Юрий Пашолок. Альтернативные ноги для американского среднего электротанка
Medium Tank T23E3 и другие попытки модернизации ходовой части Medium Tank T23
1942 год американское танкостроение встретило на подъеме. На вооружение приняли Medium Tank M4, который стал апогеем развития конструкции шасси Medium Tank T5. Вместе с тем, в американском Департаменте Вооружений прекрасно понимали, что вечно «доить» эту платформу не получится. Причем это касалось целого ряда компонентов, а не только платформы в целом. По этой причине Танково-автомобильный Центр, сформированный в 1942 году, работал по целому ряду направлений. Касалось это и ходовой части, по ней американцы работали, что называется, на перспективу.
В середине сентября 1942 года Комитет по Вооружениям утвердил работы по созданию Medium Tank T23. Эта боевая машина, получившая электромеханическую трансмиссию, являлась альтернативой Medium Tank T20 и T22. Уже в январе 1943 года первый опытный образец танка вышел на испытания, а в марте к нему добавился второй образец. Быстро продвигавшаяся программа T23 дала основания на то, чтобы уже 6 мая 1943 года утвердить план по производству 250 танков первой серии. Вместе с тем, более чем за 2 недели до того, 15 апреля 1943 года, Комитет по Вооружениям инициировал разработку Medium Tank T23E3, оснащенного торсионной подвеской.
Надо сказать, что в случае с T23 появление варианта с торсионной подвеской было слегка так запоздавшей. Еще 2 октября 1942 года Комитет по Вооружениям утвердил работы по варианту Medium Tank T20 с торсионами. 12 февраля 1943 года данный вариант получил обозначение Medium Tank T20E3. Впрочем, учитывая тот факт, что T23 предполагался как танк, который должен был пойти в серию первым, запоздалость запуска программы T23E3 вполне объяснима. Приоритетом была штатная ходовая часть Medium Tank M4, которая уже имелась в наличие. Хотя резон ставить торсионы имелся. Боевая масса T23 составляла 32885. Для подвески VVSS это уже выглядело предельным параметром (а скорее запредельным).
По поводу торсионной подвески в то время американские военные излучали оптимизм. Вплоть до того, что в июле 1943 года поднимался вопрос о стандартизации T23E3 как Medium Tank M27. В то же самое время T20E3 планировалось стандартизировать как Medium Tank M27B1. Впрочем, оптимизм продержался недолго. Связано это оказалось напрямую с T20E3. Та ходовая часть, которую он получил, отличалась ненадежной работой. С учетом того, что она частично повторяла концепцию ходовой части GMC T70, неудивительно. Просто взять и отмасштабировать ходовую часть легкого истребителя танков не получилось. По этой причине на некоторое время работы по T23E3 затихли.
Снова к вопросу T23 с торсионной подвеской вернулись 14 декабря 1943 года. Главной причиной данным действиям следует искать в проблемах с ходовой частью серийного T23. Он стал еще тяжелее, в результате бандажи опорных катков выходили из строя гораздо быстрее. На этом фоне модернизированная ходовая часть становилась крайне актуальной. Причем речь шла о конструкции, которая должна была существенно отличаться от ходовой части T20E3. Дело не только в низкой надежности ходовой части T20E3, но и более высокой массе T23. А она у танка с торсионной подвеской была бы еще больше.
Новый танк не стали изготовлять с нуля. За основу взяли серийный T23, номер 19, регистрационный номер U.S.A. 30103068, который направили в лабораторию Chrysler Engineering на переделку. Как и другие серийные танки, данный образец требовал доработки, поскольку войсковые испытаний в Форт-Нокс выявили целую массу недочетов. Касалось это, прежде всего, защиты элементов трансмиссии от попадания в нее воды. Следует отметить, что изначальный план состоял в изготовлении двух образов T23E3, но весной 1944 года стало очевидно — время T23 уходит. Поэтому было решено переделывать только один танк. Кстати, задание на доработку оборудования пришло 5 мая 1944 года.
