Японские эсминцы 30-х. Эсминцы «специального типа»

14

Развитием эсминцев типа Хацухару стали 10 кораблей типа Сирацую (Ширатсуи). При заранее заложенном стандартном водоизмещении в 1685 тонн они имели ту же силовую установку (реальная скорость 34 узла) и артиллерию, но два четырехтрубных ТА, что ликвидировало загромождение пространства между надстройками и позволило разместить их и оборудование симметрично. Устройство заряжания второго аппарата находилось в кормовой надстройке, устройство для первого аппарата – по обе стороны от второй трубы; Одноорудийная башня размещалась позади кормовой надстройки, «спиной» к третьей башне.

IJN Hausame, 30.11.1943 года.

IJN Hausame, 30.11.1943 года.

Содержание:

Тип Shiratsuyu

  • Водоизмещение стандартное 1685 т, полное 1980 т.
  • Длина 107,5 м (по в/л). Ширина 9,9 м. Осадка 3,5 м.
  • Механизмы: три котла Кампон, 2 ТЗА.
  • Мощность и скорость: 42000 л.с., 34 узла.
  • Запас топлива 500 т. Дальность плавания 6000 миль (15 узлов) или 1020 миль (34 узла).
  • Артиллерия: пять 127-мм (2×2, 1×1), два 13-мм пулемета.
  • Торпеды: восемь 610-мм (2×4).
  • Противолодочное вооружение: 16 глубинных бомб.
  • Экипаж 180 человек.

Японские эсминцы 30-х. Эсминцы "специального типа"

IJN Yudachi (Shiratsuyu-class)


IJN Yudachi (Shiratsuyu-class)

Первые шесть кораблей под этими названиями заказали как тип Хацухару, но после инцидента с миноносцем Томодзуру в ходе постройки проект был существенно переделан. Четыре последних заказывались уже по новому проекту по программе 1934 г. Эсминцы имели много общего с типом Хацухару, но отличались чуть меньшей шириной и увеличенной осадкой. Надстройки были значительно ужаты по размерам, а указанное в проекте одно 127-мм орудие размещалось в корме, как на эсминцах предыдущего типа после перестройки. Торпедное вооружение усилилось, так как впервые в японской практике были применены четырехтрубные аппараты типа 92, являвшиеся развитием типа 90. Благодаря более эффективному приводу, удалось снизить мощность электромотора до 10 л.с. Выстрел производился сжатым воздухом (скорость вылета торпеды 11-12 м/с), в крайнем случае, допускалось применение порохового заряда. Запасные торпеды для носового аппарата размещались попарно сбоку от второй трубы, в отличие от асимметричного их размещения на Хацухару. Орудия стояли в установках типа С с углом возвышения 55 градусов. 42-тысячесильная силовая установка позволяла развивать максимальную скорость 34 узла.
На последней четверке (Кавакадзе, Умикадзе, Ямакадзе, Судзукадзе) были введены различные усовершенствования, делающие их похожими на корабли следующего типа Асасио. Все корабли прошли модернизацию, подобную той, что была на эсминцах типа Хацухару.

