Взгляд с запада на ВВС КНР второй половины 1990-х годов Часть 2
Содержание:
Кусок пирога
Как и в случае с FC-1 российские производители настаивают на выделении им части программы F-10. ОАО «Фазотрон-НИИР» предлагает для установки на серийные самолеты данного типа РЛС Zhemchoug, являющейся развитием радара Zhuk, а ОАО «А. Люлька – Сатурн» (в тексте статьи Saturn/Lyulka) – вариант двигателя AL-31F, которыми оснащаются машины семейства Su-27.
С другой стороны остается неопределенной степень участия израильских производителей авиационных подсистем в программе F-10. Скорее всего импульсно-допплеровский радар Elta El/M-2032 станет конкурентом РЛС ОАО «Фазотрон-НИИР», в то время как некоторые источники предполагают, что в кабине F-10 будет использоваться израильская авионика.
Помимо этого командование ВВС КНР должно определиться насколько оно заинтересовано в программах F-10 и Chengdu FC-1. В рамках программы создания легкого истребителя МАПО «МИГ» заменило компанию Grumman в качестве совместного промышленного партнера, и воплощенный в железе FC-1 пришел на смену проекту Super-7. Потенциально FC-1 должен выполнять те же задачи, что и F-10, хотя этот самолет гораздо компактнее и обладает существенно меньшим взлетным весом.
FC-1 предназначен не только для удовлетворения потребностей китайских ВВС, замены штурмовиков Nanchang Q-5 и истребителей F-7 (при выполнении последними некоторых задач), а также для обеспечения пакистанских ВВС легким истребителем. Однако Пакистан продолжает задерживать заказ на производство и предоставляет для разработки лишь часть финансирования. Уклончивость Пакистана ставит под вопрос в отношении сроков разработки проекта.
Возможно, что некоторыми в командовании китайских ВВС легкий истребитель FC-1 рассматривается в качестве запасного варианта на случай неудачи с F-10.
Программы создания истребителей F-10 и FC-1 указывают на ключевые проблемы авиастроительной промышленности КНР. В аэродинамических расчетах, разработке многорежимных импульсных допплеровских радаров и военных турбореактивных двухконтурных двигателей Китай отстает от остальных крупных стран.
Что касается радаров, то здесь за поставки Китаю идет борьба между итальянскими, российскими, британскими и (относительно недавно) французскими компаниями, тогда как в области силовых установок рассматриваются двигатели французского, российского и британского происхождения.
С конца 1970-х годов Великобритания в ограниченных количествах поставляла Китаю двигатели Rolls-Royce Spey 202, в то время как китайцы проявили интерес к Turbo-Union RB.199, в котором партнером является компания Rolls-Royce. Совсем недавно Китай также начал изучать вопрос приобретения двигателей Snecma M88 (устанавливаются на Dassault Rafale) в качестве потенциальной силовой установки своего перспективного боевого самолета.
Российским предложением для китайских ВВС являются двигатели Klimov RD-33 и их варианты, а также силовые установки ОАО «А. Люлька – Сатурн». FC-1 в варианте для китайских ВВС должен оснащаться двигателями Klimov RD-93, являющимися дальнейшим развитием устанавливаемых на MiG-29 Fulcrum двухконтурных двигателей RD-33.
Чтобы поддержать программу создания FB-7 китайцы недавно обратились к компании Rolls-Royce с просьбой восстановить по крайней мере несколько из пятидесяти поставленных двигателей Spey. Первоначально FB-7 позиционировался в качестве ударного самолета для ВВС и ВМС Китая, однако в настоящий момент командование ВВС скорее всего потеряло интерес к этой затянувшейся программе.
Если российское правительство одобрит продажу Китаю двухместный ударный многоцелевой вариант «двадцать седьмого», то командование ВВС КНР может предпочесть вариант российскую машину производству FB-7.
Первый прототип FB-7 совершил свой первый полет еще в 1988 году, и в настоящий момент по меньшей мере два самолета проходят оценочные испытания в составе подразделений авиации ВМС КНР. Были высказаны предположения, что самолеты данного типа могут быть предложены Ирану.
Сообщения о программе FB-7 остаются крайне скудными, причем опубликовано лишь немного технической информации. Например, неизвестно какой радар должен будет устанавливаться на серийных машинах.
