Wunderwaffe для панцерваффе Часть 2
Часть I
Поражение в Первой мировой войне и последующий развал германской промышленности привел к прекращению работ по танкостроению. Уничтожение всех серийных и опытных образцов бронетанковой техники по условиям перемирия нанесло существенный ущерб научно-техническому заделу Германии в этой области. Стремясь сохранить немногое, что осталось, отдельные машиностроительные фирмы продолжили работы за пределами страны.
Германские конструкторы принимали активное участие в разработке танков на заводах Швеции и Чехословакии. С использованием стандартных для немецкой автомобильной промышленности узлов и агрегатов была создана целая гамма легких и средних танков. Технические решения, реализованные в этих конструкциях, позволили получить необходимый технический и тактический опыт их возможного боевого применения.
В середине 1920-х гг. в обстановке строгой секретности фирмы «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz), «Крупп» (Friedrich Krupp AG, Essen) и «Рейнметалл» (Rheinmetall)[1] выполнили проекты трех танков под общим названием Grobtraktors. В 1928 г. «Крупп» и «Рейнметалл» закончили сборку опытных образцов, а в следующем году был готов вариант фирмы «Даймлер-Бенц», проектированием которого руководил Ф. Порше (F. Porsche)[2]. Все три машины имели общую схему компоновки и примерно одинаковые боевые и технические характеристики.
В ходе испытаний выявилась необходимость установки более мощных двигателей, удовлетворяющих особым условиям эксплуатации танков. В ходе начавшихся исследований рассматривались различные варианты: использование существующих мощных авиационных двигателей; создание специальных бензиновых (как карбюраторных, так и с непосредственным впрыском топлива) и дизельных танковых двигателей. Наибольших успехов в этой области достигла фирма «Майбах» (Maybach), имевшая большой опыт в производстве двигателей для различных типов машин.
В конце 1935 г. генерал Лиз (Lies), начальник Управления вооружений (Heeres Waffenamt), высказал соображения о необходимости создания танков весом до 30 т, вооруженных 75-мм пушкой с начальной скоростью снаряда 650 м/с, с броневой защитой, способной противостоять огню малокалиберной артиллерии.
Участие в боевых действиях на стороне Франко в гражданской войне в Испании позволило Германии получить практический опыт по использованию возрождающихся вооруженных сил. Особый интерес был проявлен к советскому вооружению, использовавшемуся в республиканской армии. Захваченные образцы, в том числе и танки, немедленно эвакуировались в Германию для изучения.
В ноябре 1936 г. фирма «Крупп» начала разработку эскизного проекта башни с 75-мм пушкой для перспективного 30-т танка. А спустя два месяца, в начале 1937 г., работы над проектом шасси 30-тонного танка под условным обозначением BW (verstaerkt) (Begleitwagen — машина сопровождения, усиленная) начала фирма «Хеншель» (Henschel & Sohn, Kassel). В конце апреля проект получил новое название — DW (Durchbruchwagen — машина прорыва). Работами руководил Э. Адерс — начальник отдела перспективных разработок и усовершенствования конструкции танков.
Специалисты фирмы «Хеншель» применили ранее отработанную компоновочную схему с задним расположением силовой установки и передним — трансмиссии. Броневая защита корпуса танка предполагалась противоснарядной[3], равнопрочной, с толщиной броневых листов 50 мм; днище и крыша корпуса защищались 20-мм броней. Для изготовления корпуса макетного образца использовалась конструкционная сталь аналогичной толщины. В целях экономии средств бортовые листы корпуса танка выполнили из двух частей.
Поскольку на фирме «Крупп» еще не завершили изготовление башни, то на опытном образце машины установили ее весовой макет. В качестве привода механизма вращения башни предусматривался редуктор отбора мощности от карданного вала двигателя, установленный в боевом отделении. Боевая масса танка составляла 30 т, максимальная скорость по шоссе — 35 км/ч.
При проведении ходовых испытаний танка DW отмечалось существенное облегчение условий работы механика-водителя, а также хорошие характеристики ходовой части. Но наряду с положительными моментами выявились недостатки механизма поворота и тормозов, а проведенный обстрел броневого корпуса показал неудовлетворительную противоснарядную стойкость. Кроме того, реализованная конструкция подвески требовала больших финансовых затрат и оказалась чрезвычайно сложной в изготовлении.
