Историю создания этого самолёта пришлось восстанавливать по крупицам. Этот проект был засекречен и информации о нём очень немного.
Як-1000 являлся первым советским проектом самолёта, в котором была применена новая конструкция крыльев — треугольная. Работы над новой конструкцией были начаты во второй половине 1945 года. Занимался разработкой институт ЦАГИ. Работы велись одновременно над двумя проектами.
Первая разработка была основана на концепции крыльев малого удлинения. В обиходе это строение крыла называют ромбовидным, хотя визуально крылья имели треугольную форму. Вторая разработка велась на базе стреловидного крыла. Примером такого строения является самолёт МиГ-15.
Вначале предпочтение отдавалось самолётам именно со стреловидной формой крыльев. Но чем быстрее становились самолёты, тем больше вырастал интерес конструкторов к ромбовидной конструкции.
Какие же плюсы и минусы были у «ромба»?
Плюсы:
1) Наименьшее лобовое сопротивление при разгоне до сверхзвуковой скорости — а, как следствие, более быстрый разгон.
2) Хорошая устойчивость на больших углах атаки.
3) Крылья ромбовидной формы весили в 2 раза меньше стреловидных.
Минусы:
1) Трудности при взлёте и посадке.
2) Слабая манёвренность самолёта.
Но несмотря на все недостатки, работы над крыльями малого удлинения продолжались. И к концу 1940-х ромбовидные крылья были доработаны до совершенства. Ими был заинтересован знаменитый конструктор Яковлев — создатель легендарной линейки истребителей Великой Отечественной (Як-1, Як-3, Як-9…).
И Яковлев взялся за разработку самолёта с ромбовидным типом крыла. Было решено использовать реактивный двигатель ТР-5. По инженерным расчётам скорость этого истребителя должна была доходить до 1100 км/ч.
И в феврале 1951 года прототип Як-1000 появился на Жуковском аэродроме в Подмосковье. Но на испытаниях у самолёта были выявлены серьёзные недостатки — на больших скоростях Як-1000 терял управляемость. А при сильном боковом ветре самолёт терял устойчивость.
И самолёт так и увидел свет. Было принято довольно поспешное решение о сворачивании разработки. Предпочтение было отдано стреловидной концепции крыльев. К сожалению, конструкторы списали недостатки Як-1000 на ромбовидную форму крыла.
И лишь в середине 1960-х годов конструкторы поняли, что ромбовидная форма является самой перспективной — и начали строить самолёты по новой концепции.