На недавно опубликованных снимках самолетов, проходящих испытания в составе авиационных подразделений ВМС КНР, показана подвеска под крылом противокорабельных ракет YJ-1 (C-801) и на законцовках крыла ракет воздух-воздух малой дальности с инфракрасными головками самонаведения (ИК ГСН) PL-5.
Если военно-воздушные силы Китая потенциально имеют двух претендентов на роль тактического ударного самолета – FB-7 и вариант Su-30, – то выбор выглядит значительно более ограниченным, когда речь заходит о замене стратегических бомбардировщиков.
Пока остается неясным: есть ли у командования ВВС КНР амбиции заменить почтенные Xian B-6, представляющие собой изготовленные по лицензии вариации советского TupolevTu-16 Badger, на самолет подобного класса или же возможной заменой B-6 станет вариант «двадцать седьмого».
Ядерный удар
Несмотря на устарелость бомбардировщиков B-6 в составе ВВС КНР остаются около 120 самолетов данного типа, которые обеспечивают Китаю возможность нанесения ядерных ударов. Двухмоторные бомбардировщики используются китайскими ВВС в качестве средства доставки для своих свободнопадающих ядерных бомб.
В целях замены устаревших Xian B-6 Китай в 1993 году обратился к России с просьбой о продаже бомбардировщиков Tupolev Tu-22M3 Backfire. В это же самое время топ-менеджмент ОАО «АНТК имени А. Н. Туполева» (в тексте статьи Tupolev) сообщало, что российское правительство изучает свою позицию относительно экспорта «двадцать вторых» в Китай.
Можно только предположить, что, учитывая возможности бомбардировщиков Tu-22M3, российское правительство сочло нужным не продавать самолеты Китаю. Еще предстоит выяснить: может ли позиция Москвы измениться. Однако, учитывая сохраняющуюся озабоченность в России относительно поставок Китаю определенных классов современных вооружений, есть основания полагать, что в ближайшей перспективе продажа бомбардировщиков Tu-22M3 представляется маловероятной.
Еще одной важной строкой закупок китайских ВВС являются крупные самолеты, что объясняется исключительной потребностью в самолетах ДРЛО. Командование ВВС КНР, равно как и аналитики военно-воздушных сил других стран, несомненно, потратило много времени и сил, задаваясь вопросом: какие уроки следует извлечь из войны в Персидском заливе 1991 года. Опыт войны показал возросшую роль самолетов ДРЛО в координации оборонительных и наступательных воздушных операций.
В то время как Россия предлагает вариант своего самолета ДРЛО Beriev A-50, китайские ВВС, похоже, рассматривают только предложения компаний GEC-Marconi, представляющую систему Argus, и IAI с вариантом своей системы Phalcon.
Точная взаимосвязь между израильским и британским проектами остается неясной. Первоначально в качестве решения, близкого к среднесрочному, командование китайских ВВС рассматривало предложение GEC Argus, в основу которого был заложен радар с двумя двухчастотными антеннами по схеме Кассегрена от неудачного British Aerospace Nimrod AEW.3. Предложение IAI Phalcon возможно рассматривалось как удовлетворяющее долгосрочным новым требованиям.
Однако переговоры с GEC были достаточно длительными, чтобы заставить два проекта конкурировать друг с другом.
Россия, которая потерпела неудачу с попыткой поставить Китаю свои Beriev A-50, первоначально препятствовала IAI получить данные о планере самолета Ilyushin Il-76. Однако позднее, когда того как стало ясно, что Китай не желает навязываемого ему A-50, смягчила свою позицию и согласилась, что ТАНТК имени Г. М. Бериева (в тексте статьи Beriev) сможет сотрудничать в рамках израильской программы. Предполагается, что работы по модификации Il-76 продолжаются.
Получение доступа к Il-76
Считается, что GEC уже получила доступ к закупленным для китайских ВВС военно-транспортным самолетам Il-76. Это стало возможным благодаря тому, что для конструкции GEC не требуется ни фиксированной надфюзеляжной антенной установки, ни вращающегося купола обтекателя радиолокационной антенны. Вместо этого в носовой и хвостовой частях фюзеляжа монтируются антенны РЛС, покрытые диэлектрическими обтекателями.