Первоначально войдя в состав эскорта сил, предназначенных для вторжения на Филиппины, эсминцы этого типа составили два полных дивизиона: 2-й (Мурасаме, Юдати, Харусаме, Самидаре) и 22-й (Умикадзе, Ямакадзе, Кавакадзе, Судзукадзе). Два оставшихся корабля Сигуре и Сирацую позже вошли в состав 27-го дивизиона.
12 января 1942 г., когда шли операции в Голландской Ост-Индии, Ямакадзе потопил у Таракана голландский минный заградитель «Принс ван Орандж». В феврале Судзукадзе был поврежден торпедой с подводной лодки USS Salmon В феврале 2-й дивизион, а также Умикадзе, Кавакадзе и Ямакадзе участвовали во вторжении на Яву. В ходе знаменитого боя в Яванском море Ямакадзе, Кавакадзе, Мурасаме, Самидаре и Юдати атаковали торпедами эскадру союзников, но успеха не добились. Все эсминцы участвовали в операции у Мидуэя, 2-й дивизион был с основной группой флота вторжения, остальные со вспомогательной Алеутской группой. Ямакадзе вернулся в родные воды в июне и погиб от торпеды американской субмарины USS Nautilus, настигшей его у Йокосуки. Зато 22 августа Кавакадзе торпедировал и потопил американский эсминец USS DD-387 Blue (типа Bagley) в бою у Саво.
До конца года сражения у Гуадалканала принесли новые жертвы. Юдати входил в состав группы японских кораблей, выделенных для обстрела острова, когда 13 ноября разыгралось ночное сражение с американскими крейсерами и эсминцами юго-восточнее Саво. В этом бою Мурасаме, Самидаре и Асагумо (типа Asashio) артиллерийским огнем потопили эсминец USS DD-436 Monssen (типа Benson / Gleaves). Однако Юдати получил тяжелые повреждения от артиллерийского огня и был оставлен командой, которую подобрал Самидаре. На рассвете его корпус был обстрелян и потоплен крейсером USS Portland. Мурасаме, который вместе с Минегумо прибыл на поддержку своих сил в Вила, потопил американскую подводную лодку USS Grampus.
В марте 1943 года Минегумо и Мурасаме погибли в ночном бою с американской крейсерско-миноносной группой у Вила-Стенмор. Первый был потоплен артиллерией крейсеров USS CL Montpelier, Cleveland и Denver (типа Cleveland), а второй, полностью разбитый снарядами, погиб от торпеды с DD-466 Waller (типа Fletcher). Из экипажей обоих эсминцев спасли только 49 человек.
В августе 1943 года Кавакадзе стал од ним из четырех эсминцев, перевозивших войска и снаряжение с Бугенвилля в Коломбангар. Эта группа была обнаружена радарами американских эскадренных миноносцев 12-го и 15-го дивизионов в заливе Велья. Застигнутые врасплох, японцы потерпели сокрушительный разгром, спастись удалось только Сигуре, которым командовал небезызвестный капитан 2 ранга Т. Хара. Кавакадзе, поврежденный торпедами и артиллерийским огнем USS DD-382 Craven, DD-384 Dunlap и DD-401 Maury (типов Gridley и Mahan-Dunlap), был оставлен командой и затонул.
В 1944 году погибли все, кроме одного, оставшиеся корабли данного типа. 26 января Судзукадзе потопила торпедами американская подлодка USS Skipjack в районе Каролинских островов, а 1 февраля USS Guardfish потопила Умикадзе южнее Трука. В июне самолеты 5-й американской воз душной армии потопили Харусаме в проливе Дампир у Новой Гвинеи, а Сирацую был потерян в результате столкновения у острова Самар. Уклоняясь от воображаемой торпеды, эсминец протаранил танкер Сейо Мару и погиб от взрыва собственных глубинных бомб.
Сигуре подтвердил свою репутацию везучего корабля во время битвы у Лейте. Он стал единственным уцелевшим из состава Южного ударного соединения вице-адмирала Нисимура (два линкора, крейсер, четыре эсминца), принявшего бой в проливе Суригао в ночь на 25 октября, и оставался в строю до января 1945 года, когда его в Малаккском проливе неподалеку от Кота-Бару настигла торпеда с подводной лодки USS Blackfin.

Следующим типом «больших» японских эсминцев стали корабли типа Асасио (Асашио — 10 единиц), считающиеся, однако, дальнейшим развитием типа Хацухару-Сирацую, а не Фубуки. При стандартном водоизмещении в 1961 тонну (больше, чем на Фубуки), на них вернулись к установке в 50 000 л.с. (35 узлов). По составу и размещению артиллерии они полностью повторяли Фубуки, по торпедному вооружению – Сирацую. Характерно, что на части эсминцев (начиная с Ямагумо) устройство быстрого заряжания первого торпедного аппарата стояло не позади, а впереди него, по обе стороны первой трубы, так оно будет устанавливаться на всех последующих японских эсминцах.

