Юрий Пашолок. 16-тонники-неудачники

15

Юрий Пашолок. 16-тонники-неудачники

История английских средних танков 16-тонного класса, имевших большое влияние на мировое танкостроение, но не пригодившихся английской армии

Содержание:

Под конец Первой мировой войны англичане упустили первенство в создании нового вида военной техники — танков. Вперед вырвались французы, правда, лидерство оказалось недолгим. Полноценно реализовать французы лидерство не смогли, застряв с разработкой нескольких перспективных танков. Во второй половине 20-х годов лидерство снова оказалось за англичанами, которые его смогли частично реализовать. По крайней мере, самыми массовыми средними танками межвоенного периода стали английские. Они же стали и первыми экспортными танками данного класса в межвоенный период.

Medium Tank Mk.III стал передовым танком, который одновременно может считаться и символом темных времен для английского танкостроения

Medium Tank Mk.III стал передовым танком, который одновременно может считаться и символом темных времен для английского танкостроения

С конца 20-х по середину 30-х годов в английском танкостроении была черная полоса. Помимо кризиса организационного характера, английское танкостроение преследовали неудачи с «железом». Комичность ситуации в том, что неудачные, с точки зрения англичан, боевые машины получались в других странах. Одним из таких примеров стала история английских средних танков 16-тонного класса. Сама идея была хорошей, но с реализацией случилась масса проблем. При этом советский Т-28, по концепции срисованный с 16-тонников, вполне получился.

Наследник Medium Mark D

Ситуация вокруг английских средних танков первой половины 20-х годов выглядела весьма неоднозначно. С одной стороны, англичане смогли добиться запуска средних танков в серию. Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II стали самыми массовыми средними танками 20-х годов. С другой стороны, за кажущимся успехом скрывалась большая проблема. Дело в том, что на самом деле это были легкие танки. В средние их переименовали позже, да и то, когда полковник Джон Фуллер что-то говорил про легкие танки, он имел в виду именно эту парочку. А вот по-настоящему средний танк, Medium Mark D, не получился. Поэтому переведенные в разряд средних танков Mk.I и Mk.II выглядели скорее временным решением.

Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II создавались как легкие танки, средними они стали во многом случайно

Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II создавались как легкие танки, средними они стали во многом случайно

Можно сказать, что Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II получились случайно. Изначально их шасси предполагалось как средство перевозки артиллерии, в том числе и внутри машины. Это предопределило компоновку танка. Вперед смотрела только пушка, потом к ней добавился один пулемет. При этом шасси было недостаточно быстрым с точки зрения концепции механизированных соединений, продвигавшихся Фуллером. Главный идеолог подвижных танковых частей хотел минимум 20 миль в час, а Medium Tank Mk.I/Mk.II быстрее 15 миль в час ехать не хотели. Более того, на высокой скорости гусеничные ленты сильно гремели, их лязг перекрывал шум мотора.

Классическая компоновка появилась на английских танках окольными путями. Изначально она прорабатывалась для экспортных машин

Классическая компоновка появилась на английских танках окольными путями. Изначально она прорабатывалась для экспортных машин

Идеальным средним танком в Военном Министерстве считали боевую машину, схожую по концепции с Medium Mark D. То есть подвижный танк с классической компоновкой, имеющий вооружение в виде пушки и кучи пулеметов, смотрящих, в том числе, вперед. Правда, вплоть до 1925 года английские военные продолжали есть кактус в виде Medium Mark D. Новый виток развития средних танков случился благодаря экспортным амбициям Vickers Limited. С 1923 года там вели разработку экспортных легких танков, которые, впрочем, по габаритам и массе всё равно получались скорее средними. Первые два танка Vickers Mk.A и Mk.B, так и не вышли за стадию конструкторской документации, зато Vickers Mk.C смогли изготовить в металле. При этом его концепция выглядела более интересно, чем Medium Tank Mk.II. Классическая компоновка, пулемет в лобовом листе корпуса, а также скорость, достигавшая 30 км/ч. Почти то, что надо, оставалось только довести идею до кондиции.

Развитием идеи стал Medium Tank A6

Развитием идеи стал Medium Tank A6

К 1926 году сформировалась концепция нового среднего танка. Помимо возврата к классической компоновке, появилось понимание в бессмысленности концепции «огневого ежа». От нее отказались еще в ходе проектирования тяжелого танка A1E1 Independent, который построили как раз в 1926 году. Вместо кучи пулеметов по периметру корпуса было решено поставить их в малые башни, которые разместили в носовой части корпуса. Эти башни имели довольно большой сектор обстрела, что позволяло либо сосредоточить огонь вперед, либо заниматься чисткой окопов. От размещения башен впереди несколько пострадал механик-водитель, но игра стоила свеч. Тем более что 3-фунтовое орудие, размещавшееся в основной башне, имело только бронебойные снаряды. Исходное 3-фунтовое (47-мм) орудие, кстати говоря, имело осколочно-фугасные боеприпасы. Но всего 38-45 грамм тротила, которые находились в снаряде, посчитали слишком слабыми. Это меньше, чем у ручной гранаты №36 (70 грамм). Так что главным средством борьбы с живой силой противника были пулеметы.

