1

 

Часть I

Часть II

Несмотря на большое количество разработанных в Германии проектов сверхтяжелых танков (таких как Е-100, К 7001 (К), «Медведь» и «Мышь»), только «Мышь» был полностью воплощен в металле и прошел испытания. Изготовление сверхтяжелого танка Е-100 было остановлено в конце 1944 г. на этапе сборки шасси. Работы по VK. 7001 (К) и «Медведь» вообще не вышли из стадии эскизного проектирования.

Таким образом, «Мышь» является на сегодняшний день единственным сверхтяжелым танком, доведенным до стадии опытного образца.

В декабре 1942 г. Ф. Порше в своем докладе А. Гитлеру сообщил о завершении всех подготовительных этапов организации производства сверхтяжелого танка Тур 205 на фирме «Крупп» с ежемесячным выпуском до пяти машин в месяц и о готовности представить первый опытный образец к лету 1943 г.

Полноразмерный деревянный макет танка «Мышонок»[1] продемонстрировали Гитлеру 4 января 1943 г. Этот показ послужил поводом для созыва 21 января совещания в Берлине, где обстоятельно обсуждались проекты сверхтяжелых танков фирм «Порше» и «Крупп». В итоге последовало решение — завершить к концу 1943 г. сборку двух опытных образцов танка фирмы «Порше» и, в случае успешных испытаний, приступить к его серийному производству с темпом выпуска десять машин в месяц.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

2 февраля 1943 г., когда работы по «Мышонку» были в самом разгаре, ОКН внесло в проект существенные изменения. В качестве дополнительного вооружения предлагалось использовать в танке огнеметную установку, что вызвало резкий протест конструкторов, так как влекло за собой увеличение сроков изготовления машин. Но ОКН не только настояло на выполнении этого пункта, но и спустя три дня потребовало установить на танк в качестве зенитного вооружения 20-мм автоматическую пушку MG151/20.

Тем не менее, в середине февраля 1943 г., еще до завершения проектных работ по танку, было принято решение о начале его серийного производства. Фирма «Крупп» получила заказ на изготовление 120 корпусов и башен для танка «Мышонок». По согласованному план-графику предполагался следующий ежемесячный выпуск: ноябрь 1943 г. — два корпуса, декабрь 1943 г. — четыре, январь 1944 г. — шесть, февраль 1944 г. — восемь и далее по десять корпусов в месяц. Производство башен должно было осуществляться по аналогичной схеме, но со сдвигом на один месяц позже.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Из нескольких вариантов выбрали схему кормового расположения двух огнеметов по правому и левому бортам корпуса. Огнеметная установка обеспечивала огнеметание на дальность до 60 м. Огнесмесь выбрасывалась центробежным насосом, приводившимся в действие от автономного двухтактного двигателя мощностью 30 л.с. (22 кВт) с рабочим объемом 1100 см³. Управление огнеметами осуществлялось с места радиста. Общая масса установки, состоявшей из бака для огнесмеси емкостью 1000 л, насоса с двигателем, системы управления, трубопроводов и двух бронированных брандспойтов, составляла 4900 кг.

Сначала в системе подрессоривания танка массой 179 т предполагалось использовать испытанную ранее подвеску опытного VK.4501 (Р), но после установки огнемета общая боевая масса танка возросла на 5,5%. Это потребовало ввести два дополнительных узла подвески и, следовательно, привело к увеличению длины корпуса машины. Поэтому совместно с фирмой «Шкода» (Skoda) было принято решение установить пружинно-спиральную подвеску. Кроме того, размещение огнеметного оборудования повлекло доработку кормовой части броневого корпуса танка, а возникшие проблемы при изменении компоновки потребовали снижения общей массы огнеметной системы до 2 т.

В начале марта 1943 г. фирма «Крупп» выполнила эскизный проект установки 20-мм зенитной автоматической пушки в башне танка. Она размещалась в передней части башни слева от 128-мм пушки и была жестко соединена с артиллерийской системой. Таким образом, углы наведения зенитной установки по вертикали соответствовали углам наведения основного вооружения, а в горизонтальной плоскости наведение обеспечивалось поворотом башни. Боекомплект зенитной установки первоначально составлял 250 выстрелов, но позже был уменьшен до 80 выстрелов. Для прицельной стрельбы предполагалось использовать перископ командира танка, для чего требовалось увеличить его поле зрения с 10° до 30°.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

6 апреля 1943 г. с инспекционным визитом в Штутгарт (Stuttgart) прибыл министр вооружения А. Шпеер, который осмотрел деревянный макет танка с внесенными изменениями. 10 апреля последовало распоряжение отправить его в Брехтесгаден (Berchtesgaden). Макет разобрали и подготовили для отправки, но 16 апреля поступил новый приказ о сборке макета.

