Юрий Пашолок. Беспилотная САУ на челябинской универсальной гусеничной платформе

3

Юрий Пашолок. Беспилотная САУ на челябинской универсальной гусеничной платформе

Рассказ об опытном образце 122-мм беспилотного САО «Клевер» на универсальной платформе МТС-1500 SC, одной из новинок международного военно-технического форума «Армия-2024»

На пути ко всевозможным перспективным техническим решениям могут появляться различные ответвления, которые со стороны кажутся бесполезной тратой времени. С другой стороны, если мы посмотрим на то, сколько было различных тупиковых решений по прародителям танков, то можно удивиться, почему идею не забросили на полпути. Это всё к тому, что оптимальное решение появляется далеко не всегда, а без экспериментов тут никак не получится. В полной мере это касается и гусеничных беспилотных боевых систем. Если кто не забыл, в годы Второй мировой войны их уже успели похоронить. Прошло 80 лет, и вот тема снова стала актуальной.

САО "Клевер" стало одной из самых оригинальных новинок "Армии-2024"

САО «Клевер» стало одной из самых оригинальных новинок «Армии-2024»

Международный военно-технический форум «Армия-2024» оказался богат на новинки, включая различные перспективные проекты. Естественно, без различных беспилотных аппаратов не обошлось. Особенно много было гусеничных и колесных беспилотных систем. Самым крупным из них оказалось беспилотное самоходное артиллерийское орудие «Клевер». Создано оно на гусеничной универсальной платформе МТС-1500 SC, разработанной ДСТ (г. Челябинск). Пока это не более чем концепция, но не всё так просто, как может показаться на первый взгляд.

Машина пока что является скорее демонстратором

Машина пока что является скорее демонстратором

В современной войне беспилотные боевые системы становятся всё более важными элементами поля боя. Это, кстати, показывает и внешний вид техники, которая демонстрировалась на «Армии-2024». Она всё сильнее обрастает экранами против FPV-дронов, которые демонстрируют всё более высокую эффективность. Страдает от них и артиллерия, особенно буксируемая. Собственно говоря, вопрос повышения подвижности артиллерии встал на повестке дня далеко не вчера. Особенно актуальным он стал в ходе локальных конфликтов последних десятилетий. Сначала над пушками, которые боевики монтировали на грузовики, посмеивались. А теперь даже у нас такие системы стали вполне серийными.

Наводка орудия пока что в ручном режиме

Наводка орудия пока что в ручном режиме

Между тем, дистанционно управляемые боевые машины получают всё более мощное вооружение. Поначалу речь шла о пулеметах и гранатометах, но уже сейчас есть БМРК «Уран-9», чьё вооружение равнозначно иным боевым машинам пехоты. На этом фоне идея установить более тяжелое вооружение выглядит вполне логичной, правда, со своими нюансами. Тяжелая артиллерия — это не автоматическая пушка, возникает целый ряд проблем, связанных с обеспечением боепитания системы, а также ее наводки. Не говоря уже о том, что требуется довольно крупная и стабильная платформа.

На нынешнем этапе явно тестировалась сама возможность использования платформы МТС-15

На нынешнем этапе явно тестировалась сама возможность использования платформы МТС-15

В этом смысле нынешняя конфигурация САО «Клевер» — это скорее поиск концепции. Можете считать его демонстратором. Очевидно, что сейчас программа находится на довольно ранней стадии разработки. Та же орудийная система пока что не имеет дистанционного наведения. Основной задачей на текущем этапе является проверка, насколько данная платформа подходит для столь специфичного использования. Что, естественно, не мешает специалистам по любым вопросам тут же выдавать финальную точку зрения по поводу концепции.

Шасси очень похоже на гражданский вариант MTC 1500 SС

Шасси очень похоже на гражданский вариант MTC 1500 SС

Для начала, есть смысл посмотреть, что же за платформа используется в качестве базы для «Клевера». Она вызывает ничуть не меньше интереса, чем боевая машина, которая создана с ее использованием. Зовется она МТС-15 (Моторизованное Транспортное Средство грузоподъемностью 15 тонн). Это полностью оригинальная разработка ООО ДСТ-Урал. Она радикально отличается от тех тракторов, которые выпускаются в Челябинске. Впервые платформу показали в прошлом году, она уже предлагается потенциальным заказчикам.

