0

Вы когда-нибудь слыхали о французских СВВП? А ведь в музее, в Ле-Бурже, стоит один такой самолёт. О нём я и расскажу в этом посте.

Многие думают что Як-141 — это единственный сверхзвуковой СВВП в мире. Однако, это не так. Во Франции, компанией Дассо Авиасьон был создан самолёт Дассо «Мираж» IIIV, который также мог преодолеть скорость звука. Такой себе Мираж III с технологиями вертикального взлета и посадки того времени.

Фирма Dassault c конца 50-х разрабатывала СВВП с обоими типами силовых установок: первый MD.610 "Cavalier" с подъёмно-маршевым двигателем "Пегас" и MD.620/630 "Cavalier" с раздельной силовой установкой из подъёмных Rolls-Royce RB.162 и маршевых RB.165. Однако оба эти проекта были рассчитаны на максимальную скорость, равную М=1, в то время как задание предусматривало создание самолёта со скоростью М=2. В конечном счёте была выбрана схема самолёта, основанная на конструкции Dassault "Mirage" IIIС, с восемью подъёмными и одним форсированным маршевым двигателем. Стоит отметить, что помимо фирмы Dassault во Франции ряд проектов предложила и фирма Louis Breguet, однако её проекты были отклонены ещё на ранней стадии проработки.

В 1960-61 годах были выдвинуты объединённые ТТТ NATO MBR-3, предусматривающие создание ударного тактического СВВП, способного доставлять тактические ядерные заряды со скоростью М=1 на малой высоте и максимальной скоростью в 2М. К проектированию самолёта под такие требования приступили сразу 3 страны: Германия с проектом EWR VJ-101D, Италия с проектом Fiat G-95/6 и Франция с проектом Dassault "Mirage" III V. Соответственно заказчиками будущего СВВП "Mirage" III V помимо ВВС Франции становились и другие европейские страны.
** схема самолета

Фирма Dassault, чей проект был признан лучшим, получила заказ на два опытных экземпляра СВВП "Mirage" III V. Для такого самолета требовалось восемь двигателей для создания подъемной силы с тягой по 2500 кгс каждый и маршевый двигатель для создания горизонтальной тяги величиной около 9000 кгс. В тот период такие двигатели еще только разрабатывались — первые фирмой Rolls-Royce, а вторые фирмой SNECMA; выпуск и тех и других планировался только к началу 1964 года. Чтобы использовать появившийся резерв времени для изучения боевого вертикально взлетающего самолета, французское министерство авиации в феврале 1961 года заказало фирме Dassault экспериментальный самолет "Balzac". Dassault модифицировала первый прототип Mirage III в Balzac V. Его оснастили 8 подъемными Rolls-Royce RB.108 и маршевым бесфорсажным Bristol Orpheus BOr 3. Чтобы можно было практически использовать большую часть результатов летных испытаний, самолет "Balzac" специально проектировался как летающая модель самолета Mirage IIIv. Тяга двигателей RB.108, составлявшая около 1000 кгс, определила масштаб подобия. По массе и тяге двигателей самолет "Balzac" представлял собой модель, выполненную в масштабе 1:2.

Balzac начал первые полеты на привязи 12 октября 1962 и спустя шесть дней совершил свой свободный полет. Первый переход от вертикального подъема к горизонтальному полету был сделан во время 17-го полета 18 марта, 1963.Самолет имел два инцидента со смертельными исходами в январе 1964 и в сентябре 1965 г. После последнего инцидента самолет уже не восстанавливали.

Несмотря на трагический конец программы, "Balzac" сыграл выдающуюся роль, проложив путь полноценному самолету вертикального взлета и посадки, который сначала называли Mirage IIIv, а затем просто Mirage V.


Было построено два опытных образца СВВП. В основу их конструкции положили удлиненный фюзеляж Mirage IIIC. Форма крыла в плане была изменена. Корневым частям крыла придали большую стреловидность, увеличив тем самым хорду и изменив положение аэродинамического фокуса. Вертикальную тягу создавали восемь английских двигателей Rolls-Royce RB162 с тягой 2000 кгс. Двигатели объединялись попарно. Пары имели общие выдвижные зарешеченные воздухозаборники. Система реактивного управления была абсолютно такой же, как на самолете "Balzac".

В начале летных испытаний в качестве маршевого двигателя на первом образце использовался ТРД Pratt and Whitney TF104В. Перед установкой на СВВП двигатели проходили летные испытания на самолете Mirage IIIt, а затем на самолете Mirage III T.2 (что то про этот самолет я ничего не нашел).

Mirage III T.2 должен был быть двухместным, на нем планировалась доработка системы вооружения самолета Mirage IIIv. Первый полет Mirage IIIv 01 (наш борт) совершил 12 февраля 1965 года в Милан-Вилярош. Машину пилотировал Жан-Мари Саже. После проведения девяти полетов, которые включали в себя зависание и достижение скорости около 300 км/ч, произошла вторая катастрофа опытного экземпляра "Balzac". Вертикальные полеты на Mirage IIIv 01 запретили до выяснения и устранения причин и доустановки в кабину катапультируемого кресла класса "0-0". Но полеты с обычными взлетом-посадкой не запрещались, и новый самолет достиг скорости М=1,35 на высоте 8535 м.