В сентябре 1938 г. на основании результатов испытаний фирме «Хеншель» было рекомендовано устранить выявленные недостатки и продолжить работы по созданию тяжелого танка. В результате появился второй опытный образец— DW2. Башня фирмы «Крупп» имела диаметр погона башни в свету 1500 мм и оснащалась 75-мм танковой пушкой с длиной ствола 24 калибра (7,5 cm KwK L/24). В конце 1939 г. после проведения испытаний вся деятельность по этой машине была прекращена в связи с развертыванием работ по новому танку VK.3001.
Заказ на разработку VK.3001 был выдан фирмам «Хеншель», «Даймлер-Бенц» и «Порше» 6-м отделом Управления вооружений О.К.Н. (Wa.Pruf.6)[4]. Речь шла о танке боевой массой 30 т для артиллерийской поддержки пехотных соединений, обладающим максимальной скоростью движения по шоссе до 35 км/ч. Броневая защита предполагалась равнопрочной, противоснарядной. В качестве основного вооружения VK.3001 рассматривалась 75-мм пушка KwK L/24.
Фирмы «Хеншель» и «Порше» изготовили два опытных образца — VK.3001 (Н) и VK.3001 (Р) соответственно.
На VK.3001 (Н) в качестве силовой установки использовался двигатель «Майбах» HL 116 мощностью 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об/мин. Трансмиссия танка с гидравлическим управлением состояла из карданной передачи, многодискового главного фрикциона, коробки передач, трехрадиусного механизма поворота и бортовых редукторов. Подвеска танка — индивидуальная, торсионная, с шахматным расположением опорных катков. В ходовой части использовались 14 сдвоенных опорных катков с массивными резиновыми шинами, шесть поддерживающих катков, два ведущих колеса переднего расположения и два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц.
На опытном образце танка VK.3001 (Р) фирмы «Порше» (заводское обозначение Тур 100, Leopard или Sonderfahrzeud I) применили два спаренных десятицилиндровых карбюраторных двигателя «Порше 100» воздушного охлаждения мощностью 210 л.с. (155 кВт) при 2500 об/мин каждый.
Характерным отличием танка VK.3001 (Р) являлось применение электромеханической трансмиссии, разработанной совместно с фирмой «Сименс» (Siemens). Трансмиссия состояла из двух генераторов постоянного тока, двух электродвигателей и контроллеров управления. Каждый генератор приводился во вращение отдельным карбюраторным двигателем. Электродвигатели независимо друг от друга через гидропередачу соединялись с одним из ведущих колес гусеничного движителя танка. Управление движением производилось с помощью контроллеров за счет изменения скорости и направления вращения электродвигателей. Подвеска танка балансирного типа состояла из шести тележек (по три на каждый борт). Все тележки были взаимозаменяемыми. Для подрессоривания каждой тележки использовался горизонтально расположенный отдельный торсион. Кроме того, в ходовой части использовались четыре поддерживающих ролика, два ведущих колеса переднего расположения и два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц. К июлю 1941 г. был изготовлен опытный образец шасси с корпусом из конструкционной стали.
Параллельно с основными работами фирма «Крупп» в феврале 1941 г. по согласованию с фирмой «Порше» начала исследование возможности размещения в башне новой 88-мм танковой пушки с длиной ствола 56 калибров.
До конца 1941 г. танки VK.3001(H) и VK.3001 (Р) проходили испытания. Необходимо отметить, что наличие электромеханической трансмиссии на опытном танке фирмы «Порше» позволило облегчить условия работы механика-водителя и обеспечить 30-т танку высокий уровень подвижности и максимальную скорость по шоссе до 60 км/ч.
К этому времени предложенная к установке на танке 75-мм пушка KwK L/24 уже не отвечала требованиям времени. Указания ОКН установить более мощную 75-мм танковую пушку с длиной ствола 34,5 калибра (7.5 cm KwK L/34,5) или 75/55-мм противотанковую пушку с коническим стволом длиной 75,5 калибра (Waffe 0725) были невыполнимы без серьезных конструктивных изменений башни. В результате в конце января 1942 г. работы по проекту были прекращены. В дальнейшем шасси опытных VK.3001 (Н) послужили основой для тяжелых 128-мм самоходных установок Pz.Sfl.V (12,8 cm Selbstfahrlafette L/61).
Одновременно «Хеншель» получила заказ на разработку тяжелого танка VK.6501 (заводское обозначение SW). Танк боевой массой 65 т, вооруженный 75-мм пушкой и 2—3 пулеметами, должен был иметь броневую защиту лобовой части корпуса до 100 мм, бортов —80 мм. По проекту, экипаж состоял из пяти—шести человек. В качестве силовой установки предполагалось использовать карбюраторный двигатель фирмы «Майбах» HL 224 мощностью 600 л.с. (444 кВт) при 3000 об/мин. Проектированием и изготовлением башни танка VK.6501 с вооружением занималась фирма «Рейнметалл-Борзиг».
