Юлия Лиморенко. Ясон и поход аргонавтов. Аргонавты в Колхиде
Ну вот мы и доплыли до берегов Колхиды, где аргонавтам надо как-то ухитриться выцыганить золотое руно… Предыдущая часть тут.
Трудные задачи. Вообще всё, что происходит в Колхиде между Ээтом и Ясоном, можно рассматривать с точки зрения столкновения двух царей: архаического и более модерного. Ээт живёт в системе, которая требует передать власть зятю — мужу дочери. И не факт, что он не представлял в роли этого зятя Ясона. С Фриксом не выгорело, может, с этим повезёт? К тому же он царского рода, не побродяга какой.
Ясон же наследует отцу «по мечу», как говорили пару тыщ лет спустя в Европе. Он царь, которому ничего никому не надо доказывать, его права бесспорны… если только между Эсоном и Пелием не было другого договора. В любом случае царевны в этой истории никак не замешаны, чисто мужские разборки.
Поэтому задачи, которые Ээт ставит перед Ясоном, — это не только квест за руно. Возможно, это ещё и испытание будущего царя. И Ясон соглашается испытание пройти. Деваться ему некуда, но… такого он не ожидал!
Что же требует сделать Ээт? Да всего ничего: вспахать поле, засеять его и собрать урожай. Вполне царское дело! В те времена цари ещё запросто могли сами пахать свои поля — помните, как Одиссея отвлекли от пахоты, когда звали на Троянскую войну? Вот только и поле, и быки, и урожай не простые, а божественные. Колхида — страна мифическая, удел солнца, и кому попало тут руно не раздают.
Одна из версий мифа, между прочим, говорит, что Ээту было пророчество: если руно покинет Колхиду, Ээт умрёт. С этой точки зрения руно — могучий талисман, высшая защита для царя и для страны.
Первый акт Медеи. Как мы помним, Ясон был любимцев богини Геры. И вот Гера и Афина решают помочь парню: Гере он симпатичен, а Афина… видимо, просто так вписалась. План простой: Ясон без волшебной помощи не справится, а волшебство = Медея. Вывод: зовём Афродиту…
То, что Медея влюбилась в Ясона волей Афродиты, — практически общее место в версиях мифа. Бог из машины, как удобно! К тому же это сразу объясняет, почему Медея так упорствует, помогая Ясону, и почему ставит любовь к мужу выше кровных уз. Ведь из-за этого она поссорилась с отцом и тёткой, а по ряду версий убила родного брата.
Что же за мотивы могли двигать женщиной, готовой зайти так далеко? Вряд ли одни практические соображения . Тем более что Медея удивительно верна Ясону: у неё трижды была возможность отыграть назад — но нет, она пошла до конца.
Итак, Медея признаётся Ясону в любви и обещает помощь с руном в обмен на то, что он увезёт её из Колхиды. Увезёт! Значит, она не планирует пойти по архаическому пути: остаться в Колхиде женой царского зятя. Она хочет уехать с Ясоном туда, где он царь по роду, и стать его царицей по закону нового времени.
Медея снабжает Ясона волшебной мазью, защищающей от огня и оружия. Это важно: божественные штучки, которые приготовил ему Ээт, связаны с Аресом — богом войны, крови и жестокой резни. Да и руно висит в священной роще Ареса не просто так.
Испытания. Бычки, на которых предлагалось пахать, имеют своё мифологическое название: Халкотавры, т.е. медные быки. Они реально были медные — их отковал Гефест и подарил Аресу. И вот этих танков Ясон смог запрячь в плуг и погнал пахать. Смотрим внимательно: божественные создания (пусть и частично неживые) укрощены героев, не имеющим божественной крови. Да, с помощью волшебства, но сам факт!
Засеять поле предлагалось зубами дракона. Эту историю мы уже знаем: впервые она случилась с Кадмом, основателем Фив. Там однозначно сказано: дракон был священным животным Ареса, и Кадм сперва убил его, потом засеял поле его зубами, из них выросли свирепые воины, они начали сражаться друг с другом, пока не осталось всего несколько. Эти последние согласились заключить с Кадмом союз.
Очевидно, что история Ясона — это та же самая история с драконьими зубами. В версиях мифа про руно не упоминается, что зубы были от священного дракона Ареса, но точно такой священный дракон охраняет рощу Ареса и висящее в ней руно. У него, правда, зубы на месте. Мифологический мотив здесь вывернут задом наперёд, но с мифами это бывает.
