Юрий Пашолок. Большая пушка для среднего американского электротанка
История Medium Tank T25, дальнейшего развития американского среднего танка T23
Одна из важнейших задач при проектировании танков — это сделать так, чтобы к моменту начала выпуска ваша боевая машина не устарела. Во времена бурного развития бронетанковой техники это оказалось совсем непросто, особенно во время Второй мировой войны. Поэтому не стоит удивляться тому, что еще не принятую на вооружение боевую машину начинали дорабатывать, особенно это касалось броневой защиты и вооружения. Порой подобные доработки приводили к тому, что работы по машине затягивались, а то и вовсе прекращались, поскольку время оказывалось упущенным.
В конце мая 1942 года Комитет по Вооружениям утвердил работы по созданию среднего танка, который должен был заменить Medium Tank M4. Данная боевая машина получила обозначение Medium Tank T20. Вскоре T20 стал разрастаться с точки зрения вариантов вооружения, а осенью 1942 года появились T22, с механической трансмиссией, а также T23, с электромеханической трансмиссией. «Электротанк» оказался самым удачным, 6 мая 1943 года было принято решение об изготовлении 250 серийных Medium Tank T23. Но в тот же день Комитет принял решение изготовить еще 50 танков, вооружённых 90-мм пушками. 40 из них изготовлялось с той же толщиной брони, что и Medium Tank T23. Первоначально они именовались Medium Tank T23 equipped with 90 mm gun. Вскоре индекс сменился на Medium Tank T25.
Для американских военных не было секретом, что развитие танкового вооружения, а также броневой защиты, не стоит на месте. Особенно во время большой войны. Надо сказать, что Medium Tank T20 получил вполне приличное орудие. 76-мм танковая пушка M1A1, разработанная на базе зенитной системы, обладала приличной огневой мощью. Она волне справлялась и с бронёй тяжелых танков. Вместе с тем, ту же самую пушку M7 пытались поставить не просто так, поскольку она была более мощной системой (M1A1 пришлось укорачивать). При этом еще во второй половине 1942 года на горизонте появилась новая система, также с баллистикой зенитного орудия.
В конце 30-х годов американские военные начали эксперименты с зенитными орудиями более крупного калибра. Выбор пал на 90 мм, такой калибр применяли французы. И если их зенитка Canon de 90 mm CA Modèle 1939 была выпущена в крайне скромных объёмах, то американское 90-мм орудие M1A1 изготовили больше 7,5 тысяч штук. Причем данная система изначально разрабатывалась как орудие двойного назначения, то есть и для ведения огня по наземным целям. Существовала даже специальная версия орудия, M2, которую создали с учетом использования как противотанкового средства. На этом фоне вопрос появления танковой версии системы был делом времени.
Первым опытом установки 90-мм пушки стала весьма неказистая САУ 90-mm Gun Motor Carriage T53. Быстро стало понятно, что необходима специальная, танковая версия системы. Таковую, получившую обозначение T7, разработал артиллерийский арсенал Уотервлиет. В октябре 1942 года Комитет по Вооружениям санкционировал работы по установке системы в Heavy Tank T1E1, а также GMC M10. Первым орудие прописалось в САУ, благо что T7 довольно легко вставала в орудийную установку T5. Выяснилось, что поставить можно, но требуется переделка башни, поскольку она стала сильно неуравновешенной.
До определенного момента приоритетом установки T7 оставался Heavy Tank T1E1, но боевые действия в Северной Африке показали — нужна более эффективная пушка. Особенно для борьбы с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. К тому же Heavy Tank T1E1 оказался не у дел. В результате и появилось предложение ставить 90-мм орудие в башню T23. Впрочем, сразу становилось понятно, что на самом деле понадобится совершенно новая башня. При этом работы по программе Medium Tank T25 шли в кильватере Gun Motor Carriage T71, которую стали разрабатывать раньше. Активизация работ по T25 началась в июле 1943 года, для отработки технических решений изготовили макет танка, взяв за основу макет T22.
Концепция Medium Tank T25 предполагала «танк по-быстрому», то есть тот же T23, только с новой башней и орудием. На этом фоне оптимистично предполагалось, что боевая масса танка составит 72000 фунтов, то есть 32659 кг. Но это подсчеты еще до постройки серийного танка, да и опытный T23 имел массу 32885 кг. Очевидно, что новая башня и орудие будут тяжелее. А дальше наступила осень 1943 года, и огромные проблемы, с которыми столкнулись при войсковой эксплуатации Medium Tank T23. Помимо ситуации с обеспечением обслуживания и защиты электромеханической трансмиссии, вылезла проблема с ходовой частью. Танк, чья боевая масса достигла 33566 кг, получился перегруженным. Опорные катки «вылетали» очень быстро.
В результате сложилась ситуация, при которой T25, заведомо более тяжелый, было бессмысленно изготовлять без переделки ходовой части. А еще становилось всё очевиднее, что электромеханическая трансмиссия является не лучшим вариантом. В результате контракт переиграли. Вместо 40 Medium Tank T25 было решено строить 2 танка по исходной концепции, но с переделкой ходовой части. Она стала жизненно необходимой, поскольку реальная масса танка явно была в районе 80000 фунтов (36287 кг). Контракт на 40 танков сохранялся, но теперь они делались с трансмиссией по типу Medium Tank T20 (планетарная КПП Alisson Torqmatic с гидротрансформатором) и торсионной подвеской. Данный вариант получил обозначение Medium Tank T25E1, он достоин отдельного рассказа.
