Юрий Пашолок. Безбашенный швед

13
Юрий Пашолок. Безбашенный швед

Юрий Пашолок. Безбашенный швед

Статья Юрия Пашолока с сайта WARSPOT.

В середине 50-х годов шведское танкостроение находилось на перепутье. Шведским военным был необходим танк, максимально подходящий для особенностей местного театра боевых действий. Этот танк должен был сочетать в себе сравнительно небольшие габариты и массу, очень мощное вооружение, хорошее бронирование и возможность быстро перемещаться по полю боя.

Довольно долгое время шведские танкостроители работали над тяжёлым танком, более известным как KRV. Получилась крайне неординарная машина, которая должна была иметь 150-мм пушку с автоматом заряжания, размещавшуюся в башне, напоминающей французский AMX 50. Проект получился слишком тяжёлым и слишком дорогим, потому дело закончилось постройкой опытных образцов шасси без башен. Дешевле оказалось купить у англичан танки Centurion Mk.3, принятые на вооружение как Strv 81. Впрочем, «Центурионы» устраивали заказчиков далеко не по всем показателям. Эти танки по размерам и массе соперничают с KRV, при этом даже более поздние Strv 101 (Centurion Mk.10), закупленные в 1958 году и имевшие боле мощную 105-мм пушку L7, не в полной мере устраивали шведов по огневой мощи.

Работу над новым перспективным танком возглавил Свен Берге. Первые эскизы самого известного шведского танка датированы 1956 годом. К 1957 году были подготовлены 3 варианта перспективной машины:

      1. Strv A (Танк А), танк массой 42,5 тонны, хорошо бронированный, с автоматом заряжания, по своим размерам сопоставимый с американским M60 и довольно медленный.
      2. Strv T (Танк T), боевая машина массой 32,5 тонны, по своей концепции схожая с Leopard 1. Энероговооружённость предполагалась на уровне 25–30 л.с. на тонну, но при этом бронирование не превышало 75 мм.
      3. Strv S (Танк С), совершенно новая концепция танка, лишённого башни. Боевая масса оценивалась в 30 тонн, при этом за счёт очень низкого силуэта обеспечивался высокий уровень бронезащиты.

В итоге концепция Strv S была выбрана как наиболее подходящая. В том же 1957 году начались работы по изготовлению элементов нового танка, которые испытывались на разных машинах. В 1959 году к испытаниям присоединился опытный образец KRV, с которого сняли по два опорных катка с каждой стороны, одновременно установив в носовой части 105-мм пушку. Кстати говоря, опыт работы по KRV максимально использовался при разработке Strv S.

К 1961 году облик нового танка окончательно сформировался. Был изготовлен полноразмерный деревянный макет, а чуть позже появился первый прототип — Strv S1. Он был, скорее, тестовой лабораторией для отработки главной изюминки танка – активной подвески, благодаря которой Strv S мог обходиться без механизмов наведения по вертикали. Кроме того, активная подвеска позволяла танку «приседать», что было очень важно в условиях шведского рельефа местности. Strv S мог спрятаться за невысокой каменной оградой, коих до сих пор очень много в Швеции.

Strv S2 появился в конце 1962 года. Второй прототип был уже не тестовой лабораторией, а полноценной боевой машиной, на которой все идеи безбашенного танка испытывались в полной мере. Вооружён первый полноценный прототип был 105-мм пушкой L7, позднее её заменили на 105-мм пушку Bofors с увеличенной до 62 калибров длиной ствола. Пушка оснащалась автоматом заряжания. Первоначально предполагалось, что Strv S получит дистанционно управляемую пулемётную установку на крыше, но уже на Strv S2 её не было, а на более поздних машинах её заменили на спарку курсовых пулемётов в носу танка.

