Юрий Пашолок. Автомобильное производство на ГАЗ и «ненужные танки»
Вопросы танкового производства выглядят совсем не так просто, как это может показаться. В полной мере это оценили в Советском Союзе. Неспроста в первой половине 20-х годов, прежде чем запускать в работу первый массовый танк (Т-18), шел мозговой штурм на тему, где именно его производить. В результате на заводе «Большевик» пришлось сначала строить под танки отдельное производство, а затем и вовсе выделить его в самостоятельное предприятие. Но это всё хорошо, когда у вас мирное время. В войну же приходится действовать совсем иначе. Причем это касалось не только советской промышленности. Часто приходилось идти на сложный выбор, какую продукцию оставлять, а какую отправлять на покой.
Сегодня исполнилось 84 года одной знаменательной дате. 20 июля 1941 года было подписано постановление ГКО СССР №222 сс «Об изготовлении 10 тысяч легких танков». На вооружение Красной Армии был принят малый танк Т-60, причем его облик сформировался еще позже — к концу июля. Предполагалось, что выпускать Т-60 будут на заводе №37 (г. Москва), ХТЗ (г. Харьков) и ГАЗ им. Молотова. Итогом стало то, что реально массовый выпуск этих танков организовали в Горьком. По поводу производства Т-60 на ГАЗ есть мнение, мол, он «убил» выпуск автомобилей на заводе. Безусловно, влияние на производственную программу ГАЗ данная боевая машина имела. Но насколько правда то, что Т-60 не позволил выпускать ГАЗ-ы?
Итак, для начала посмотрим, что происходило на ГАЗ им. Молотова по состоянию на лето 1941 года. Почти сразу после начала Великой Отечественной войны с производства снимается всё, что имеет отношение к гражданской продукции. То есть ГАЗ-М1. Пикапы, ГАЗ-11-73 (с моторами ГАЗ-11) остаются, но ненадолго, поскольку их должны сменить ГАЗ-61-73 и ГАЗ-61-416. На тот момент они не единственные потребители мотора ГАЗ-11: фактически мотор спас танк Т-40, ради которого пришлось восстанавливать отобранное НКАП моторное производство.
Кстати, моторный цех вернули, только не для того, чтобы там выпускать двигатели ГАЗ-11. На завод свалилось задание по освоению двигателей М-17Т, которыми обеспечивались Т-34 выпуска завода №112. В общей сложности было откапиталено и построено заново более 250 моторов данного типа, основная масса ранних сормовских 34-ок была оснащена именно этими двигателями. Дальше моторный цех снова стал авиамоторным заводом, поскольку М-105 оказались очень нужны, завод №112 стал получать В-2, а ГАЗ и так освоил выпуск ГАЗ-11.
Далее, как же был организован выпуск Т-60? Все ответы есть в архивной переписке. Проточное производство с расчетом на выпуск до 50 танков в день организовали в не достроенном новокузовном корпусе, где должны были выпускаться кузова легковых машин. Естественно, рабочая сила отчасти перетекла с выпуска автомобилей, но говорить о критическом влиянии — это очень громко сказано. Грузовики не прекращали выпускать ни на день, а в конце 1941 года началась сборка импортных машин, которые прибывали в виде машинокомплектов. Или кто-то думает, что они в каждом сарае могли собираться?
И всё же, в конце 1941 год выпуск автомобильной продукции сильно просел, а часть моделей либо совсем исчезло из ассортимента, либо их временно прекратили производить. «Никчемный танк» виноват? Как выясняется, нет. Осенью 1941 года создался большой дефицит листового железа, которое шло на кузова автомобилей. Единственная машина, которая смогла обойтись без большого количества листового железа — это ГАЗ-ММ. Появилась максимально упрощенная модель ГАЗ-ММ-91-120. Оставшемуся без кузова ГАЗ-64 нашли работу в виде шасси БА-64. Ну а «никчемный танк» обеспечивался совсем другими кузовами. Часть штампов, кстати, пошла на производство боеприпасов. Видимо, «никчемные» снаряды, минометные мины и мины для систем залпового огня не нужны?
Напоследок стоит сказать, что сильно мешать танковое производство начало после лета 1943 года. Но в тот момент на ГАЗ им. Молотова уже осваивали «никчемные» СУ-76М. Поэтому любителям влажных теорий я бы посоветовал внимательно читать документы, особенно когда они у вас есть.
Список источников:
-
-
- ЦАМО
-
источник: https://dzen.ru/b/Zobuf5xczm4P_-Ue