 июня 1950 года войной в Корее. Вместе с тем, война была не единственной причиной. Развитие темы Medium Tank M42, он же 90 mm gun tank T42, привело к идее создания помеси этой машины с M46. Шасси старое, башня новая. 1 ноября 1950 года такая помесь была стандартизирована как 90 mm gun tank M47, а с июля следующего года начался ее серийный выпуск. M47 также стал промежуточным звеном, но боевая эффективность и надежность оказалась выше M46. Поэтому весь объем выпуска M46, включая и модернизацию M26, составил 1160 танков. Из них 360 штук относилось к версии M46A1. Отличалась она мотором Continental AV-1790-5B, трансмиссионным блоком CD-850-4, а также улучшением рядов агрегатов, включая тормоза, системы пожаротушения и охлаждения. Для сравнения, M47 сдали 8576 штук.

Продольный разрез M46

Продольный разрез M46

M46, который с ноября 1950 года стал именоваться как 90 mm gun tank M46, стал не только самым малочисленным в семействе. Он во многом получился и самым несчастливым. Причина прозаична: калейдоскоп вариантов мотора и трансмиссионного блока прямо намекают на непростую ситуацию с ними. По большому счету, до конца их довели в 1951 году, а то и позже. Обкатывать же агрегаты пришлось на серийном M46, при этом машина, с известными проблемами, спустя чуть больше полугода после начала выпуска, уехала на войну. 8 августа 1950 года в Южной Корее оказались первые M46, входили они в состав 6-го танкового батальона. Далее количество этих машин неуклонно росло. Тем не менее, ни M46, ни M26 не стали основными танками американской армии и морской пехоты. Рабочими лошадками оказались старые добрые M4A3E8. Да и общий «настрел» M46 составлял менее 20 Т-34-85, причем непосредственно от огня северокорейских танков погибло 8 танков. И это при том, что Т-34-85 явно уступал американскому танку.

Серийный танк легко определить по круглым лючкам в корме корпуса

Серийный танк легко определить по круглым лючкам в корме корпуса

Собственно говоря, главным врагом M46 являлся он сам. Если в конце Второй мировой вместе с T26E3 действовали хорошо организованные ремонтные бригады, которые частично нивелировали имевшиеся проблемы, то в Корее понадобились «рабочие лошадки». То есть танки, которые обладали высокой надежностью и неприхотливостью. Так вот, ни M26A1, ни M46 таковыми не являлись. Признавая высокую подвижность «Паттона», шла откровенная ругань на его надежность. Для понимания сути проблемы, на механические проблемы приходилось 60% потерь. Причем M26 был не сильно лучше своего потомка. На этом фоне можно представить, что было с надежностью T26E3 во время войны.

Дважды трофей. Отбитые обратно M46, которые ранее были захвачены китайскими добровольцами

Дважды трофей. Отбитые обратно M46, которые ранее были захвачены китайскими добровольцами

А еще M46 ел горючее, как не в себя. Собственно говоря, что Heavy Tank T26E3 «очень много кушать», указывали и наши испытатели в 1945 году. При езде по проселку расход топлива составлял 685 литров на 100 километров. А тут более тяжелый танк с более мощным мотором. Так вот, запаса топлива хватало всего на 130 км пути. Объем бака 878 литров, езда по шоссе. Что там творилось при езде по проселку, можно только догадываться. Наконец, «Паттонам» сильно не повезло. 25 октября в войну полуофициально вступил Китай. Формально воевали добровольцы, но все всё прекрасно понимали. В конце ноября 1950 года китайцы перешли во второе наступление, которое привело к тяжелому поражению войск ООН. Под раздачу попал и упомянутый выше 6-й танковый батальон. Часть танков оказалось захвачено прямо на эшелоне.