Из-за большой массы машины для транспортировки по железной дороге предусматривался демонтаж башни и перевозка ее отдельно на соседней платформе. Сборка должна была производиться непосредственно на месте выгрузки с помощью специального крана. К концу 1941 г. изготовили два опытных образца VK.6501. После завершения испытаний дальнейшие работы по этому танку были прекращены — также из-за недостаточной эффективности 75-мм пушки.
К середине 1940 г. фирма «Хеншель» получила еще один заказ — на создание танка VK.3601 массой 36 т со 105-мм пушкой L/20. За конструкцию башни с вооружением отвечала фирма «Крупп». Толщина лобовой брони корпуса составляла 80 мм, бортов и кормы — 50 мм, крыши и днища — 25 мм. В качестве силовой установки использовался двенадцатицилиндровый двигатель «Майбах» HL 174 мощностью 450 л.с. (330 кВт) при 3000 об/мин, обеспечивающий танку максимальную скорость до 50 км/ч.
Боевые действия в Польше, Франции и Северной Африке выявили недостаточную мощность артиллерийского вооружения немецких танков для борьбы с бронированными машинами противника. В конце мая 1941 г. было принято решение о необходимости разработки новых танковых пушек, способных пробивать 140-мм броневой лист на дистанции 1000 м. В качестве срочной меры предлагалось использовать на перспективном танке 75/55-мм противотанковую пушку (Waffe 0725) и 88-мм зенитную пушку (Flak.36).
ОКН выдал новый заказ фирме «Порше» — на проектирование 45-т танка VK.4501 для установки на нем разработанной в инициативном порядке фирмой «Крупп» башни с 88-мм пушкой KwK 36 L/56 (начальная скорость бронебойного снаряда — 820 м/с).
Основные технические требования к танку VK.4501: боевая масса — 60 т, толщина листов лобовой брони корпуса — 100 мм, кормы — 80 мм, двигатель мощностью 600 л.с. (444 кВт), максимальная скорость по шоссе — до 40 км/ч, по пересеченной местности — 25 км/ч.
Опытный образец танка обозначался Тур 101А, или Sonderfahrzeud II. В его конструкции широко использовался технический задел, полученный в ходе работ по VK.3001 (Р). Увеличение массы танка и калибра основного вооружения привело к решению применить в качестве силовой установки два десятицилиндровых двигателя «Порше 101/1» мощностью 320 л.с. (235 кВт.) при 2000-2200 об/мин каждый. Кроме того, учитывая необходимость создания резервов для последующей модернизации танка, провели широкомасштабные исследования новых типов танковых двигателей большой мощности — как карбюраторных, так и дизельных.
Наибольший интерес в конструкции VK.4501 (Р) представляла электромеханическая трансмиссия, которая должна была обеспечить требуемую подвижность тяжелому танку. Предполагалось установить на танке дизельный двигатель воздушного охлаждения, который приводил в действие электрогенератор. Электроэнергия подавалась на силовые электродвигатели, располагавшиеся по бортам корпуса машины. Однако из-за нехватки времени создать дизельный двигатель к моменту окончания работ над проектом не смогли.
Первый образец VK.4501 (Р) был закончен фирмой «Нибелунгверке» (Nibelungenwerke) к апрелю 1942 г. При боевой массе 57 т его максимальная скорость достигала 35 км/ч. Толщина противоснарядной брони лобовой части корпуса равнялась 100 мм. Расход топлива составлял 540 л/ч, что ограничивало запас хода машины до 80 км.
В то же время на фирме «Хеншель» под руководством главного конструктора Э. Адерса продолжалась разработка тяжелого танка VK.3601 (Н). На нем устанавливалась традиционная механическая трансмиссия с коробкой передач Variorex, а в ходовой части использовалась торсионная подвеска с шахматным расположением опорных катков большого диаметра.
Решение применить на VK.3601 75/55-мм пушку с коническим стволом пересмотрели из-за дефицита вольфрама, используемого в бронебойных снарядах этой пушки. Установка 88-мм зенитного орудия (Flak.36) оказалась невозможной — требовался погон башни диаметром 1800 мм. Собрали только один опытный образец шасси VK.3601, который поступил на испытания в конце 1942 г.