Правда, вместо кабины блоки системы управления

Правда, вместо кабины блоки системы управления

То шасси, которое сейчас является базой для «Клевера» — это базовая платформа с минимальными отличиями. Известна она также как MTC 1500 SС. От базовой машины она отличается мелочами. Например, вместо кабины установлен блок управления, имеются некоторые отличия по светотехнике и прочему. То есть пока скорее речь о быстрой адаптации гражданской машины. А та исходно неспешная. Ее максимальная скорость составляет 12 км/ч, больше обычно такой машине и не надо. Ей не по полю боя гонять, а использоваться на пересеченной местности.

Шасси явно промежуточное, особенно это заметно в сравнении с ПГУ-15

Шасси явно промежуточное, особенно это заметно в сравнении с ПГУ-15

Между тем, этой весной появилась первая информация о том, что на шасси MTC 1500 SС создается многоцелевая беспилотная платформа ПГУ-15 (платформа гусеничная универсальная грузоподъемностью 15 тонн). Она имеет пониженный силуэт, может применяться для перевозки различных грузов. С учетом того, что сейчас активно создаются (и уже применяются) грузовые беспилотные платформы для снабжения фронтовых подразделений, штука вполне актуальная. Так что насчет базы «Клевера» не стоит торопиться с выводами.

Ходовая часть специальная, для работы на мягких грунтах

Ходовая часть специальная, для работы на мягких грунтах

Надо сказать, что максимальная скорость текущей платформы не означает пределов ее реальных возможностей. При массе 17,5 тонн MTC 1500 SС оснащается дизельным двигателем ЯМЗ 536 мощностью 312 лошадиных сил. То есть с удельной мощностью там всё в порядке. Используется гидростатическая трансмиссия с бесступенчатой коробкой передач. Такая система использована для избежания потери мощности при переключении передач.

Траки очень широкие - 800 мм

Траки очень широкие — 800 мм

Отдельно стоит упомянуть ходовую часть. Она не имеет ничего общего с челябинскими тракторами. Приоритетом является использование MTC 1500 SС на мягких грунтах. На это намекает использование гусеничных лент из резинового массива, имеющие ширину 800 мм. Ленты эти, кстати, чем-то напоминают те, что применялись на американских полугусеничных тягачах. За счет большой ширины шасси имеет очень низкое удельное давление на грунт — всего 0,22 кг/см2.

Доработанная 122-мм гаубица Д-30 (2А18)

Доработанная 122-мм гаубица Д-30 (2А18)

В качестве артиллерийской части используется доработанная 122-мм гаубица Д-30 (2А18). Разрабатывается артиллерийская часть КБ Завода №9 (г. Екатеринбург). Для обеспечения автономности орудие оснащается автоматом заряжания барабанного типа, на 4 выстрела. Этого вполне хватит, чтобы сделать серию выстрелов и быстро покинуть район стрельбы. То есть это, можно сказать, классическая «кочующая гаубица», но на дистанционно управляемом гусеничном шасси. Применять ее планируют там, где есть высокий риск поражения огнем противника.

Она получила автомат заряжания на 4 выстрела

Она получила автомат заряжания на 4 выстрела

Чем закончится разработка данной системы? Чтобы получить ответ, следует запастись терпением. Помнится, в позапрошлом году все смеялись по поводу робособак с установленным вооружением. Прошло два года, робособаки с установленным вооружением всё чаще мелькают на различных военных учениях, их даже пытаются применять в боевых условиях. Что-то любители искрометных шуток затихли (ой, а что случилось). Безусловно, есть вероятность, что «Клевер» так и останется опытным образцом, как это случилось со схожими «самоходными лафетами», которые создавались за рубежом в 50-е и 60-е годы. Пока это неизвестно. Но давать диагнозы по картинкам — это, в любом случае, не самая лучшая идея.

источник: https://dzen.ru/a/ZtGJqo8qQx4C7RCz

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account