IJN Asashio, 07.1937 г., ходовые испытания, мой любимый эсминец Мира кораблей

IJN Asashio, 07.1937 г., ходовые испытания, мой любимый эсминец Мира кораблей

Тип Asashio

  • Водоизмещение стандартное 1961 т, полное 2370 т.
  • Длина 118,26 м (115 м по в/л). Ширина 10,35 м. Осадка 3,69 м.
  • Механизмы: 3 котла Кампон, 2 ТЗА.
  • Мощность и скорость: 50000 л.с., 35 узлов.
  • Запас топлива 500 т. Дальность плавания 5700 миль (10 узлов) или 960 миль (34 узла).
  • Артиллерия: шесть 127-мм (3×2), четыре 25-мм.
  • Торпеды: восемь 610 мм (2×4).
  • Противолодочное вооружение: 16 глубинных бомб.
  • Экипаж 200 человек.

Японские эсминцы 30-х. Эсминцы "специального типа"

Эскадренные миноносцы так называемого «крейсерского» типа или типа А. Заказаны по программе 1934 года под номерами № 75-84. Так как проблемы с весом и остойчивостью, проявившиеся на кораблях «специального типа», были решены на типе Сирацую, хотя и ценой некоторого снижения скорости и огневой мощи, японский военно-морской штаб распорядился восстановить эти боевые качества. Это могло быть сделано только за счет роста водоизмещения, что превысило бы установленные Лондонским морским договором лимиты. Но поскольку Япония негласно отказалась от соблюдения этих условий, то ее адмиралов это обстоятельство не беспокоило.
Новые эсминцы должны были иметь то же артиллерийское вооружение, что и корабли «специального типа», т.е. шесть 127-мм орудий в спаренных установках типа С с углом возвышения 550, но для улучшения остойчивости и устойчивости увеличили ширину, что позволило разместить кормовые орудия по линейно-возвышенной схеме. Водоизмещение при этом выросло почти на 400 тонн. На кораблях была применена энергетическая установка новой конструкции. Ее мощность довели до 50000 л.с., что позволило развивать максимальную скорость 35 узлов. Торпедное вооружение не изменилось по сравнению с типом Сирацую (восемь 610-мм аппаратов с восемью запасными торпедами), зато зенитное значительно улучшилось, так как впервые установили новые 25-мм автоматы французского образца (системы Гочкисс), производимые в Японии без лицензии. Две спаренных установки располагались по бокам от второй трубы.
Тем не менее, этот тип не оправдал в полной мере возлагавшихся на него надежд, виной чему было два существенных недостатка. Уже во время испытаний головного Асасио выявилась плохая маневренность и большой радиус циркуляции. Причиной была неэффективная конструкция руля. Для исправления этого в 1941 году форму кормовой на всех кораблях оконечности перестроили на транцевую, что также дало небольшую прибавку к скорости. Во-вторых, возникли проблемы с турбинами новой конструкции – из-за отсутствия синхронизации выявилось разрушение лопаток роторов. Справиться с проблемой удалось только в начале войны.
В 1943-44 гг. уцелевшие эсминцы лишились орудийных установок №2, за счет чего зенитное вооружение довели до пятнадцати 25-мм автоматов, а к июню 1944-го их насчитывалось уже до двадцати восьми. Запасные торпеды сняли. Водоизмещение выросло до 2000-2635 тонн, а скорость на некоторых упала до 29 узлов. На них установили 4 бомбомета и 36 глубинных бомб.