В начале мая 1943 г. на главной штаб-квартире в Растенбурге деревянный макет танка с огнеметной установкой осмотрел Гитлер. От установки огнеметов и 20-мм зенитной установки было решено отказаться. Последовавшее требование о необходимости размещения на танке автономной башенки кругового вращения с 37-мм зенитной установкой также отклонили из-за недостатка места. Общее количество танков для серийного производства увеличили со 120 до 135 единиц. С этого момента «Мышонок» превратился во взрослую мышь — его наименование сократилось до «Мышь» (Mans).
К июлю 1943 г. завершились опытно-конструкторские работы по проекту танка Тур 205 («Мышь»), в ходе которых были рассмотрены различные варианты вооружения со спаренными установками:

  • 105-мм зенитной и 75-мм танковой пушек;
  • 127-мм морской и 75-мм танковой пушек;
  • 128-мм и 75-мм танковых пушек;
  • 150-мм специальной танковой (или морской) и 75-мм танковой пушек.

Предпочтение отдали спаренной артиллерийской системе, состоявшей из 128-мм пушки KwK 44 L/55 и 75-мм пушки KwK 40 L/36,6. В будущем планировалось перейти на систему, включавшую 150-мм и 75-мм пушки. Одновременно завершилось изготовление электромеханической трансмиссии.

Кроме спорных требований в части вспомогательного вооружения, проектные работы по танку «Мышь» осложнялись последствиями бомбовых ударов англо-американской авиации. В начале марта 1943 г. в результате бомбардировки г. Эссен был нанесен серьезный ущерб конструкторскому отделу фирмы «Крупп». При пожаре пострадала конструкторская документация. Спустя месяц в результате нового налета сгорел полноразмерный деревянный макет танка. Эти события сдвинули на месяц начало производства броневых корпусов и башен.

С 1 августа по 23 декабря 1943 г. на заводе фирмы «Алкетт» (Alkett) в Берлине, располагавшем необходимым сборочным и подъемно-транспортным оборудованием, была осуществлена сборка первого опытного образца танка «Мышь» Тур 205/1 без установки башни с вооружением. После завершения заводских испытаний танк на специально спроектированной платформе грузоподъемностью 180 т отправили для доводочных работ и отладки на фирму «Порше». Из-за чрезмерных габаритов танка сама транспортировка представляла весьма рискованный эксперимент, но прошла вполне успешно.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

В изготовлении танка Тур 205 принимали участие следующие фирмы:

  • «Крупп» (Friedrich Krupp AG, Essen) — корпус и башня с вооружением;
  • «Шкода» (Skoda, Plzen) — ходовая часть (опорные катки, подвеска, гусеницы) и механическая часть трансмиссии (бортовые редукторы и гитары);
  • «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz AG, Stuttgart) — силовая установка;
  • «Сименс-Шукерт» (Siemens-Schuckert, Berlin) — электрогенераторный блок, тяговые электромоторы и электрокоммутационная аппаратура для управления электромеханической трансмиссией;
  • Фридрихсгафенский завод зубчатых колес (Zahnradfabrik Friedrichshafen, Friedrichshafen) — промежуточный редуктор с приводами для вентиляторов системы охлаждения;
  • «Бэр» (Ber, Stuttdart) — водяные и масляные радиаторы системы охлаждения двигателя и водяные радиаторы системы охлаждения выхлопных коллекторов;
  • «Манн и Хуммель» (Mann und Hummel, Ludwigsburd) — воздухоочистители.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Но основная тяжесть работ по танку легла на плечи конструкторов фирмы «Порше». Сложной задачей являлась разработка специального танкового дизельного двигателя воздушного охлаждения мощностью 1800л.с. (1324 кВт). В целях экономии времени в качестве силовой установки первого образца танка использовали авиационный карбюраторный двигатель DB-603A2 с непосредственным впрыском топлива, предназначавшийся для истребителя «Фокке-Вульф» Та-152С и специально доработанный фирмой «Даймлер-Бенц».

