Юрий Пашолок. Альтернатива с морской пушкой
В парке «Патриот» уже не первый год идет работа над тем, чтобы более близко знакомить посетителей музейной площадки №1 с техникой, которая там находится. Процесс этот ведется параллельно с тем, как машины приводятся в порядок. Конечно, есть и определенные минусы в виде залетных граждан, которые иногда лезут внутрь «дикарями», но от этого не застрахован ни один музей мира. В Европе всё то же самое. Тем не менее, таких меньшинство, а сам по себе процесс приобщение к машинам в парке поставлен на правильные рельсы. Первым делом были открыты те машины, которые изначально имели нормальный интерьер. Внутри провели освещение, постепенно, где это можно, стали ставить макеты боеприпасов.
Далее по той же схеме стали готовить те машины, которые проходили плановую реставрацию. При этом по ним также пошел процесс комплектации деталями, включая боекомплект. Данный подход явно в плюс. Так возникает необходимость комплектации машин, дабы они были в экспозиционном виде. Кроме того, теперь появилась возможность проводить экскурсии внутри машин. Подобные акции начались в парке еще с прошлого года. Вопреки опасениям вроде «всё затопчут», на самом деле такие акции скорее плюс. Именно потому, что возникает необходимость содержания машин внутри в экспозиционном виде. Кроме того, с точки зрения понимания того, что же такое танк, очень полезный опыт. Появляется понимание, что здоровенный снаружи танк внутри может быть совсем не таким большим. И наоборот. Так что данный интерактив однозначно парку в плюс, а большая коллекция позволяет существенно расширить количество посещаемых машин. Благо есть, что показать, «пустых коробок» в коллекции не так и много.
Одну из таких машин можно было увидеть в минувшее воскресенье. Это опытная самоходная артиллерийская установка Т-100Y (она же СУ-100Y, в разное время использовались два обозначения), созданная в начале 1940 года на базе тяжелого танка Т-100. Данная машина на войну не успела, но стала родоначальником альтернативного направления тяжелых «штурмовиков». После ее создания 130-мм морская пушка Б-13, а также орудия с ее баллистикой, стали регулярно появляться в проектах советских тяжелых САУ, а также тех машинах, что построили в металле. В прошлом году машину перевезли из Кубинки в музейный сектор парка «Патриот». Она и раньше была весьма заметным экспонатом, а после переезда только выиграла. Теперь же, после этапа подготовительных работ, она стала одним из «посещаемых» экспонатов. Так что следите за анонсами парка, когда еще можно будет в нее попасть:
https://www.facebook.com/parkpatriot
В апреле 1938 года были подготовлены первые тактико-технические требования на новый тяжелый танк прорыва, который должен был сменить Т-28 и Т-35. Согласно требованиям, машина должна была иметь броню толщиной 50-55 мм и массу 50-55 тонн. На сей раз танки создавались на конкурсной основе. СКБ-2 Кировского завода начало работу по тяжелому танку СМК-1, а КБ завода №185 — Т-100. Часто Т-100 связывают с именем С.А. Гинзбурга, но это не так. Приказом от 20 июня 1940 года старшим инженером машины был назначен И.С. Палей (в разных публикациях его называют Э.Ш.Палей), ходовую часть разрабатывал Максаков, вооружение — Г.Н. Москвин. Гинзбург же на тот момент уже не работал на заводе №185. Машину разрабатывались с разными вариантами вооружения и ходовой части, в окончательном виде танк стал двухбашенным. В итоговом виде толщина брони составила 60 мм, а масса — 58 тонн. Построили танк к 1 июля 1939 года, машина прошла испытания, но, аналогично СМК, уже осенью 1939 года судьба Т-100 оказалась под большим вопросом. Дело в том, что на базе СМК был разработан тяжелый танк КВ, меньший по размерам и с броней толщиной 75 мм. Завод №185 разработал аналогичный танк 050, но «половинка» Т-100 не успела повоевать с КВ. 19 декабря 1939 года КВ приняли на вооружение Красной Армии. В случае с Т-100 была резолюция была крайне неоднозначной. Мотор ГАМ-34 имел малый срок службы, возникли проблемы с системой охлаждения, подвеска получилась слишком сложной, а опорные катки недостаточно прочными. Всё шло к тому, что проект закроют, но тут вмешался случай.
В начале января 1940 года завод №100 получил задание от военного совета Западного фронта на разработку инженерного танка с использованием второго шасси танка Т-100. В отличие от первой машины, вторая имела торсионную подвеску, такую же, как на СМК, ее разработал Н.Ф. Шашмурин. Но одновременно завод получил задание на создание истребителя ДОТ-ов. Так вот, уже 7 января 1940 года был подготовлен эскизный проект двух вариантов такой боевой машины на базе Т-100. Первый проект носил индекс Т-100X, второй — Т-100Y. В случае с обоими проектами работы возглавил Ф.А. Мостовой, а ведущим инженером истребителя ДОТ-ов на базе Т-100 стал И.В. Гавалов. Для Игоря Валентиновича это было первое задание как ведущего инженера машины. Подсчет показывал, что боевая масса машины достигнет 68 тонн, но в итоге удалось достичь меньше массы — 64 тонн. Из двух проектов выбрали Т-100Y как более оптимальный и простой, а также обеспечивавший больший объем боевого отделения. Задача усложнялась тем, что строить приходилось на неизменном шасси Т-100. Это существенно повлияло на то, что в итоге получилось.
