Юрий Пашолок. Блокадная минометная повозка от ЛОНИТОМАШ

12
Юрий Пашолок. Блокадная минометная повозка от ЛОНИТОМАШ

Юрий Пашолок. Блокадная минометная повозка от ЛОНИТОМАШ

История бронированного носителя 82-мм миномета, созданного на базе грузовика ГАЗ-АА силами ЛОНИТОМАШ

Еще до того, как в 1905 году появился первый бронеавтомобиль, появились так называемые пулеметовозы. По сути речь шла о вооруженном автомобиле, нередко грузовом, с защитой в виде ружейного щитка. А порой и вовсе безо всякой защиты. Причины появления таких боевых машин прозаичны — резкое повышение мобильности. Сначала речь шла о пулеметах, но вскоре появились и самоходные пушки. Одними из первых механизацию получили зенитные орудия, причем это касалось и Русской Императорской Армии. Так на свет появились первые отечественные ЗСУ, причем отечественные в полном смысле. Базой выступил грузовой автомобиль «Руссо-Балт» Т. Отечественной оказалась и зенитная система — 76-мм зенитная пушка образца 1914/15 гг. Кроме того, кабина ЗСУ была защищена бронёй. Для своего времени удачная конструкция, жаль, что штучная. И это далеко не единственный пример колесных самоходных орудий РИА.

Самоходный миномет ЛОНИТОМАШ, лето 1942 года

Самоходный миномет ЛОНИТОМАШ, лето 1942 года

После революции и Гражданской войны работы по отечественным колесным САУ на некоторое время затихли. Но не прекратились. В конце 20-х годов появились первые предпосылки к созданию САУ. Поначалу речь шла о танковых шасси, но в начале 30-х годов подняли разговор об использовании шасси грузовых автомобилей. Использовались шасси американского грузовика Moreland (СУ-М, или СУ-12), далее для этих целей использовали ГАЗ-ТК (СУ-4), ЯГ-10 (29-К) и, наконец, ГАЗ-ААА (СУ-1-12). Наиболее массовыми оказались СУ-12 и СУ-1-12, суммарно их построили 99 штук. Больше того, СУ-1-12 еще и повоевали, случилось это в 1938 году во время конфликта в районе озера Хасан. Установка 76-мм полковой пушки на грузовое шасси не являлась идеальной, но зато получилась массовой. К началу Великой Отечественной войны эти машины почти списали, но история колесных САУ имела продолжение.

В переписке самоходный миномет проходил как "Машина №1"

В переписке самоходный миномет проходил как «Машина №1»

Начало Великой Отечественной войны не только заставило существенно нарастить объемы выпуска бронетанковой техники, но существенно повлияло на программу самоходной артиллерии. Вместо целого семейства специализированных САУ появились мобилизационные боевые машины. Кроме того, из небытия появились колесные боевые машины на базе грузовиков. Центром их разработки стал Ленинград. Создавались они силами нескольких предприятий. Наиболее известными стали бронированные грузовики Ижорского завода, но имелись и интересные разработки и у ЛОНИТОМАШ (Ленинградское отделение Научного инженерно-технического общества машиностроителей). В числе разработок были и самоходные минометы, созданные на шасси бронированных грузовиков ГАЗ-АА. О них и поговорим.

Внутри боевого отделения находилась платформа, имевшая круговой сектор обстрела

Внутри боевого отделения находилась платформа, имевшая круговой сектор обстрела

Работы по самоходному миномету база спецформирований при ЛОНИТОМАШ начала осенью 1941 года. Работы по данной теме возглавил воинженер 3-го ранга И.М. Кучер. Общее руководство работами осуществлял профессор А.И. Чистяков, который являлся начальником спецформирования ЛОНИТОМАШ. Предлагались различные варианты базы для самоходных минометов, включая и ЗИС-101. Впрочем, приоритетной, а заодно и наиболее доступной базой был ГАЗ-АА. 17 ноября 1941 года на Охтенском полигоне были проведены испытания самоходного миномета, вероятнее всего, всё же с использованием шасси ГАЗ-АА. Правда, при этом акт прилагался к предложению о самоходном миномете на базе ЗИС-101, так что всё возможно. В любом случае, концепция машины была та же самая.

С точки зрения маневренности огня платформа оказалась лучшим, создавалось по данной теме. Впрочем, на испытаниях летом 1942 года предпочтение отдали другой минометной установке

С точки зрения маневренности огня платформа оказалась лучшим, создавалось по данной теме. Впрочем, на испытаниях летом 1942 года предпочтение отдали другой минометной установке

На шасси машины устанавливался бронированный корпус, который состоял из двух частей — полностью бронированной кабины и открытого сверху боевого отделения. Конечно, особым изяществом бронекорпуса не отличались, но в целом защита выполнялась вполне эффективная. В разработках ЛОНИТОМАШ хорошо заметно влияние Ижорского завода, причем речь идет не только о пушечных броневиках, но и бронированных грузовиках. Подробностей об уровне защищенности корпусов и их массе нет. Вместе с тем, в расчетах по самоходному миномету на базе ЗИС-101 указывалась полная нагрузка в 2 тонны, что вполне похоже на правду. В эти 2 тонны входили на только бронекорпус, но и минометная установка с боеприпасами.