В декабре 1965 года на самолет поставили более мощный двигатель TF-106A3 и новое катапультируемое кресло. 24 марта 1966 года модернизированный самолет совершил первый переход от режима висения к горизонтальному полету. Летчик Саже неодобрительно отозвался о системе поперечного управления во время перехода, самолет пилотировался гораздо хуже "Balzac". 28 марта 1966 года французское правительство сообщило об отказе от серийного производства, но испытания опытных образцов были продолжены и финансировались в полном объеме. 3 сентября 1966 года Mirage IIIv 01 совершил свой последний 41-й полет.

** кабина Mirage IIIv 01

Второй самолет Mirage IIIv 02 был оснащен двигателем Pratt and Whitney TF 306 с тягой на форсаже 5639 кгс. От первого образца он отличался новыми убирающимися воздухозаборниками подъемных двигателей. В конструкции планера были применены прогрессивные материалы и технологии. Самолет начал летать 22 июня 1966 года в Милан-Вилярош. Машина стала первым в мире сверхзвуковым самолетом вертикального взлета и посадки.

12 сентября 1966 года Жан-Мари Саже установил мировой рекорд скорости для вертикально взлетающих самолетов, разогнав Mirage IIIv 02 до скорости, соответствующей числу М=2.04 в горизонтальном полете. К сожалению, 28 ноября 1966 года в летно-испытательном центре Истр самолет, совершавший свой 24-й полет, разбился. При этом пилот успел катапультироваться.

Mirage IIIV 02 совершил девять обычных, 15 вертикальных взлетов и посадок и семь переходов от вертикального полета к горизонтальному. Пишут, что он не мог во время одного полета и взлететь вертикально и преодолевать звуковой барьер, но объяснения этому не дается. Может, из-за недостатка топлива? Планируемое строительство одноместного Mirage III-V и двух двухместных было отменено, а программа испытаний закрыта. Спустя всего пару лет начались испытания нового англо-французкого ударного самолёта "Jaguar", который и стал основным ударным тактическим самолётом этих стран.

Общие итоги программы французских вертикально взлетающих Mirage: "Balzac" — 179 полетов; Mirage III-V 01 — 41 полет; Mirage III-V 02 — 24 полета.

Фюзеляж самолёта "Мираж" III-V такой же, как у истребителя "Мираж" III-Е, но отличается большими размерами. В носовой части предполагалось размещение РЛС. Кабина лётчика снабжена катапультным креслом, обеспечивающим катапультирование на режиме висения у земли.

В итоге этот проект так и не вышел на серийное производство, да и восемь подъемных двигателей  — это скорее кошмар, чем благо. Самолет был явно перетяжелен и имел еще массу всяческих недостатков.

Вертикальное оперение стреловидное, с рулём направления. Под фюзеляжем установлены дополнительные килевые поверхности

Крыло треугольной формы в плане, по конструкции аналогично крылу самолёта Mirage IIIA. Механизация крыла состоит из закрылков и элевонов. На передних кромках имеются пропилы.

Силовая установка самолёта состаит из маршевого ТРДД SNECMA TF-106 (TF-30 на втором опытном) с форсажной камерой для создания горизонтальной тяги и восьми ТРД Rolls-Royce RB.162 для создания вертикальной тяги. Маршевый двигатель установлен в хвостовой части фюзеляжа, а подъёмные двигатели — в четырёх отсеках, расположенных по обе стороны от центрального воздухопровода симметрично относительно ц.т. самолёта. Каждый отсек первоначально был снабжён выдвижным ковшовым воздухозаборником, заменённым на втором опытном самолёте створками. Воздухозаборники маршевого двигателя щелевые, нерегулируемые, с центральным телом и устройством для сдува пограничного слоя.


 

Лётно-технические характеристики:

Mirage IIIV 01.
Экипаж: 1 человек
Длина: 18 м
Размах крыла: 8,72 м
Масса, кг
пустого самолета 10 250
нормальная взлетная 12 000
максимальная взлетная 13 440
Топливо, л: 1600
Двигатели:
Маршевый двигатель Snecma TF-106 (изначально стоял TF-104)
тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
количество: 1
Максимальная тяга: 1 × 7 600 кгс
Подъёмный двигатель Rolls-Royce RB.162
тип двигателя: турбореактивный одноконтурный
количество: 8
Максимальная тяга: 8 × 2,000 kg кгс (по тяге сильные разночтения возможно речь идет о разных модификациях этих двигателей)
Тяговооружённость при вертикальном взлёте: 1,16

Лётные характеристики
Максимальная скорость:
на расчётной высоте: 2,04 М
у земли: 0,92 М
Практический потолок, м 18000
Боевой радиус:
на малой высоте: 460 км
на большой высоте: 740 км
Вооружение
Боевая нагрузка: 900 кг

Авиационный музей в Ле Бурже.
Музей в Ле Бурже ч.29: Dassault Mirage IIIA
Самолёты вертикального взлёта и посадки
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Оригинал взят у igor113 в Музей в Ле Бурже ч.30: Dassault Mirage IIIv французский СВВП!!!

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account