В июле 1941 г. ОКН предложил фирме «Рейн-металл» разработать в качестве альтернативного варианта свой вариант башни танка с 75-мм танковой пушкой с увеличенной до 70 калибров длиной ствола. Применение калибра 75 мм по сравнению с калибром 88 мм позволяло увеличить боекомплект, снизить массу башни, а также уменьшить длину и силу отката ствола.
В сентябре тактико-технические требования к новому тяжелому танку изменили, и работы были преобразованы в проект VK.4501 (Н) по программе «Тигр» (Tiger-Programm). Основные требования к проекту заключались в следующем:
- — для сокращения времени разработки использовать башню фирмы «Крупп» с 88-мм танковой пушкой (8,8 cm KwK.36 L/56) с боекомплектом 92 снаряда;
- — элементы ходовой части должны быть заимствованы у VK.3601 (Н);
- — противоснарядное бронирование: толщина брони лобовых листов корпуса 100 мм с дополнительной 35-мм броневой защитой лобовой проекции танка, бортовых листов — 60 мм.
- — вследствие увеличения боевой массы танка до 45 т следовало предусмотреть возможность преодоления водных преград глубиной до 4,5 м по дну.
Фирма «Рейнметалл» закончила башню с 75-мм танковой пушкой (L/70) в феврале 1942 г. По программе «Тигр» предполагалось после изготовления первых 100 машин с башней фирмы «Крупп» (8,8 cm KwK.36 L/56) перейти в феврале 1943 г. на выпуск танка с башней фирмы «Рейнметалл» (7,5 cm KwK42 L/70).
Первый показ опытных тяжелых танков VK.4501(P) и VK.4501(H) состоялся в апреле 1942 г. В ходе испытаний машина фирмы «Хен-шель» была признана лучшей. Основанием для такого решения послужил тот факт, что для изготовления электромеханической трансмиссии танка VK.4501 (Р) требовалось около 900 кг электротехнической меди, что в условиях войны являлось неприемлемым для Германии. Всего в период с апрель по октябрь 1942 г. изготовили десять из запланированных 76 танков VK.4501 (Р). В конце ноября 1942 г. работы по этому проекту были прекращены.
Танк VK.4501 (Н) приняли на вооружение под обозначением Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) и получил наименование Tiger («Тигр»). Он был вооружен 88-мм орудием (8,5 cm KwK.36 L/56) и первоначально выпускался с двигателем мощностью 650 л.с. (250 машин). В дальнейшем мощность двигателя довели до 700 л.с. и отказались от оборудования для подводного вождения танка. Из-за больших габаритов по ширине при транспортировке танка по железной дороге требовалось производить демонтаж наружных опорных катков, крыльев гусениц и устанавливать узкие транспортные гусеницы.
За период с января 1942 г. по май 1944 г. изготовили 1355 танков «Тигр», в том числе и командирские машины. Кроме того, на его базе построили небольшое количество САУ Sturmtiger, вооруженных мортирой калибра 380 мм.
В течение первых месяцев войны с СССР выявилось качественное превосходство советских Т-34 и KB над серийными танками Германии, что потребовало принятия срочных мер. 18 ноября 1941 г. на заседании танковой комиссии, посвященном итогам инспекционной поездке на Восточный фронт, Гудериан отметил следующие основные моменты:
- — немецким танкам необходимо более тяжелое вооружение, позволяющее поражать новые типы советских танков, находясь вне зоны действия ответного огня;
- — танкам необходимо обеспечить тактическую подвижность на уровне новых советских танков;
- — необходимо иметь броневую защиту, способную противостоять огню новых советских танков.
29 ноября 1941 г. при участии Гитлера состоялось совещание, посвященное сложившейся обстановке, после которого фирма «Крупп» получила задание на разработку нового тяжелого танка массой до 72 т.
В декабре 1941 г. было принято решение прекратить все разработки танков весом до 20 т как устаревших и срочно начать проектирование 30-т танка — VK.3002. Первые эскизные проработки проекта, выполненные привлеченными к работе фирмами MAN и «Даймлер-Бенц», показали необходимость увеличения боевой массы танка до 36 т.
В конце января 1942 г. при обсуждении представленных макетов VK.3002 Гитлер потребовал унифицировать основные узлы и агрегаты, используемые в проектах обеих фирм. Кроме этого, в целях повышения уровня броневой защиты броневых корпусов VK.4501 (Н) лобовой броневой лист требовалось устанавливать под углом 60′ от вертикали. Это изменение предполагалось внедрить в серийном производстве, начиная с 101-го корпуса. Ранее лобовые броневые листы корпусов всех серийных германских танков устанавливались под углом 9′ от вертикали.
