Як-1000 — необычный проект СССР

12

Историю создания этого самолёта пришлось восстанавливать по крупицам. Этот проект был засекречен и информации о нём очень немного.

Як-1000 являлся первым советским проектом самолёта, в котором была применена новая конструкция крыльев — треугольная. Работы над новой конструкцией были начаты во второй половине 1945 года. Занимался разработкой институт ЦАГИ. Работы велись одновременно над двумя проектами.

Первая разработка была основана на концепции крыльев малого удлинения. В обиходе это строение крыла называют ромбовидным, хотя визуально крылья имели треугольную форму. Вторая разработка велась на базе стреловидного крыла. Примером такого строения является самолёт МиГ-15.

Вначале предпочтение отдавалось самолётам именно со стреловидной формой крыльев. Но чем быстрее становились самолёты, тем больше вырастал интерес конструкторов к ромбовидной конструкции.

Какие же плюсы и минусы были у «ромба»?

Плюсы:

1) Наименьшее лобовое сопротивление при разгоне до сверхзвуковой скорости — а, как следствие, более быстрый разгон.

2) Хорошая устойчивость на больших углах атаки.

3) Крылья ромбовидной формы весили в 2 раза меньше стреловидных.

Минусы:

1) Трудности при взлёте и посадке.

2) Слабая манёвренность самолёта.

Як-1000 - необычный проект СССР

Но несмотря на все недостатки, работы над крыльями малого удлинения продолжались. И к концу 1940-х ромбовидные крылья были доработаны до совершенства. Ими был заинтересован знаменитый конструктор Яковлев — создатель легендарной линейки истребителей Великой Отечественной (Як-1, Як-3, Як-9…).

И Яковлев взялся за разработку самолёта с ромбовидным типом крыла. Было решено использовать реактивный двигатель ТР-5. По инженерным расчётам скорость этого истребителя должна была доходить до 1100 км/ч.

И в феврале 1951 года прототип Як-1000 появился на Жуковском аэродроме в Подмосковье. Но на испытаниях у самолёта были выявлены серьёзные недостатки — на больших скоростях Як-1000 терял управляемость. А при сильном боковом ветре самолёт терял устойчивость.

И самолёт так и увидел свет. Было принято довольно поспешное решение о сворачивании разработки. Предпочтение было отдано стреловидной концепции крыльев. К сожалению, конструкторы списали недостатки Як-1000 на ромбовидную форму крыла.

И лишь в середине 1960-х годов конструкторы поняли, что ромбовидная форма является самой перспективной — и начали строить самолёты по новой концепции.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/id/6249584e8b23500978e41a63/iak1000-neobychnyi-proekt-sssr-6266315122e6cb08a40477d1?&

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account