Юрий Пашолок. Американская шайтан-арба с ракетным вооружением
Колесная самоходная артиллерийская установка Rocket Motor Carriage T62, или попытка сделать колесную САУ с ракетным вооружением.
Так исторически сложилось, что первые американские истребители танков создавались на колесной и гусеничной базе. В случае с колесными машинами речь шла, прежде всего, об установке 37-мм противотанковой пушки M3. Первые опыты были на базе легкой многоцелевой полноприводной машины Bantam BRC, но быстро выяснилось, что база маловата и слабовата. Точнее, сделать из этой машины что-то было можно, но не ту САУ, которую видели в Департаменте Вооружений. Дальнейшие опыты продолжились на базе Willys MB, также создавались и специальные шасси. Между тем, 13 июня 1941 года в Департамент Вооружений «постучался» Роберт Биггерс, президент Fargo Division, Chrysler Corporation. Как раз в это самое время подразделение Chrysler Corporation выпускала многоцелевые полноприводные автомобили серии WC (вопреки вымыслам, это означало не Weapons Carrier, а W-1941 год, C-грузоподъемность 1/2 тонны). Машины выпускались под торговой маркой Dodge. Как раз летом 1941 года Fargo Division запускала в серию новую модель, T214. Ее грузоподъемность составляла уже 3/4 тонны. Модель T214 стала самой массовой машиной грузоподъемности 3/4 тонны, а также примером того, как в принципе такие автомобили надо делать.
Постучался Биггерс не просто так. В Chrysler Corporation внимательно следили за тем, что происходит с программой создания колесных истребителей танков. Посему полковнику Джону Крисмесу было показано предложение Fargo Division — макет истребителя танков на базе их грузовика. В сентябре изготовили первый опытный экземпляр подобной машины, базой послужил артиллерийский тягач Dodge WC-52. Спустя 2 месяца на свет появился истребитель танков GMC T21, который 26 декабря 1941 года стандартизировали как Gun Motor Carriage M4. В феврале 1942 года, во избежание путаницы, его переименовали в Gun Motor Carriage M6. Внутреннее обозначение у Fargo Division для данной машины было Dodge WC-55. Всего таких машин построили 5380 штук, они даже повоевали в Тунисе, но быстро стало понятно, что GMC M6 устарела. Тем не менее, база GMC M6 пригодилась для крайне необычной боевой машины.
С 1941 года на Абердинском полигоне шли испытания неуправляемого реактивного снаряда, предназначенного, прежде всего, для использования на самолетах. Позже этот реактивный снаряд, имевший калибр 4,5 дюйма (114 мм), получил обозначение M8. Несмотря на то, что приоритетом было использование M8 в качестве средства борьбы с наземными целями, запускаемого самолетами, на Абердинском полигоне была создана наземная пусковая установка. Данная разработка получила обозначение 4,5-inch Rocket Projector M3. Ставилась она на лафет M4, который, в свою очередь, изначально разрабатывался для 37-мм противотанковой пушки M3. Естественно, в один прекрасный момент (в августе 1942 года) возникла простая и бесхитростная мысль поставить 4,5-inch Rocket Projector M3 на шасси GMC M6. Раз уж лафет противотанковой пушки подходит для подобных вещей, почему бы не попробовать самоходную версию данной системы.
Переоборудование GMC M6 под установку 4,5-inch Rocket Projector M3 была проведена, силами Абердинского полигона, к концу октября 1942 года. Машина получила обозначение Rocket Motor Carriage T62. Просто поставить пусковую установку не получилось бы, скольку реактивный снаряд — это совсем не безоткатная пушка, при запуске она может повредить платформу, с которой ее запускают. Посему кабину обшили спереди и сбоку листами, заодно это была и защита от пуль. Вносить изменения пришлось и в саму пусковую установку. Для начала, раструб, через который, во время запуска, вырывалось пламя, зафиксировали так, чтобы он всегда смотрел строго назад. Для этого была поставлена дополнительная опора. Доработаны были и экраны, прикрывавшие расчет во время стрельбы. Естественно, при такой фиксации о круговом обстреле речи уже не шло, 4,5-inch Rocket Projector M3 мог наводиться вверх до 44 градусов, плюс по 25 градусов влево и вправо. Внутри кузова находились укладки для 10 реактивных снарядов. Вместе с ними масса составила 3266 кг. Это было даже чуть меньше, чем масса GMC M6. При этом у RMC T62 расчет составлял всего 2 человека, по крайней мере на этапе испытаний.
Первый этап испытаний прошел с конца октября по середину ноября 1942 года. Помимо огневых тестов, в ходе которых было выпущено 25 реактивных снарядов, машина прошла 221 километр. В целом ходовые испытания прошли успешно, но имелись и проблемы. Боковины кабины, конечно, стали защищать расчет, но при этом обзорность у водителя была, как в танке. Дополнительные минусы боковин выявились при стрельбе. Пороховые газы туда всё равно залетали, так что работали боковины уже во вред.
Имелись проблемы и с точки зрения стрельбы. При установленных на 4,5-inch Rocket Projector M3 отражателях пороховых газов RMC T62 не являлся достаточно стабильной платформой. Если они снимались, то ситуация улучшалась, но при этом ухудшалась работа наводчика, а пороховые газы, естественно, били по машине. Отмечались проблемы с уравновешенностью системы, а также с механизмами наведения установки. Внутренние объемы кузова позволяли разместить гораздо больший боекомплект — до 24 реактивных снарядов. Всего комиссия, проводившая испытания RMC T62, насчитала 18 пунктов необходимых доработок, касалось это как шасси, так и пусковой установки.
Уже в ходе испытаний шасси RMC T62 подверглось переделкам. В виду того, что установка листов, защищавших кабину, оказалась неудачной, в середине ноября ее переделали. От боковин совсем отказались, а передний лист сделали на петлях, с откидной секцией. Это улучшило и обзорность, и защиту от пороховых газов. Вместе с тем, всё очевиднее становилось то, что сама по себе концепция машины не является особо удачной. Более эффективным было развитие безоткатной артиллерии, которая была менее габаритной и более безопасной для расчетов.
Официально программа Rocket Motor Carriage T62 была закрыта в июне 1944 года, но на самом деле жизнь там прекратилась гораздо раньше. Американцы прошли ровно тот же путь, что и советские конструкторы. У нас тоже пытались вести огонь РС-82 прямой наводкой, но точность оказалась крайне низкой. При этом 114-мм реактивный снаряд M8 всё же прописался на американских боевых машинах, но совсем в другой роли. Разумеется, речь идет о 4б5 inch T34 rocket launcher, 60-tube, более известном как T34 Calliope. Больше того, пусковые установки M8 делались и на колесных машинах, но и там они работали как наши «катюши».
Источники:
- US NARA
- Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 2002