Юлия Лиморенко. Калидонская охота: особенности национальной распри
Содержание:
Вернёмся ненадолго в прошлое. Есть эпизод, о котором стоит поговорить прежде, чем возвращаться обратно в Авлиду. Это Калидонская охота.
Область и город Калидон находились в материковой Греции, недалеко от Коринфского перешейка. Тамошний царь Ойней не учёл одной тонкости, про которую мы уже знаем: нельзя «забывать» богов и обделять их вниманием. Ойней принёс всем, кому положено, жертвы за обильный урожай, но забыл Артемиду.
При чём тут Артемида? А вот. Это в классическое время её представляли только как охотницу, а в архаике она была божеством растений и луны. Сама она ничего не рождала, потому что дева, но защищала урожай на полях и в лесах. Ну а вера во влияние луны на урожай настолько древняя и сильная, что лунные календари дачника и сейчас раскупают без перебоев.
В общем, Ойней Артемиду оскорбил. И она послала ему кару. Помните кроммионскую свинью, которую Тесей пустил на шашлык? Так вот у неё были потомки. И самый жирный и наглый из них отправился волей Артемиды громить Калидон. Рыл, жрал, топтал, гадил, даже людей убивал, свинья такая.
Ойней осознал масштаб проблемы, но сделать с этим сам ничего не мог. И кликнул клич по Греции: герои, тут у меня свин свинствует, выручайте! А награда убийце свина — его же шкура (почему это круто, поговорим позже).
Героям же только дай повод, и в Калидоне собираются любители этого дела. Мифографы из каждой области Греции старались упомянуть в числе участников своих земляков, прямо как на Арго. Чаще всего упоминают такие охотники:
- Калидон — Мелеагр
- Мессения — Идас и Линкей, близнецы
- Спарта — Диоскуры, тоже близнецы
- Афины — Тесей (ещё одни шашлык!)
- Фессалия — Адмей (друг Геракла), Пирифой (собутыльник Тесея), Пелей (отец Ахилла), Ясон (и так понятно)
- Аргос — Амфиарай (провидец, он нам ещё пригодится)
- Фивы — Амфитрион и его сын Ификл (брат Геракла)
- Итака — Лаэрт, отец Одиссея
- Пилос — Нестор, участник Троянской войны
- Аркадия — Анкей, Кефей, Аталанта… ЩИТО?! Женщина?!
Вот и герои возмутились: заодно с бабой подвиги совершать? Куда мир катится… Но Мелеагр, сын Ойнея и местный чемпион, всех утихомирил: дева тоже героиня, и хватит тут бухтеть. Сами-то ещё непонятно на что годны.
Есть версия, что Мелеагр с первого взгляда влюбился в Аталанту… его жена, видимо, была крайне рада…
Охота
Охотники вооружились и пошли травить вепря. А вепрь пошёл травить героев. Наподдал он знатно: многих с первой же атаки порвал своими клыками. Нестор спасся на дереве, и то был умный шаг: опасно было не только из-за вепря, но и из-за неразберихи среди героев. В попытках атаковать свина некоторые задевали сотоварищей и многих убили.
Но и вепрь получил своё: Аталанта всадила ему стрелу в хребтину, а Мелеагр добил хрюкало копьём. Формально трофей принадлежал ему, но царевич подарил его Аталанте. И это тоже многим не понравилось…
Да и Артемида, увидев, что вепрь уже всё и кара вышла какой-то недостаточной, возбудила взаимную вражду и ненависть между охотниками, в том числе по половому признаку. И они принялись делить трофей.
Зачинщиками выступили жители соседнего с Калидоном города Плеврона. То ли они попёрли на Мелеагра за то, что не поделился шкурой, то ли попытались отнять её у Аталанты. В обоих случаях результат один: Мелеагр разозлился и пришиб одного из плевронцев — своего дядю.
Ненависть Алфеи
Мать Мелеагра Алфея была родом из Плеврона. В архаические времена у многих народов братья были для женщины более близкой роднёй, чем муж и дети. Помните притчу про женщину, которой предложили выкупить на выбор мужа, сына или брата? «Отпустите брата: мужа я найду другого и сына рожу другого, а вот другого брата у меня уже не будет». С нашей современной точки зрения цинизм невероятный! С точки зрения архаической — самое логичное решение. Надо помнить, что архаическая семья — это не про любовь…
Так вот Алфея оказалась в чудовищной ситуации: её сын воюет с её же братьями. Что делать? Архаическая мораль отвечает однозначно: убери сына с поля.
Дальше имеются две версии. Первая: когда Мелеагр убил одного из дядьёв, мать прокляла его и пожелала ему смерти. Тогда Мелеагр заперся дома: воюйте сами. И плевронцы подошли уже к стенам Калидона и готовили штурм. Жена Мелеагра кое-как уломала его всё-таки выйти и дать дрозда нападающим, он вышел и… перебил остальных дядьёв. Но и сам погиб. Алфея в итоге потеряла и сына, и братьев. Месть богини удалась.