Машина оказалась равнозначной по высоте предшественнику, Medium Tank Mk.II

Машина оказалась равнозначной по высоте предшественнику, Medium Tank Mk.II

Первые наработки по новой спецификации (пока танк назывался легким) появились в июле 1926 года. Разрабатывал ее Центр Королевского Танкового Корпуса (RTCC), согласно данным, танк должен был иметь массу 15,5 тонн. Это было почти в 1,5 раза больше, чем масса Medium Tank Mk.II. Объяснялся рост массы не только увеличением длины танка, но и необходимостью увеличения толщины брони как минимум до 14 мм. Тем самым он становился неуязвим для пуль винтовочного калибра. Топливные баки выносились за пределы боевого отделения, а максимальная скорость возрастала до 32 км/ч. Больший рост массы ограничивался возможностями мостового оборудования.

A6 оказались тестовыми лабораториями, на которых обкатывались новые идеи, в том числе по ходовой части

A6 оказались тестовыми лабораториями, на которых обкатывались новые идеи, в том числе по ходовой части

На Vickers, где далее вели работы по танку, изначально посчитали боевую массу слишком оптимистично. Согласно их наработкам, боевая масса оценивалась в 14 тонн, при этом танк должен был иметь 6 пулеметов, включая зенитный. Толщина брони на тот момент оценивалась в 13 мм спереди и 6,5 мм по бортам. Приоритетным считался двигатель Armstrong Siddeley мощностью 180 лошадиных сил. С ним танк, позже получивший индекс A6, должен был разгоняться до требуемых 32 км/с. Как это часто бывает, финальный вариант танка оказался тяжелее исходных данных. Боевая масса достигла 16 тонн, в 1928 году данную планку «легализовали». В историю танк вошел как Vickers 16-tonner, использовать его стали с весны 1928 года. Тогда же был готов первый образец танка.

Бессмысленная погоня за скоростью

К моменту, когда первый образец 16-тонного танка, A6E1, поступил на испытания, у английских танков наступила черная полоса истории. Во-первых, EMF (Experimental Mechanized Force), куда планировали поставлять танки, провела неудачные маневры. Этим воспользовались противники Фуллера, тем самым нанеся непоправимый урон английским бронетанковым войскам. Во-вторых Во-вторых, в мае 1928 года умер сэр Джордж Томас Бакхем, главный конструктор Vickers. Он имел большое влияние на самом верху, смерть Бакхема ослабила позиции Vickers. Можно сказать, что проблемы, которые выявились при испытаниях 16-тонников, стали продолжением черной полосы.

A6E3 получил пулеметные башни, где осталось по одному пулемету

A6E3 получил пулеметные башни, где осталось по одному пулемету

То, что идея с двумя пулеметами в каждой малой башне оказалась неудачной, это полбеды. В конце концов, по одному пулемету просто сняли, а в 1929 году появился A6E3, у которого в малых башнях оставили по одному пулемету Vickers. Главная беда заключалась в том, что на испытаниях никак не удавалось достигнуть необходимой надежности. Неоднократные попытки замены силовой установки, а также трансмиссии, ощутимых результатов не принесли. В результате на последующих Medium Tank Mk.III сохранили всё тот же V-образный 8-цилиндровый мотор Armstrong Siddeley мощностью 180 лошадиных сил.

Следующим шагом стало создание Medium Tank Mk.III

Следующим шагом стало создание Medium Tank Mk.III

Главным источником проблем стало желание повысить подвижность танка. В чем-то проблема оказалась схожей с Medium Mark D. Пока танк ездил на небольших скоростях, всё было нормально, а дальше начинали вылезать проблемы. На самом деле это не одни англичане такие «криворукие». Если вы посмотрите на ситуацию с другими средними танками того периода, то увидите похожую картину. Отчасти проблема связана с тем, что ходовая часть проектировалась с катками малого диаметра. На высоких скоростях резиновые бандажи начинали перегреваться и разрушаться. Попытки Vickers использовать другой тип подвески (разработали ее Джон Карден и Вивиан Лойд) большого эффекта не дали. Официально танк разгонялся до 42 км/ч, но делать он это мог недолго.