В ноябре 1941 года Араре и Касуми вошли в состав сил эскорта авианосного ударного соединения, направившегося к Перл-Харбору. В следующем месяце 3-й дивизион (Асагумо, Минегумо, Нацугумо) прикрывал высадку на Филиппины, а 8-й дивизион (Асасио, Осио, Митисио, Арасио) находился в Южно-Китайском море, сопровождая транспорты, на которых перебрасывались войска в Малайю. Ямагумо же входил в группу вторжения на Батаан. В начале 1942 года оба дивизиона перевели в Голландскую Ост-Индию. 19 февраля Осио, Асасио и Митисио потопили в проливе Бандунг голландский эсминец «Пит Хэйн», когда прикрываемые ими суда подверглись нападению союзных сил. В этом бою Осио и Митисио получили повреждения – первый полностью потерял ход, и его пришлось отбуксировать в Макассар.
Несколько эсминцев принимало участие в основном сражении в Яванском море 27-28 февраля, в ходе которого Асагумо и Минегумо провели несколько безуспешных торпедных атак. Однако им удалось добиться успеха в перестрелке с британскими эсминцами HMS Electra и Encounter. Хотя Асагумо был тяжело поврежден огнем HMS Electra, но и его артиллерии удалось нанести противнику тяжелые повреждения, в результате которых британский эсминец затонул.
Корабли 8-го и 9-го (бывший 3-й) дивизионов в июне 1942 г. принимали участие в операции у Мидуэя, а в июле Араре и Касуми ушли на Алеуты. 5 июля американская подводная лодка USS Growler пробралась на якорную стоянку острова Кыска и атаковала три стоявших там японских эсминца. Первая торпеда поразила Араре, который переломился и затонул. У Касуми оторвало носовую часть, но его смогли отбуксировать на ремонт в Майдзуру. В октябре Нацугумо участвовал в сражении у Гуадалканала, где его потопили американские пикирующие бомбардировщики, когда он пытался спасти экипажи крейсера Фурутака и эсминца Фубуки, погибших у острова Саво. Но 13 ноября сумел отличиться Асагумо, потопивший у Гуадалканала эсминец USS DD-436 Monssen. 20 февраля 1943 г. Осио был торпедирован и потоплен подлодкой USS Albacore северо-западнее острова Манус.
Трагичным для этих эсминцев стал март 1943 года. Арасио и Асасио входили в группу из восьми эсминцев и четырех транспортов, перевозивших войска из Рабаула в Лаэ. Их обнаружила и уничтожила в море Бисмарка австралийская и американская авиация. Четыре эсминца, среди них два типа Асасио, и все транспорты пошли на дно. Двумя днями позже Минегумо, перевозивший подкрепления в Вила, был потоплен в заливе Кула крейсерами USS CL Montpelier, Cleveland и Denver (типа Cleveland). Таким образом, в строю оставались только Асагумо, Митисио и Ямагумо.
Митисио был одним из четырех эсминцев, перебрасывавших в мае 1943 года войска на Новую Гвинею, и единственным уцелевшим даже после тяжелых налетов авиации, тогда как его спутники погибли на минном заграждении. В июле Асагумо принимал участие в эвакуации гарнизона Алеутских островов, но осенью все три направили в район Рабаула для участия в кампании на Соломоновых островах. 19 ноября Ямагумо потопил неподалеку от Трука подводную лодку USS Sculpin, но в первый день нового года сам был поврежден авианосной авиацией.
Все три эсминца участвовали в обороне Марианских островов в конце весны – начале лета 1944 года, когда 4-й (в который входили Митисио и Ямагумо) и 10-й (в него входил Асагумо) дивизионы эсминцев придали 3-й дивизии авианосцев. Позже они принимали участие в сражении в заливе Лейте в составе Южного ударного соединения вице-адмирала Нисимура и погибли в бою в проливе Суригао в ночь на 25 октября 1944 г. В самом начале боя все они получили попадания торпедами с эсминца USS DD-677 McDermut. В результате Ямагумо перевернулся и быстро затонул, а Митисио вышел из строя, но продолжал уходить на север, когда его настиг и добил эсминец USS DD-476 Hutchins (оба – типа Fletcher). Поврежденный и уходивший в южном направлении Асагумо потопил артиллерией крейсер USS Denver.

JN Asagumo (Asashio-class), 14.09.1939 г.

JN Asagumo (Asashio-class), 14.09.1939 г.

Источник — https://pikabu.ru/story/prodolzhenie_posta_yesmintsyi_yaponii_chast_tretya_toku_gata__yesmintsyi_spetsialnogo_tipa_11653086

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account