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Особое внимание при изготовлении танка уделялось обеспечению безотказности работы его узлов и механизмов. Все агрегаты подвергались многократным испытаниям еще до установки в танк. Так, электрогенераторный блок после заводских испытаний перевезли в Штуттгарт на завод фирмы «Даймлер-Бенц», в лабораторию профессора Камма, где провели его дополнительные стендовые испытания совместно с карбюраторным двигателем.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Несмотря на то, что официальный заказ предписывал организацию серийного производства, в руководстве танковой комиссии имелось твердое мнение — ограничиться на первом этапе изготовлением пяти образцов для проведения испытаний и оценки конструкции. В июле 1943 г. программу производства сократили до пяти машин в месяц. Сложившаяся к концу лета 1943 г. ситуация на советско-германском фронте потребовала концентрации всех сил и ресурсов Германии для восстановления понесенных потерь. В октябре 1943 г. фирма «Крупп» была информирована о необходимости завершить все работы, связанные с изготовлением танка «Мышь», к ноябрю 1943 г. и направить высвободившиеся возможности на выполнение других производственных программ. Выданный ранее заказ сократили до двух корпусов и одной башни.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Всего на заводе фирмы «Алькетт» в Берлине изготовили и отправили в Штуттгарт два опытных образца танка «Мышь». Один из них, Тур 205/1, имел специально отлитую нагрузочную башню, а Тур 205/2 был без башни. Штатную башню с вооружением доставили в Штуттгарт и установили на вторую машину позже. На заводском полигоне фирмы «Порше», на территории танковой школы в Беблингене близ Штуттгарта, под руководством главного конструктора профессора Ф. Порше прошли заключительные заводские испытания опытных образцов.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Для проведения всесторонних испытаний танка оба опытных образца перевезли на опытно-исследовательский танковый полигон военного ведомства в Куммерсдорфе (Kummersdorf), расположенный в окрестностях города Цоссен (Zossen).

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

С июня 1944 г. начались ходовые испытания первого образца танка «Мышь» с нагрузочной башней. В сентябре того же года для проведения ходовых и артиллерийских испытаний на полигон доставили и второй образец с установленным вооружением.

Куммерсдорфский испытательный полигон

О Куммерсдорфском испытательном полигоне следует рассказать особо. Он располагался в 50 км к югу от Берлина и представлял собой часть целого комплекса, созданного для испытаний различной военной техники: артиллерийского, танкового, инженерного, химического и других видов вооружений. Полигон имел два филиала: в Тюрингии (испытания машин в горных условиях) и в Тирольских Альпах (испытания в условиях глубокого снежного покрова). Основная деятельность полигона ориентировалась на проведение полномасштабных ходовых испытаний машины в целом. Лабораторные испытания узлов и агрегатов проводились в значительно меньшем объеме.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Имелась возможность проводить испытания по определению технических характеристик любых типов танков. Наличие 100-т крана и 100-т весов непосредственного взвешивания позволяло определять массу танка и расположение центра тяжести. Для определения глубины преодолеваемого брода использовался бассейн с регулируемым уровнем воды. Испытания по определению величины преодолеваемой вертикальной стенки производились на специальных бетонных эскарпах. Конструкция рва была универсальной и позволяла осуществлять испытания как тяжелых, так и легких танков. По желанию можно было менять ширину рва укладкой дополнительных брусьев.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Исследования ходовой части танка при движении с креном проводились на специально подготовленной грунтовой ухабистой дороге. Боковой крен танка при движении по ней достигал 15°. Для испытания по определению приемистости и максимальной скорости танка имелась специальная бетонная дорога длиной 300 м. В тех случаях, когда длина дороги оказывалась недостаточной для определения максимальной скорости, испытания проходили на бетонном 3-км прямолинейном и горизонтальном участке государственной дороги, идущей к полигону.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Бетонная дорога использовалась также для испытаний подвески танка. При этом предусматривалась укладка специального настила из досок. На одном из участков дороги доски выкладывались таким образом, чтобы получить профиль поверхности в виде синусоиды. Во избежание сдвига настила все доски скреплялись между собой.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Испытания по определению преодолеваемого подъема на различных передачах и тяговой характеристики танка проводились на подъемах 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 55 и 65%. Верхнее покрытие этих подъемов способствовало надлежащему сцеплению гусениц танка. Подъемы в 45, 55 и 65% имели клинкерное покрытие, причем клинкер был специально вытесан для улучшения сцепления. Участок полигона, отведенный для определения средней скорости движения, легкости управления по грунтовой дороге и по резко пересеченной местности, представлял собой ряд гребней высотой 15—20 м.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

10-км дорога была проложена поперек этих гребней, имела подъемы и спуски до 25% и большое количество поворотов. Причем подъемы и спуски чередовались через каждые 80—150 м, создавая для испытываемых машин чрезвычайно тяжелые условия.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Для исследований работы воздухоочистителей на полигоне служила пылевая камера, которая представляла собой удлиненное здание с насыпанным на пол большим слоем сухой пыли. В ходе испытаний танк входил с одного конца здания, проходил через пылевую камеру и выходил во двор, продолжая кольцевой путь. Наличие такой камеры позволяло проводить испытания в любое время года в условиях, соответствующих движению танка в колонне по пыльной дороге.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Испытания на износ, требующие большого пробега, осуществлялись не только по грунтовой дороге полигона, но и по прилегающим государственным дорогам (расположение полигона в сравнительно малонаселенном районе давало такую возможность). Отдельные трассы достигали протяженности 445 км и включали различные типы дорог (грунтовые и бетонные автострады).

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

В конце 1942 г. на полигоне в Куммерсдорфе началось строительство отдельного корпуса для тяжелых танков.