Тот самый танк, что ныне стоит в Кубинке

Тот самый танк, что ныне стоит в Кубинке

Среди них оказался и танк с серийным номером 294 и регистрационным номером U.S.A.30163150. Это 284-й серийный M46, его изготовили в 1950 году. В 2000-х годах этот танк покрасили в «тигриный» камуфляж, который, к слову, как раз принадлежал 6-му танковому батальону. Но появился он позже, а конкретно эта машина была «скучной», тем более что ее фотографии сохранились. Танк был захвачен без боевых повреждений, далее его передали советской стороне, после чего он оказался в Кубинке. Вместе с ним туда попало и некоторое количество других боевых машин, основная часть которых сохранилась до наших дней.

Конструкция трансмиссии вызвала в СССР большой интерес. Так получилось, что трофей оказался в тот момент, когда у нас вовсю шли работы по гидромеханической трансмиссии

Конструкция трансмиссии вызвала в СССР большой интерес. Так получилось, что трофей оказался в тот момент, когда у нас вовсю шли работы по гидромеханической трансмиссии

Непосредственно сам танк большого интереса не вызвал, поскольку он, в основном, повторял T26E3. Этот танк в Советском Союзе знали хорошо, причем мнение о нем оказалось не особо высоким. Дело в том, что позиционирование американцами его как тяжелого танка стало причиной сравнения его именно с тяжелыми боевыми машинами. А вот тут явно наблюдалась беда. Что же касается M46, то он и у нас проходил как средний. Самый большой интерес вызвал даже не мотор, а гидромеханическая трансмиссия. Ее очень высоко оценили, особенно на фоне уже имевшихся в наличии образцов, которые ставились на GMC T70 и T26E3. О той драме, которая творилась вокруг трансмиссионного блока CD-850, у нас, естественно, не знали.

К вопросу о том, насколько трансмиссия ВНИИ-100 была копией M46. Определенные выводы сделали, в дальнейшем кое-что использовали, но не более того

К вопросу о том, насколько трансмиссия ВНИИ-100 была копией M46. Определенные выводы сделали, в дальнейшем кое-что использовали, но не более того

Трофейный танк имел определенное влияние на развитие советского танкостроения. Дело в том, что ВНИИ-100 еще до захвата M46 вело работу по гидромеханической трансмиссии. Базой для нее выступали уже упомянутые GMC T70 и T26E3. В апреле 1951 года состоялось рассмотрение проекта гидромеханической трансмиссии для Объекта 730. Появление трофея изменило ситуацию. Работы по изготовлению двух образцов гидромеханической трансмиссии разработки ВНИИ-100 застопорились, поскольку поскольку потребовалось время на изучение нового образца. Вместо 4-го квартала 1951 года, как предполагалось в тематическом плане по опытным работам, создание двухпоточной гидромеханической трансмиссии затянулось более чем на год.

Нынешнее состояние трофея из Кореи

Нынешнее состояние трофея из Кореи

Итогом этих самых работ стал опытный тяжелый танк Объект 266. Обычно указывается, что базой для создания танка был Т-10, но это не так. На самом деле опытный танк переделали из даже не ИС-8, а из ИС-5. Танк с серийным номером 5002Н001, изготовленный в феврале 1950 года, дожил до наших дней. Тема гидромеханической трансмиссии велась до конца 50-х годов, в итоге ее забросили по целому ряду причин. В том числе, внимание, это и повышенный расход топлива. То, что использование ГМТ приводит к таким проблемам, было известно еще во время войны. НИИ-100 отчасти проблему победило, используя и опыт изучения трофея из Кореи. Тем не менее, по финалу от ГМТ отказались.

А это Объект 266, при разработке его трансмиссии учитывалось изучение трансмиссии M46

А это Объект 266, при разработке его трансмиссии учитывалось изучение трансмиссии M46

Танк, ставший отчасти прародителем советской двухпоточной гидромеханической трансмиссии, занял своё место в музее при полигоне. Ныне это Технический центр парка «Патриот». Стоит танк в павильоне №6, а неподалеку от него, в павильоне №1, находится тот самый Объект 266.

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bolshoi-trofeinyi-amerikanec-iz-korei-60f419d5116f4228d0072063

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account