Популярно о том, что из себя представляет сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus, ныне стоящий в Кубинке
По целому ряду причин немецкие танки и самоходные артиллерийские установки привлекают наибольшее внимании среди тех, то посещает военные музеи. Порой дело доходит до маразма. Мне лично известно множество людей, которые вроде как ехали в музей, посвященный английскому танкостроению, а фотографируют исключительно «Тигров» да другой немецкий зверинец. Ничего не поделать, пропаганда пиар-агентства «Старина Геббельс» до сих пор неплохо работает. Всё этот накладывается на то, что про всякие секретные проекты информация стала открыта первой именно по немцам. Хотя что у англичан, что у нас, что у французов такие монстры в загашниках, мало не покажется. Одним словом, если и едут в танковые музеи, то прежде всего за «немцами». Это касается и парка «Патриот», в который ныне входит бывший танковый музей в Кубинке.
В ходе программы перемещения экспонатов из бывшего танкового музея на территорию музейной площадки №1 парка «Патриот» немецкий ангар почти опустел. Для кого-то это минус, но смотря как посмотреть. Во-первых, теперь немецкие машины не стоят, как селедки в бочке. Если бы еще не затея с гравием, который является постоянным источником грязи, вообще отлично. К тому же он мешает ходить между машинами. Во-вторых, танки более-менее расставлены по временным периодам. Это позволяет худо-бедно сравнить советскую и немецкую бронетанковую технику, а также их сателлитов. В-третьих, полностью павильон №6 не опустел. Одной из его составляющих являются «монстры вермахта», к ним относятся опытные машины, которые не совсем вписываются в концепцию музейной площадки №1. Или которые попросту слишком тяжелые.
Самым известным и одновременно самым тяжелым экспонатом Технического центра, как теперь именуется бывший танковый музей в Кубинке, является немецкий сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus. Вокруг этого танка до сих пор наблюдается ореол различных мифов, даже его обозначение, в большинстве случаев, указывается неверно. Смех ситуации в том, что по данной машине хватает публикаций, но это не сильно помогает. За те два раза, что я посетил открытый 12 июня Технический центр, услышал немало грустного и смешного. Небылицы, которые, в своё время еще и наплодили бывшие экскурсоводы, плотно ушли в народ, а уж про «специалистов» из этих наших интернетов и говорить не приходится. Так что созрел своеобразный культпросвет о самом тяжелом в истории танке. Не уверен, что сильно поможет, но, как говорится, попытка — не пытка.
Для начала, о количестве выпущенных Pz.Kpfw.Maus. Иногда ходят слухи про 3 выпущенных экземпляра, но на самом деле всё прозаично. После того, как в ночь с 25 на 26 июля 1943 года разбомбили заводы Krupp в Эссене, по программе Pz.Kpfw.Maus был нанесен непоправимый удар. 18 августа стало ясно, что в ближайшей перспективе возможна сборка не более 30 комплектов корпусов и башен. И это было еще крайне оптимистичным прогнозом. Krupp являлся одним из ключевых поставщиков вооружения и военной техники, включая и корпуса. По этой причине 27 октября 1944 года Управление Вооружений Сухопутных Войск дало указание полностью переключиться на выпуск StuG IV, а число выпускаемых Pz.Kpfw.Maus ограничили 2 образцами. Первый, Typ 205/I, строился с массогабаритным макетом башни, а второй, Typ 205/II, являлся единственным полноценным танком. Предварительная сборка обеих машин проходила силами завода Alktett на юго-востоке Берлина, дособирали их под Бёблингеном. В 1944 году Krupp работал над сборкой оставшегося задела корпусов и башен, в итоге получилось еще 6 корпусов и 7 башен. Но они танками так и не стали: в июле 1944 год последовала команда работы прекратить, задел распределили по складам Krupp в Эссене и Меппене.
Следующий момент, который часто будоражит неокрепшие умы — это боевое применение Pz.Kpfw.Maus. Кто-то рисует эпические картины превозмогания мега-танка Порше, кто-то вообще считает, что боевого применения не было. На самом деле не правы обе стороны. Боевое применение было, но оказалось оно совсем не таким героическим, как некоторые думают. К началу 1945 года оба танка оказались на Куммерсдорфском полигоне. К тому моменту Typ 205/II получил дизельный мотор MB 517. Где-то в этот промежуток времени были проведены испытания обстрелом корпуса Typ 205/I, зачем и кто, история умалчивает. Что же касается Typ 205/II, то в марте 1945 года танк включили в состав сил, оборонявших Цоссен. В этом месте ставка располагалась ставка германского Генштаба, а южнее находится Вюнсдорф, один из главных тренировочных центров. Между ними находится Вальдштадт, относящийся к Цоссену (у нас это место в документах обозначили как Штамлагер). Вот там и занял боевую позицию немецкий сверхтяжелый танк.
Судя по тому, как разместили танк, он должен был перекрывать огнем пересечение улиц Цеппелинштрассе, Гетенергштрассе и Церенсдорфер штрассе. Предполагаемый бой должен был состояться в ночь с 21 на 22 апреля 1945 года, даже противник известен — 53-я гвардейская танковая бригада. Но боя не состоялось. У Pz.Kpfw.Maus стуканул мотор, после чего он намертво встал в секторе, который не позволял простреливать улицы. Оказавшись в западне, экипаж попросту подорвал танк. То есть участие в боевых действиях теоретически было, а вот именно с боем как-то не срослось. Вторая же машина так и оставалась на поле на Куммерсдорсфском полигоне, где ее и далее захватили. Танк находился в нерабочем состоянии, но не подорван.