К марту 1942 г. «Крупп» представила для обсуждения проект 72-т тяжелого танка VK.7201(K), В инициативном порядке фирма также выполнила несколько эскизных проектов тяжелых танков боевой массой 110, 130, 150 и 170 т под общим наименованием Krupp-Maus («Мышь Круппа»).
В том же месяце на совещании представителей фирм «Крупп» и «Порше» обсуждалась возможность создания нового танка VK.4502(P)[5] с повышенным уровнем броневой защиты. Предлагалась схема броневого корпуса с углом наклона лобового броневого листа 55′ от вертикали. Одновременно в качестве меры по усилению вооружения VK.4501 (Р) рассматривалась конструкция новой башни с 88-мм танковой пушкой с длиной ствола в 71 калибр (8,8 cm KwK L/71). В качестве основных мер по повышению уровня броневой защиты башни предлагалось устанавливать ее броневые листы с рациональными углами наклона и максимально уменьшить лобовую проекцию. К концу октября 1942 г. работы над проектом новой башни VK.4501 (Р2) были в основном завершены.
В апреле 1942 г. в рамках работ по усилению огневой мощи танка «Тигр» на фирме «Хен-шель» готовился эскизный проект установки башни VK.4501 (Р2) фирмы «Крупп»[6].
К маю 1942 г. появился эскизный проект сверхтяжелого танка Ваг («Медведь») массой 120 т. Толщина противоснарядной брони лобовой части корпуса достигала 130 мм, борта — 80 мм. Вооружение танка — 305-мм мортира с длиной ствола 16 калибров и начальной скоростью снаряда 355 м/с. В качестве силовой установки предполагалось использовать двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 230 мощностью 600 л.с. (441 кВт) при 2600 об/мин, что позволило бы обеспечить танку максимальную скорость до 20 км/ч. Ходовую часть планировалось унифицировать с танком Tiger. Экипаж — шесть человек.
Одновременно еще один эскизный проект тяжелого танка массой 100 т представила и фирма «Порше».
Оба проекта были одобрены на совещании у А. Гитлера, что, тем не менее, не помешало главе министерства вооружений и боеприпасов издать приказ, запрещавший впредь проводить подобные инициативные работы.
В середине мая 1942 г. решилась судьба проекта VK.3002. После сравнительных испытаний представленных опытных образцов для дальнейшей работы был выбран танк фирмы MAN. К серийному производству танк принимался на условии выполнения требования по увеличению толщины лобовой брони корпуса до 80 мм с возможностью ее дальнейшего усиления в 1943 г. до 100 мм.
В конце мая в Берлине на очередном совещании по вопросам танкостроения обсуждались перспективы повышения мощности артиллерийского вооружения танков и создания новых типов тяжелых танков. В качестве одной из мер усиления огневой мощи танковых соединений было признано необходимым оснащать тяжелые танки 88-мм пушкой (8,8 cm KwK L/71). Одновременно было высказано предложение оснастить каждую танковую дивизию 20 тяжелыми танками, обладающими максимальной скоростью до 40 км/ч, с предельно возможными характеристиками по вооружению и броневой защите.
Летом 1942 г. фирма «Порше» получила официальный заказ на проведение опытно-конструкторских работ по созданию танка прорыва с максимально допустимыми уровнями броневой защиты и мощности вооружения. Проектом предусматривалось создание тяжелого танка с беспрецедентной броневой защитой (лобовая часть корпуса — 200 мм, башни — 220 мм, борта корпуса — 180 мм, борт и корма башни — 200 мм).
Боевая масса машины должна была составлять 160 т, максимальная скорость движения — 15 км/ч. По проекту, основное вооружение — 150-мм пушка — устанавливалось в передней башне, вспомогательное — 128-мм пушка — в кормовой.
Что касается вопроса создания подобных танков, то часть сотрудников германского министерства с самого начала высказывала мнение о бесперспективности этой идеи и всячески затягивала решение данного вопроса, считая его неактуальным. Тем не менее проект сверхтяжелого танка, предназначенного для совместных действий с легкобронированными машинами, был утвержден и назван Mammut («Мамонт»).
