16

Уважаемые коллеги, сегодня исполняется 107-я годовщина гибели броненосца «Mikasa» от внутреннего взрыва. Позвольте предложить вашему вниманию материал, посвящённый этому событию, к величайшему сожалению, не случившемуся месяцами четыре ранее.

Взрыв на броненосце «Mikasa».

В ночь на 12-е сентября 1905 г. в кормовом погребе «Mikasa», стоявшего на бочке № 11 в военно-морской базе Сасебо, произошёл взрыв пороховых зарядов для 152-мм. орудий. По одним сведениям, погиб 251 человек, по другим 114, получили ранения разных степеней тяжести 343 человека. Корабль сел на грунт на одиннадцатиметровой глубине с незначительным креном на правый борт, спардек броненосца полностью ушёл под воду, но надстройки, мачты и тру­бы остались на поверхности.

Взрыв на броненосце «Mikasa».Главными повреждениями корпуса оказалась пробоина длиной около 25 м. в районе кормовой барбетной установки и ещё десять небольших пробоин с обоих бортов в других частях корабля. Следственная комиссия предположила, что, вероятнее всего, корабль погиб от двойного взрыва кормового артиллерийского погреба, вызванного возгоранием боезапаса, и последующей детонации одной из торпед. В ходе разбирательства было установлено, что причиной пожара, воспламенившего заряды в погребе, стала попытка нескольких матросов путём выжигания углеродистых соединений (типа кокса) извлечь из топлива сигнальных ракет спиртосодержащую жидкость на основе метанола. Процесс осуществлялся в небольшой ванночке, случайно опрокинув которую, матросы вылили горящее топливо на закрытый, но не задраенный люк в погреб.

Взрыв на броненосце «Mikasa».

Не обладавшие опытом судоподъёмных работ японцы первую неудачную попытку поднять корабль предприняли уже 25 декабря того же года. Вторая попытка состоялась 16 января 1906 г., третья — 23 июня, но так же безрезультатно. Тогда спасатели приняли решение отказаться от применявшихся ими ранее способов подъёма, и по периметру броненосец окружили частоколом из забитых в грунт свай, после чего зазоры между сваями были заделаны, и из импровизированного сухого дока была откачана вода.

Взрыв на броненосце «Mikasa».

Огромную пробоину зашили стальными листами, после чего «док» 7 августа 1906 г. был заполнен водой. В ремонте «Mikasa» находился свыше двух лет, вернувшись в строй лишь 24 августа 1908 г.

На снимках характеры повреждений корпуса броненосца.

Взрыв на броненосце «Mikasa».

Взрыв на броненосце «Mikasa».Взрыв на броненосце «Mikasa».

Взрыв на броненосце «Mikasa».Взрыв на броненосце «Mikasa».

Взрыв на броненосце «Mikasa».

Взрыв на броненосце «Mikasa».

Взрыв на броненосце «Mikasa».

Остатки боезапаса броненосца.

Взрыв на броненосце «Mikasa».

А 3 октября 1912 г. злополучный «Mikasa» опять чуть было не погиб, на этот раз из-за помешательства матроса 3-го класса Н. Хейдзиро, решившего покончить жизнь самоубийством путём подрыва нескольких зарядов пороха в коридоре у носовых артиллерийских погребов, в результате чего опять возник пожар в погребах, но его удалось ликвидировать затоплением отсека.

Подписаться
Уведомить о
guest

32 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account