Машина стала своеобразной работой над ошибками, увы, сохранив часть недостатков предшественника

Машина стала своеобразной работой над ошибками, увы, сохранив часть недостатков предшественника

В всё том же 1929 году на свет появился Medium Tank Mk.III. Официально 16-тонный, на самом деле имел массу порядка 18 тонн. Танк стал большим шагом вперед, его конструкция была более удачной, чем у предшественника. Но на самом деле и с ним было не всё гладко. Официально максимальная скорость Medium Tank Mk.III составляла 48 км/ч, но реально он мог ехать со скоростью 42 км/ч на коротких дистанциях. А средняя скорость составляла 24 км/ч, то есть на уровне максимальной скорости Medium Tank Mk.II. Такие результаты не устраивали английское командование. В 1931 году на свет появился Medium Tank Mk.III E3. Он же единственный танк из троицы, построенный самой Vickers. У него несколько улучшилась ситуация с плавностью хода, но не более того.

Nb.Fz. строился явно под впечатлением от английского танка

Nb.Fz. строился явно под впечатлением от английского танка

Несмотря на проблемы, 16-тонники умудрились задать моду в мировом танкостроении. Идея 16-тонного танка с дополнительными пулеметными башнями пришлась ко двору в нескольких странах. Немецкий Nb.Fz. и советский Т-28 однозначно создавались, базируясь на английской идее. Да и у японцев тяжелые танки Тип 91, а также Тип 95, проектировались с оглядкой на англичан. Но что-то приличное получилось только у советских инженеров. Отчасти потому, что наверху довольно быстро поняли — отметка в 16 тонн не позволит реализовать весь потенциал машины. Поэтому 16-тонным Т-28 оставался совсем недолго. Советские инженеры смогли грамотно использовать английскую концепцию и ряд немецких наработок, включая ходовую часть и двигатель.

"Виккерс 16-тонный" также стал идейным прототипом для Т-28. Он стал единственным трехбашенным танком первой половины 30-х годов, который пошел в серию

«Виккерс 16-тонный» также стал идейным прототипом для Т-28. Он стал единственным трехбашенным танком первой половины 30-х годов, который пошел в серию

Последняя попытка что-то сделать из концепции 16-тонника была предпринята Королевским Арсеналом в Вулидже. Ей стал средний танк A7. Создавался он с нуля, при этом изначально боевая масса составляла 14 тонн. Сэкономили, в том числе, на пулеметных башнях. Но уже A7E2 имел боевую массу, превышающую 18 тонн. Главный смех ситуации в том, что A7E2 получился хуже A6E3. На испытаниях в апреле 1935 года выяснилось, что подвеска A6E3 лучше, а реальная скорость A7E2 не превышала 24 км/ч. Те 42 км/ч, которую ему рисуют, была возможна только на короткой дистанции. А мотор и вовсе работал хорошо на скорости около 16 км/ч.

Medium Tank A7, последняя попытка сделать "16-тонник"

Medium Tank A7, последняя попытка сделать «16-тонник»

В общей сложности работы по английским средним танкам нового поколения продолжались 11 лет. Окончательно их забросили в 1937 году. По большому счету, даже если бы удалось довести до кондиции ходовую часть, уже к середине 30-х годов у танков данного типа не имелось перспектив. При броне толщиной 14 мм (а по бортам она и вовсе была 9 мм) выживаемость 16-тонников была сомнительной. Поскольку у англичан получился здоровенный сарай, любой рост толщины брони тут же повышал массу танка на несколько тонн. Ровно это случилось и с Т-28, и с Nb.Fz.. Причем у обоих идейных потомков английского танка было более адекватное вооружение, а также ходовая часть.

Cruiser Tank A9, на нем всё же реализовали идею с 3 башнями. Но она оказалась уже не актуальной

Cruiser Tank A9, на нем всё же реализовали идею с 3 башнями. Но она оказалась уже не актуальной

Нельзя сказать, что история 16-тонников закончилась для англичан впустую. Мучения с этими танками привели к появлению ряда удачных технических решений. Это и 2-фунтовая (40-мм) пушка, и ряд наработок по подвеске, и спарка двигателей. Башни более поздних танков создавались с оглядкой на A7. Вместе с тем, нормальный танк англичане так и не получили. В итоге средний танк, который всё же пошел в серию, не имел к 16-тонникам ровно никакого отношения. Да и то, вскоре его из средних переквалифицировали в крейсерские.

Список источников

      1. US NARA
      2. Medium Marks I-III, N.W. Duncan, Profile AFV 12, Profile Publications Limited
      3. фотоархив автора
      4. IWM
      5. tankdevelopment.blogspot.ru
      6. Архив Карла Бломстера

источник: https://dzen.ru/a/ZOSkVBgIoBj6r8DD

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account