После ряда уточнений и изменений техни-ческихтребований к танку проект получил условное обозначение Nr.205, а танк стал называться Mauschen («Мышонок»). В июле 1942 г. А. Гитлер был ознакомлен с эскизным проектом и санкционировал дальнейшие работы, потребовав увеличить толщину брони днища корпуса до 100 мм. Испытания первого опытного образца планировалось начать 5 мая 1943 г. Кроме того, к августу 1942 г. фирмам «Хеншель» и «Порше» выдали заказ на разработку тяжелого танка VK.4502, вооруженного новой 88-мм пушкой KwK.43 L/71.
В сентябре 1942 г. MAN изготовила два опытных образца танка VK.3002. В ноябре 1942 г. машину приняли на вооружение под обозначением Pz. Kpfw. V (Sd. Kfz. 171) «Panther» («Пантера»). Однако первоначальный заказ на 1000 единиц был сокращен до 850. Выполнить требования по усилению броневой защиты оказалось невозможным. В качестве альтернативного варианта фирма представила эскизный проект «Пантера II» с толщиной листов лобовой брони корпуса 100 мм, а бортов — 60 мм. В результате обсуждения выдвинутые требования усиления броневой защиты серийных «Пантер» были сняты, а фирме MAN рекомендовалось:
- — в связи с увеличением боевой массы с 35 до 50 т провести необходимые согласования с фирмой «Хеншель» для унификации с проектом танка VK.4503;
- — представить первый опытный образецтан-ка «Пантера II» в апреле 1943 г.;
- — до начала серийного производства танка «Пантера II», запланированного на сентябрь 1943 г., выпускать танк «Пантера» в существующем виде.
Первые 13 танков Pz.Kpfw.V6bmn показаны министру вооружений Альберту Шпееру (Albert Speer) 21 февраля 1943 г., причем в течение демонстрации шесть из них вышли из строя по техническим причинам.
В мае 1943 г. фирма MAN закончила первое опытное шасси «Пантера II» и предложила вместо развертывания производства новой машины внедрить все реализованные в ее конструкции технические решения на серийных танках. По решению ОКН, с июня 1943 г. все фирмы, задействованные для выпуска «Пантера II», приступили к изготовлению исходного варианта танка «Пантера».
В течение 1943 г. при проведении модернизации танка «Пантера» усилили его броневую защиту, усовершенствовали командирскую башенку и ввели шаровую установку курсового пулемета. В1944 г. состоялась вторая модернизация: была облегчена ходовая часть, исключены смотровой люк механика-водителя и курсовой пулемет, введен зенитный пулемет и усовершенствованы смотровые приборы.
В марте 1944 г. разработали и изготовили новую, так называемую «узкую башню» (Schmale Blende) с усиленной броневой защитой. При сохранении диаметра погона (1650 мм) и увеличении толщины лобовой брони удалось сократить общий вес башни на 100 кг.
Всего фирмы MAN и «Хеншель» выпустили 5,5 тыс. танков «Пантера» различных модификаций. На базе этой машины были созданы командирский танк и подвижный наблюдательный пункт, противотанковая САУ «Jagdpanther» (около 400 машин) и БРЭМ «Bergepanther» (300 машин).
Фирма «Хеншель» еще в октябре 1942 г. подготовила эскизный проект модернизации танка «Тигр» — VK.4503. Основной упор был сделан на усиление броневой защиты, использование рациональных углов наклона броневых листов корпуса и применение унифицированного с танком «Пантера» двигателя «Майбах» HL 230Р30 при сохранении ходовой части базовой машины.
При обсуждении предложений Гитлер потребовал от фирмы «Крупп» завершить к лету 1943 г. разработку сверхтяжелого танка массой 100 т, начатую в марте 1942 г. Серийное производство танков этого типа предполагалось осуществлять с середины лета 1943 г., обеспечивая выпуск до пяти машин в месяц.
В 1942—1943 гг. фирмы «Хеншель» и «Порше» завершили работы по проектам новых тяжелых танков.