Не следует недооценивать важность стремления китайских ВВС получить самолеты ДРЛО. Без использования потенциала самолетов дальнего радиолокационного обнаружения ВВС КНР имеют ограниченные возможности при проведении как наступательных, так и оборонительных воздушных операций.
Несмотря на то, что курс на модернизацию, принятый командованием ВВС КНР, всем очевиден, остается под вопросом насколько успешным будет достижение этой цели и в течение какого интервала времени.
Хотя Китай инициировал ряд программ закупки, которые должны удовлетворить все потребности ВВС, одна их часть является спорной, а другая остается излишне амбициозной.
Определение типов боевых самолетов, которые отвечают новым требованиям к военной авиации, остаются лишь частью, хотя и важным элементом, формирования военно-воздушных сил, способных эффективно осуществлять комплексные операции.
Помимо этого военно-воздушные силы должны заниматься развитием необходимой инфраструктуры оперативного управления и подготовкой летного и наземного персонала для того, чтобы наиболее полно использовать возможности разрабатываемых и закупаемых в настоящее время типов боевых самолетов. Если этого не произойдет, то, перефразируя слова председателя Мао, китайские ВВС останутся бумажным тигром.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Неправильное оружие
Программы китайских ВВС, направленные на приобретение управляемого вооружения, являются отражением местных проектов управляемого оружия авиационного базирования с их изобилием и неторопливыми темпами развития.
Как и в случае с боевыми самолетами, оснащение китайскими ВВС управляемого оружия авиационного базирования происходит за счет лицензионного и нелицензионного копирования западных образцов, а также за счет развития собственных программ.
В течение значительного периода времени китайские военно-воздушные силы старались получить ракеты воздух-воздух средней дальности, но пока нет никаких признаков того, что в Китае развернуто производство ракет хотя бы с полуактивными РЛ ГСН.
Программа разработки ракеты воздух-воздух с полуактивной РЛ ГСН PL-10 осуществляется по крайней мере с начала 1980-х годов. Скорее всего она вряд ли будет иметь большое будущее, поскольку заменена программой PL-11. Данная программа возникла благодаря возникшим во второй половине 1980-х годов связям с итальянской компанией Alenia и организации лицензионного производства ракет Aspide. Остракизм, которым страны запада подвергли Китай за события 1989 года на площади Тяньаньмэнь, включал в себя прекращение сделки по ракете Aspide.
Однако военно-воздушные силы КНР под видом PL-11 продолжают поддерживать разработку копии ракеты Aspide. Возможно данный проект будет адаптирован под размещение активной РЛ ГСН, которая потенциально может быть создана на базе российской разработки AGAT.
Учитывая, что китайские ВВС уже получили ракеты средней дальности Vympel R-27 (AA-10 Alamo) в качестве основного вооружения своих истребителей Sukhoi Su-27 и поскольку эти ракеты предлагаются в качестве основного вооружения для модернизируемых истребителей F-8IIM, то будущее программы PL-11 остается под вопросом. Также ожидается, что китайские ВВС будут закупать экспортный вариант ракеты Vympel R-77 (AA-12 Adder) с активной РЛ ГСН. Что касается ракет воздух-воздух малой дальности, то в Китае имеются копии западных ракет: американских AIM-9 и французских Matra Magic.
Также Китай в конце 1980-х годов закупил в Израиле несколько тысяч ракет Rafael Python 3, и теперь рассматривает возможность покупки ракет Python 4. В свою очередь ГосМКБ «Вымпел» (в тексте статьи Vympel) предлагает K-74ME – модернизированный вариант ракеты R-73 (AA-11 Archer). Первоначально ракеты R-73 поставлялись в рамках сделки по истребителям Su-27.
Также имеются указания на то, что в Китае пытаются самостоятельно разработать ракету воздух-воздух малой дальности с ИК ГСН. Однако учитывая недавний опыт Китая в области создания управляемого вооружения будущее этого проекта должно оставаться под вопросом.
источник: DOUGLAS BARRIE «Cultural revolution. The Chinese air force struggles on with its long march to modernity» «FLIGHT INTERNATIONAL» 8 — 14 October 1997, стр.34-37