Медея помогает Ясону советом: как заставить драковоинов рубиться друг с другом. Всё работает, как и в случае Кадма, но уцелевших воинов Ясон добивает, а не берёт с собой. Формально он выполнил условия Ээта, но по сути они действовали вдвоём с Медеей. И это даёт Ээту повод руно не отдавать.
В ряде версий мифа говорится, что Ээт решил перебить аргонавтов, но это выглядит не очень разумно. Всё-таки они гости, да и Ясон всё ещё может рассматриваться как претендент на царство Колхиды. Здесь можно себе представить, что Ээт может напрямик поговорить с Ясоном: зачем тебе руно, оставайся с нами, правь моей страной, раз уж моя дочь на тебя залипла.
Это разумное предложение. Миф не говорит нам, что оно было сделано, но как версия — почему бы нет? Отвергнуть такое предложение значит нанести смертельное оскорбление… если только у тебя нет весомой причины отказаться. У Ясона её нет. Он ищет царства? Вот ему царство. И руно будет принадлежать ему по праву — но при этом оно останется здесь, где висит.
Второй акт Медеи. Ясон бы, может, и согласился в конце концов, но не согласна Медея. Она предлагает авантюру: украсть руно и бежать. Без волшебства это не провернуть, но она готова применить свои силы. Она усыпляет дракона-стража (ряд версий, впрочем, говорит, что Ясон его убивает), Ясон забирает руно, аргонавты бегут на корабль и спешно отплывают.
Тут есть ветвление версий: иногда указывается, что с Медеей на борт поднялся её брат Апсирт — тот самый, который то ли есть, то ли нет. Рассмотрим обе версии параллельно.
Итак, аргонавты отплывают, и Ээт преследует их. Получается у него отменно хорошо, бегством не спастись. Ээт требует отдать руно и Медею (он считает её похищенной), но Ясон отказывает. У Ээта мощный флот, у Ясона один корабль…
Версия 1: в море от Ээта не уйти, и Арго сворачивает к побережью Ливии. Там аргонавты вытаскивают корабль на берег и… несут его на плечах до Тритонийского озера, где снова спускают на воду, плывут по озеру до Нила, а по Нилу выходят в Средиземное море. Понятно, что флот Ээта не может повторить такой маршрут. Есть вариант этой же версии: Ясон поднимается по Фасису вверх до его слияния с Роданом и уже по течению Родана плывёт в Средиземное море.
Версия 2: чтобы замедлить продвижение флота отца, Медея приказывает убить (или сама убивает) Апсирта и выбрасывает его тело (вариант: порубленное на куски) в воду. Ээт не может не остановиться, чтобы собрать куски тела сына и похоронить его на земле. Он вынужден вернуться или хотя бы задержаться.
Ряд версий говорит, что на этом моменте Ээт требует уже только вернуть Медею, а руно, так и быть, соглашается отдать. Но Ясон к переговорам не готов: он не хочет отдавать ничего.
Однако погоня не окончена: аргонавты делают стоянку в стране феаков, и здесь их нагоняет флот колхов. Царь феаков выносит своё решение: Медея должна вернуться к отцу, если она ещё не стала женой Ясона. И Ясон прямо здесь же, на берегу (вариант: на корабле) проводит свадебный обряд. Колхам остаётся только повернуть назад.
С Ясоном всё понятно: выполнить хотя бы одно из требований Ээта для было означало похерить весь поход, а он ведь не один, у него команда героев! Медея же сознательно и последовательно рвёт все связи с родиной. Последний акт ссоры с роднёй — путешествие на остров Эя.
Медея (вариант: и Ясон) пролила кровь брата, а это тяжкое преступление. От крови родича надо очиститься, и это может сделать волшебница Кирка. Чуете коллизию? Сестра убила брата и просит родную тётку очистить её.
Кирка в гневе: дерзость Медеи выше крыши! Она очищает убийц от крови, но предрекает племяннице, что она не увидит счастья в своей будущей жизни. К тому же Ясон (если он участвовал в убийстве) нарушил обеты, которые дал на Самофракии. Участники мистерии кабиров дают обет не проливать крови и не творить насилия. Орфей (помним, что он на борту Арго) должен был помнить об этом…
Словом, Медея приближает свою трагическую судьбу, а Арго поворачивает в Иолк.
Чем это кончилось — в следующей серии. Не трогайте драконов жа жубы!
источник: https://author.today/post/408094