Вторая версия, супер-архаическая: когда Мелеагр только родился, Алфее явились мойры и сказали, что жизнь её сына связана с головнёй, горячей в очаге. Как только она сгорит, Мелеагр умрёт. Алфея смело вытащила головню голыми руками из огня и спрятала. А когда Мелеагр убил дядю, достала головню и бросила в огонь. И Мелеагр тут же умер.
А что это у нас тут? А это верования во вместилище души, распространённые по всему миру. Душа человека может храниться отдельно от него, иногда в особой сумочке, в мешочке, в узелке — у многих народов шаманы делают такие штуки. А вообще вместилищем души может быть кто и что угодно: растение, животное, камень, специально сделанная фигурка, кукла… Часто душу помещают во вместилище, чтобы уберечь человека от злых сил, от болезни. Но это опасно: если кто-то завладеет таким вместилищем… помните колдовских кукол? Воткнул в куклу иголочку — у человека приступ боли. Оторвал кукле голову — человек умер.
Ну вот, собственно, и вся история: вепря убили, шкуру поделили, войну устроили, все померли… Остались только два образа, которые надо разобрать.
Аталанта: сложная дева
У Аталанты, которую мы знаем по классике, папа из Аркадии, а мама из Беотии. Но исследователи считают, что в этом образе слились две героини: аркадийская — меткая лучница, беотийская — бегунья. Потому что наша Аталанта обладает и тем, и другим.
Аталантин папа хотел сына, а когда родилась дочь, велел вынести её в лес. Но её выкормила молоком медведица, а потом охотники пасли её и вырастили. Всё как у Париса, помните? Только здесь пастухов не случилось, охотники попались. Они научились девушку быстро бегать и метко стрелять.
К ней потянулись женихи, но дева хотела остаться девой, поэтому предлагала претендентам на руку, сердце и печень соревноваться в беге. Одетая в полный доспех, она обгоняла всех.
Лучница, дева, выкормлена медведицей… Ба, да это же ипостась Артемиды! Медведица — священное животное Артемиды, и сама она оборачивалась медведицей.
Когда Аталанта вернулась с Калидонской охоты, её поджидал новый жених, не такой бегучий, но хитрее прочих. Он согласился состязаться с ней в беге, а по дороге разбросал золотые яблоки. Аталанта отвлекалась, собирая их, и дала себя обогнать. Пришлось выходить за умника.
Впрочем, жили они в любви, родили сына. И так увлеклись супружеским сексом, что однажды занялись этим делом прямо в святилище Зевса. Зевс обиделся: он не против секса, но почему без него в его доме?.. И он прерватил обоих супругов в львов.
Казалось бы, и чего не любиться дальше? Ан нет: греки верили, что львы могут сходиться только с леопардами (wtf??), поэтому супругам вместе жить была не судьба. Львица — тоже один из образов Артемиды, не столько в самой Греции, сколько в греческих колониях, особенно в Азии.
Словом, преподнесение шкуры вепря Аталанте-Артемиде — это просто-напросто жертва богине. В греческих мифах встречаются и ещё примеры того, как богам подносят в жертву ими же созданных/посланных животных.
Ну и остался последний вопрос…
Шкура вепря
Казалось бы, зачем Ойней буквально делит шкуру неубитого вепря, и почему эта дырявая шкура считается наградой?
Дело в том, что многие индоевропейские (и не только) народы считали вепря символом плодородия и мужской силы. Также вепрь — царственный зверь. В Европе он считался самым опасным лесным зверем при том, что он даже не хищник. Вепрь — добыча королей, охота на вепря — священнодействие (вспомним ирландского короля Финна и его охоту). Брекильенн вообще считал именно охоту на вепря сакральным актом обретения истинно королевской силы. Не добыл вепря — не король.
А ещё вепрь связан с хтонью. А вы как хотели? Плодородие — оно такое. В мифах индоевропейцев (греков тож) людей превращают в вепрей в наказание за святотатство. У греков целая коллекция вепрей, посланных в наказание за что-нибудь: та же кроммионская свинья, калидонский вепрь, эримантский вепрь… Так что вепрь зловещ. Не зря бесы, изгнанные Иисусом из людей, вселяются в свинское стадо. Традиция требует!
У германцев, кельтов был также обычай, завалив вепря, устраивать «аукцион» делёжки мяса. Самые вкусные куски должны были доставаться самым достойным воинам. Если кто-то считал себя достойным, а его обнесли, это повод для войны!
В общем, всё связанное с вепрем, глубоко символично. Шкура вепря — талисман плодородия, и Ойней, отдавая шкуру победителю чудовища, по сути приносит жертву Артемиде: он не хочет использовать шкуру для призывания урожая, он готов отдать её. Потому за неё и воюют: дело не в самой шкуре, дело в символе.
Вот такие пироги с вепрями. Уважайте дев!
источник: https://author.today/post/482358