А вот что было дальше, это уже отдельный вопрос. Документы лета 1945 года четко говорят о том, где и какой танк был захвачен. Больше того, в июне 1945 года ГБТУ КА четко знало, какая судьба была у какого танка, где собирались, кто конструктор и так далее. Ну а дальше были мемуары и отчасти художественная литература. Первым про три «Мауса» написал В.С. Архипов в мемуарах «Время Танковых Атак», изданных в 1981 году. Там у него захвачено три танка, со «снарядами в масле». Нет, три больших трофейных танка в судьбе командира 53-й гвардейской танковой бригады были, но другие и в другое время. А именно три Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B, башенные 502 и 102, плюс подбитый и завязший в воронке башенный 243. Дело было в августе 1944 года. Одним словом, спустя 35 лет в сознании Василия Сергеевича один эпизод наложился на другой. А потом была книга «Конструктор Боевых Машин», посвященная Ж.Я.Котину. Там представлена еще более удивительная история, где также фигурирует три «Мауса». Причем один вообще в Берлине. Это к вопросу о мемуарах.
Дальнейшие события развивались следующим образом. Сначала было составлено краткое техническое описание подорванного Typ 205/II. Оно имело ряд ошибок с точки зрения оценки вооружения, боевой массы и других деталей, но ошибки оказались очень похожи на первые английские и американские отчеты. Да и ошибками это назвать сложно. Скорее всего, наши военные получили ровно ту же информацию, что и их зарубежные коллеги. Изначально, действительно, танк имел боевую массу 120 тонн, но по ходу разработки масса росла. Менялось и вооружение. Самое же главное, что за первым отчетом последовала гораздо более точная информация. Это стало возможно благодаря документам, добытым в Цоссене, Берлине и на Куммерсдорфском полигоне.
Далее последовала команда демонтировать агрегаты с обоих захваченных танков, а башню Typ 205/II установить на шасси Typ 205/I. Собирали этот конструктор на Куммерсдорфском полигоне, куда, на тягачах, оттащили все запчасти. Агрегаты позже уехали в филиал НИИ-100, он же позже ВНИИ-100. Как раз в это самое время шли работы по электромеханической трансмиссии для тяжелого танка ИС-7. Немецкий сверхтяжелый танк, в этом плане, представлял большой интерес, поскольку на нем удачно реализовали данную схему. У нас электромеханическая трансмиссия создавалась с переменным успехом, так что немецкая разработка была очень кстати.
Отдельный разговор следует поднять по поводу отметин от попаданий, которые сейчас находятся на танке. Обычно на эти отметины показывают, рассказывая про испытания в Кубинке (а порой и о факте боевого применения), но это некоторое лукавство. «Советских» попаданий на танке всего 4 штуки, а вот немецких гораздо больше. К моменту, когда Typ 205/I был захвачен частями Красной Армии, на его лобовом листе, а также правом борту, красовались отметины. Характер попаданий говорит о том, что били по нему чем-то крупнокалиберным. Совсем не нулевым вариантом является гипотеза об обстреле одного «Мауса» орудием второго «Мауса». Зачем — «потому что как бы вот». Решили проверить мощь орудия, например, программа Pz.Kpfw.Maus всё равно закрыта, чего его жалеть. Танк, в любом случае, не боевой.
В сторону НИБТ Полигона танк отправился на штатной платформе осенью 1945 года, но по ряду причин застрял в районе Бреста. Прибыл он на полигон только в 1946 году. Одновременно шло изучение агрегатов, вынутых из обоих танков, по этому поводу в «Вестнике Танковой Промышленности» подготовили целую серию статей. Ну а далее по танку произвели четыре выстрела. Первый в верхний лобовой лист корпуса, второй в лоб башни, третий в борт корпуса, четвертый в борт башни. Вели огонь из 122-мм орудия. Более никаких стрельб не велось. Остальные попадания были сделаны на Куммерсдорфском полигоне в начале 1945 года.
Напоследок стоит упомянуть то, почему танк ныне так странно покрашен и что на нем делают перевернутые символы в виде серпа и молота. Как уже говорилось выше, танк собран из шасси Typ 205/I и башни Typ 205/II. Они собирались и красились в разное время, поэтому даже базовый цвет у них разный. Про камуфляж и говорить не приходится. Поэтому танк сейчас несет камуфляж и маркировки на момент прибытия «Мауса» в Кубинку. Что же касается символов, то всё просто. К моменту начала полноценных испытаний Typ 205/I кто-то решил соблюсти лишнюю секретность и нанес эти самые символы. А на отдельных фото под ними читается что-то вроде ГЯП. Таким образом было решено пустить дёзу о том, что это трофейный советский танк. Таковые, кстати говоря, под Бёблингеном имелись, например, КВ-1. Эти же самые символы видны и при транспортировке танка в Кубинку. Одним словом, соблюдена историческая привязка. Камуфляж и маркировки наносились по цветной схеме из книги автора данного канала. Удачного вам посещения Кубинки и остерегайтесь лапши на уши!
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- Panzer Tracts No. 6–3 — Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008
- Архив Игоря Желтова
- Архив автора
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/190tonnaia-mysh-sobrannaia-iz-dvuh-60d2fc43a6050469a03e859c