1

 

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

Странно, что этот выдающийся летчик, имевший пилотское свидетельство за номером "9", у нас почти неизвестен. Даже в русскоязычной Википедии и энциклопедии "Авиация" отсутствуют статьи о нем. Его фамилия упоминается только в связи с попыткой перелететь Ла-Манш в 1909 году, которая не удалась из-за отказа двигателя. Латам тогда не дотянул до английского берега всего километр и совершил посадку на воду. Через неделю бросок через пролив успешно совершил Луи Блерио, получив многотысячный приз и всемирную славу. А двигатель на самолете Латама, как выяснилось чуть позже, заглох из-за небрежно профильтрованного бензина. От таких "мелочей" порой зависят мировые приоритеты.

Все свои рекорды Латам установил на монопланах "Антуанетт" французского авиаконструктора Леона Левавассье. Свое название они получили в честь дочери промышленника Жюля Гастамбида, выделившего средства на их постройку. И это же название Левавассье дал организованной им совместно с Гастамбидом в 1906 году моторостроительной фирме. Левавассье проектировал не только сами аэропланы, но и двигатели для них, которые пользовались на заре авиации большой популярностью и ставились на аэропланы многих марок.

В конце 1911 года 29-летний Юбер Латам трагически погиб при загадочных обстоятельствах, причем его смерть не была связана с авиацией. По официальной версии, его затоптал буйвол во время охоты в Конго. Однако есть и другая гипотеза, согласно которой пилота убили с целью ограбления местные жители, нанятые им в качестве проводников и носильщиков. В пользу этой версии говорит то, что на обнаруженном спустя несколько дней после гибели теле летчика не было травм, кроме следа от удара тупым тяжелым предметом по голове. Вдобавок, проводники и носильщики куда-то исчезли, а вместе с ними исчезла дорогая охотничья винтовка Латама и его личные вещи.

Но местному колониальному начальству было проще не возбуждать уголовного дела, а списать всё на несчастный случай, что оно и сделало. Спустя год после гибели Латама фирма "Антуанетт" обанкротилась, не выдержав конкуренции с авиазаводами Фармана, Вуазена, Ньюпора и Блерио.

Взлетевший выше всех

Юбер Латам в кабине моноплана "Антуанетт-VII", на котором он установил высотные рекорды. Этот летчик отличался тем, что почти никогда, в том числе и в полете, не выпускал изо рта мундштук с сигаретой. Даже после аварийной посадки в Ла-Манше он, сидя по пояс в воде, как ни в чем не бывало, продолжал курить.

Взлетевший выше всех

Латам (в центре) и Левавассье (справа) возле самолета "Антуанетт-IV", на котором была совершена неудачная попытка перелета через Ла-Манш. Снимок 1909 года.

Взлетевший выше всех

Взлетевший выше всех

"Антуанетт-IV" в полете. Самолет имел весьма оригинальную схему шасси с подкрыльевыми опорами.

Взлетевший выше всех

"Антуанетт-V" с велосипедным шасси без противокапотажного колесика.

Взлетевший выше всех

"Антуанетт-VI", на котором шасси было в очередной раз переделано и оснащено пневматическим амортизатором.

Взлетевший выше всех

"Антуанетт-VII". На этой машине Левавассье отказался от элеронов, применив управление по крену путем искривления законцовок крыла (гоширования). Самолет оснащен 16-цилиндровым V-образным мотором мощностью 100 л.с. и деревянным профилированным винтом, вместо применявшегося ранее винта с плоскими алюминиевыми лопастями в виде весел.

Взлетевший выше всех

Схема "Антуанетт-VII" с восьмицилиндровым 50-сильным мотором.

Взлетевший выше всех

Взлетевший выше всех

Полноразмерная реплика двухместного варианта "Антуанетт-VII" в Парижском музее авиации.

Взлетевший выше всех

Силовая установка "Антуанетт" — одноименный восьмицилиндровый мотор водяного охлаждения. Каждый цилиндр двигателя оснащен индивидуальным карбюратором с воздухозаборником. По бортам фюзеляжа укреплены трубчатые водорадиаторы, а за мотором – цилиндрический водяной бачок.

Взлетевший выше всех

Юбер Латам испытывает первый авиационный тренажер, разработанный Левавассье и служивший для обучения полетам на "Антуанетте". Ассистенты, вручную наклоняя кабину, имитировали крен и дифферент, а пилот должен был парировать их, вращая штурвальчики.


источник: http://vikond65.livejournal.com/579879.html

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account