По проекту, танк VK.4502(P) (typ 180/181) фирмы «Порше» имел боевую массу 64 т. Толщина брони лобовой части корпуса достигала 150 мм. Два карбюраторных десятицилиндровых четырехтактных двигателя «Порше 101/4» объемом 15,06 л и мощностью 350 л.с. (257 кВт) каждый при 3200 об/мин должны были обеспечить машине максимальную скорость до 35 км/ч. В боекомплект танка входили 68 выстрелов, из которых 16 размещались в башне, 42 — в корпусе и 10 — на днище боевого отделения. Известны два варианта компоновки этого танка: с размещением боевого отделения и башни в центральной и в кормовой части корпуса. Всего разрабатывали пять вариантов силовой установки дляУК.4502(Р):
- — Тур 180А — электромеханическая трансмиссия и два карбюраторных десятицилиндровых четырехтактных двигателя «Порше 101/3» мощностью 300 л.с. (221 кВт) каждый при 3200 об/мин;
- — Тур 180В—электромеханическая трансмиссия и два карбюраторных десятицилиндровых четырехтактных двигателя «Порше 101/4» мощностью 350 л.с. (221 кВт) каждый при 2000об/мин;
- — Тур 181А — гидромеханическая трансмиссия и два карбюраторных десятицилиндровых четырехтактных двигателя «Порше 101/4» мощностью 350 л.с. (257 кВт) каждый при 3200 об/мин;
- — Тур 181В — гидромеханическая трансмиссия и два десятицилиндровых дизельных двигателя «Порше 180/1» мощностью 370л.с. (272 кВт) каждый при 2000 об/мин;
- — Тур 181С — электромеханическая трансмиссия и шестнадцатицилиндровый дизельный двигатель «Порше 180/2» мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 2000 об/мин.
Опытный образец тяжелого танка VK.4503(H) боевой массой 68,5 т был готов в октябре 1943 г. На машине использовался двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель фирмы «Майбах» HL 230Р30 мощностью 600-700 л.с. (441-515 кВт) при 2600-3000 об/мин, унифицированный с танком «Пантера». Он позволял развивать максимальную скорость до 41,5 км/ч.
При рассмотрении проектов отмечалось, что вариант фирмы «Порше» отличался сложной и малопригодной для серийного производства электромеханической трансмиссией, хотя она и обеспечивала преимущества в простоте управления танком по сравнению с вариантом фирмы «Хеншель». В итоге выбор был сделан в пользу проекта VK.4503(H).
В конце 1943 г. этот танк приняли на вооружение под обозначением Pz.Kpfw.VI Ausf.B (Sd.Kfz. 182) «Tiger II» («Тигр II»). Его мощная длинноствольная пушка позволяла бороться со всеми танками противника, находясь вне зоны поражения их огня. Однако вследствие поспешности выпуска танк имел большое количество конструктивных недоработок, что негативно отразилось на его надежности в эксплуатации. Мощная броневая защита лобовой части корпуса и башни при сравнительно небольшой толщине бортовой брони (особенно при значительных габаритах танка) не давала ожидаемого эффекта защиты машины от огня танков и противотанковой артиллерии.
За период серийного производства с января 1944 по март 1945 г. изготовили 477 танков «Тигр II», в том числе и командирские машины. Кроме того, на его базе построили 70 противотанковых САУ «Jagdtiger», вооруженных 128-мм пушками Рак.44 L/55.
Разработка и принятие на вооружение новых боевых машин обозначили резкий качественный скачок танкостроения Германии. Приоритетным в развитии тяжелых танков считалось усиление броневой защиты и вооружения за счет снижения подвижности и проходимости. Немецкие тяжелые танки к лету 1943 г. были самыми мощными по вооружению и бронированию из всех существовавших боевых машин.
Танкостроение Германии в этот период имело следующие характерные особенности:
- — создание новых конструкций тяжелых танков с мощным вооружением и сильной броневой защитой;
- — повышение уровня броневой защиты. Толщина лобовой брони танков выпуска 1943 г. была приведена в соответствие с мощью их вооружения и более чем в 2 раза превысила толщину брони танков периода 1941—1942 гг. и в 3—6 раз броню танков, выпускавшихся до 1941 г.;
- — при проектировании новых танков сохранялась и совершенствовалась ранее принятая схема компоновки, а также использовалось максимальное количество узлов и оборудования, освоенных в серийном производстве и проверенных в эксплуатации;
- — снижение удельной мощности новых типов танков. Несмотря на создание в 2 раза более мощного специального танкового двигателя, рост мощности двигателей не поспевал за ростом массы танков;
- — прекращение выпуска танков с недостаточным уровнем вооружения и броневой защиты (Pz.Kpfw.l, II и III). В серийном производстве немцы оставили только Pz.Kpfw.IV, поскольку его габариты позволяли использовать более мощное артиллерийское вооружение;
- — широкое использование при создании самоходных артиллерийских установок с мощным артиллерийским вооружением шасси танков ранних выпусков Pz.Kpfw.I, II и III.