В качестве силовой установки танк получил комбинацию дизельного двигателя Rolls-Royce K60 и газовой турбины Boeing GT502. Толщина лобовой брони составляла 40 мм — на первый взгляд, очень мало, но достаточно взглянуть, под каким углом она расположена, и все вопросы отпадут. Ещё одной особенностью танка, пошедшего в серию под индексом Strv 103, являлось то, что он был амфибией. Плавучесть достигалась за счёт устройства, очень похожего на английский Duplex Drive конструкции Николаса Штраусслера, применявшийся на танках Valentine и Sherman. Одним словом, получилась крайне интересная и оригинальная боевая машина, отлично подходящая для тех мест, где ей предстояло воевать.

До настоящего времени сохранилось два опытных образца Strv S. Танк, которому посвящён этот материал, находится на въезде в одну из воинских частей к югу от шведского города Карлсборг. Ввиду того, что часть действующая, доступ к танку затруднён, и попасть к нему можно только в выходные дни. Ещё один прототип долгое время располагался на территории фабрики, где утилизируется шведская военная техника. В конце сентября танк занял почётное место возле музея Beredskapsmuseet севернее Хельсингборга. Прототипы немного отличаются друг от друга, причём какой из них S1, а какой S2, толком не знают даже шведские историки. В ходе постаментирования некоторые навесные элементы на обеих машинах были утрачены, а также заварены воздухозаборники.

А теперь познакомимся с Strv S поближе.

Strv S отличается не только от серийных Strv 103, но даже от Strv 103 установочной серии. Даже форма корпуса опытных машин несколько иная. С правой стороны видна характерная «ступенька», за которой находится глушитель. По центру находилась большая фара, по бокам габаритные фонари (аналогичные фонари сохранились в кормовой части танка). С левой стороны верхнего лобового листа размещался короб с двумя курсовыми пулемётами. Ящик утрачен, но на танке остались следы его размещения.

С левой стороны Strv S больше похож на серийную машину, тем не менее, различий всё равно довольно много. Особенно сильно прототип отличается в кормовой части. Кроме того, в районе ведущего колеса у серийной машины есть выемка, которой нет у прототипов.

Изначально на Strv S устанавливалась английская 105-мм пушка L7, позже вместо неё поставили 105-мм пушку Bofors с увеличенной до 62 калибров длиной ствола. Именно она сейчас и стоит на обоих прототипах.

Кормовая плита перекочевала на серийные танки без изменений. Широкие люки предназначались для загрузки боекомплекта. Сверху виден маленький лючок, через который выбрасывалась стреляная гильза.

Характерной деталью Strv S был нижний лобовой лист с широкими выступами-отбойниками перед гусеничными лентами. Также на прототипах заметно выступали кожухи бортовых передач. Уже на танках установочной серии выступы исчезли, а кожухи стали заметно меньше. Кроме того, рымы перекочевали с верхнего на нижний лобовой лист, поскольку они мешали установке устройства для преодоления водных преград.

Согласно официальной версии, ходовая часть Strv S во многом унифицирована с тяжёлым танком KRV. Это не так – фактически с KRV взяли только траки. Ведущие колёса и ленивцы создали с нуля (при этом ленивцы перекочевали на Strv 103 установочной партии), а опорные катки взяли с английского танка Centurion, который поставлялся в Швецию со второй половины 50-х годов. Помимо упрощения производства, этим решением преследовалась и унификация.

Трак, без изменений перекочевавший с тяжёлого танка KRV. Уже на танках установочной партии появился новый трак, оснащённый резиновой подушкой и более подходящий для езды по заасфальтированным дорогам.

На серийном Strv 103 верхний лобовой лист имеет мало общего с Strv S. С прототипов перекочевали схема размещения пушки и общая концепция размещения люков доступа к двигателю, а также установка курсовых пулемётов. Слева и справа от пушки находятся большие люки, через которые осуществлялся доступ к силовым установкам. У Strv 103 эти люк заметно меньше. Также для прототипов характерны смотровые приборы, установленные на стыке верхнего лобового листа и крыши.