Таким образом, Куммерсдорфский полигон по своему оснащению специальными дорожными сооружениями являлся одним из лучших и позволял проводить всесторонние испытания бронетанковой техники. Наличие материалов по испытаниям большого количества танков различных конструкций(в том числе и противостоящих Германии стран) давало возможность делать вполне обоснованную сравнительную оценку того или иного танка.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Результаты ходовых испытаний танка «Мышь» показали, что сомнения в его способности преодолевать различные препятствия оказались необоснованными. По свидетельству сотрудника фирмы «Алкет» ведущего инженера Лаубе, отвечающего за монтаж танка, испытания показали хорошие результаты по проходимости, маневренности и управляемости.

Финал

При приближении советских войск из-за невозможности эвакуировать танки немцы предприняли попытку их уничтожить. После капитуляции Германии подразделения Красной Армии обнаружили на территории Куммерсдорфского полигона обе машины. Тур 205/1 с нагрузочной башней находился в районе западных батарей Куммерсдорфского артиллерийского полигона, а Тур 205/2 — на площадке Штаммлагеря вблизи Цоссена, в 14 км от Куммерсдорфа. Оба танка были выведены из строя, причем у танка, находившегося в Штаммлагере, взрывом был частично разрушен корпус. Предварительный осмотр и изучение обнаруженных машин на месте, выполненные отделом А.П. Покровского[2], выявили наличие конструктивных особенностей — применение электротрансмиссии и спаренной установки пушек: крупного калибра (128 мм) и калибра 76 мм.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

По указанию командующего БТ и MB ВС из двух разрушенных танков на месте собрали один, который отправили в СССР для подробного изучения и анализа конструкции[3]. 4 мая 1946 г. танк прибыл на НИИБТ полигон ГБТУ КА (п. Кубинка). Сейчас он находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

Что касается судьбы сверхтяжелого танка Е-100, то после капитуляции часть территории Германии отошла под контроль англо-американской администрации. В этой зоне на заводе фирмы «Хеншель» союзники и обнаружили недостроенный опытный образец этой машины. Впоследствии Е-100 вывезли для детального изучения и исследования в Великобританию.


1) Дословный перевод «Mauschen» — «Мышка» (в уменьшительно ласкательном значении этого слова), что характеризует изрядное чувство юмора германских специалистов. Здесь и далее по тексту сохранено традиционное с 1945 г. для отечественной специальной технической литературы название танка.

2) Андрей Павлович Покровский (19 ноября 1902 г. — 3 октября 1976 г.), окончил Киевский машиностроительный институт в 1929 г. За период работы в Украинском научно-исследовательском авиадизельном институте (УНИАДИ, г. Харьков, 1931-1939 тт.) прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника испытательной станции. Принимал непосредственное участие в разработке, испытаниях, доводке и постановке на серийное производство дизельного двигателя В-2. В 1939г. был направлен на Ленинградский Кировский завод для оказания помощи по внедрению указанного двигателя на тяжелом танке КВ.

Wunderwaffe для панцерваффе Часть 3

С 1941 г.- заместитель главного конструктора по моторостроению Челябинского Кировского завода. В 1942 г. откомандирован в Сталинград, а затем на 1-й Украинский фронт для организации ремонта двигателей и танков непосредственно в воинских частях и обучения личного состава.

В период 1945-1948 гг. в звании инженера-подполковника назначен начальником технического отдела при Управлении науки и техники советской администрации в Германии. Собранные и обобщенные под его руководством материалы способствовали развитию научных исследований в области бронетанковой техники в СССР.

После завершения работы в Гдрмании в качестве начальника моторного отдела ВНИИ-100 (ВНИИТрансМаш) внес большой вклад в совершенствование узлов моторных установок. За заслуги в создании и развитии двигателей боевых бронированных машин награжден орденами Красной Звезды (1942 г.), Трудового Красного Знамени (1945 г.). удостоен звания лауреата Сталинской премии СССР III степени (1951 г).

3) 24июля 1945г. по приказу Народного комиссара танковой промышленности СССР (НКТП СССР) и командующего БТ и MB КА была сформирована объединенная комиссия НКТП и ГБТУ для систематизации и анализа материалов, полученных специалистами НКТП и ГБТУ при изучении положения танковой промышленности после капитуляции Германии. Работу комиссии возглавил начальник ТУ ГБТУ КА инженер-полковник А. И. Благонравов. По результатам работы комиссии был составлен подробный отчет об имевшихся производственных мощностях Германии, применявшихся технологиях, проводившихся научно-исследовательских работах, конструктивных особенностях танков и танкового вооружения.

Источник: И. В. Павлов, М.В. Павлов «WUNDERWAFFE ДЛЯ ПАНЦЕРВАФФЕ» Техника и Вооружение 10/2012

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account