Юрий Пашолок. Английский легкий танк, вынужденно ставший авиадесантным
История A17 Light Tank Mk.VII, он же Tetrarch I, легкий танк, в ходе эксплуатации ставший авиадесантным
Содержание:
Вторая половина 30-х годов была временем разочарования в старых концепциях вооружения и военной техники. Самое большое разочарование началось уже в начале Второй мировой войны, но еще до того появилось некоторое понимание — что-то пошло не так. Особенно это стало очевидно после начала Гражданской войны в Испании, первого реально крупного военного конфликта межвоенного периода, где применили танки. И если франкисты получили пулеметные CV 35 и Pz.Kpfw.I Ausf.A, то республиканцам выдали Т-26. И вот тут выяснилось, что танкетки и легкие пулеметные танки мало что могут сделать. Попутно выяснилось, что брони толщиной 13-15 мм маловато, но это уже дело второе. До большинства стран сначала стало доходить, что чисто пулеметный танк не очень-то и нужен.
Особенно неприятным этот сюрприз оказался для англичан. Дело в том, что основу их бронетанковых сил составляли как раз те самые легкие танки с пулеметным вооружением. Последовательно развивая концепцию «патрульного» танка, Vickers-Armstrongs создала Light Tank Mk.VI, самый совершенный среди себе подобных. Вооружение из спарки обычного и крупнокалиберного пулемета, двухместная башня, командирская башенка, скорость по шоссе почти 60 км/ч. Этот танк стал самым массовым в английской армии, но вряд ли английские военные были довольны данным фактом. Они-то понимали, что нужно что-то более серьёзное, но со средними танками как-то не получалось. Посему и выпускались сотни бронетараканов. Тем не менее, еще до начала войны стало понятно — нужен новый легкий танк.
В 1936 году появилось понимание, что дальнейшее развитие платформы английских легких танков постепенно заходит в тупик. Понимал это и Лесли Литтл, новый главный конструктор Vickers-Armstongs по бронетанковой технике. После гибели Джона Кардена в авиакатастрофе Литтл, можно сказать, вышел из тени. Он и до того принимал самое активное участие в создании боевых машин Carden-Loyd и Vickers, но теперь в новом качестве. У Литтла был свой, весьма специфичный взгляд на то, как должно выглядеть шасси легкого танка. В результате на свет появился легкий танк A17, он же Light Tank Mk.VII, он же Tetrarch I. Единственный тип легкого танка английского производства, который принимал участие в высадке союзных войск в Нормандии. Причем делал он это при помощи десантных планеров.
Нестандартный подход к танковому шасси
Как и Джон Карден с Вививаном Лойдом, до танков Литтл занимался автомобилями. Далее его конструкторские навыки пригодились в создании гусеничных боевых машин, но автомобильное прошлое продолжало влиять на новые проекты. В полной мере это касалось и шасси танка, активные работы по которому начались к 1937 году. Появилось оно в результате эволюции идеи гусеничного тягача, которым Литтл занимался еще с начала 30-х годов.
Первоначально это шасси предполагало блокированную подвеску с пружинами на А-образных рычагах и опорными катками большого диаметра. Ведущие колеса и ленивцы одновременно выполняли роль опорных катков. Дальнейшая эволюция привела к появлению более оригинальной конструкции. Подвеска стала индивидуальной, а ведущие колеса с ленивцами сделали поворотными. За счет изгиба гусеничных лент такое шасси могло поворачивать по-автомобильному, что позволяло увеличить скорость прохождения поворотов.
Гусеничное шасси даже построили, но оно заказчиков не заинтересовало. Совсем иная ситуация оказалась с танком, который получил аналогичную ходовую часть. Опытный образец танка, получивший кодовое обозначение A17E1 (также иногда проскакивает индекс Purdah, применительно именно к этому образцу), был готов весной 1938 года. Башня у этого образца была макетной, причем на нее примеряли разное вооружение. Отрабатывалась и 40-мм танковая пушка, которую изначально Vickers разработал для экспортных танков (в частности, ее получали 4-тонные танки Vickers по латвийскому заказу). Касалось это и пулеметного вооружения. Финальная конфигурация вооружения сформировалась позже — в виде 2-фунтовой пушки и 7,92-мм пулемета BESA, причем опытный образец танка получил их макеты, а не полноценное оружие.
A17E1 выглядел крупнее своего предшественника, хотя по факту разница между ним и Light Tank Mk.VI была минимальной. В случае с новым танком произошло возвращение к классической компоновке с кормовым расположением агрегатов. Впрочем, необычной оказалась не только ходовая часть. Моторно-трансмиссионное отделение имело максимально плотную компоновку, что позволило сделать его довольно компактным. Обратной стороной медали стало то, что обслуживать танк было непросто. Чтобы добраться до коробки передач, требовалось снять мотор. Это, впрочем, не сильно беспокоило английских военных. Главным было то, что машина более менее-успешно прошла испытания. Летом 1938 года было решено, что A17E1, после доработки, будет запущен в серию. Он стал обозначаться как Light Tank Mk.VII.