С середины 1943 г. в Германии была начата новая танковая программа «Е» (Entwicklung — «Развитие»). Прежде всего, предполагалось задействовать производственный потенциал фирм, ранее не участвующих в выпуске танков. Проектируемые в рамках этой программы танки были разделены по весовой категории на пять классов и должны были иметь высокую степень унификации по основным узлам и агрегатам.
В рамки «тяжелой весовой категории» входили три класса: Е 50, Е 75 и Е 100. В классе Е 50 фирмам «Адлер» (Adler), «Аргус» (Argus) и «Авто-Юнион» (Auto-Union) был выдан заказ на разработку танка весом 50—65 т для замены «Пантеры». В классе Е 75 фирма «Адлер» проектировала танк весом 75—80 т в качестве альтернативы «Тигру». Оба проекта предусматривали использование единого двигателя «Майбах» HL 234 мощностью 900 л.с. (663 кВт) и двухрадиусного гидромеханического механизма поворота «Makudro». Кроме того, «Адлер» занималась проектом сверхтяжелого танка Е-100 боевой массой 140 т как альтернативы машине фирмы «Порше».
Сборка опытного образца танка Е-100 осуществлялась на фирме «Хеншель», В конструкции броневого корпуса этой машины использовались технические решения, разработанные для тяжелого танка «Тигр II». Учитывая большую массу машины, в ее ходовой части применили индивидуальную подвеску с цилиндрическими пружинами.
Башню с вооружением планировалось унифицировать с танком «Мышь». В качестве силовой установки на Е-100 стоял двигатель «Майбах» HL 230Р30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об/мин. В дальнейшем предусматривалось заменить его на двигатель «Майбах» HL 234 мощностью 900 л.с. (663 кВт) или на опытный дизель мощностью 1100—1200 л.с. По уровню броневой защиты танки «Мышь» и Е-100 были практически равноценны.
В марте 1944 г. «Крупп» по предложению фирмы «Порше» выполнила эскизный проект усовершенствованной башни танка «Мышь». Изменения были направлены на улучшение броневой защиты лобовой проекции. Проводились компоновочные проработки возможности размещения в башне сверхтяжелого танка орудий калибра 150 мм и 170 мм с длиной ствола 63 и 53 калибра соответственно.
Испытания и доработки сверхтяжелых танков прекратились в конце 1944 г. Немецкая промышленность к этому времени уже не могла обеспечить серийный выпуск таких машин даже при минимальном задании — пять машин в месяц.
Тем не менее работы по повышению боевых свойств танков продолжались в Германии практически до конца войны. Так, в конце января 1945 г. «Крупп» проводила эскизное проектирование размещения в танке «Тигр II» 105-мм танковой пушки (10,5 cm KwK L/68). Увеличение калибра и применение выстрелов раздельного заряжания привело к сокращению боекомплекта и к росту численности экипажа до шести человек (из-за необходимости второго заряжающего), что признали неприемлемым, и работы были прекращены.
Фирма «Даймлер Бенц» изучала возможность размещения в «узкой башне» танка «Пантера» 88-мм пушки (8,8 cm KwK L/71). Установка более мощного вооружения потребовала увеличить диаметр погона башни на 100 мм и привела к сокращению боекомплекта до 56 выстрелов[7]. К концу войны был изготовлен деревянный макет башни в натуральную величину.
- Фирма была основана в 1889 г. Генрихом Эрхардом (Heinrich Ehrhardt) — изобретателем технологических процессов ковки и волочения бесшовных стальных труб и стволов пушек, которые символически изображены на логотипе фирмы в виде квадрата внутри круга.
- До и во время Первой мировой войны Фердинанд Порше — директор, а позднее генеральный директор фирмы «Австро-Даймлер» (Austro-Daimler) — внедрением моторизации значительно повысил подвижность артиллерии и службы материально-технического обеспечения и тем самым обеспечил австрийской армии весомое превосходство.
- Броневой лист толщиной 50 мм обеспечивал защиту от бронебойного снаряда германской 37-мм противотанковой пушки со всех дистанций.
- Далее по тексту ОКН.
- На фирме ‘Порше’ проект имел внутреннее обозначение Тур 180.
- Единственное отличие заключалось в типе привода механизма поворота башни: на танке VK.4501(P) использовался электромеханический привод, на VK. 450 1(H)- гидравлический.
- Боекомплект 75-мм пушки танка Panther составлял 103 выстрела.
Источник: И. В. Павлов, М.В. Павлов «WUNDERWAFFE ДЛЯ ПАНЦЕРВАФФЕ» Техника и Вооружение 08/2012