Не менее серьёзные различия наблюдаются и на крыше корпуса. С Strv 103 прототип роднит размещение экипажа и его люков, в остальном же различия довольно большие. Особенно сильны различия в кормовой части крыши.

Командирская башенка была взята с бронетранспортёра Pbv.301. Изначально её хотели установить без изменений, то есть вместе с дистанционной управляемой установкой 20-мм автоматической пушки M/45B. Такая схема сохранялась на макете Strv S, но в итоге от автоматической пушки отказались. Командирская башенка перекочевала на Strv 103 установочной партии, позже ее заменили на более совершенную конструкцию.

Ещё одним характерным решением Strv S является использование раздельных люков для механика-водителя и его помощника. Уже на первых Strv 103 от такой конструкции отказались и сделали один большой люк с хитрой системой поднимания-закрывания.

Детальный фотообзор

Объективный взгляд: 43 фотографии танка Strv S

Сегодня Warspot опубликовал статью об истории создания шведского опытного безбашенного танка Strv S, ставшего прототипом знаменитого Strv 103. Сохранилось всего два экземпляра Strv S, а количество их фотографий в интернете минимально. Чтобы раскрыть тему во всей полноте, предлагаем ознакомиться с детальным авторским фотообзором прототипа. Снимки сделаны в августе 2015 года неподалёку от шведского Карлборга.

Безбашенная компоновка с жёстко закреплённым орудием оказала значительное влияние на облик уникальной боевой машины. Особый интерес представляют отличия от серийных Strv 103, которых, не смотря на несомненное сходство, довольно много.

Strv S на постаменте возле въезда в одну из шведских частей

Strv S на постаменте возле въезда в одну из шведских частей

Несмотря на то, что это памятник, ствол законсервирован

Несмотря на то, что это памятник, ствол законсервирован

Хорошо видно, что корпус танка не отличается особой симметричностью

Хорошо видно, что корпус танка не отличается особой симметричностью

Серийный Strv 103 сильно другой, но фамильные внешние особенности налицо

Серийный Strv 103 сильно другой, но фамильные внешние особенности налицо

Кормовая часть у Strv S проще, чем у серийного танка

Кормовая часть у Strv S проще, чем у серийного танка

За большим люком скрывается механизм заряжания

За большим люком скрывается механизм заряжания

Правый борт – снова к вопросу о симметричности корпуса

Правый борт – снова к вопросу о симметричности корпуса

105-мм пушка Bofors L/62

105-мм пушка Bofors L/62

Как и английская L7, прародитель Bofors L/62, орудие оснащалось эжектором

Как и английская L7, прародитель Bofors L/62, орудие оснащалось эжектором

Большое пятно на лобовом листе слева по ходу движения – место крепления ящика с курсовыми пулемётами

Большое пятно на лобовом листе слева по ходу движения – место крепления ящика с курсовыми пулемётами

Справа по ходу движения должен был крепиться ящик ЗИП. Что характерно, места для его крепления присутствуют

Справа по ходу движения должен был крепиться ящик ЗИП. Что характерно, места для его крепления присутствуют

Буксирные рымы на верхнем лобовом листе – характерная особенность Strv S

Буксирные рымы на верхнем лобовом листе – характерная особенность Strv S

Ещё одна характерная деталь – смотровые приборы

Ещё одна характерная деталь – смотровые приборы

Смотровой прибор механика-водителя

Смотровой прибор механика-водителя

Стык верхнего лобового листа и крыши башни выглядит довольно грубо

Стык верхнего лобового листа и крыши башни выглядит довольно грубо

Носовая балка со скосами перекочевала на серийный Strv 103

Носовая балка со скосами перекочевала на серийный Strv 103

Ещё одна особенность Strv S – массивный отбойник перед кожухом бортовой передачи

Ещё одна особенность Strv S – массивный отбойник перед кожухом бортовой передачи

Кормовая часть крыши Strv S богата на различные детали, даже с учётом постаментирования