В идеале военный совет Западного фронта хотел 152-мм пушку особой мощности БР-2, как способной пробить 2 метра железобетона. Между тем, орудие было слишком большим для Т-100, да и перспективы у него оказались смутные. Зато имелась 130-мм морская пушка Б-13, чей снаряд был легче (33,5 кг против 49 кг у БР-2), начальная скорость снаряда чуть выше (900 м/с против 880 м/с у БР-2), а само орудие более компактное. Скорострельность БР-2 была 1 выстрел в 2 минуты, а у Б-13 — до 7-8 выстрелов в минуту. Она достигалось за счет того, что у орудия имелся клиновой затвор и гидропневматический досылатель. На дистанции 4400 метров полубронебойный снаряд пробивал броню толщиной 130 мм и железную рубашку толщиной 40 мм. Это было близко к ТТХ БР-2, конечно, не 2 метра железобетона, но близко к тому. Важный момент — орудие находилось в крупной серии, к началу 1941 года их имелось больше 350 штук. В результате для Т-100Y выбрали именно Б-13. Рецепт изготовления Т-100Y оказался прост: с Т-100 сняли башни и подбашенную коробку, поствили орудие Б-13 и «обшили» ее броней. Расчет боевого отделения составил 4 человека: 2 наводчика (из них 1 командир), заряжающий и замковой. По первоначальному проекту боекомплект должен был составить 50 выстрелов, но размеры боевого отделения позволяли вместить не больше 30 штук. Да и с ними внутри оказалось тесновато.
По первоначальным планам, инженерный танк на базе Т-100 должны были сдать 15 января 1940 года, но поскольку планы поменялись, работы задержались. Ижорский завод сдал корпус Т-100Y только 22 февраля, а закончили монтаж машины 14 марта. Как раз на следующий день после окончания советско-финской войны. С машиной сложилась комичная ситуация: в АБТУ КА были против ее изготовления, считая, что нужен инженерный танк, посему принимать Т-100Y не хотели. При этом в АБТУ КА явно лукавили, поскольку для контроля по созданию именно Т-100Y был направлен П.К. Ворошилов, причем направил его начальник АБТУ Д.Г.Павлов. Больше того, военный совет Западного Фронта еще в январе 1940 года решил, что лучший способ борьбы с надолбами — это разрушение их снарядами крупного калибра, что и делали КВ-2. Да и сам Т-100Y был утвержден военным советом 28 января 1940 года. Причем утверждал проект лично маршал Тимошенко. Тем не менее, бурная переписка шла несколько месяцев. Следует отметить, что позже появился вариант САУ 212 с орудием Б-13. Это орудие предполагалось как средство борьбы с немецкими тяжелыми танками.
В конце концов, Т-100Y, вместе с двумя образцами СУ-14, оказался на НИБТ Полигоне. Там они проходили испытания, в результате чего ходовая часть сильно износилась. Отношение к машине было небрежным. В акте от апреля 1941 года указывалось, что машина имеет ржавчину в боевом отделении, требовался ремонт. Предлагалось отправить машину с полигона, но этого так и не сделали. Осенью 1941 года Т-100Y использовалась для обороны полигона, она же там и осталась. В 1943 году про машину вспомнили, предлагалось поставить на нее 130-мм пушку, на что был недоуменная реплика из ГБТУ в стиле «а там и так 130-мм пушка». В 1945 году машину именовали уже как СУ-100Y, этот индекс так и прижился. Так машина и осталась в музее при полигоне, а ныне находится в парке «Патриот». Что же касается Гавалова, то у него, в отличие от А.П. Масалкина, ведущего инженера истребителя ДОТ-ов на базе СУ-14, то для него всё только начиналось. Позже его судьба забросила в Горький, где он работал под началом Н.А. Астрова, разработал еще несколько опытных САУ, далее поменял несколько КБ, пока не оказался на ВТЗ. Самым известным его детищем стала боевая машина десанта БМД-1.
Так Т-100Y выглядит на экспозиции. В Кубинке она была хорошо видна спереди и справа, а тут рпктически со всех сторон.
Место механика-водителя
Ходовая часть модифицирована, с участием Кировского завода.
Торжественное открытие
Т-100Y готова к посещению.
Внутри горит свет. Можно заходить.
По поводу Т-100Y отмечалось, что боевое отделение стесненное, но это понимаешь только когда попадаешь внутрь. Особенно после СУ-14-1.
Это еще тут боекомплекта нет (будет, над этим парк работает).
Слева занимает немало места досылатель.
Место второго наводчика, по вертикали.
Пульт командира.
А это вид кормовой части боевого отделения.
В очереди внутрь. Толпа вроде большая, но на самом деле потому, что попасть одновременно может один человек. Сейчас поймете почему.
Внутрь только в шлеме, большинство посетителей возраста старше подросткового на себе ощутила, почему. Обычно на выходе. Сильно тут не задерживались. Для понимания глубины глубин показал, как чувствует себя крупный посетитель. Но и детям тут не очень-то комфортно, особенно после СУ-14-1. А уж забираться/вылезать…
В дальнейшем планируется продолжить комплектацию машины макетами выстрелов, а также макетами прицелов. Но и сейчас есть на что посмотреть. Машина, даже несмотря на специфичность боевого отделения, была популярной, где-то человек 40 в нее попало. Это при том, что приходилось по одному заходить. Причем два раза пришлось люк на бис открывать. Одним словом, следите за анонсами.
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12915959.html