История Light Tank Mk.VII оказалась крайне непростой с самого начала. Еще до того, как танк пошел в серию, как минимум раз поменялось вооружение. Одновременно менялись планы и по производству танка. 25 января 1939 года с вагоностроительной компанией Metropolitan Cammell Carriage & Wagon Company (MCCW), являвшейся дочерним предприятием Vickers-Armstrongs, подписали контракт на выпуск 70 танков. Далее его переиграли на 120 танков, и так несколько раз. Несколько изменился и сам танк, хотя общая конфигурация машины осталась на месте. Кроме того в августе 1940 года едва не поменялось обозначение танка. Его хотели обозначить как Greyhound I (легкие танки предполагалось именовать «собачьей» серией), но такое изменение не утвердили. «Собачьи» индексы позже получили американские бронемашины, которые поставлялись англичанам.
Финальный контракт на выпуск Light Tank Mk.VII подразумевал производство 100 танков с регистрационными номерами T.9266-T.9365. Можно со 100% точностью говорить о том, что было выпущено именно столько танков, поскольку есть и документы по регистрационным номерам, и поквартальные отчеты по их производству. Первые из них были сданы в ноябре 1940 года, при этом объемы выпуска совсем не впечатляли. За ноябрь-декабрь 1940 года их сдали всего 15 штук, а в войска они попали только в начале 1941 года. Судя по всему, возникли какие-то проблемы, поскольку за первый квартал 1941 года ни одного Light Tank Mk.VII MCCW не сдал. За апрель-июнь 1940 года сдали еще 30 штук, вполне возможно, что сюда же записали и машины, которые построили в первом квартале, но не сдали. На это намекает тот факт, что за июль-сентябрь 1941 года сдали всего 20 таких танков. Последние же танки данного типа сдали в начале 1942 года. Часть из них получило 76-мм гаубицы. При этом в конце сентября 1941 года машину переименовали в Tetrarch I. Вместо «собачьей» серии танк попал во «властную», наряду с Covenanter.
Полезный хоть где-нибудь
Созвучным с Covenanter оказалось не только новое обозначение Light Tank Mk.VII, но и отчасти судьба. Если Covenanter подвела система охлаждения мотора, то у Tetrach проблемы оказались комплексными. Нет, танк вполне ездил, и делал это быстро. Вопрос в том, что делал он это в метрополии. Первым получателем данных танков стала 1-я бронетанковая дивизия, которая к концу июня 1941 года получила 33 Light Tank Mk.VII.
Далее последовали войсковые испытания на Ближнем Востоке, которые принесли разочарование. Выяснилось, что патентованная схема управления по-автомобильному хорошо работает по дорогам, но не в условиях пустыни. Кроме того, отмечался перегрев мотора. Фактически это закрыло Tetrarch дорогу на фронт. Заодно это стало причиной, почему эти танки, в количестве 20 штук, уехали в Советский Союз.
Надо сказать, что особо насчет эксплуатации Tetrarch в войсках англичане старались не распространяться. Вместе с тем, советские отчеты частично раскрывают эту сторону вопроса. Так вот, мудреная ходовая часть не только отличалась специфичной работой на разных типах покрытий, но и частенько «складывалась». Тяги катков и кронштейны телескопических амортизаторов, в виду нагрузки, нередко ломались. Отмечалась низкая проходимость танка, по сути он был «автострадным». Наконец, даже по меркам 1940 года броневая защита оказалась недостаточной. Танк был уязвим даже для огня стрелкового оружия и ручных гранат (причем речь идет об обычных, а не противотанковых гранатах). При наличии Light Tank M3 (Stuart) какого-то смысла дальше продолжать выпуск Tetrarch не имелось.
Вместе с тем, нишу для ставшего не нужным танка всё же нашли. Дело в том, что его боевые качества были все же выше, чем у Light Tank Mk.VI, при этом машина получилась легкой. 14 августа 1941 года 12 танков данного типа отправилось в Легкий Эскадрон C Специального Назначения Королевского Танкового Корпуса. Позже, в июле 1942 года, эскадрон преобразовали в Легкий Авиадесантный Эскадрон Королевского Танкового Корпуса, приданный 1-й авиадесантной дивизии. Так неудачный легкий танк стал авиадесантным. Впрочем, его боевой дебют был еще более необычным.