Кормовая часть крыши Strv S богата на различные детали, даже с учётом постаментирования

Габаритные огни получились тривиальными – это сдвоенные стандартные габаритки, использовавшиеся ещё со Strv M/38

Габаритные огни получились тривиальными – это сдвоенные стандартные габаритки, использовавшиеся ещё со Strv M/38

От повреждений габаритные огни защищает кожух

От повреждений габаритные огни защищает кожух

Люки для загрузки укладок механизма заряжания. Да, укладок у Strv S и Strv 103 больше одной

Люки для загрузки укладок механизма заряжания. Да, укладок у Strv S и Strv 103 больше одной

Для памятника задняя светотехника у Strv S неплохо сохранилась

Для памятника задняя светотехника у Strv S неплохо сохранилась

Глушитель, защищённый спереди «ступенькой»

Глушитель, защищённый спереди «ступенькой»

Отверстия в районе ходовой части – следы амфибийного устройства, которое испытывалось на прототипах

Отверстия в районе ходовой части – следы амфибийного устройства, которое испытывалось на прототипах

Ходовая часть Strv S и Strv 103 состоит из 4 опорных катков, ленивца и ведущего колеса

Ходовая часть Strv S и Strv 103 состоит из 4 опорных катков, ленивца и ведущего колеса

6-спицевое ведущее колесо без изменений использовалось на Strv 103 вплоть до последних версий танка

6-спицевое ведущее колесо без изменений использовалось на Strv 103 вплоть до последних версий танка

Подобный тип ленивца использовался на Strv 103 установочной партии и Strv 103A

Подобный тип ленивца использовался на Strv 103 установочной партии и Strv 103A

Опорные катки были позаимствованы у Strv 81, он же Centurion Mk.3

Опорные катки были позаимствованы у Strv 81, он же Centurion Mk.3

Траки шириной 670 мм без изменений перекочевали с тяжёлого танка KRV

Траки шириной 670 мм без изменений перекочевали с тяжёлого танка KRV

Траки с внутренней стороны

Траки с внутренней стороны

В виду низкой посадки в стояночном положении снимать днище у Strv S весьма затруднительно

В виду низкой посадки в стояночном положении снимать днище у Strv S весьма затруднительно

Во избежание мародёрства створки моторного отделения хорошо заварены

Во избежание мародёрства створки моторного отделения хорошо заварены

Створки люков доступа к МТО заметно больше, чем у Strv 103

Створки люков доступа к МТО заметно больше, чем у Strv 103

Подобная схема установки пушки использовалась на всех Strv 103 по версию B включительно

Подобная схема установки пушки использовалась на всех Strv 103 по версию B включительно

Крыша корпуса выглядит отнюдь не пустой

Крыша корпуса выглядит отнюдь не пустой

Командирская башенка и смотровой прибор командира

Командирская башенка и смотровой прибор командира

Заметно, что пространство вокруг места командира буквально забито различными лючками

Заметно, что пространство вокруг места командира буквально забито различными лючками

Глушитель, вид сверху

Глушитель, вид сверху

Как и на Strv 103, механик-водитель и его помощник сидят спина к спине

Как и на Strv 103, механик-водитель и его помощник сидят спина к спине

Раздельные люки механика-водителя и его помощника – ещё один элемент, присущий Strv S

Раздельные люки механика-водителя и его помощника – ещё один элемент, присущий Strv S

Кормовая часть крыши Strv 103 сделана заметно проще

Кормовая часть крыши Strv 103 сделана заметно проще

На серийном Strv 103 такого выступа не наблюдается

На серийном Strv 103 такого выступа не наблюдается

Одно из немногих мест на крыше, где нет изобилия лючков. Почти нет

Одно из немногих мест на крыше, где нет изобилия лючков. Почти нет

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account