Юлия Лиморенко. Ифигения: отец в ауте, публика в экстазе
Итак, Агамемнон под вывеской «идём мстить за обиду Менелая» собрал немалый флот (список кораблей в «Илиаде» рекомендую посмотреть, там хорошо!), и вся эта флотилия собралась в Беотии, в гавани Авлиды. Понятно, что корабли прибывали по очереди, и пока они прибывали, Агамемнон и Менелай отправились поразвлечься. А какие у царей развлечения — война да охота.
Вот и доохотились. Не хватило мозгов понять, что золотая лань — это не просто зверушка, а наверняка угодная богам тварь. Но нет, надо было застрелить. Кто стрелял — Агамемнон или Менелай, — разные источники указывают по-разному. Но результат один: конечно, лань была не своя собственная, а Артемидина, и Артемида такая: та-ак, кто опять истребляет моих фамильяров? И кстати, Атриды, ваш папаня Атрей так и не принёс мне в жертву златорунного барашка! (Помните такого? Атрей заявил, что у кого баран — тот и царь Микен). Жлобская вы семья, вот что, и никуда вы не поплывёте, я нашлю штиль. Хотите — гребите вёслами до самой Троады, раз такие шустрые. Или платите. Утром деньги — вечером стулья.
И ветер кончился. То есть прибывать корабли прибывали — с запада, а отплыть на восток не могли. Народ понемногу начинал скучать, а где скука — там бунты, азартные игры, пьянки, поножовщина и прочие безобразия. Агамемнон понял, что поход рискует кончиться, не начавшись, да и авлидцы уже охреневали от таких гостей… И царь решил спросить прорицателя Калханта, шо делать-то?
Калхант выяснил волю богов: царь прогневил Артемиду, и попутного ветра не будет, пока в жертву богине не будет отдана самая красивая из дочерей Агамемнона по имени Ифигения. И тут Агамемнон припух: он-то рассчитывал необременительно пограбить во Фригии, а тут вон оно чё. Но отступать некуда, и он решает послать за Ифигенией назад в Микены проверенных людей: Одиссея и Диомеда. Эти выкрутятся из любой дырки.
Мифографы не сообщают, что сказал Одиссей и в каких выражениях, но любви к Агамемнону у него явно не прибавилось… Как мы уже знаем, он убедил царицу Клитемнестру отдать дочку, якобы её выдадут замуж за Ахилла. Ахилл, как мы помним, тоже неепически образовался положению «без меня меня женили», но его тот же Одиссей утихомирил. В общем, Ифигения приплывает в Авлиду уверенная, что её щас будут обряжать как положено и выдавать замуж.
Её обряжают как положено… и ведут к алтарю Артемиды. Примерно вот так:
Тащат её на картинке Одиссей и Диомед, слева Агамемнон весь в печали, справа Калхант с выражением вдохновения на челе (ой, чё ж я сделал-то?), а сверху Артемида уже несёт лань.
Да, вы правильно догадались: в последний момент Артемида заменила жертву, и вместо девушки на алтаре зарезали лань. А Ифигению богиня забрала с собой. Жертва богине — это не обязательно убийство, так-то.
Дальше версии судьбы Ифигении расходятся. По одним источникам, она умерла (не на алтаре, а просто от потрясения), и Артемида возродила её Гекатой. Странненько, да.. По другой, более популярной версии, Ифигения живой и невредимой попала в Тавриду, где стала жрицей храма Артемиды. В её обязаннности, помимо отправления всяких обрядов, входило также убивать на алтаре богини всех встречных мужиков.
Сперва разберёмся, кто же такая Ифигения, а потом поговорим о самом обряде.
Как вы уже догадались, по совокупности фактов Ифигения — это одна из ипостасей самой Артемиды. Как водится, наверняка она сперва была местной богиней с теми же функциями, а потом подтянулась история о жертве. Причём культ Ифигении как богини был вовсе не беотийским: следы его можно найти в Мегарах и под Афинами — в Бравроне, это самое авторитетное святилище Артемиды в материковой Греции. Есть сообщения древних историков, что иногда Артемида носила что-то вроде прозвища Ифигения.
Кстати, в Тавриде и в самом деле находят следы культа какой-то местной богини лесов и охоты, но датировать их сложно. Может быть, культ принесёт туда первыми греческими колонистами, заселение греками Крыма началось ещё в VII в. до н.э.
Есть странный спорный момент, о котором разные источники не могут прийти к согласию. Иногда сообщается, что у Агамемнона была ещё дочь Ифианасса, младшая. Эту Ифианассу он предлагал в жёны Ахиллу, желая примириться с ним уже под Троей. А иногда Ифианассу отождествляют с Ифигенией, и тогда, конечно, в жёны её никому не предлагают, поскольку считают умершей.
В замене человека животным видят следы перехода от человеческих жертвоприношений к приношениям животных. Однако есть источники, в том числе этнографические, которые показывают, что в этом случае не всегда можно говорить именно о замене одного другим. Жертвы людей и животных могут сосуществовать, а иногда в сравнительно поздние времена в критической ситуации жертва человека воспринимается как «более сильная», хотя в норме такой обычай уже давно ушёл.
Наконец, к самой истории. Замена человека — мало того, ребёнка жертвователя — уже на алтаре на животное — мотив нам знакомый по истории Авраама. Агнец, которым бог заменил Исаака, тоже может восприниматься если не как священное животное, то как символ и даже как предвестие появления Иисуса, Агнца божьего.
История жертвоприношения дочери, вывернутая наизнанку, известна в связи с Идоменеем, царём Крита. Идоменей — сын Девкалиона, внук того самого Миноса и, да, племянник Минотавра 🙂 Он тоже участвовал в Троянской войне, причём был старейшим и самым уважаемым из ахейских царей, лично поехавших под Трою. Многие хотели бы видеть предводителем именно его, а не жадобу Агамемнона… Так вот на обратном пути корабли Идоменея попали в бурю, и он пообещал Посейдону за спасение принести ему в жертву первого человека, который встретит его на берегу. А на берегу его первым встретила дочь… Есть версии, что это был сын, но суть истории от этого не меняется.
Правда, история Идоменея имеет странное продолжение: то ли он отказался выполнить обет, то ли жертва человека была неугодна ещё кому-то из богов, но на Крите началась эпидемия, и прорицатели сказали, что она прекратится только с отъездом царя. Идоменей уплыл с Крита и отправился в Калабрию, где основал город и спокойно дожил свой век. Вот она, Великая греческая колонизация!
Ну а кто знаком с Библией, тот узнал в истории Идоменея и Агамемнона эпизод с Иеффаем и его дочерью. Кто узнал — поздравляю, вы уже настоящие специалисты по мифологии!
Вот такие пироги с ланью. Берегите дочерей!
источник: https://author.today/post/483608