5 мая 1942 года началась операция «Броненосец» (Operation Ironclad) — десант на Мадагаскар. В ней принял участие эскадрон C сил специальных операций, который поддерживал 29-ю отдельную пехотную бригаду. 6 Tetrarch I было переоборудовано для преодоления пути от десантных корабле до берега. Они получили развитые воздуховоды, аналогичные тем, которые использовались на пехотных танках Churchill во время печально известной высадке в Дьеппе. Высадка прошла успешно, а на следующее утро эскадроны B и C нарвались на артиллерийские позиции вишистов. 75-мм полевым пушкам было всё равно — что 60 мм брони Valentine, что 14-16 мм брони Tetrarch. Французские артиллеристы записали на свой счет 5 танков, из них 2 Tetrarch, это почти половина из имевшихся танков. В общей же сложности из 12 танков было потеряно 10.
После такого «успеха» желание использовать Tetrarch по прямому назначению как-то отпало (что не помешало оставаться этим танкам на Мадагаскаре до начала 1943 года). Это не означало конец службы, но как средство сил специальных операций он более не применялся. Впрочем, машина всё равно оказалась востребованной. Например, именно Tetrarch стал первым танком, на котором Николас (Миклош) Штраусслер оставил систему Duplex Drive. За счет специальной раскладной системы и привода нас гребные винты танк превращался в амфибию. По результатам испытаний Штраусслер доработал свою систему, которая массово ставилась на Vanentine и Sherman.
Наиболее известен этот танк благодаря использованию как авиадесантный. Как средство доставки использовался тяжелый десантный планер GAL 49 Hamilcar Mk.I. Танк крепился внутри фюзеляжа, после посадки носовая часть планера откидывалась вбок, после чего машина выезжала. Эта система весьма широко распиарена, но вообще действия английских десантных танков вызывают немало вопросов. В том числе и по первенству. То, что непосредственно на поле боя англичане высадили свои машины первыми, вопросов не возникает. А вот что касается переброски танки по воздуху, то немцы это делали с 1942 года. Причем речь шла, например, об истребителях танков Marder II, чья болевая масса была слегка так повыше. Как и боевая эффективность.
Использовать Tetrarch как авиадесантные танки пытались неоднократно, но по разным причинам боевой дебют откладывался. В 1943-44 годы танк продолжали дорабатывать, в частности, появилась специальная насадка на ствол Little John. Если кратко, то ее можно назвать коническим стволом для бедных. То есть Little John увеличивал начальную скорость снаряда, правда, 2-фунтовая пушка к 1944 году была явно слабовата. Кроме того, начались поставки американских авиадесантных танков Locust I, более удачных по конструкции. К тому же они изначально создавались как авиадесантные. Но их боевой дебют отложился на 1945 год. А первыми, утром 6 июня 1944 года, в бой пошли «Тетрархи».
Непосредственно в высадке участвовали танки 6-го авиадесантного бронетанкового разведывательного полка. Всего во второй волне высадки летело 30 Hamilcar Mk.I, из них 20 с танками. Высаживались они на площадке, которую уже зачистили десантники первой волны, но без потерь не обошлось. Одна машина была потеряна еще в воздухе, когда планер «открылся» и танк шлепнулся в воду. Еще две машины потеряли на посадке, когда два планера столкнулись друг с другом. Часть машин намотала парашютные стропы и оказалась обездвижена. Одним словом, так себе дебют. Далее части танков не повезло встретиться с немецкими боевыми машинами, финал встречи оказался немного предсказуем. В результате спустя 10 дней после Дня Д полк был отозван с первой линии. Некоторое время Tetrarch I еще использовались как танки-разведчики, но вскоре и они были отозваны.
Из 100 выпущенных танков данного типа до наших дней дожило 2. Один стоит в Техническом центре парка «Патриот», второй экспонируется в танковом музее Бовингтона. Бовингтонская машина относится к модификации Tetrarch ICS. Регистрационный номер T.9274 говорит о том, что танк относится к первым 15 танкам, выпущенным в конце 1940 года. Данный экземпляр изготовили в декабре 1940 года, жизнь его немало помотала. Он успел послужить и в 1-й бронетанковой дивизии, и у десантников. Показан танк в макете грузового отсека планера Hamilcar.
Не то, чтобы Light Tank MK.VII был совсем бесполезной тратой времени, но новый легкий танк явно не задался с самого начала. Дело не только в мудреной ходовой части, но и других особенностях, например, слабой броневой защите. В результате уже летом 1941 года англичане срочно запросили «Стюарты». Примерно понимая, что к чему, уже к 1942 году англичане по сути забросили полноценное развитие лёгких танков. По сути единственным светлым пятном в карьере Tatrarch I стало, что он вошел в историю как первый танк, десантировавшийся по воздуху непосредственно на поле боя. Хотя, если честно, лучше бы сбросили такое же количество пушечных бронемашин-разведчиков Daimler Mk.II. К слову, на этих броневиках использовались такие же башни, как на Tetrarch I. А еще лучше бы быстрее внедрили САУ Alecto, лучшее, что было создано на шасси конструкции Лесли Литтла.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- tanks-encyclopedia.com
- US NARA
- dday-overlord.com
- IWM Collection
- paradata.org.uk
-