Внутрь можно было попасть несколькими способами, в том числе и воспользовавшись поручнями

Внутрь можно было попасть несколькими способами, в том числе и воспользовавшись поручнями

Внутри боевого отделения размещалась поворотная платформа, позволявшая вести круговой обстрел. По центру платформы крепился 82-мм миномет, а расчет сидел на сиденьях. Получившаяся конструкция чем-то напоминала платформу 37-мм зенитного орудия 61-К, вряд ли это случайность. Также в боевом отделении размещался боезапас и сиденья для расчета, которые использовались в походном положении. Согласно описанию, в случае выхода машины из строя существовала возможность снять миномет и использовать его с земли.

Машина №1 и ее расчет в боевом положении

Машина №1 и ее расчет в боевом положении

Из всех самоходных минометных установок, которые разрабатывались у нас во время войны, конструкция ЛОНИТОМАШ оказалась наиболее совершенной. Во-первых, за счет платформы обеспечивалась высокая маневренность огня. Во-вторых, боевая машина обеспечивала защиту расчету от пуль и осколков снарядов. С учетом того, что самоходным минометам приходилось действовать в непосредственной близости от противника, важный момент. Также следует отметить, что машина отличалась высокой степенью проработки.

Маневренность оказалась вполне достаточной

Маневренность оказалась вполне достаточной

Самый главный момент заключался в том, что бронированный самоходный ЛОНИТОМАШ не являлся опытным изделием. Вопреки иногда всплывающей информации, что построили всего одну машину, точно можно говорить о мини-серии. На снимках всплывает несколько таких самоходных минометов, вероятнее всего, сделаны они были где-то в конце 1941-начале 1942 года. В более поздний период необходимость в подобных эрзацах отпала. Тем не менее машины эти мелькают в самые разные временные периоды.

А вот открытые створки моторного отделения вызывают вопросы по поводу теплового режима мотора

А вот открытые створки моторного отделения вызывают вопросы по поводу теплового режима мотора

Один из построенных самоходных минометов, который проходил под незамысловатым обозначением «машина №1», проходил испытания в период с 26 по 29 июня 1942 года. Одновременно испытывался еще один самоходный миномет. Представлял он собой обычную «полуторку» с тумбовой установкой 45-мм морской пушки 21-К, на которую вместо ствола установили трубу 82-мм миномета БМ-37. Проводились эти испытания неслучайно: с начала 1942 года тема самоходных минометов активно обсуждалась в ГАУ. Предлагались самые разные установки, включая и казнозарядные минометы. Есть мнение, что Артиллерийский Комитет ГАУ КА больше склонялся как раз к казнозарядным минометам, с ориентиром на стрельбу прямой наводкой. Какой в этом глубинный смысл, понять сложно, но тем не менее.

На испытания машина везла и состав комиссии. Набилось в нее приличное число народа

На испытания машина везла и состав комиссии. Набилось в нее приличное число народа

Программа испытаний оказалась одинаковой для обеих машин. Они прошли 150 километров, причем в перегрузочном режиме. Вместо 5 человек в каждой из машин ехало по 12-15, поскольку самоходные минометы использовали для транспортировки комиссии и охраны места проведения испытаний. Вели себя машины как обычные «полуторки» с полной загрузкой, вполне уверенно преодолевая разбитый проселок. По результатам первого этапа испытаний были сделаны выводы, что ГАЗ-АА вполне годятся как база для установки 82-мм минометов. Вполне уверенно прошли и огневые испытания. С «машины №1» было произведено 48 выстрелов на дистанцию 700 метров. Они показали, что платформа ГАЗ-АА вполне годится для подобных целей.

Экипаж исходно был 5 человек, далее решили, что четырех достаточно

Экипаж исходно был 5 человек, далее решили, что четырех достаточно

В выводах комиссии более удачной посчитали «машину №2», как более легкую и удобную для стрельбы. С другой стороны, на машине №1 имелась возможность оперативно снять миномет и использовать его с земли. Так или иначе, но обе машины рекомендовали к запуску в серию. За это высказывался и генерал-майор Г.Ф. Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта. Но вердикт Артиллерийского комитета ГАУ КА оказался отрицательным, причем некоторые пункты выводов выглядели нелепо. Особенно с учетом продвижения казнозарядных минометов, ведущих огонь прямой наводкой. Так или иначе, но к 1943 году самоходные минометы ЛОНИТОМАШ однозначно использовались не по прямому назначению. Их можно встретить на снимках 1943-44 годов, но уже как бронетранспортеры. Что же касается автора самоходного миномета, то гвардии военинженер 3-го ранга И.М. Кучер, после излечения от ранения, с 1943 года служил в 5-й гвардейской минометной бригаде помощником по технической части.

Бывший самоходный миномет, переделанный в БТР

Бывший самоходный миномет, переделанный в БТР

Финал истории с ленинградскими самоходными минометами выглядит слегка нелепо, впрочем, примеров недальновидности Арткома ГАУ по самоходной артиллерии более чем хватает. Кроме того, есть немалое число примеров, когда минометы ставили в грузовики безо всякого ведома Арткома ГАУ. Удивляться подобному не стоит, артиллерийское командование в ряде стран отличалось чрезмерным консерватизмом. То, что иногда надо не запрещать, а возглавлять, им явно никто не говорил.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАКФД
      3. Память Народа

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/blokadnaia-minometnaia-povozka-ot-lonitomash-623eace5ab6f582bd079f016?&

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account