Вместе с тем, одной только переделкой шасси дело не ограничилось. В ходе доработки машины до уровня T23E3 переделали и башню, задание на эту доработку пришло 6 июня 1944 года. Было решено отказаться от подбашенной корзины, которая, с одной стороны, облегчала работу расчета башни, а с другой, занимала место. За счет демонтажа корзины удалось весьма существенно увеличить боекомплект — с 64 до 84 унитаров. Получилось это за счет размещения части боекомплекта на полу боевого отделения, в чемоданах. Машина получила на правом борту корзину для укладки брезента, либо личных вещей. Позже такая же корзина прописалась и на ряде других T23.
Главная задача, впрочем, состояла в переделке ходовой части. Она существенно отличалась от того, что сделали на T20E3. Ни о какой адаптации уже речь не шла, ее построили с нуля. Сама по себе концепция осталась той же. 1-й, 2-й, 5-й и 6-й опорные катки были соединены с гидравлическими амортизаторами, что позволяло быстро погасить раскачку танка. Но все элементы ходовой части изготовили заново, включая и трак Sheldrick шириной 483 мм. Правда, есть одна хитрость. Дело в том, что работы по переделке T23E3 затянулись, поэтому раньше разработали ходовую часть для другого танка — T25E1. Как указывается в отчете Форт-Нокс, для T23E3 ходовую взяли с пилотного T25E1, который изготовили еще в январе 1944 года.
Одним из моментов, который сильно повлиял на скорость работ по T23E3, стал корпус. Дело в том, что торсионную подвеску просто так не поставить. Поэтому Midland Steel изготовила два корпуса, из них в работу пошел только один, поскольку второй T23E3 отменили. Старый корпус танка №19 отправили на Абердинский полигон для испытаний обстрелом. А еще один тонкий момент заключался в том, что T23E3 на момент постройки, являлся не более чем дополнительной тестовой лабораторией. Шансов для серии у него не было, скорее речь шла о дополнительной обкатке агрегатов Medium Tank T25E1. Который, в свою очередь, также находился под большим вопросом.
Закончили переделку танка 25 июля 1944 года, после чего машина отправилась на 100-мильные ходовые испытания. Они показали хороший температурный режим, но нашлись некоторые огрехи по подвеске. Боевая масса выросла до 35834 кг, но при этом удельное давление на грунт сократилось на 20%. 19 августа танк вернулся в лабораторию Chrysler, а 29 числа уехал, наконец, в Форт-Нокс. Там он вполне неплохо откатал испытательную программу, оказавшись явно лучше, чем T23. Вот только к осени 1944 года уже вовсю шли подготовительные работы к выпуску Heavy Tank T26E3, посему актуальность данного танка была крайне сомнительной.
На этом работы по модернизации ходовой части Medium Tank T23 не закончились. В 1944 году Комитет по Вооружениям рекомендовал переделать T23 под установку подвески HVSS. Предполагалось, что данная версия получит обозначение Medium Tank T23E4, но данный индекс так и не утвердили. Больше того, случилась странная история, когда пилотный образец не утвердили к постройке, но при этом переделали 3 танка — с серийными номерами 624, 625 и 626. Ничего сложного в этом не было, поскольку переделка с подвески VVSS на HVSS могла производиться даже силами полевых мастерских.
По большому счету, указанные три танка довели до уровня Medium Tank T25, который к тому моменту окончательно забросили. Разница была только в башне и вооружении. Поскольку ходовая часть с подвеской HVSS была более массивной и тяжелой, боевая масса танка выросла до 37195 кг. Это оказалось равнозначно T25. Впрочем, ходовая часть немного отличалась от той, что ставили на T25. Вместо трака T66 поставили более совершенный T80, с внутренними резиновыми подушками. Такой трак не «жевал» резину у бандажей опорных катков. Также танки имели более совершенные орудия и доработанные башни.
На испытания доработанные танки прибыли в Форт-Нокс 23 декабря 1944 года. Впрочем, вплоть до 28 января 1945 года не было никаких распоряжений по испытаниям. Судя по всему, наверху раздумывали, отправлять эти танки в Европу, или нет. За время испытаний танк №624 прошел 2700 километров, при этом машина вела себя явно лучше, чем T23 с подвеской VVSS. Вот только нужна была эта подвеска во второй половине 1943 года, а не в начале 1945 года. Время T23 давно ушло.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
-
источник: https://dzen.ru/a/ZmvzDCTYgQ0BGaqW