Что же касается двух образцов Medium Tank T25, которые всё же одобрили выпускать, то они являлись скорее резервным вариантом. Поскольку технически они были схожи с T23, на них обкатывались агрегаты, которые, в случае успеха, потом переставлялись на танки крупной серии. К тому же и к трансмиссии с планетарной КПП, а также гидротрансформатором, имелись вопросы, не говоря о том, что торсионная подвеска поначалу не отличалась надежностью. Самое главное, что получить такой танк можно было быстро. Уже 1 января 1944 года первый опытный образец T25 (регистрационный номер U.S.A. 30103053) изготовили на Детройтском Танковом Арсенале. Корпуса для этих танков изготовили на Midland Steel Corporation.
В целом корпус T25 был очень похож на T23, но ходовую часть полностью переиграли. И тут во многом помогла унификация по ходовой части с Medium Tank M4. Осенью 1943 года на испытания вышли образцы танка с переработанной подвеской HVSS и траками T66, чья ширина выросла до 584 мм. За счет модульной конструкции существенных переделок корпуса танка не требовалось, ровно такая же ходовая часть спокойно ставилась и на Medium Tank T25. Самое главное, что данная ходовая часть становилась серийной, то есть сохранялась унификация. При этом T25 получал ее первым, как наиболее нуждающийся. Рост массы до 80000 фунтов учитывал и рост массы ходовой части. На практике, правда, танк получила тяжелее — его масса составила 37335 кг.
Что же касается башни, то она была разработана если не с нуля, то уж точно имела мало общего с башней D82081. Аналогично GMC T71, башня T25E1, корпус которой отличали на General Steel Casting Company, собирали силами Chevrolet, получила развитую кормовую нишу. Похожим образом была реализована и орудийная установка T99, имевшая подвижную бронировку маски округлой формы. Толщина лобовой части башни выросла до 89 мм. От серийной башни было взято не так много деталей, например, башенки командира и заряжающего. За счет существенно изменившейся формы башни, которая сохранила штатный погон, 90-мм орудие T7 легко разместилось внутри. Самое главное, что при этом его можно было нормально заряжать.
После заводских тестов (за это время танк прошел 400 километров) первый пилотный образец T25 был отправлен на Абердинский полигон, случилось это 21 января 1944 года. Несмотря на рост массы, танк оказался очень близок по подвижности к T23. Самое главное, что новая ходовая часть получилась гораздо более надежной, чем VVSS. Она обеспечивала плавный ход, а заодно снизилось и удельное давление на грунт. Сами американские военные оценили подвеску HVSS выше, чем торсионную. Удивляться не стоит: на тот момент торсионную подвеску еще не довели до ума, да и трак у нее был уже.
Второй пилотный образец Medium Tank T25 задержался. Машина с регистрационным номером U.S.A. 30103054 была направлена в Форт-Нокс, на войсковые испытания, 29 апреля 1944 года. Она получилась тяжелее — боевая масса выросла до 38197 кг. Основной объем дополнительной массы пришелся на новые траки T80. Они имели совершенно иную конструкцию — из половинок, с прикручиваемым гребнем, более традиционными для траков Гарри Нокса соединителями пальцев и резиновыми подушками на рабочей поверхности. Увеличился и диаметр опорных катков. За счет доработок масса танка выросла на 416 кг.
Весьма изменилась и башня. С левой стороны появился лючок для выброса гильз, а на правом борту приварили корзину для тента и личных вещей. Больше изменений оказалось внутри. По опыту эксплуатации T23, было решено отказаться от подбашенной корзины. Вместо нее появились укладки в чемоданах, похожее решение позже реализовали на Medium Tank T23E3. За счет такого решения удалось немного увеличить боекомплект, хотя доставать унитары из чемоданов оказалось сложнее.
До Форт-Нокс машина не доехала — вместо этого ее направили на Абердинской полигон, где она также прошла ходовые испытания. В целом они дали схожие результаты. Впрочем, более тяжелый, но при этом более удачный трак T80 не остался незамеченным. Позже его доработанный вариант пошел в серию. Так что обе опытные машины оказались совсем не лишними. Они хорошо сработали как тестовые лаборатории, причем не только с точки зрения программы танков нового поколения, но и по теме ходовой части для Medium Tank M4.
На войсковые испытания второй образец попал, но позже — 28 сентября 1944 года. По их итогу переработанная ходовая часть, с подвеской HVSS и траками T80E1, была установлена на несколько Medium Tank T23. Испытания показали, что модернизированная ходовая часть явно пошла танкам на пользу. То есть идея обкатки T25 для доработки T23 сработала. Другое дело, что в 1945 году необходимости в отправке T23 на фронт уже не имелось. Там вовсю воевали совсем другие танки — Heavy Tank T26E3, которые в марте 1945 года стандартизировали как Medium Tank M26.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
-
источник: https://dzen.ru/a/ZnVEdxiWg2UUcjyF